Прекратите клепать базы данных

в 22:07, , рубрики: sql, клиент, микроменеджмент, обработка данных, сервер

В жизни каждого инженера‑фронтендера наступает момент, когда осознаёшь: далее не обойтись без кэширования данных из API. Всё может начаться с самых невинных вещей: сохраняем предыдущую страницу с данными, чтобы кнопка «Назад» срабатывала мгновенно; реализуем простенькую логику отмены действия или обеспечиваем слияние нескольких состояний от различных запросов к API. Но все мы знаем, чем такое кончается. Один за другим возникают запросы на новые фичи, и вскоре мы уже не покладая рук реализуем кэши данных, индексы для работы вручную, оптимистические мутации и рекурсивную инвалидацию кэша.

Эти фичи явственно смахивают на внутренние механизмы баз данных. Действительно, в любом достаточно сложном клиентском приложении программисту непременно придётся реализовывать такое множество фич для управления данными, что эта работа будет напоминать построение предметно‑ориентированной базы данных. Такая дополнительная сложность удваивается в каждом проекте, над которым мы работаем, поэтому приходится тратить время на решение бизнес‑проблем, а радовать пользователя — уже как успеем.

Поэтому сегодня предлагаю вам составить мне компанию — и мы вместе рассмотрим распространённые паттерны работы с данными приложений, а также разберёмся, как они соотносятся с фичами баз данных. Далее мы рассмотрим решения, которые могли бы стать альтернативами этим паттернам — например, как сделать в клиентской части оптимизированный стек базы данных, который позволил бы нам сосредоточиться на разработке приложения, а не на мелкой возне с данными.

Добро пожаловать в мир эпизодического программирования баз данных.

Простенький кэш

Наше путешествие начнётся максимально скучным образом. Отправляем запрос от API на сервер и сохраняем его в локальной переменной. Потребность поступить так может возникнуть по целому ряду причин, но вот вам хороший пример: допустим, нужно как‑то обогнуть декларативные механизмы повторного отображения. Во многих современных веб‑приложениях используются декларативные фреймворки, например React, которые в силу самого своего внутреннего устройства по три раза отображают одни и те же рисунки, пока пользователь работает со страницей. Конечно же, нам не хочется выполнять запрос к API при каждой такой операции рендеринга — поэтому забрасываем эти данные в переменную. Вот пример с использованием React‑хуков:

const Newsfeed = () => {
  const [{ loading, entries, error }, setEntries] = useState({
    loading: true,
    entries: [],
    error: null,
  });

  useEffect(() => {
    NewsfeedAPI.getAll()
      .then((entries) => setEntries({entries }))
      .catch((error) => setEntries({ error }));
  }, []);

  // отобразить загрузку, записи и состояния ошибок
  return <div>...</div>;
};

Для большей ясности этот пример упрощён. Лучше так не делайте, а пользуйтесь проверенными в боях библиотеками API, либо продолжайте штудировать источники о базах данных, оптимизированных для работы с клиентской частью! 🙂

В данном примере видим простейший кэш запросов к API, где запросы сохраняются при помощи хуков состояния, предоставляемых в React. Как только запрос к API завершается, мы кэшируем его результат (или ошибку), до тех пор, пока компонент не будет удалён и повторно добавлен в дерево.

Естественно, вскоре нам захочется добавить дополнительные возможности. Как правило, следующий шаг таков: кэш «поднимают» на вышестоящий уровень либо вообще выводят за пределы дерева UI.

Один из примеров такого подхода связан с использованием Redux, популярной библиотеки управления состоянием для React. Сущность Redux такова: при помощи этого инструмента пользователи могут консолидировать состояние и постепенно координировать атомарные изменения, вносимые в это состояние. Но со временем Redux развился в целую экосистему инструментов и паттернов, при помощи которых удобно управлять кэшированием данных API. Redux (или схожие инструменты) используются таким образом для централизации логики кэширования, координации обновлений и, что наиболее важно, чтобы различные компоненты могли совместно использовать различные результаты, хранящиеся в кэше.

По мере того, как наш скромный уровень кэширования усложняется и усложняется, он начинает менять облик: теперь это централизованная система хранения данных, координирующая работу рендерингового движка и действий пользователя, всё это — для эффективного выпаса данных. Можно сказать, что эта система начинает чем‑то напоминать базу данных…

Но это же безумие. Давайте лучше поговорим об индексах.

Как ускорить работу при помощи индексов

Когда около двадцати лет назад я впервые взялся за разработку веб‑приложений, я сразу же прикипел к подлинной красоте структурированных данных. Если данные в приложении организованы определённым образом, то само приложение может обходиться меньшим объёмом работы, в результате чего пользователю становится гораздо удобнее с ним обращаться. На тот момент мои взаимодействия с информацией, хранившейся в серверной части, абстрагировались при помощи баз данных. Именно базы данных позволяли относиться к индексам как к какому‑то волшебному порошку, которым мы спрыскиваем запросы, чтобы они летали. Так и было до тех пор, пока я не поступил на работу в SingleStore (бывшая MemSQL); там я обнаружил, как же сильно оптимизация данных в клиентской части напоминает работу с внутренностями обычной базы данных. Здесь отметим, что индексы в базах данных устроены очень сложно, и работа с ними не ограничивается всего лишь «хранением данных в каждой по‑своему». В индексе также собирается статистика, версионируются данные, происходит управление транзакциями, блокировками и многими другими вещами, чтобы обеспечить корректность и правильную интероперабельность с оптимизацией запросов. Так что, да, немного похоже на волшебный порошок.

Один из вариантов оптимизации, оказывающийся довольно результативным в клиентской части — сохранить взятые с сервера кэшированные данные в объекте, ключом которого служит ID. Такая ситуация зачастую возникает в силу самой структуры, которую имеет базовый API. Например, если в приложении используется REST API, нам часто приходится считывать данные целыми пакетами, а затем по мере необходимости обогащать конкретные объекты. Для этого требуется постоянное слияние результатов API в кэш, а такие операции пойдут проще, если объекты будут храниться по ID. Давайте рассмотрим кэш такого рода на примере:

const CACHE = {
  "f3ac87": {
    id: "f3ac87",
    author: "@carlsverre",
    title: "stop building databases",
    description: "There comes a time in every software engineers life...",
    createdAt: new Date(),
  },
  /*
  "a281f0": { ... },
  "2f9f6c": { ... },
  ...
  */
};

// извлечение по ID
console.log(CACHE["f3ac87"]);

// обновление по ID
CACHE["f3ac87"].title = "everyone is a database programmer";

В вышеприведённом примере мы индексируем записи по ID в простом объекте JavaScript. Поскольку данные имеют такой «контур», мы оптимизируем систему для создания, чтения, обновления и удаления записей по их ID. Но каждая операция, при которой требуется просматривать множество данных (например фильтрация), означает, что проверить нужно каждую запись. Давайте улучшим эту структуру данных, чтобы можно было быстро подыскивать записи по дате:

const truncateTime = (date) => {
  const clone = new Date(date);
  clone.setHours(0, 0, 0, 0);
  return clone;
};

const ENTRIES_BY_DATE = Object.groupBy(
  Object.values(CACHE),
  (e) => truncateTime(e.createdAt),
);

// фильтрация по дате == сегодня
console.log(ENTRIES_BY_DATE[truncateTime(new Date())]);

В этом (втором) примере создаётся простейший индекс, где отслеживается та часть каждой записи в поле createdAt, где указан год/месяц/день. На самом деле, для этого сгодились бы разные структуры данных. Такой подход весьма легко применим в JS, но не слишком гибок. Например, если запрашивать целый диапазон данных, то без множественных обращений к ним не обойтись. Потенциально выигрышной структурой данных здесь представляется массив записей, отсортированных по дате, в сочетании с более сложной логикой запросов и обновления.

Итак, теперь у нас на фронтенде появилась возможность быстро искать записи, которые были опубликованы в указанную дату — но в обмен на эту возможность нам придётся поддерживать согласованность между двумя структурами данных: CACHE и ENTRIES_BY_DATE.

Рассмотрим, что же произойдёт, если мы начнём одновременно управлять несколькими такими индексами, и для каждого потребуется собственная логика сборки, обновления и выполнения запросов. Проверка корректности быстро становится ощутимым бременем на этапе тестирования и ревью кода. Если мы забудем как следует удалить или обновить запись в одном индексе, из‑за этого возникнут сложноуловимые баги. Вскоре окажется, что мы тратим больше времени на выстраивание инфраструктуры для управления всей этой сложностью, чем на развитие новых фич в приложении. Приходит время — и мы осознаём, что на самом деле мы выстраиваем базу данных.

Причём на кэшировании и индексировании данных наш путь не заканчивается! Независимо от обстоятельств, кто‑нибудь да заметит, что, опираясь на оптимистические мутации таких структур данных, можно добиться гораздо более удобного взаимодействия с сайтом.

Мутации в стиле «наполовину полного стакана»

Что же собой представляют оптимистические мутации? В принципе, их идея такова: сымитировать эффект некоторой операции на локальной машине, прежде чем сервер успеет ответить. Действуя так, можно создавать такие пользовательские интерфейсы, которые, как кажется, откликаются мгновенно, и задержка при передаче данных по сети в таком случае «устраняется». Разумеется, за это приходится платить: если серверу вздумается сделать что‑либо незапланированное (или если возникнет ошибка), то UI может потребоваться «откатить» это изменение, а пользователю подсказать, что требуется исправить проблемы. Исходя из того, что наш UI хорошо прогнозирует, что придёт с сервера (то есть, ошибки будут обрабатываться на стороне клиента, а логика клиента и сервера будет строго синхронизирована), оптимистические мутации могут стать мощным инструментом в арсенале фронтенд‑разработчика. Кроме того, это отличный способ прокачать навыки проектирования баз данных!

Давайте подробно разберём, как устроены оптимистичные мутации, и какие новые вызовы они перед нами ставят:

Прекратите клепать базы данных - 1

На вышеприведённой схеме прослеживается такой путь оптимистического обновления:

  1. UI выдаёт операцию записи. В данном случае UI пытается обновить некоторый фрагмент данных.

  2. Данное обновление оптимистически применяется к локальному кэшу — то есть делается допущение, что сервер в итоге одобрит это решение. В таком случае UI может сразу же повторно отобразить новое состояние.

  3. Операция обновления асинхронно отправляется на сервер.

  4. Наконец, сервер присылает в ответ результат обновления, который вливается в локальный кэш, затирая при этом более раннее оптимистическое обновление. В результате UI может повторно отобразиться (если это необходимо) и (остаётся надеяться) система остаётся в согласованном состоянии.

Чтобы гарантировать, что в рамках данного процесса будет поддерживаться согласованность, серверу приходится решить ряд проблем. Во‑первых, необходимо продублировать логику между клиентом и сервером, чтобы можно было оптимистично спрогнозировать результат. Далее каждую мутацию, выполняемую на лету, необходимо отслеживать — так можно справиться с асинхронными ошибками или разногласиями на сервере. Наконец, чтобы обеспечить пользователю максимальное удобство работы с интерфейсом, оптимистический участок кэша даже должен быть сделан достаточно долговечным, чтобы мы успевали согласовывать изменения, возникающие после перезапуска приложения. Для решения каждой из этих задач приходится дорого расплачиваться как рабочим временем программиста, так и временем, затрачиваемым на проверку корректности. Опять же, оказывается, что мы углубляемся в микроменеджмент данными, а не делаем для пользователей новые выдающиеся фичи.

Но эти проблемы блекнут в сравнении с той, к которой я хочу обратиться далее: это рекурсивная инвалидация кэша.

Рекурсивная инвалидация кэша

В любом достаточно высоконагруженном приложении некоторые компоненты данных будут неоднократно всплывать сразу во многих местах кэша:

const CACHE = {
  projects: {
    1: { id: 1, name: "build a spaceship", progress: 0.5, numTasks: 10 },
    2: { id: 2, name: "to the moon", progress: 0.0, numTasks: 10 },
    // ...
  },
  tasks: {
    1: { id: 1, project: 1, name: "finish hull design", status: "pending" },
    9: { id: 9, project: 1, name: "order bolts", status: "pending" },
    // ...
  },
  users: {
    1: { id: 1, name: "Carl", assignedTasks: [1] },
    2: { id: 2, name: "ChatGPT", assignedTasks: [9] },
  },
};

В вышеприведённом примере мы кэшируем проекты, задачи и пользователей, занятых важной космической миссией. Так бывает: некоторые строят космические корабли. Некоторые пишут веб‑приложения. Некоторые создают веб‑приложение так, как будто это космический корабль. 🚀 Давайте обрисуем, что требуется сделать по завершении задачи для того, чтобы содержащийся на сервере кэш остался в согласованном состоянии:

Прекратите клепать базы данных - 2

Нам нужно проделать такие шаги:

  1. Мы информируем сервер о том, что задача завершена.

  2. Обновляем проект, так как степень его прогресса изменилась.

  3. Готовность 60%! Теперь давайте проверим, присвоены ли новые задачи.

  4. Чёрт возьми, работы ещё полно. Давайте посмотрим, в чём заключается новая задача.

В данном примере UI приходится сделать несколько оборотов после обновления; это делается, чтобы корректно инвалидировать все части кэша, которые потенциально могли измениться. Правда, определённо можно было бы создать и более сложный API, сокращающий эту многоходовку до одноходовки. В частности, данная проблема может решаться при помощи GraphQL, хотя, конечно, и это не идеальный вариант. В конечном итоге, из‑за такого подхода API или клиентская логика плотно зацепляется с нижележащей моделью данных. Давайте рассмотрим две причины, по которым это может быть плохо:

Во‑первых, здесь требуется, чтобы UI знал, какая часть кэша релевантна при каждой мутации. При увеличении масштабов такая конструкция может стать очень хрупкой, поскольку отношения и агрегации могут сказываться на многих участках локального кэша. Кроме того, по мере увеличения команды разработчиков эти проблемы могут перехлёстывать границы команд; ситуация может напоминать работу с мутабельными глобальными переменными в больших программных проектах.

Во‑вторых, в сочетании с оптимистическими мутациями становится гораздо сложнее воспроизводить серверную логику на стороне клиента с целью прогнозировать те изменения, которые произойдут на сервере. Например, в данном случае можно оптимистически забрать задачу 1 у пользователя 1 и нарастить прогресс, высчитав новое соотношение (можно работать с общим количеством задач). Обучая наши приложения прогнозировать эти вложенные изменения на локальной машине, клиент, естественно, всё в большей и большей степени дублирует стек серверной части.

Значит, мы делаем базы данных?

В любом достаточно сложном фронтендовом приложении программисту неизбежно приходится реализовывать настолько много фич для управления данными, что на выходе получается, фактически, предметно‑ориентированная база данных. Эта добавленная сложность дублируется в каждом из проектов, над которыми нам приходится работать. Приходится решать проблемы с бизнес‑логикой, а не создавать фичи, интересующие пользователей. Моя цель в данном случае — подсветить эти паттерны, к которым все мы привыкли, а затем спросить: где тот фронтендовый стек с оптимизированной базой данных, которого мы заслуживаем?

Я устал ждать — поэтому взялся решать эту проблему в лоб. Написал софт, который назвал SQLSync. SQLSync — это оптимизированный под фронтенд стек базы данных, построенный поверх базы данных SQLite. Возможно, SQLite — не самая распространённая база данных по количеству развёрнутых инстансов, но в топ‑пять наиболее часто развёртываемых софтверных модулей она входит по любой классификации. Кроме того, в моём инструменте есть движок синхронизации, идея которого почерпнута из Git и распределённых систем. Стек спроектирован таким образом, чтобы он бесшовно интегрировался с наиболее популярными фреймворками для клиентской части, в том числе, с React, Vue и Next.js. Цель SQLSync — решать наиболее сложные проблемы, связанные с управлением данными, чтобы разработчик в это время мог сосредоточиться именно на тех деталях приложения, благодаря которым оно приобретает уникальность.

В качестве демонстрационного примера, показывающего, на что способна SQLSync, предлагаю посмотреть это приложение для планирования задач. Весь уровень данных реализован в 60 строках Rust и в паре SQL‑запросов, рассеянных по разным компонентам. SQLSync даёт нам долговечный кэш, полный набор возможностей SQLite (индексы, ограничения, триггеры, оптимизацию запросов), оптимистические мутации, умную инвалидацию кэша и реактивные запросы.

Давайте коротко, но более углублённо рассмотрим, как в случае с SQLSync решается каждая из рассмотренных выше проблем по управлению данными.

SQLSync локально хранит данные в одной или нескольких базах данных SQLite. В данном случае мы гарантированно получаем долговечный кэш, который по устройству очень похож на те базы данных, которые мы используем на бэкенде. Но это долговечный кэш с суперспособностями!

Во‑первых, создавать индексы очень легко, и эти индексы автоматически синхронизируются с данными. Точно как и на бэкенде, эти индексы могут автоматически использоваться в базе данных для ускорения запросов.

Но индексами дело не ограничивается! SQLite также наделяет нас всей силой языка SQL, на котором не составляет труда выражать сложные запросы, направляемые к нашим данным, а также делать триггеры, внешние ключи, ограничения и такие расширения как полнотекстовый поиск.

Сверх всего этого SQLSync прямо из коробки предоставляет механизм оптимистических мутаций. Это делается путём обработки мутаций в редьюсере, подобно тому, как это делается в Redux. Редьюсер можно написать на любом языке, пригодном для оптимистической работы на клиенте и допускающем дальнейшую компиляцию в WebAssembly. При помощи такого редьюсера SQLSync может оптимистически выполнять мутации на клиенте, а затем выполнять их на сервере в глобально согласованном порядке. Наконец, на клиенте выполняется операция, подобная Git Rebase — это делается для синхронизации клиента с сервером. Подробнее о том, как работает SQLSync, рассказано в лекции автора, прочитанной на конференции WasmCon 2023.

Одно из достоинств архитектуры SQLSync заключается в том, что в ней исчезает необходимость в рекурсивной инвалидации кэша. Написав всю логику мутации данных в редьюсере, можно легко организовать совместное использование этой логики сразу на клиенте и на сервере. Все изменения, вносимые в процессе мутации, автоматически становятся видны. Лучше того, благодаря синхронизации, устроенной по принципу «Git Rebase», при таком подходе на сервере можно выполнять иные изменения, нежели на клиенте — и при этом будет гарантировано, что клиент придёт к тому же согласованному результату, что и сервер. Благодаря этой мощной возможности разработчики могут вообще не забивать голову микроменеджментом данных.

Давайте общаться!

Я разрабатываю SQLSync, так как хочу упростить построение клиентских приложений, причём, так, чтобы нам не приходилось из раза в раз изобретать велосипед. Если наши с вами взгляды на будущее совпадают, не откажите в звёздочке для SQLSync на Github, присоединяйтесь к нашему каналу в discord или напишите мне. Хотелось бы услышать, как, на ваш взгляд, выглядит идеальная база данных, и как вам тот подход, при помощи которого описанные задачи решаются в SQLSync.

Прежние проекты

Тема использования базы данных (или методов базы данных) в клиентской части стека сегодня популярна. Я хотел бы подчеркнуть несколько конкретных статей, которые показались мне проницательными и важными.

Riffle

В эссе Riffle «Building data‑centric apps with a reactive relational database» авторы исследуют такую идею: что если хранить в единственной реактивной базе данных всё состояние, в том числе, состояние UI. В числе ключевых идей, которые вдохновили меня на написание этого поста, а также отразились в разработке SQLSync, такие:

  • Реактивные запросы обеспечивают чёткое представление о системе, а также хорошо сочетаются с такими декларативными инструментами, как React;

  • Решение технических проблем в разработке клиентских приложений на основе таких идей, которые зародились в сообществе разработчиков баз данных;

  • Почему полезно моделировать состояние при помощи реляционной модели данных и реальных индексов.

Instant.db

Степан, автор Instant.db, написал две изумительные статьи о базах данных в браузере.

Настоятельно рекомендую прочитать обе, так как в них затронуты многие из тех самых проблем, что и в этом посте, но больше внимания уделяется отношению между клиентским и серверным стеком. В конечном итоге, Степан чётко описывает мотивацию, которая привела к созданию Instant.db — графовой альтернативы Firebase.

CR-SQLite

CR‑SQLite от Мэтта Уонлоу — это расширение для SQLite, в котором используются бесконфликтные реплицируемые типы данных (CRDT) и причинно упорядоченные логи событий, поддерживающие согласованное слияние данных. Благодаря такому решению пиринговые приложения могут совместно хранить и обрабатывать данные в SQLite, и для этого не требуется центральный координатор. Кроме того, этот проект — захватывающий пример того, как можно гонять SQLite в браузере.

Кроме того, Мэтт исследует смежные идеи, например, инкрементные вычисления и упрощение работы с SQL при помощи typed‑sql. В целом, творческий импульс Мэтта вдохновляет, и я рекомендую вам познакомиться с теми проектами, над которыми он работает.

Автор:
Sivchenko_translate

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js