Кандидатская диссертация. Инструкция по корчеванию научных пней. Часть 1

в 4:16, , рубрики: диссертация, обучение, Учебный процесс в IT, метки: ,

Кандидатская диссертация. Инструкция по корчеванию научных пней. Часть 1

Спасибо тем Хабра-пользователям, которые создали посты, являющиеся путеводителями в этом нелегком деле! Выражаю уважение тем, кто прошел через все трудности, связанные с написанием диссертации и получил-таки долгожданную корочку и самоудовлетворение.

Как показывает практика, большинство людей (увы!) бросают свои диссертации, не дойдя до защиты. Почему так происходит?

Всем известно, что диссертация — процесс очень трудоемкий и отнимает огромное количество свободного времени. А также порой очень трудно себя заставлять заниматься диссертацией. Потому что кандидат наук автоматически сверхуспешным человеком не становится. Диссертацию еще необходимо реализовать. А еще диссертацию писать трудно, потому что…
Впрочем, все вышеописанное Вам хорошо известно, и об этом ни раз было написано на Хабре.
В этом посте не будет инструкций о том, как выбирать тему диссертации, расставлять приоритеты. Здесь не будет советов о том, как организовать первый, второй, третий и прочие годы обучения…

А будет перечень проблем и опасностей, возникающих на пути соискателя (будем их называть пнями, чтобы было не так печально читать). К перечню прилагаются практические советы о том, как избежать этих опасностей и решить возникающие проблемы. Хочу поделиться с Вами своим успешным опытом и опытом своих друзей. В части №1 расскажу о корчевании пней на раннем этапе написания диссертации.

Научный пень №1: мой научный руководитель способен поставить актуальную научную задачу

Опасность заключается в том, что выбор научного руководителя — это акт большого доверия. Вам приходится верить в то, что научный руководитель прекрасно понимает научные тенденции и наперед знает, какая тема научного исследования будет актуальной. Если все это действительно так — Вам очень повезло, и удача — ваша черта характера! Однако…

Задайте себе такие вопросы: почему Вы считаете, что ваш научный руководитель знает актуальные научные тенденции? С чего вы решили, что он способен предугадать, что случится через 3 года после того, как Ваша научная задача будет решена и представлена к защите? Почему Вы вообще ему доверяете?

Дело в том, что Ваш научный руководитель — человек, поэтому может ошибаться. И ошибаться он может очень сильно. Например?

  • Поставить задачу, решить которую за 3 года не представляется возможным Почему Вы решили, что он является первоклассным менеджером, и способен предугадать все на свете?.. Что в результате? Вы потратите уйму времени, и в конце концов поймете, что законченного научного труда у Вас не получается. Поле оказалось уж слишком непаханным...
  • Поставить задачу, которой уже кто-то активно занимается. Научный руководитель может просто об этом не знать. Что в результате? Вы с радостью узнаете, что некто защищает диссертацию на тему, очень близкую с Вашей, и часть вашей научной новизны теряет свою ценность. То есть окажется, что Вас просто опередили. Вы — не первый, а первенство в нашем мире имеет поистине колоссальное значение.
  • Поставить задачу, которая на самом деле никакой научной новизны в себе не заключает. Вы проводите обзор литературы (на что можно потратить от полугода и болье), и к большому разочарованию понимаете, что «все уже сделано до Вас».

Неудачных последствий неправильного выбора темы диссертации очень много, не стану их все перечислять. Вот практические советы по корчеванию пня мой научный руководитель способен поставить актуальную научную задачу:

  • Как можно раньше проведите обзор… научных руководителей. Вы должны иметь реальную информацию о том, что у этого научного руководителя очень много защитившихся аспирантов. Причем не так: да, я выяснил: их было очень много, однако с тех пор прошло 5 лет.. Все меняется, и очень интенсивно. Идеальный вариант: пообщаться с несколькими(!) аспирантами, успешно защитившимися под руководством рассматриваемого вами научного руководителя. Пусть даже это будет всего один защитившийся, но «очень свежий» (например, 1 год назад).
  • Как можно раньше начните общаться с различными кандидатурами научных руководителей. Отмечайте их научную активность. Как часто они выступают на конференциях и публикуют статьи. Если такая публичная деятельность прямо-таки «кипит» — то это большой плюс в пользу того, что такому человеку можно довериться. Не поленитесь, и обязательно посетите несколько конференций с участием этого научного руководителя. Оцените, насколько активно он выступает, как много ему задают вопросов. Оцените также участие самого научного руководителя. Если активно слушает доклады и задает вопросы докладчикам, то это еще один огромный плюс.
  • Если процедура выступления выглядит нудно-формальной, то это опасный знак и большой минус научному руководителю.
  • Оцените значимость научного руководителя. На конференциях с его участием обращайте пристальное внимание на других людей. Как радушно они встречают научного руководителя? (особенно, председатель научной конференции). Дискутирует ли научный руководитель с другими участниками на перерывах между докладами и на кофе-брейках. Одним словом — «кипит» ли наука вокруг него? Если да, то вся эта научная «кипучесть» перебросится и на вас, и все будет ок.
  • Как можно раньше начинайте вариться в той области, в которой вы хотите написать диссертацию. Непрерывно читайте научные журналы, посещайте как можно больше научных конференций и… не стесняйтесь задавать следующий хитрый вопрос докладчикам: «Это тема вашей диссертации?». Не перекладывайте ответственность за постановку актуальной задачи на научного руководителя! Вы тоже должны чувствовать и критично оценивать эту актуальность. И вы можете это делать!

Научный пень №2: можно повременить с обзором литературы

Опасность этого действия следует из предыдущего пня: доверяете научному руководителю и «перекладываете» всю ответственность за актуальность на него. Ответственность-то переложена, но вот горевать о потраченных впустую годах придется не только ему…
Нередко аспиранты пишут обзор литературы на последнем году обучения. Или же делают поверхностный обзор, не вдаваясь в детали. Многие говорят: зачем сейчас обзор? Научный руководитель уже сказал, что «это актуально». Это большой риск! Почему? Было описано в предыдущем пне.

Советы:

  • Как можно скорее начните делать обзор литературы! Вполне реально меньше чем за полгода справиться с этой тягомотной и порой неинтересной задачей. Чем больше литературы Вы изучили, тем меньше Вам приходится принимать на веру от вашего научного руководителя.
  • Читайте только введение и заключение. Смотрите картинки. Этого достаточно для понимания сути статьи и ее научной значимости. Если попадается что-то спорное, то можно залезть и в содержание. Но не увлекайтесь этим — можно увязнуть. Каждый день с незаконченным обзором на горбу — это день слепого доверия научному руководителю.

Научный пень №3: у меня впереди еще целых 3(!) года
В тяготы и неприятности диссертационного исследования Вы еще самостоятельно не погрузились. Пусть Вам со всех сторон рассказывают об этих тяготах. Все равно, пока сами не влезете, не поймете всю сложность этого процесса. Поэтому и возникает иллюзия обилия свободного времени. Чувствуется радость от того, что вы стоите на пороге чего-то нового и интересного. Вы с удовольствием и со смаком ведете неторопливые научные беседы. Вы еще не перестроились на этот адский темп работа-дисер-работа-дисер-работа-дисер… Потому что такая перестройка требует времени.

И вот она опасность: вы теряете время, потому что еще не погрузились с головой в процесс диссертационного исследования. И вот что обидно — этого-то времени вам может не хватить под самый конец, когда будете сломя голову носиться с документами для диссертационного совета (об этом позже).
Времени у вас нет! Диссертацию нужно было уже написать вчера! И вот почему:

  • Актуальность темы диссертации убывает с каждым днем. Люди вокруг бодрствуют, совершают научные исследования, полны амбиций. С каждым новым их достижением теряется актуальность темы, которую вы выбрали.
  • Стареет ваш научный руководитель! Не редкость, когда научные руководители — люди почтенные и в возрасте. А такие и в больницу могут лечь в самый неподходящий для вас момент.
  • Изменяется ситуация в стране! Диссертационные советы закрывают, идут изменения в ВАК, выходят новые постановления по защитам диссертаций (как правило, они значительно ужесточают процесс). Диссертационный совет могут закрыть перед самым вашим носом! Это достаточно частый случай! Пойдете в другой совет? То есть придете как человек с улицы и попроситесь со своей диссертацией? Не все так просто.
  • Меняетесь Вы и ваша семья! Могут появиться дети, образоваться финансовые трудности, могут начаться проблемы со здоровьем и с родственниками. Любая из этих причин может сильно затормозить процесс написания научного труда, а результат такого торможения — потеря актуальности темы и потраченные впустую годы.

Советы:

  • Один из самых важных советов, который я услышал это такой совет — диссертацию нужно писать в режиме полного погружения. Вы либо решаете ее писать в таком режиме, либо не пишите вообще. Последствия топталок на месте были изложены выше.
  • Как можно быстрее переходите на режим работа-дисер-работа-дисер-работа-дисер… Вы действительно в конце концов сэкономите себе много времени, избежав, например проблем с потерей актуальности

Научный пень №4: педагогическая практика

Известно, что аспирант — это бесплатный преподаватель. Педагогической практикой заниматься обязан (это есть в учебном плане). Что такое педагогическая практика? Минимум раз в неделю у Вас будут лекции. У некоторых всего одна пара. Кажется, что это очень мало?
Но ведь к этой лекции еще нужно готовиться, и подготовка может занимать несколько вечеров. Не готовятся лишь преподы, которые уже десяток лет читают один и тот же курс. Под конец года и летом Вас ожидает еще один великолепный сюрприз — прием экзаменов, причем в несколько этапов (разные группы, дополнительная сессия). На это уйдет уйма того времени, которого вы бы могли потратить на диссертацию. Пока вы преподаете и принимаете экзамены, актуальность вашей темы убывает. Вернее, она убывает сама по себе с каждым днем, и каждый день педагогической практики отдаляет Вас от заветной защиты. В общем, на педагогическую практику тратится уйма времени! Того драгоценного, от начала написания дисера до его сдачи, которого у Вас и так нет! (см. пень №3).
Вы можете возразить: «преподавательская деятельность позволяет мне лучше проникнуться предметом!»
В чистом виде — да. Но «чистого вида» не будет. Будет большое количество административных дел:

  • составление учебных планов, их вечные правки и согласования.
  • Удовлетворение просьб других преподов заменить их по причине «болезни».
  • Проведение лабораторных работ на, возможно, устаревшем оборудовании.
  • Возня с ведомостями, деканатом, посещение полубесполезных заседаний кафедры и прочее.

А Вы согласовали ваши отлучки по преподским делам с работодателем? Очень редко когда работодатель заинтересован в диссертационной деятельности (об этом — в отдельном пне).

Если Вы не планируете всю жизнь посвятить преподавательству, то педагогическая практика для вас — это научный пень!

Советы:

  • Быстрее всех защищались те, кто не преподавал. Как этого добиться? Ваш научный руководитель — человек, зав. кафедры, декан — люди, а с ними можно договориться. Их можно(!) убедить в том, что Вам не нужно преподавать, а необходимо всецело заниматься диссертацией. Убедите их в том, что актуальность падает, конкуренция высока и проч… Я не преподавал, мне удалось убедить науч.рука. Удастся и вам! Верьте в то, что это возможно, и вы найдете способ избежать преподской кабалы.
  • Чем раньше Вы начнете отказываться от преподавания, тем больше у Вас шансов не попасть в эту кабалу. Чем больше вы преподаете, тем крепче у всех вокруг Вы ассоциируетесь с дармовым преподавателем. Существует точка невозврата — после определенного стажа преподавания Вы уже не сможете отказаться от этой деятельности, и к Вам уверенно прилипнут на шею (ведь к Вам так привыкли!)
  • Если преподавания избежать все-таки не удалось, то Вам крайне необходимо сделать все, чтобы Вам дали преподавать предмет, имеющий самое близкое отношение к тебе Вашей диссертации. Таким образом вышеописанные издержки удастся хоть в какой-то степени минимизировать.

Научный пень №5: тема диссертации утверждается и остается постоянной

Тему моей диссертации координально меняли в течение 1-го года обучения. Было рассмотрено 4 различные темы, пока наконец ее не утвердили окончательно. Причины в том, что после утверждения темы я и люди, которые мне помогали, занимались ее изучением и проверкой ее актуальности. И оказывалось, что актуальность не достаточно острая. А также оказывалось, что науч. рук. менял приоритеты своих научных изысканий. С этими его изменениями пришлось смиряться и мне — несколько полученных результатов пришлось выкинуть в помойку. Результат — зря потраченное драгоценное время.

Этот пень пересекается с пнем о списке литературы.
Совет:
Будьте готовы к тому, что тема диссертации будет координально и внезапно изменяться, не по вашей воле. На первых этапах почаще «приставайте» к научному руководителю с разнообразными вопросами, заставляйте его думать о заданной им теме. Разговаривая, «примеряйте» тему к другим его научным исследованиям. Форсируйте его размышления по поводу актуальности темы. И параллельно сами изучайте отрасль и ее тенденции. На ранних порах не вцепляйтесь в тему, которую Вам назначили, углубляясь в детали.

Научный пень №6: работодатель заинтересован в том, чтобы вы стали к.т.н.

Как бы не так! В большинстве случаев это никого не интересует! Ценность диссертации сейчас очень спорна. Какому работодателю понравится, что Вы отсутствуете по причине «педагогической деятельности». Ему от этого какая польза? Польза то может быть, но далеко не всегда. Особенно если вы работаете в частной фирме. В конце концов может получиться так, что Вы сначала будете целый день работать, а потом прийдя домой заниматься диссертацией, которая никакого отношения к работе не имеет. Это огромная нагрузка, в том числе и на семью.
Если Вы очник, то Вы ничего не положено — никаких поблажек по работе! Потому что формально Вы не имеете права работать, будучи очником.

Советы:

  • Если твердо решили написать диссертацию, то, возможно, хорошим для Вас вариантом будет смена места работы. Пойдите работать в какой-нибудь НИИ или к работодателю, которого остро интересуют научные разработки. В результате Вы сможете не только «примерять» свои результаты к реальным потребностям, но и использовать часть Вашей работы в диссертации. Это чрезвычайно ускоряет скорость написания диссертации! Да и к преподавателями такие научноориентированные работодатели относятся намного мягче.
  • Убедите работодателя в том, что ваша научная работа полезна фирме? Как? Очень сложный вопрос! Но все возможно, и это у Вас получится. Найдите в фирме научноориентированных людей или кандидатов наук. Заручитесь их поддержкой в убеждении работодателя.
  • Если Вы идете в заочную аспирантуру, то у Вас появляется право на многочисленные поблажки (читайте соответствующие законы). Конечно, для работодателя требования этих поблажек не должно стать неожиданностью. Подготовьте его к ним заранее.

Научный пень №7: стабильность в семье

Вгрызаясь в диссертацию, Вы рискуете подорвать семейные отношения! Мало того, что Вы будете значительно меньше внимания уделять семье. Вы еще станете более раздраженным и нервозным, постоянно спотыкаясь о многочисленные научные пни (это только часть №1 цикла постов, я рассказываю проблемах начального этапа. Все самое интересное будет впереди!).
То есть Ваша супруга/супруг должны быть готовы к повышенной нагрузке! В течение очень длительного периода времени. Знаете — некоторые не выдерживают озабоченного наукой аспиранта… Это большая опасность, и о ней всегда следует помнить.

Советы:

  • Всегда уделяйте время на то, чтобы обсудить со своей семьей выгодность диссертации. Все время поддерживайте и напоминайте членам семьи актуальность и необходимость этого Вашего занятия. В конце концов Вы сами глубже поймете, нужно оно Вам или нет.
  • Подробно расскажите членам семьи о тяготах и сложностях процесса написания диссертации. Подготовьте их ко всем этим неприятностям.
  • Держите семью в курсе дела. Пусть они понимают Ваши проблемы с диссертацией. Понять = простить.
  • Возможно, кто-то захочет Вам помочь, поучаствовать в научной работе! Предложите! Это укрепит семью.

Это пока все, что касается начального этапа диссертационных исследований. Я постарался перечислить те пни, о которых стоит задумываться как можно раньше. Главное — помнить о том, что многим людям удалось написать диссертацию и решить все возникшие у них проблемы. Получится это и у Вас! Будьте уверены!

До новых встреч! Продложение следует…

Ссылки
Портал аспирантов — кладезь полезной информации о научном процессе!
www.aspirantura.spb.ru/

Спасибо Вам!
igor_minakov
habrahabr.ru/company/maxifier/blog/207550/

kimssster
habrahabr.ru/post/181676/

stepan_ovchinnikov
habrahabr.ru/post/50357/

sashaeve
habrahabr.ru/post/78725/

Спасибо всем-всем, кто помогает аспирантам в этом нелегком деле!

Автор: HotFire

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js