Инновационные решения ASUS в учебном процессе

в 15:12, , рубрики: moodle, Блог компании ASUS Russia, образование, планшеты, учебный процесс, Учебный процесс в IT, метки: , ,

image

На днях представители московского офиса компании ASUS посетили открытый урок географии в восьмом классе Лицея Информационных Технологий № 1533, который начал использовать планшетные компьютеры ASUS Eee Pad Transformer Prime.

До сегодняшнего дня ни в лицее № 1533, ни в других учебных заведениях России планшетные компьютеры с целью обучения не применялись. Сейчас лишь в нескольких школах России идёт эксперимент по работе с интерактивными мультимедийными электронными учебниками, которые представляют из себя дешевые электронные книги с упрощенной ОС и другими техническими ограничениями. Активнее используются интерактивные доски, однако и они имеют ряд недостатков.

Лицей Информационных Технологий № 1533(ЛИТ)— государственное образовательное учреждение (с 1992 года – ассоциированная школа ЮНЕСКО), ориентированное на работу с учащимися, окончившими 7—8 классы средней общеобразовательной школы, прошедшими конкурсные собеседования и готовыми к интенсивному труду с опорой на применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Учебный процесс в лицее охватывает 8—11 классы. Все выпускники лицея проходят через трехлетний цикл профильной подготовки (9—11 классы), завершающийся защитой выпускных проектов. После окончания лицея и факультета ИТ-профиля большинство выпускников становятся специалистами в крупных ИТ-компаниях (Яндекс, Google, Microsoft, ABBYY, Kraftway, Kaspersky Lab. и многих других). Такая площадка – лучший полигон для образовательных экспериментов.

image

Когда у каждого ученика есть какое-то свое личное мобильное устройство (а в наше время – и не одно), образовательная сфера особенно нуждается во внедрении прогрессивных решений. По официальным данным, количество персональных ЭВМ, использующихся в учебных целях в учреждениях, реализующих программы общего образования – более 900 000. Из них лишь несколько десятков тысяч составляют ноутбуки (в основном – устаревшие). Следует отметить, что в лицее ведётся обучение и с помощью ноутбуков, и с помощью десктопов с применением самых разнообразных операционных систем. В ноябре прошлого года у администрации учебного заведения окончательно сформировалось представление о том, какой именно инструмент необходим учащимся и преподавателям. Именно тогда появилась информация о скором выходе на рынок планшета ASUS Transformer Prime. Обновление компьютерного парка – сложная задача для бюджетного учреждения (учёба в лицее бесплатная), но в компании ASUS пошли на встречу и полностью удовлетворили потребности ЛИТа.

image

Сейчас на планшетных компьютерах ASUS Eee Pad Transformer Prime обучаются дети 8 — 11 классов. В лицее укомплектовано два полных класса: компания поставила 50 машин (планшет + док-станция). Благодаря своей мобильности, устройства успешно используются в кабинетах общеобразовательных дисциплин: географии, истории, химии, биологии, литературы и русского языка. На очереди – разработка профильных учебных курсов по программированию мобильных приложений.

Мне удалось побывать на открытом уроке, где ученики впервые использовали планшетные компьютеры ASUS. В начале урока, за пять минут, ученикам раздали планшеты и объяснили принципы работы. На этом всё, никакого дополнительного обучения не проводилось. Практически все знакомы с устройствами, Android 4.0 не вызвал дополнительных вопросов. На данном этапе обучения сторонний софт не используется, и весь урок фактически проходит в окне браузера, на базе обучающей платформе УИЛИСС (есть ли тут тонкая аллюзия на «Valis» Филипа Дика узнать, к сожалению, не удалось :).

Учебная лицейская информационно-сетевая система (УЛИСС) — электронное хранилище учебных материалов лицея с обеспечением совместного доступа. Здесь располагаются электронный журнал и дневник, где учащийся, учитель или родители учащегося могут всегда посмотреть оценки и домашнее задание. Изменение в электронный журнал могут вносить только учителя (каждый по своему предмету) и кураторы потоков. В визуальной учебной среде производится как демонстрация обучающих материалов, так и контрольное тестирование. УЛИСС является значительно переделанной под реалии лицейских учебных процессов версией системы управления обучением (LMS) Moodle 2.0. Доработка системы полностью проведена сотрудниками лицея.

image

На занятии ученики работали с контурной картой местности, на которой нужно было подобрать названия к значимым точкам на карте. К слову, присутствовавшие на встрече журналисты далее Нижнего Новгорода, Костромы и Ярославля продвинуться не смогли :) Во время уроков с планшетами ученики занимаются по 3 — 4 человека в группе. А это – новое качество работы на уроке, взаимопомощь и коллективный поиск решений. И нет необходимости прятать свой планшет от взгляда троечника-хулигана. Итог работы (что отправляется на УИЛИСС) – это файл с ответом от всей группы, и файл с оценкой степени вклада каждого в работу группы.

Закономерный вопрос, а так ли принципиален выбор планшета, если из всех его возможностей использован лишь дефолтный браузер? Нас заверили, что уже через несколько месяцев закончится разработка дополнительных приложений. К примеру, на уроке истории надо будет составлять генеалогическое древо, выбирая соответствующие иконки. Процесс обучения преображается, если делать его в форме игры, что, в свою очередь, как нельзя лучше осуществимо именно на планшетных компьютерах.

Взаимодействие ученик-планшет – это в первую очередь тактильный процесс (палец соприкасается с экраном). Никто не забывает о важности развития моторики и необходимости использования навыков рукописания (впрочем, мировое научное сообщество ещё не дало однозначный ответ об истинной важности умения владеть ручкой), но стилус в обучающем процессе не используется. Впрочем, ничто не мешает это изменить, ведь ASUS Transformer Prime поддерживает, в том числе, и рукописный ввод.

image

Ещё один важный вопрос – воздействие на зрение школьников. И хотя в теме «eInk: польза или вред?» хабрапользователи активно обсуждали весь возможный (и невозможный) вред, единого мнения на этот счёт выработать не удалось. У лицея свой подход, основанный, в том числе, на СанПиН. Основная его идея заключается в том, что дети не проводят 40 минут урока, уставившись в экран, большую часть времени они находятся в процессе дискуссии и к планшету обращаются только для получения вопроса и ввода ответов. И все почему-то забывают, что ничто не мешает детям портить зрение дома, обычными книгами :)

image

Учебный процесс организован просто: в начале урока детям планшеты раздают, в конце собирают обратно. Брать домой, к сожалению, нельзя.

Я знаю, у многих появится вопрос, почему выбор сделан именно в пользу ASUS Transformer Prime, когда рынок завален столь многочисленными предложениями. Ничего сверхъестественного в этом нет, если знать основные возможности устройства или ознакомиться с ними хотя бы за день-два. Prime – это сочетание функциональности и доступности. Transformer Prime лёгкий (586 грамм), дети могут без труда держать его в руках, при этом планшет изготовлен из надёжного крепкого металлического корпуса. Процессор NVIDIA Tegra 3 обеспечивает достаточную в учебном процессе производительность. Заряда аккумулятора хватает на 10 часов (без док-станции), что позволяет использовать планшет весь учебный день. Качественный IPS-дисплей с хорошими показателями яркости не утомляет глаза. Надо ли говорить, насколько упрощает учебный процесс использование аппаратной клавиатуры. В комплект предустановленного ПО входит и офисный пакет Polaris Office, который позволяет работать с файлами в форматах Word, Excel и PowerPoint.

image

Хочется верить, что с помощью новых технологий удастся качественно улучшить обучающий процесс. За один урок было заметно, что ученикам нравится работать с ASUS Eee Pad Transformer Prime (а в моём детстве круто было на уроке ковыряться в школьном пенале с многочисленными потайными отсеками :). Но вот вопрос, удастся ли произвести революцию в сфере образования в целом? Школы, Лицеи, даже институты безнадёжно отстали от реальной жизни. «Фундаментальные основы» уже никого не устраивают. На курсах повышения квалификации для учителей рассказывают прописные истины двадцатилетней давности. И никакие инновации не помогут, если в сфере IT преподаватели будут знать меньше своих учеников.

Автор: randall

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js