Страсть к программированию. Глава 13. Найди ментора

в 5:31, , рубрики: Passionate Programmer, карьера, книги, никто не читает теги, переводы, Программирование, психология программирования, следуя традиции

image

О переводе

Это перевод 13 главы книги The Passionate Programmer: Creating a Remarkable Career in Software Development. Её автор — Chad Fowler — талантливый Ruby-разработчик, известный докладчик на конференция, посвящённых Ruby и IT в целом. Бывший саксофонист, а сейчас — CTO 6Wunderkinder.

В книге говорится о разных аспектах карьеры программиста, даются интересные советы как начинающим разработчикам, как так устоявшимся профессионалам. Книга состоит из 53 глав (кроме того, после некоторых глав есть интересные рассказы, один из которых уже дважды переводили на Хабре). Главы достаточно независимы и можно знакомиться с ними в любом порядке. Книга понравится многим программистам, которым интересен взгляд заслуженного профессионала на современную карьеру в IT. И конечно, я рекомендую купить данную книгу в электронном или печатном виде в знак благодарности автору.

Глава 13. Найди ментора

Чем хорош джаз, так это практикой менторства. В мире джаза молодому музыканту просто найти более опытного наставника, который возьмёт его под крыло и передаст традиции и культуру джаза. И не только это. Опытные музыканты часто могут проконсультировать по поводу карьеры, дать совет или высказать беспристрастный взгляд со стороны[1]. Взамен молодые музыканты очень преданы и собирают для своих наставников фан-группы.

Благодаря таким отношениям музыкантов каждый день приглашают на работу и они получают полезные знакомства. Культура общества джаз-музыки самоорганизующаяся и состоит из обычаев, связанных с отношениями между ментором и подопечным. Эта система работает так хорошо, что можно заподозрить, будто она контролируется каким-то управляющим органом.

Зависеть от кого-то – это хорошо. Просто убедись, что это тот человек

В мире профессионалов (особенно, в IT) мы не слишком любим просить кого-то о помощи. Зависимость от других часто считается признаком слабости. Мы боимся признать, что мы не совершенны. Жизнь – состязание, выживают сильнейшие и всё такое[2]. К сожалению, это приводит к ужасно недоразвитым системам наставничества. Если я спрошу нескольких музыкантов: «Кто твой ментор?», у многих найдётся ответ. Но если я задам тот же вопрос программистам, они ответят только «Что?».

Но так было не всегда. Западная история знает процветающую систему профессионального наставничества, уходящую ещё в Средневековье. Подход ремесленников к профессиональному обучению был даже сильнее и формальнее, чем система, которая возникла в музыке. Молодые люди начинали свою профессиональную карьеру в качестве учеников у известных ремесленников. За работу они получали не только зарплату, но и возможность учить у мастера. Обязанностью мастера было научить их выполнять работу так же качественно, как он сам.

Первая и самая главная функция ментора – быть объектом подражания. Сложно понять, на что вы способны, пока некому расширить границы того, что вам известно3. Образец для подражания определяет, что значит «хорошо». Если вы, например, играете в шахматы только с членами своей семьи и выигрываете, вы можете считать себя хорошим шахматистом. Но если вы попадёте на турнир, то поймёте, что шахматы – намного более глубокая играя, чем можно было бы подумать. Затем, если вы будете играть с профессионалами, вы сделаете уже другое открытие. Пока вы выигрываете у членов своей семьи, вам может казаться, что вы неплохой шахматист. Без образца для подражания нет стимула становиться лучше.

Также ментор может привнести структуру в ваш учебный процесс. Как вы увидели в предыдущей главе, у вас есть ошеломляющее количество вариантов технологий и сфер, в которые можно вкладывать силы. Иногда слишком большое разнообразие может ввести вас в ступор. Лучше двигаться в одном направлении, чем сидеть на месте (в пределах разумного). Ментор может помочь выбрать, куда направить вашу энергию.

Когда я начал карьеру специалиста по поддержке систем, я увязался за одним из сетевых администраторов университета по имени Кен. Он вытащил меня из больших проблем с университетской сетью, мешающих студентам пользоваться компьютерными лабораториями. После этого он уже не мог меня удивить (да он и не пытался)[4]. Когда я попросил его дать мне совет, как узнать больше и стать самостоятельнее, он дал мне простой рецепт: разобраться со службами каталогов, освоить их UNIX-вариант и изучить скриптовый язык.

Он выбрал для меня эти три навыка среди всех возможных. Глядя, с какой уверенностью этот человек, которого я считал мастером, посоветовал их, я решил освоить эти три навыка. С тех пор моя карьера была построена на основании этих знаний, которые до сих пор актуальны во всём, что я делаю. Не то чтобы Кен указал мне абсолютно правильное направление – таких не бывает. Важно то, что он сузил длинный список навыков, которые я мог освоить, до короткого списка навыков, которые я освоил.

Кроме того, ментор выступает в качестве доверенного лица. Он может наблюдать и судить о ваших решениях или прогрессе. Если вы программист, то можете показать ему свой код и получить указания. Если вы собираетесь выступать с презентацией в офисе или на митинге, то можете сначала представить её своему ментору и узнать его мнение. Ментор это тот человек, кому вы можете доверять достаточно, чтобы спросить: «В чём разница между мной и профессионалом?». Он будет не только критиковать вас, но и поможет стать лучше.

И наконец, как и в джазе, не только вы привязываетесь и становитесь ответственным перед ментором, но и наоборот. Если я помогаю кому-то, я вкладываюсь в успех этого человека. Я подталкиваю его по карьерной лестнице по пути, в который верю сам. И если этот путь приводит к успеху, это также и мой успех.

Это создаёт стимул со стороны ментора для его подопечных добиться успеха. Как правило, когда такой человек становится опытнее и успешнее, он уже пользуется уважением большой группы людей. Ментор становится связующим звеном между вами и этой группой. Важность такого знакомства трудно переоценить. В конце концов, не зря говорят: «Связи решают всё»[5].

Степень формальности в отношениях между ментором и подопечным не так уж и важна. Конечно, никто не станет прямо просить кого-то стать его ментором (хотя, это было бы неплохо). На самом деле, человек может даже не знать, что вы считаете его своим наставником. Важно то, что вам есть, кому доверять, кем восхищаться, кто может дать совет по поводу карьеры или поможет отточить ваши навыки.

Действуй!

  1. Сам себе ментор. Было бы идеально, если бы у каждого из нас был наставник. Но реальность такова, что не всегда можно найти кого-то, кто мог бы им стать. Вот способ, чтобы стать самому себе наставником.
    Подумаете, кем из своего окружения вы больше всего восхищаетесь. Многие из нас на каком-то этапе своей карьеры уже сформировали короткий список таких людей. Это может быть кто-то, с кем мы работаем, или чья работа нам нравится. Составьте список из десяти главных параметров вашего примера для подражания. Выберите те, благодаря которым вы считаете этого человека своим идеалом. Этими параметрами могут быть как конкретные области знаний, так и глубокие познания в отдельной сфере. Это могут быть также личностные навыки, такие как умение обеспечивать комфорт членов команды, или ораторские способности.
    Теперь расположите эти качества по важности, так чтобы на первом месте были наименее важные, а на десятом – самые важные. Вы составили и очистили список способностей, которые считаете восхитительными и важными. Если вы стремитесь подражать своему кумиру, то должны воспитывать в себе эти качества. Но как выбрать, на чём сосредоточиться в первую очередь?
    Добавьте к списку ещё одну колонку. Представьте, как бы вас оценил ваш образец для подражания и поставьте напротив каждого параметра оценку от 1 до 10 (10 – высший бал). Постарайтесь действительно оценить себя с точки зрения вашего идеала.
    Когда у вас есть параметры, расположенные в нужном порядке, и ваша собственная оценка, в третей колонке вычтите из важности каждого пункта (первая колонка) свою оценку (вторая колонка). Если вы поставили что-то на 10-е место (самая важная вещь в списке), а ваша оценка по этому пункту – 3, то итоговый приоритет равен 7. Полностью заполнив последнюю колонку, отсортируйте её по убыванию и получите приоритезированный список из десяти навыков, которые вам стоит усовершенствовать.
    Начните с первых двух или трёх вещей и совместите их в конкретный список задач, которые вы уже можете начать выполнять, чтобы стать лучше.


[1] — These older musicians often serve as career counselors, life advisors, and sounding boards.
[2] — Everything is competition. Only the strong survive, and all that.
[3] — It’s hard to know what’s possible until you see someone who can stretch the limits you’re familiar with.
[4] — He came in to bail me out of a big problem with our campus NetWare network that was crippling the students who were trying to use our computer labs, and after that point, he was unable to shake me (nor did he try).
[5] — «It’s not what you know. It’s who you know.»

Сообщения об опечатках или ошибках принимаются в ЛС.

Краудсорсинговый перевод книги ведётся на github, присоединяйтесь.

Автор: WarAngel_alk

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js