Не понял тему геймджема? Разберемся

в 18:43, , рубрики: Myindie, геймджем, игра на джеме, идеи для game jam, как сделать игру на геймджеме, лучшая тема для джема, разработка игр, разработка игры по теме, разработка на геймджеме, темы для геймджема
Не понял тему геймджема? Разберемся - 1

Тема для геймджема — главный атрибут всего мероприятия. Это его тон, атмосфера и стартовый толчок. Иногда она вдохновляет, иногда — вызывает боль и вопросы. Но она однозначно крайне важна. А значит, выбирать её надо с умом и уважением к тем, кто будет по ней творить.

Лучшие темы не дают готового ответа. Они запускают креатив и проверяют, кто умеет из сложного вопроса сделать внятный и интересный ответ. Раз тема — это основа всего, то с этим как-то надо работать. 

Но почему тема так значима и как её выбирают? Го разберёмся, что там с темами для джемов. Постараюсь описать важнейшие критерии, по которым я выбираю темы для наших джемов. 

Начнём с декомпозиции

Тема джема может быть примерно трёх основных типов — идейная (про смыслы), предметная (про сеттинг или объекты) и техническая (про механики или жанры). А внутри этих типов могут встречаться подкатегории — временные, визуальные и даже мета-нарративные. Вот примеры по категориям:

«Контроль — иллюзия» → Про власть, свободу выбора, манипуляции.

«Цена прогресса» → Игры про моральные дилеммы, разрушения ради развития, жертвы.

«Одна кнопка» → Игры, где всё управляется одной клавишей — челлендж в геймдизайне.

«Игра без главного» → Ограничение: нет чего-то значимого в разработке игр.

«Грибы» → Можно делать и грибную цивилизацию, и биопанк, и комедию, ну или трэш про приходы.

«Покинутый поезд» → Сеттинг задаёт атмосферу: триллер, квест, драма, хоррор и т.д.

Большинство из вас легко классифицируют каждую тему и пойдут по пути наименьшего сопротивления в создании игры. Базовое понимание основано на доступном уровне креатива + возможностях вас или команды. Почти все игры так и создаются, но есть господамы, которые ломают систему. Мои любимые трушные индюки, которые по-настоящему пытаются создать что то уникальное.

Поможем Владу ломать шаблоны

Я постараюсь пояснить на примере в силу своего креатива, а вы можете похвастаться вашими талантами в комментах:
«Контроль — иллюзия» → Попытка накопить на квартиру. Ты каждый год зарабатываешь и откладываешь всё больше, а остаток для покупки становится тоже всё больше.

«Цена прогресса» → Сеттинг, в котором прогресс — буквально валюта. Возможно велосипед стоит 3 эволюционных этапа))

«Одна кнопка» → Нарративный сюжет про одинокую кнопку в сеттинге канцелярского мира.

«Игра без главного» → Не ограничение, а возможности в симуляторе офиса, где нет босса, и надо творить бесчинства, играя за подгоревшего клерка.

«Грибы» → Заигрывание с выражением “Растут как грибы”. Игра, в которой мы должны предотвратить застройку убогих ЖК в городе, которые появляются везде и бесконтрольно. 

«Покинутый поезд» → Ты логист, которому надо распределять людей, которые не успели на свой рейс.

У меня получилось перевернуть идеи вот так. Где-то уверенно хорошо, где-то натянул сову на глобус, но я стараюсь показать вам главное. Каждая тема полностью поменяла классификацию. А значит, категории в большей степени просто условны. Ваше восприятие влияет на тему так же, как и тема влияет на игру. Поэтому я делаю вывод, что при выборе темы надо работать в первую очередь с разработчиками, а не красивым словоблудием. Тема должна вдохновить команду и в итоге заинтересовать игрока.

Мой способ выбора темы

Сейчас я выбираю очередную тему для нашего джема в MyIndie (регестрируйтесь) — и вот как я это делаю:

1. Что хочу получить от джема?
Задаю вопрос: “Какой результат хочу получить?” — сегодня я хочу дать возможность всем участникам раскрыть свои таланты по максимуму, чтобы получить наибольшее количество классов крутых игр. Поэтому буду стараться не ограничивать сеттингом, жанром и механикой, насколько это возможно.
К примеру, на одном из прошлых джемов у меня был прицел на поддержку новичков, поэтому я, наоборот, сделал ограничение, которое позволит новичкам не думать о великих опенворлдах, будь они неладны. Выбрал тему “низкополигональный забег”. Тут и очевидное использование лоу-поли-графики, которая достаточно проста, и жанр ранера уже известен вдоль и поперёк. Но молодым девятиклассникам зашло, и было очень качественно.

2. Контролируемая неопределённость и масштабируемость.
Как я и сказал ранее в примерах — я очень почтенно отношусь к разрабам, которые стараются сделать что-то уникальное. Как-то извернуть тему и родить то, что удивит людей. Именно в этом сила индюков. Возможность творить!
И чтобы получить проекты не под копирку, тема должна быть многогранной. Это очень сложно сделать, если включается пункт 3, но никто не говорил, что это просто.
Некоторые темы слишком узкие — и опытные команды быстро упираются в потолок. Другие — слишком расплывчатые, и новичок теряется.
Тема должна иметь разные глубины, но с возможностью остановиться на каждой и не проиграть от этого.

3. Что просят и что сейчас в тренде?
Чё просят-то вообще? Держа руку на пульсе попсы, можно вычленить несколько трендовых тем, которые значимо повлияют на восприятие самого джема.
Например, выход фильма Indie Game: The Movie породил как множество новых разрабов, так и определил темы джемов на следующий год хайпа: “1 человек может всё”, “Личная боль разработчика”, “Инди не инди” и так далее.
Сегодня, возможно, какая-то мемология станет трендом — типа брейнрот-мемов. Поэтому я стараюсь быть в теме актуалочки и предлагать людям что-то современное. Это не всегда требуется, но как минимум думать об этом надо.
Тема не должна быть просто умной, модной или необычной — она должна цеплять на уровне "хочу сделать!". И ответ на этот вопрос можно получить только у самих разрабов.

4. Тема = вопрос, а не ответ.
Тема должна задать вопрос, а не разжёвывать смыслы. Хорошая тема — это короткая, ясная искра, которая оставляет место для вопросов. Она должна сразу цеплять, но не давать готовых ответов. В то же время надо избежать сложностей типа ребуса или загадок. Это должно быть как намёк, недосказанность, слово с двойным дном.
Я стараюсь вызвать у разрабов расширение глаз или лёгкое “вау”, “жесть” и похожие эпитеты.

Именно так мы выбирали тему для одного из прошлых джемов —
«Сенсорная адаптация».
Многие отметили, что это был крутой вызов, и тема реально зацепила разработчиков.
Но я, как минимум для себя, обязан указать на проблему.

В базовом прочтении по Википедии — это процесс, при котором организм привыкает к какому-то ощущению и перестаёт его замечать, если оно не меняется.
За призом 40 000 рублей пришли 300 команд, и я словами не передам, сколько было эпилептических, давящих на зрение или слух игр…

Но было и множество потрясающих игр. Например:
The Friday - ты возвращаешься домой из бара и лутаешь все виды приходов
Adapt or Die - ты пришелец который зондирует организаторов джема! 

Это стоило предугадать. К сожалению, у нас не получилось.
Зато разработчикам было весело смотреть, как стримеры корчатся от их игр =3

Вот несколько заготовок которые возможно будут на джеме:
«Цель потеряна»
«Показалось»
«Карта, которая врёт»
«Без перезагрузки»
«Лучше не знать»
«Цепь событий»

Что скажете?

Темы других джемов

Для примера давайте глянем на несколько игр, которые я собрал с разных джемов. Посмотрим на их темы и то, как они были реализованы. Я отобрал призёров крупных джемов за последние 5 лет — и вот что бросается в глаза.

Почти всегда тема раскрыта нестандартно. Не в лоб, а с приколом и креативом. Этот подход прослеживается у десятков призёров и победителей разных лет. Естественно, нельзя игнорировать, что игры хорошо играются и выглядят отлично — но это есть у многих. А вот оригинальность интерпретации темы — это как раз то, что действительно выделяет победителей.

Название джема

Тема

Игры

Раскрытие темы

Global Game Jam 2022

«Duality»

Vitality

Когда почти все делали аналоги чёрного и белого, этот автор решил раскрыть тему по‑своему. Его идея — в соотношении двух кардиограмм. Это сильно выделяется на фоне остальных проектов и полностью соответствует теме.

GMTK Game Jam 2023

«Roles Reversed»

Bready or not

Война голубей с хлебом. Настолько забавно, насколько вообще возможно. Смена ролей реализована на 100%. Тема раскрыта без выпендрёжа, но с таким креативом, что равнодушных не остаётся.

Nordic Game Jam 2021

«Pending»

Cat-a-roomba. Alone at home

Тема ожидания, казалось бы, навевает утомительное и медленное повествование. А что если ты — неправильный кот, который в ожидании хозяина торопится прибраться дома =3 В этой игре тема раскрыта супер интересно, а геймплей — потрясающий.

Brackeys Game Jam 2020.2

«Rewind»

Sir-ewind

Важно отметить личную интерпритацию. Перемотка интерпретирована как «управляй временем» и вшита и в геймплей, и в нарратив. Тема обдумана по‑своему и реализована в отличной игре.

Ludum Dare 2022

«Delay the Inevitable»

Claustrowordia

Котопаук заставляет играть в сломанный кроссворд, который при разных раскладах выдаёт странные последствия. Идея раскрыта, на мой взгляд, не лучшим образом, но игроки в восторге!

Нельзя сказать, что оригинальность прочтения темы — это гарант победы, но это точно один из её ключевых аспектов. Именно нестандартный подход делает проект запоминающимся.

Только, прошу, новички, не принимайте это за обязательное требование и не ломайте пополам свои работающие идеи)) Сначала сделайте просто хорошо — а потом уже чудите как душе угодно!

Итог

Кто-то считает, что тему для джема можно накинуть за 5 секунд. Сходу можно выдать вагон “Слишком живой”, “Больше не работает”, “Что это было?” и так далее. И вроде бы даже неплохо.
Но пока будут искренние восторги и недовольства темами джема — я буду стремиться понять их лучше. Когда надо получить не просто инди-поделки, а идеи, эмоции и личные истории — думать надо глубже.

Когда меня спросят в следующий раз: “Ты вообще норм такую тему делать?”, я хочу дать осмысленный ответ. Сейчас как будто ответ есть, но он не идеален. Как и любая тема. Как и игры на джеме. Ко всему будут вопросы, и я надеюсь, когда-то мы сможем ответить на все.

Фидбека вашим играм, игрокам — больше крутых проектов.
И приходите на мои джемы! https://t.me/myindieru

А прямо сейчас мы обсуждаем темы для джема в нашем дискорде

Автор: Shigirami

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js