Паттерны баскетбольной площадки: Слабая команда, Личные терки и Минус мораль

в 9:18, , рубрики: agile, Блог компании «SCRUMguides», командная работа, разработка, метки:

Провела полдня на баскетбольной площадке. Хорошая разминка, и, как говорят американцы “thought-provoking”. Хочу поделиться некоторыми наблюдениями — общими, на мой взгляд, для командного спорта и командной разработки.

Наблюдение 1: СЛАБАЯ КОМАНДА

Формирование команды из незнакомых и малознакомых игроков на площадке происходит стремительно быстро. Разбились три-на-три, более-менее справедливо по росту, по уровню игры и поехали. Если уже через пару минут ты понимаешь, что оказался в слабой команде — сложно получить удовольствие от игры.

Забавный паттерн: думать “я — в слабой команде”, вместо “мы — слабая команда”. Причем, независимо от собственного уровня игры. Казалось бы, и то и другое — формулировка факта, но есть нюанс. Попробовала повторить про себя по несколько раз, понаблюдать ощущения:

  • Я — в слабой команде, я — в слабой команде… я — в слабой команде. По ощущениям что-то вроде: “я мой бедняжка”, вот такая несправедливость со мной случилась, что тут поделаешь.
  • Мы — слабая команда, мы — слабая команда… мы — слабая команда. Вначале похожая досада, но с каждым повторением на слове “мы” начинаю заводиться, намного более активная реакция на, по сути, один и тот же факт.

Вывод:

В команде нет пассивных доноров. Мы можем немало что изменить в исходном “дано”, когда принимаем на себя ответственность за командную работу. Чаще думать “мы”, когда замечаешь чужую или собственную слабость.

Наблюдение 2: ЛИЧНЫЕ ТЕРКИ

Несколько раз наблюдала такой эффект: нужно разбиться на команды, а очень не хочется попасть в один team с вооон тем типочком. Ну и конечно, придется когда-нибудь с ним играть, или того хуже — программировать в паре. Как быть? Выйти из игры? Сменить проект?

Есть такое убеждение, что в хорошей команде все должны дружить, практически возлюбить ближнего. Но многие виртуозные команды спортсменов, ученых и музыкантов доказывают его ложность. Если задача — это повод для команды, то только личный вклад — это причина играть вместе. Грабители банков собираются в команды не по музыкальным и гастрономическим вкусам, а по пользе для дела. В подавляющем большинстве случаев нам есть за что ценить даже тех людей, которых мы не любим.

Вывод:

Нам нравятся люди, похожие на нас, а проекту полезны участники, разные по стилю и навыкам. Искать причины для совместной работы вместо поводов нравиться друг другу.

Наблюдение 3: МИНУС МОРАЛЬ

Минус мораль — так в спорте и командных играх называют действия, подрывающие боевой дух команды, ставящие под угрозу результаты, здоровье и даже жизнь ее членов. Независимо от техники игры и звездного состава, часто команды, которые не научились распознавать и избавляться от таких действий проигрывают тем, в которых силен командный дух и чувство поддержки.

Эффект минус морали может быть не таким очевидным в офисе, зато прекрасно наблюдается на спорт-площадке. Часто динамика игры, и даже счет радикально меняются при избавлении от игрока, который отпускает язвительные комментарии и упреки.

Работа инженера — разрешать проблемы, на которые нет готовых решений. Технологическая экспертиза при этом играет важную, но далеко не определяющую роль. Страх экспериментов, недопустимость ошибок, критика со стороны технических лидеров — это социальные стопперы, блокирующие поток создания ценности.

Вывод:

Социальный контекст определяет успех команды. Мы можем добиться лучших результатов, договорившись о правилах взаимодействия. Решить что для нас “минус мораль” и постепенно избавляться от таких действий.

Программная разработка — это командная игра. По крайней мере, мне нравится такой образ мыслей. Но на мой взгляд, нашей сфере не хватает хорошего командного опыта и сильных примеров, с ним связанных. Буду рада узнать о вашем опыте и выводах. И очень советую попробовать командные виды спорта, это увлекательно :)

Автор: Natatara


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js