Доставку заказывали? Как «Перекрёсток» доставляет 6000 заказов в день

в 13:19, , рубрики: kotlin, postgres, rabbit mq, swift, wms, Блог компании X5 Retail Group, витрина, доставка, мобильная разработка, разработка, разработка мобильных приложений

Люди любят доставку. За небольшую плату ты покупаешь возможность получить нужные товары, не выходя из дома: еду из любимого ресторана, крупногабаритную мебель, книгу, которую хотел давно прочитать, да и вообще — что угодно. И рост числа сервисов по быстрой доставке всего на свете только подтверждает этот тезис. Да и для магазинов это плюс — запартнёрился с любой доставкой товаров до двери и увеличил свой чек.
У нас в «Перекрёстке» есть собственная доставка. Для человека со стороны процесс доставки из магазина до дома выглядит примерно так:

  1. Выбрал что-то на сайте и положил в корзину.
  2. Ввёл адрес и оплатил заказ.
  3. Магазин быстро отдал заказ курьеру.
  4. Курьер доставил заказ.

На самом деле, всё немного сложнее. Меня зовут Виталий, я руководитель отдела разработки, и сегодня я расскажу, как у нас всё работает. И на чём.

Доставку заказывали? Как «Перекрёсток» доставляет 6000 заказов в день - 1

За стабильность процесса отвечают сразу два приложения — витрина и пользовательское мобильное приложение. С витриной всё по классике — покупатель заходит на сайт, проводит какое-то время, выбирая товары и наполняя корзину, изучает карточки товаров. Финальный шаг здесь — оформление заказа. После этого заказ передаётся на дальнейшую обработку в бэк-офис.

Вообще, бэк-офис для интернет-магазина — это система, в которой над товарами проводится уйма действий: мы прописываем участие товаров в определенных акциях, подвязываем к этому баннеры, выделяем бренд-зоны и прочее. Само собой, заказы обрабатываются здесь же. Когда покупатель завершает оформление заказа и заказ поступает в бэк-офис, его надо подтвердить. Происходит это автоматически, если мы уже знаем этого покупателя, или оператором в ручном режиме по привычной всем схеме «Привет, вы тут заказали кое-что, подтверждаете, данные верны?» и прочее. И здесь уже кончается участие бэк-офиса в процессе формирования доставки, заказ подтверждается, статус меняют с «Обработано» на «Собирается». Заказ в WMS (где его резервируют, собирают, заказывают товары, которых нет и которые оформляются под заказ у поставщика) и в это же время он может начинать маршрутизироваться логистами. По большому счету, WMS и логистика — это независимые системы, работа с заказом в которых ведется параллельно.

Тем временем на складе

WMS-система — это совокупность нашего софта, складов, сотрудников этих складов и девайсов, которые ощутимо упрощают этим сотрудникам жизнь. Небольшой терминал, который крепится на запястье сотрудника, позволяет оперативно собрать заказ в нужной последовательности.

Доставку заказывали? Как «Перекрёсток» доставляет 6000 заказов в день - 2

Последовательность важна, потому что мы доставляем нашим покупателям заказы в специальных ящиках «Перекрёстка». А с ящиком штука какая — он прямоугольный. Как и большинство ящиков.

Поэтому надо одновременно соблюсти два условия — и максимально заполнить сам ящик, чтобы клиенту не приехало два ящика, заполненных лишь наполовину (оно и неэкономично, и неэкологично, да и вообще как-то странно), и заполнить ящик по принципу «от тяжелого к легкому». Система учитывает размер товара и его упаковки. Зная это и параметры ящика, можно формировать заказы так, чтобы ящик наполнялся максимально. Это же позволяет избавиться от ситуаций, когда машина курьера вроде бы выехала на смену на все 100% загруженная ящиками, но полупустыми.

А ещё система пишет для складского рабочего, в каком именно порядке собирать заказ. Мало кому хочется получить ящик, в котором добрый сотрудник склада положил три десятка яиц на самое дно, заботливо уложив сверху 10 пакетов молока и пару килограммов овощей, например. С молоком-то точно всё будет ОК, чего не скажешь о яйцах. Всякие хрупкие печеньки — тоже всегда на самом верху.

Доставку заказывали? Как «Перекрёсток» доставляет 6000 заказов в день - 3

Плюс нужно следовать правилам соседства товаров. Скажем, вам будет довольно печально, если вы заказали 2 сорта яблок, булочки и рыбу, а провоняло всё это добро не рыбой, а вообще стиральным порошком, потому что приехало всё в одном ящике. Поэтому еда — отдельно, бытовая химия — отдельно. Товарное соседство определяется нормами СанПиН, кстати. И мы их соблюдаем. С человеческой точки зрения это логичная и единственно верная модель. С точки зрения склада это дополнительные переменные при построении маршрута складского рабочего.

Система все учитывает и строит маршрут, благодаря которому сотрудник собирает заказ в нужной последовательности — терминал ведет его к правильным стеллажам. Если утрировать, выглядит работа клиентской части приложения на самом деле так «Парень, идём к Б4, берем 5 вон тех пакетов с мукой, кладем на самый низ ящика. Потом с А2, захвати молочки. Нет, не этой, вон в той ячейке лежит».

Доставку заказывали? Как «Перекрёсток» доставляет 6000 заказов в день - 4

Раз сделали приложение для складских ребят, надо было сделать приложение и для курьеров. Оно помогает не только строить маршруты, но и в процессе быстро печатать чеки и отмечать новые статусы заказов. Ну и метрики, куда же без метрик — мы видим, где находится конкретный курьер, нормально он укладывается в график или не очень, напечатал он чек при передаче заказа покупателю или нет, и прочее.

Доставку заказывали? Как «Перекрёсток» доставляет 6000 заказов в день - 5

К слову, почему мы не печатаем чеки сразу: когда мы привозим наши ящики клиенту, он может отказаться от любого продукта по любой причине. Например, успел сам сходить и купить себе мороженое, или разом вдарил два литра молока и решил, что вот рыба и маринованные огурчики на сегодняшний вечер — точно так себе идея. В общем, причин для отказа от любой позиции может быть множество, включая «передумал». Поэтому курьер удаляет позиции, от которых клиент отказался, и печатает финальный чек.

Под капотом

Наши приложения мы пишем на Swift и Kotlin (iOS и Android соответственно). Весь бэкенд при этом крутится на PHP, базы данных мы решили делать на Postgres, за брокера у нас Rabbit mq.

Да, понятно, что в 2019 все всё делают, отталкиваясь от принципа mobile first, но у нас как-то сложилось, что сайт всё же ближе и роднее. Работает он на Lavarel. В сторону микросервисов тоже только начинаем двигаться, поэтому прямо сейчас и сайт, и приложение, это такой здоровенный монолит, который сидит и ждёт, чтобы его начали уже растаскивать на микросервисы.

Упомянутая Postgres, кстати, показывает себя как бутылочное горлышко время от времени, поэтому будем что-то менять. Активно используем балансировщики, потому что нагрузка на системы может принимать весьма разные значения.

Всё это добро уютно располагается на серверах в таком виде:
16 application-серверов с PHP-FPM и Postgres, у Postgres 1 master и 4 slave. Как видите, никаких велосипедов. Весь бэк-офис основательно проинтегрирован с внутренними системами — WMS, складскими, логистическими, учетными и маркетинговыми.

Мы запустили мобильное приложение и сайт в 2017-м. Сегодня средняя нагрузка на систему составляет около 6 000 заказов в сутки. С одной стороны, вроде как не очень много, с другой — всё же стоит учитывать, что это не размазано ровным слоем на 24 часа, люди не заказывают продукты круглосуточно, здесь тоже есть подвязка на стандартную активность в рабочее время. Самих запросов к PHP (включая API) порядка 70 000 за 5 минут.

Путь заказа

Как только заказ успешно собран на складе и готов отправиться в путешествие, он маршрутизируется. Сейчас мы стали использовать для этого Яндекс.Маршрутизацию — хороший продукт, который позволяет нам быстро строить для водителей оптимальный маршрут с учетом дорожных ситуаций — пробки, погода, перекрытия, шлагбаумы и прочие радости. Это помогает нам экономить в том числе и на топливе, чтобы курьеры не нарезали по городу круги туда-сюда. У водителя есть чёткий маршрут, список, в каком порядке надо развозить заказы, сами заказы уложены в автомобиле именно так, чтобы в этом же порядке их и доставать.

Доставку заказывали? Как «Перекрёсток» доставляет 6000 заказов в день - 6

Приложение для курьеров мы сами делали под Android, как я уже писал, на Kotlin. Именно в него и вшита маршрутизация, возможность связи с клиентом (мы прячем номер клиента, у водителя только кнопка «Позвонить»), возможность отредактировать заказ и что-то убрать, печать чека, а также сама оплата заказа.

Доставку заказывали? Как «Перекрёсток» доставляет 6000 заказов в день - 7

Отдельно про телеметрию: приложение считает всё: и время в пути, и время приезда к клиенту, и время отъезда, это сильно помогает строить множество аналитических отчетов и отслеживать логистику. Например, курьер какое-то время не двигается, а вообще-то должен —с ним связываются, уточняют, всё ли ОК. Связка с логистами в этом плане очень важна, потому что бывают ситуации, когда курьер, например, в 15.00 должен быть на одном адресе, а в 15.30 — на другом. Но на первом адресе случилась заминка из-за пропускного режима во дворе, шлагбаум или ворота, пришлось потратить дополнительно минут 10 на то, чтобы связаться с клиентом, чтобы клиент связался с охраной и прочее, вы знаете, как это бывает.

Доставку заказывали? Как «Перекрёсток» доставляет 6000 заказов в день - 8

Но с точки зрения клиента на 15.30 это вообще ни разу не его проблемы, он ждет заказ к указанному времени. Поэтому водитель связывается с логистами, они внимательнее следят конкретно за его телеметрией, и сами связываются со следующим клиентом, уточняя временной интервал доставки из-за заминки на шлагбауме. Конечно, в любом случае грустно, когда курьер опаздывает. Но когда он опаздывает и не предупреждает об этом — это ещё хуже.

В общем, если базово — вот так и работаем. Возможно, вам будет интереснее узнать о работе склада и WMS, или о приложениях для водителя или складских рабочих, или о маршрутизации, тогда просто напишите об этом в комментариях, и я сделаю отдельный пост.

Спасибо, что дочитали.

Автор: X5RetailGroup

Источник



https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js