Разработка приложений для телевизоров: в ожидании своего iPhone

в 8:25, , рубрики: mobile development, SmartTV, Блог компании «Apps4All», приложения, разработка, метки: , ,

Светлое многоэкранное будущее все ближе и ближе, производители мобильных телефонов и гиганты бытовой электроники сражаются на новом поле — телевизионном. Но как насчет разработчиков — насколько просто создавать приложения, которые работают на экранах всех устройств? Бен Хуквей обсуждает вопросы кросс-экранной разработки, проблемы и возможности рынка «умных» телевизоров.

Представь на мгновенье мир приложений, где для выбора существует более 10 платформ — и где большинство из этих платформ закрыты для разработчиков. Мир, где существует лишь несколько приложений. Мир, где и этими приложениями никто не пользуется.

Разработка приложений для телевизоров: в ожидании своего iPhone

Естественно, это текущее состояние рынка соединяемых с Сетью телевизоров (connect TV). Впрочем, описание можно в равной степени отнести и к мобильному миру до iPhone-овской эпохи, когда проблема в разработке приложений была в удручающем разнообразии платформ.

Я провел несколько лет выстраивая бизнес, который функционировал в мобильном пространстве до и после iPhone, и в последнее время пытался вывести его в веб и на подключаемые ТВ. Мне постоянно бросается в глаза сходство обоих сред и я считаю, что телевизионной промышленности стоит затратить некоторое необходимое время на изучение эволюции мобильных приложений с умных телефонов до смартфонов для того, чтобы избежать нескольких болезненных уроков.

ТВ-мир отделен от мобильных приложений

Само значение слова «приложение» может немного отличаться для телевизоров. Во многих случаях ТВ-приложение это точка доступа для определенного контента — возьми для примера приложения YouTube, Netflix или LoveFilm. В других случаях приложение относится к функциональности, как приложения Facebook или eBay.

В некоторые моменты особенного цинизма я думаю покончить в своей компании с ТВ приложениями, так как никто не может придумать ничего нового. «Я работал для телефонов, давай попробуем тоже самое на ТВ!». Правильное приложение будет полезно и на телевизоре, но в тоже время важно понимать, что ТВ-опыт это:

  • Часто совместный опыт. Мобильные телефоны это персональные устройства.
  • ТВ расслабляет. Множественные попытки заставить пользователя взаимодействовать с телевизором провалились.
  • Потребители ненавидят сложные пульты дистанционного управления.

Многие разработчики, переходящие от веб к ТВ разработке, не понимают этих нюансов. И это приводит, в конечном счете, к тому, что приложение не используется. Действительно ли кто-нибудь захочет показывать свою личную информацию на общем экране? Действительно ли остальные смотрящие телевизор будут ждать, пока ты прочитаешь всю свою ленту новостей в Facebook?

Три пути разработки приложений для ТВ

Есть в общей сложности три отдельных подхода к разработке телевизионных приложений:

1. Только ТВ приложения

Приложение для ТВ экранов или приставок, как правило, продолжение любимых веб-сервисов на большом экране. В примерах тут Spotify, Flickr и конечно Twitter с Facebook. Приложение необходимо изменить для работы с пультом дистанционного управления и ограниченными возможностями ввода текста — что проще сказать, чем сделать. Некоторые приложения более подходят к переходу на телевизор, чем другие. У CNet есть обширный список музыкальных, видео и коммуникационных приложений, которые существуют на ТВ.

2. Только мобильные приложения

Это мобильные или планшетные приложения, которые дополняют телевизор, но не взаимодействуют с ним. Примером тут могут послужить Zeebox, Flip.tv, GetGlu и Miso. Эти программы сосредоточены на конкурентном взаимодействии во время просмотра телевизора, позволяя пользователю взаимодействовать со своим персональным устройством во время просмотра. В этой категории ты можешь добавить приложения, которые предоставляют пользователю телепрограмму, дополнительную информацию и тому подобное. Исследования показывают, что планшеты являются естественным дополнение для ТВ — по данным Forrester, 85% пользователей планшетов в США используют свои устройства при просмотре телепрограмм, по данным Nielsen 30% времени, проводимого с планшетом, проводится одновременно с просмотром ТВ.

3. Приложения близкой работы

Эти приложения закрывают промежуток между мобильным и ТВ опытом. Тут приложения используют DLNA и AirPlay для выбора и управления контентом для большого экрана. Простейшим примером тут служит Apple AirPlay, который позволяет тебе проигрывать кино с MacBook на телевизоре при помощи Apple TV. Приложения близкой работы позволяют, например, направлять контент с устройства на ТВ. Сложнее найти приложения, которые взаимодействуют с широковещательными функциями ТВ, а не использует его как монитор. Такие, которые, например, позволяют управлять записью программ на телевизионной приставке со смартфона. Однако, обнаружение контента или каналов на одном устройстве и его последующее же использование для трансляции сигнала на ТВ обычно более трудная задача, так как для этого уже требуется интеграция с ТВ или приставкой. Тут инновации начинают буксовать.

Кошмар ТВ фрагментации

Разработка для телевизионных или приставочных платформ сложна, разрабатываешь ли ты простое приложение для ТВ или приставки, пытаешься сделать приложение «близкой работы» или отдельное приложение. Почему?

Существует 10+ целевых платформ. Каждый продвигает свою экосистему для ТВ или ТВ-приставки. Возьми для примера Samsung, Panasonic, Sharp, LG, Sony, Yahoo, Google TV, Boxee, InView, WyPlay, YouView и HBBTV — и это еще не всех перечислили. Android тут просто отдыхает. Некоторые из этих систем закрытые, а некоторые имеют программы поддержки для разработчиков. Полный список есть на этой странице в Википедии. Никто из разработчиков не может работать сразу на всех платформах, но как выбрать правильную для успеха?

Сколько всего соединяемых телевизоров? По данным CEA в 2011 году было продано около 260 миллионов ТВ, и 27% из них имеют соединение с сетью. Процент телевизоров, которые имеют соединение с интернетом по умолчанию, быстро растет. Если предположить, что все проданные подсоединяемые телевизоры, подключены к интернету, то все равно адресный рынок по-прежнему меньше, чем рынок мобильных телефонов. На самом же деле картина гораздо более сложная.

Многие «Connected TV» это ТВ, которые готовы к подключению к Сети. Просто сам этот факт вовсе не означает, что они на самом деле будут у ней подключены и использовать интернет в работе.

Еще недостаточно таких устройств куплено для того, чтобы потребители поняли, что плохо в их работе. Хорошие продукты развиваются на отзывах пользователей и на рынке просто пока недостаточно устройств, чтобы их производители начали понимать запросы потребителей. Более того, нет веских причин для обратной связи от потребителей в случае когда они получают телевизионный контент на существующих системах, таких как традиционные приставки или ТВ-сервисы на компьютерах или планшетах.

Будет ли у ТВ свой «момент iPhone»?

Пережив вторжение iPhone в мобильное пространство, я могут с уверенностью сказать, что этого пока не случилось на ТВ-рынке. Однако, когда такой момент настанет, то он решительно изменит динамику разработки. Это важно для стартапов, работающих в ТВ пространстве и инвесторов, которые стоят за ними.

Рассмотрим динамику разработки приложений в до-iPhone эпоху. Часто приходилось работать с оператором или производителем телефона и уделять много внимания изменениям в целевой платформе. Работа с производителями мобильных телефонов и операторами, как известно, сложный и трудоемкий процесс — и хотя он может сделать из разработчика супер-звезду при правильном подходе, в большинстве случаев это просто трата времени и драгоценных ресурсов.

В пост-iPhone эпоху способ охвата пользователей и получения денег от приложений радикально изменился. Нет больше необходимости в связи с операторами или производителями телефонов — ты можешь просто нацелиться на очевидного лидера в этом пространстве и разместить свое приложение в магазине. Такой экосистемы пока нет у телевизоров.

Есть кандидаты на роль iPhone в телевизионной сфере.

По слухам, Apple готовит собственное телевидение. Существующее Apple TV прекрасное устройство, но это пока не открытая платформа для приложений.

Google TV медленно разворачивается, но вполне виден постоянный прогресс, и он вполне может быть кандидатом.

Xbox также пока темная лошадка, особенно учитывая недавние исследования, которые показывают, что люди больше смотрят контент на Xbox, чем играю с ним в игры.

И не забудьте про уже существующие ТВ компании, которые работают на рынке уже какое-то время. TiVo, Sky, YouView в Британии, HBB TV в Европе все активно работают над разработкой ТВ платформ, а Roku на настоящий момент уже предоставляет Over The Top (OTT) приставки несколько лет.

На кого же ставить?

Телевидение в настоящий момент это запутанное место для работы, индустрия, которая может пройти точку перегиба в ближайшие несколько лет. Очень трудно сделать правильную ставку, когда дело касается разработки приложений для телевизионных платформ. Тем не менее, если вы хотите увидеть список целей, на которых можно сфокусироваться, то я бы перечислил следующие:

Производители ТВ: Samsung и Sony в силу их объемов продаж.

Производители приставок: Boxee, Roku и несколько других лидеров.

Платформы: Google TV самая открытая платформа и вкладывает много средств в поощрение разработчиков, в том числе подписывая соглашения с ведущими сервисами типа Hulu. Объемы продаж низки на настоящий момент, так что следите за анонсами.

И, конечно, Apple. Следующим важным шагом может стать открытие текущего Apple TV для разработчиков приложений (в настоящий момент платформа пока закрыта). Многие ждут анонса настоящего телевизора компании.

У телевидения будет свой «момент iPhone», но вполне может быть, что будет принадлежать он вовсе не Apple.

Smart TV в России

А вот мнение наших партнеров, разработчиков из iD EAST, занимающихся разработкой приложений для Smart TV в России:

Мы считаем данное направление очень перспективным и подписали договор на разработку под основные ТВ платформы, на сегодняшний день приложения в разработке. Мы встречаемся со всеми производителя ТВ платформ и договариваемся о сотрудничестве, самыми заинтересованными являются Samsung и LG, они готовы софинансировать и технически поддерживать разработчиков, предоставляя регистрацию в системе и тестовые телевизоры. Мы ожидаем хорошую прибыль от ТВ приложений — на уровне мобильных приложений. В наши планы входит не только разработка мультимедиаконтентых приложений, но и торговых и СМИ и даже банковских, потому что спрос есть у пользователей на такую информацию. Будущее Smart TV зависит и от производителей, а именно их поддержки разработчиков и от пользователей, которым придется повторно голосовать за приложения, которыми они пользуются на мобильных устройствах.

Еще одна компания, мыслящая масштабами ОС:

Приложения мы бы могли разрабатывать, если бы были такие заказы. Но интереснее другое… Выйти на этот рынок с новой операционной системой «Фантом» — создали пруф оф концепт, движемся далее, но пока нет необходимого масштаба инвестиций или бизнес-партнера, создание новой ОС идет не так быстро как хотелось бы.

И украинские коллеги:

Оценивали несколько проектов, до разработки не дошли. Клиентам не понятен рынок и ROI.

От авторов: Это перевод статьи наших партнеров из компании VisionMobile, которые издают ежегодные отчеты по мобильной разработке и занимаются исследование рынка.

Из наших российских разработчиков приложениями для ТВ занимаются единицы. Как мировой, так и российский рынки ТВ приложений находятся в ожидании роста и выход на него обусловлен скорее освоением технологий и занятием рыночной ниши, чем надеждой на полноценную прибыль.

Автор: HugC

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js