К 2030 году роботы могут оставить без работы около 20 млн людей

в 12:10, , рубрики: безработица, Исследования и прогнозы в IT, рынок труда, экономика

К 2030 году роботы могут оставить без работы около 20 млн людей - 1

Роботы выполняют за нас все больше и больше работы – это воспринимается как закономерный и позитивный результат научно-технического прогресса. Исследование аналитической компании Oxford Economics освещает менее радужные стороны этой тенденции: в следующие десять лет она, возможно, вызовет последствия, к которым мировое сообщество совсем не готово. К 2030 году применение машинного труда в индустриях может достигнуть таких широких масштабов, что десятки миллионов людей окажутся без рабочих мест и без навыков, востребованных на рынке.

Для промышленности автоматизация давно стала нормой, а теперь, с развитием технологий искусственного интеллекта и компьютерного зрения, начинается экспансия роботов и в сферу услуг. Активнее всего машины будут заменять людей на тех должностях, которые подразумевают однообразную механическую работу в предсказуемых условиях. Опираясь на статистические данные, исследователи перечисляют в числе отраслей, которые будут в наибольшей степени подвержены автоматизации, розничную торговлю, здравоохранение, транспорт, гостиничное дело, а также строительство и сельское хозяйство.

С географической точки зрения процесс также будет разворачиваться неравномерно. Сильнее всего пострадает население Китая – на их долю приходится более половины будущих безработных. Для сравнения, в США проблема затронет только два миллиона людей. В целом, в странах с низким уровнем дохода на душу населения тенденция к вытеснению живой рабочей силы будет проявляться сильнее.

Разумеется, реструктуризация рынка будет не только уничтожать рабочие места, но и создавать потребность в новых кадрах, однако это нельзя считать равноценной заменой. Новые карьерные возможности будут открываться для специалистов с высшим образованием, работающих в сфере IT или в науке. Безработица же ударит по людям, которые занимаются низкоквалифицированным трудом. Исходя из этого, можно ожидать растущего разрыва между благосостоянием высших и низших слоев общества и обострения социального неравенства.

По мнению исследователей, пытаться предотвратить или замедлить стремительный захват рынка искусственным интеллектом нерационально – в целом, экономика выигрывает от подобного развития событий. Для перечисленных типов задач машины действительно оказываются и более дешевой, и более продуктивной рабочей силой, чем мы. Замеры показывают, что один робот выдает такой же результат, как 1,6 сотрудника-человека. С внедрением автоматизации объемы производства начинают стабильно возрастать, что дает дополнительную прибыль. При самом оптимистичном сценарии к 2030 году роботы будут привносить в мировую экономику около пяти триллионов долларов ежегодно. Поэтому задача госструктур и руководителей бизнеса заключается скорее в том, чтобы смягчить для работников неминуемый переход к новой модели.

Грядущий кризис на рабочем рынке будет особенно острым, так как люди на низких должностях могут лишиться не только работы, но и традиционных запасных вариантов. По данным, которые приводят авторы, при взлете структурной безработицы в промышленности рабочая сила обычно начинает перетекать в три сектора: транспорт, строительство или канцелярская и административная работа. Однако во всех этих секторах значительная часть процессов будет автоматизирована в ближайшие годы, соответственно, они не смогут предложить нужное количество вакансий.

В заключение исследователи предлагают свой взгляд на решение проблемы. Они видят выход в том факте, что на сегодняшний день в диапазоне навыков, которые гипотетически доступны для роботов, остаются значительные пробелы. Так, они до сих пор плохо справляются с «работой в менее структурированной среде, которая требует способности сопереживать, творческого мышления или социального интеллекта». Работникам, занятым физическим трудом или административной работой, рекомендуется осваивать такие навыки, как ведение переговоров или обслуживание клиентов. Все обязанности, которые требуют прямого контакта и сложного взаимодействия с живыми существами, от дрессировки собак до социальной работы, вероятно, будут ложиться на плечи людей еще несколько десятилетий.

Автор: nanton

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js