Советские игровые автоматы — ностальгический гейминг с запахом резины. Часть 1: как родился «Морской бой»?

в 10:00, , рубрики: ruvds_статьи_выходного_дня, игровые автоматы, Игры и игровые приставки, СССР

Советские игровые автоматы — ностальгический гейминг с запахом резины. Часть 1: как родился «Морской бой»? - 1


Многие миллениалы, не говоря уже о более старших поколениях, впервые познакомились с играми на экране либо посредством «Ну, погоди!» и других устройств «Электроники», либо на аркадных игровых автоматах. Уже в 90-е они повсеместно ушли в историю, но для советских детей 70-х и особенно 80-х годов они были отлично знакомым, популярным и местами даже культовым развлечением. Вспомним о том, какими были советские игровые автоматы — а заодно разберёмся, как они вообще возникли.

Советские игровые автоматы — ностальгический гейминг с запахом резины. Часть 1: как родился «Морской бой»? - 2

Фото из Московского музея советских игровых автоматов

Как и в случае карманной «Ну, погоди!», всё началось в Японии. К концу 1960-х страну восходящего Солнца охватила настоящая мания электромеханических игровых автоматов. К этому плотно приложили руку такие современные монстры индустрии компьютерных игр, как Nintendo и Sega. А запустила процесс во многом уже полузабытая компания Taito, основанная в Японии эмигрантом из Одессы Мишей Коганом — впрочем, о нём и о возвышении трёх ранних китов японского геймдева у нас есть отдельная статья. Тут же для нас важно то, что бум аркадных игровых автоматов конца 60-х годов перекинулся на их родину, США, где они пережили вторую волну популярности — уже под влиянием японцев.

Советские игровые автоматы — ностальгический гейминг с запахом резины. Часть 1: как родился «Морской бой»? - 3

Именно с этого времени аркадные игровые автоматы становятся важной частью зарождавшейся англоязычной гик-культуры

Это не прошло мимо внимания советских чиновников, ответственных за развлечения трудового народа СССР. Рубеж 1960-х и 70-х годов в целом был временем «разрядки»: две сверхдержавы устали от накала противостояния холодной войны, занялись ограничением гонки вооружений и делали всевозможные взаимные шаги к сближению. Это открывало двери в том числе для роста интереса друг к другу, и, следовательно, культурного обмена. Заимствование позитивных и идеологически невредных достижений капиталистического мира стало в СССР актуальным трендом.

Советские игровые автоматы — ностальгический гейминг с запахом резины. Часть 1: как родился «Морской бой»? - 4

В начале 1970-х годов казалось, что холодная война подходит к концу, а Брежнев и Никсон после множества встреч успели практически сдружиться

В августе 1971 года в московских парках Измайловский и Горького открылась международная выставка «Аттракцион-71», устроенная советским Минкультом и Всесоюзной торговой палатой. На ней, помимо больших устройств вроде «американских горок», были представлены около 100 зарубежных игровых автоматов, в том числе японских и американских. Они оказались для советских граждан, а особенно для школьников и молодых людей, настоящей сенсацией. За первые десять дней работы выставку посетили около 2,5 миллионов москвичей и гостей столицы — и пока одни катались на горках и мини-автомобилях, другие осаждали игровые автоматы.

Советские игровые автоматы — ностальгический гейминг с запахом резины. Часть 1: как родился «Морской бой»? - 5

Выставка «Аттракцион-71» в Парке Горького, фото И.Г. Авдеева

Успех аттракционов впечатлил и Министерство культуры СССР, которое искало новые способы развлечений для советских горожан помимо всё более популярного телевидения — и провело выставку в том числе для того, чтобы оценить интерес советских граждан к подобному формату развлечений. В день открытия выставки на пресс-конференции заместитель министра культуры СССР Николай Мохов сказал: «Бурное развитие науки и техники вытесняет формы пассивного отдыха, и более обретают право на жизнь такие формы досуга, когда человек проявляет себя активно, а не выступает в роли пассивного созерцателя» — так что курс на создание советских игровых автоматов был вполне целенаправленным и официальным.

Советские игровые автоматы — ностальгический гейминг с запахом резины. Часть 1: как родился «Морской бой»? - 6

У входа на выставку в парке Горького

Многие представленные на выставке автоматы были выкуплены у производителей для изучения и создания на их основе собственных образцов — а в структуре Минкульта появилось Всесоюзное производственное объединение «Союзаттракцион». Его задачей была разработка советских игровых автоматов, после чего заказы на их производство спускались на промышленные предприятия.

Советские игровые автоматы — ностальгический гейминг с запахом резины. Часть 1: как родился «Морской бой»? - 7

Логотип «Союзаттракциона» на советском игровом автомате

Многие японские и американские игровые автоматы имели явное отношение к военному делу и оружию: это были электронные тиры, включая симуляторы охоты, игры про управление танками и самолётами, стрельбу торпедами из подводной лодки. Вероятно, именно в формате «полезности для военно-спортивной подготовки подрастающего поколения, а не просто развлечений» и удалось продавить неожиданный формат сотрудничества: все заказы «Союзаттракциона» на игровые автоматы выполняли предприятия не гражданской индустрии, а военной промышленности.

Советские игровые автоматы — ностальгический гейминг с запахом резины. Часть 1: как родился «Морской бой»? - 8

Дети, играющие в «Торпедную атаку», позднюю версию «Морского боя», работа фотохудожника Павла Сухарева

К примеру, наиболее культовую и популярную советскую игру «Морской бой» выпускал Серпуховский радиотехнический завод, который по основной специализации занимался и занимается системами управления огнём корабельной артиллерией и зенитных ракет. Более того: на наиболее крупные советские атомные подводные лодки для развлечения и развития глазомера у членов экипажей поставлялась специальная версия игры без необходимости оплаты. Она выпускалась в более строгом дизайне и под официальным военным индексом ЭТ-10М: «электронный тренажёр на 10 выстрелов модернизированный».

Советские игровые автоматы — ностальгический гейминг с запахом резины. Часть 1: как родился «Морской бой»? - 9

ЭТ-10М в зоне отдыха и релаксации тяжёлого ракетного подводного крейсера стратегического назначения «Архангельск» проекта 941 «Акула», фото Олега Кулешова

Собственно, с «Морского боя» мы и начнём. Прообразом для этого автомата стали американские аркады Sea Raider и Sea Devil от компании Midway.

Советские игровые автоматы — ностальгический гейминг с запахом резины. Часть 1: как родился «Морской бой»? - 10

Рекламный буклет и вид игрового поля в Sea Raider, 1969 год

Собственно, эти две игры отличались друг от друга и от советского «потомка» довольно слабо, имитируя действия капитана подлодки, ведущего торпедную атаку на корабли противника. Sea Raider 1969 года был про условную современность и имел оформление под центральный пост субмарины с мигающими приборами — и даже фигурами членов экипажа на заднем фоне.

Советские игровые автоматы — ностальгический гейминг с запахом резины. Часть 1: как родился «Морской бой»? - 11

Что забавно, в контексте дальнейшей советской биографии игры, на корпусе Sea Raider в качестве целей играющего за подводника помимо сухогрузов условного морского конвоя были изображены узнаваемые очертания советского крейсера-вертолётоносца проекта 1123 и эсминца проекта 56

Sea Devil 1970-го выглядел попроще: предлагалось топить разные условные корабли и суда, вплоть до парусников, на фоне мрачных зелёных облаков. На автомате была изображена торпедная атака на некий условный крейсер или линкор, отдалённо напоминающий странный гибрид немецкого «карманного линкора» типа «Дойчланд» и линкора «Бисмарк» времён Второй мировой войны.

Советские игровые автоматы — ностальгический гейминг с запахом резины. Часть 1: как родился «Морской бой»? - 12

С военной точки зрения изображённое выглядит отчаянно, но довольно-таки тупо

Впрочем, американские игровые автоматы про торпедные атаки сами были вариациями на тему более ранней японской разработки: аркады Periscope от Sega. Эта игра пошла в серию в 1966 году и быстро завоевала популярность сначала в Японии, а затем и в США. Принципиальная механика игры была точно такой же, как у «Морского боя», имитируя торпедную атаку посредством последовательного зажигания рядов лампочек. Однако происходящее отображалось не внутри механизма, а на изображавшем море наклонном поле. Через перископ происходило только прицеливание, а также пуск торпеды нажатием на кнопку, на рукоятке.

Геймплей Periscope

Правда, о том, кто её придумал, до сих пор идут споры. По версии Sega, она родилась из идеи одного из основателей компании, американца Дэвида Розена, а реализовал проект японский сотрудник компании по имени Сиконосукэ Оти. Однако Масайя Накамура из Nakamura Manufacturing Co. (позже Namco) утверждает, что придумал и выпустил пробные образцы под названием Torpedo Launcher уже в 1965 году, а Sega только использовала его идеи и наработки (впрочем, возможно, вполне легально, купив патент). Как бы то ни было, глобальную популярность игра обрела именно в варианте Sega — и именно эта игра считается первым японским электромеханическим аркадным автоматом.

Советские игровые автоматы — ностальгический гейминг с запахом резины. Часть 1: как родился «Морской бой»? - 13

Рекламный буклет Periscope от Sega, 1966 год

Несмотря на высокую по тогдашним меркам цену игры, 30 йен в Японии или 25 центов в США, игра оказалась крайне востребованной и рентабельной. Про неё писали как о самом успешном коммерчески игровом автомате за последние полвека. Неудивительно, что другие компании стали использовать ту же механику игры в своих аркадных автоматах — именно так появились варианты этой игры у американской компании Midway, которые стали основой для советского «Морского боя». В общем, если «Ну, погоди!» советские дети были, в общем-то, обязаны Nintendo, то «Морской бой» напрямую наследует продукции Sega.

Советские игровые автоматы — ностальгический гейминг с запахом резины. Часть 1: как родился «Морской бой»? - 14

«Морской бой» с сайта Музея советских игровых автоматов

Вернёмся в СССР. В 1972 году в «Союзаттракционе» кипит работа над созданием советского аналога Sea Raider, который, вероятно, больше всего понравился советским детям на выставке — а до того отлично зашёл детям японским, американским и европейским. Она увенчалась успехом: в 1973-м появились первые опытные образцы игрового автомата, а с 1974-го они пошли в серию. Первые появились в московских парках культуры и отдыха, затем они стали распространяться по ПКиО по всей стране — и, по мере увеличения номенклатуры аркадных автоматов, для них стали строить специальные павильоны.

Советские игровые автоматы — ностальгический гейминг с запахом резины. Часть 1: как родился «Морской бой»? - 15

Современные музеи советских игровых автоматов выглядят примерно так, как эти павильоны внутри в 70-е и 80-е годы

«Морской бой» стал первым советским электромеханическим игровым автоматом — как его «дедушка» Periscope стал пионером этих устройств в Японии несколькими годами ранее. Его облик напоминал и Sea Raider, и Sea Devil: на верхней панели изображалась советская подлодка типа «Щука» времён Великой Отечественной, идущая в надводном положении на фоне раскалываемого взрывом торпеды вражеского корабля.

Советские игровые автоматы — ностальгический гейминг с запахом резины. Часть 1: как родился «Морской бой»? - 16

С воздуха подлодку атаковал вражеский же истребитель

Игрок, как и в играх-предшественниках, целился через перископ — окружённый резиновым кожухом с очень выраженным и характерным запахом. Думаю, что каждый, игравший в «Морской бой», хорошо его помнит. Для того чтобы результативность стрельбы была видна и другим, к примеру, друзьям игрока — с обеих сторон обзор «поля боя» имелись специальные окошечки. Перископ окружали «приборы» с подсветкой, а ниже имелась условная карта района боевых действий — больше всего она напоминала отзеркаленный фрагмент Белого и Баренцева морей с полуостровом Канин и Чёшской губой.

Советские игровые автоматы — ностальгический гейминг с запахом резины. Часть 1: как родился «Морской бой»? - 17

Советская игра, в отличие от Sea Raider, явно ориентировалась на образы Второй мировой и охоту советских подводников за немецким судоходством в северных морях

Более подробный разбор устройства и механики работы игрового автомата «Морской бой» можно прочитать в этом разборе на нашем блоге. Мы же ограничимся основными моментами. Одна игра стоила 15 советских копеек: она давала право на десять торпедных пусков по скользящим, по игровому полю кораблям противника на фоне заснеженных северных гор. Поскольку всего имелось лишь 8 дорожек по 10 лампочек, изображающих разные варианты траектории торпеды, точное прицеливание по корабликам давалось многим не сразу.

Советские игровые автоматы — ностальгический гейминг с запахом резины. Часть 1: как родился «Морской бой»? - 18

Игровой экран «Морского боя» в современном эмуляторе игры

Если игрок поражал цели всеми десятью торпедами — ему давалась призовая игра, ещё три пуска. Достичь этого было непросто. И вот это сочетание интуитивной простоты освоения со сложностью достижения мастерства, формула многих успешных компьютерных игр, буквально сразила советскую юношескую аудиторию. Самая первая игровая аркада в СССР стала и самой популярной.

«Торпедная атака», вариант «Морского боя» для двух игроков

В период расцвета советских аркадных игр в 80-е их ставили много где и за пределами специальных павильонов в парках отдыха: их можно было найти в крупных магазинах, кинотеатрах, в аэропортах и так далее. Их ставили даже в некоторых, особо процветающих пионерских лагерях. Но к «Морскому бою» и его поздним вариантам, «Морской дуэли» и «Торпедной атаке», очередь жаждущих игры детей и подростков всегда и везде была наибольшей. Порой доходило до драк и вмешательства взрослых.

Советские игровые автоматы — ностальгический гейминг с запахом резины. Часть 1: как родился «Морской бой»? - 19

В начале 90-х советские аркады всё ещё были центром притяжения юной аудитории — и «Морской бой» продолжал явно доминировать над другими их вариантами

Но и помимо великого «Морского боя» существовали другие варианты советских аркад: их общее число доходило до сотни, разной степени удачности, популярности и распространённости. О них мы и поговорим в следующей части.

Помоги спутнику бороться с космическим мусором в нашей новой игре! 🛸

Автор: Алексей Костенков

Источник


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js