Почему дискеты отказываются умирать

в 10:44, , рубрики: floppy disk, авиация, Блог компании FirstVDS, гибкие магнитные диски, дискеты, Железо, Накопители, старое железо
Почему дискеты отказываются умирать - 1

Дискеты, или гибкие магнитные диски — кажется, история из глубоких девяностых. Они появились ещё в 1971 году и исчезли из повседневного обихода с появлением компакт-дисков и тем более флешек. Или нет? Оказывается, ещё недавно в Японии эти носители в обязательном порядке использовались всеми госучреждениями. А техника Boeing, Airbus и многих других компаний «старой школы» до сих пор во многом работает на дискетах. Которые не производят! Постепенно начинается паника, что эти важнейшие носители сейчас будет почти невозможно купить...

Когда Марк Некейз увидел, что он дошел до своих последних четырех дискет на родео в Миссисипи в феврале, он начал всерьез волноваться.

Некейз ездит на конные выставки по всему штату, предлагая индивидуальную красивую вышивку на куртках и жилетах. Все победители родео традиционно получают кожаные куртки, а он — наносит на них название фермы, кличку лошади или что-то еще.

Пять лет назад он заплатил 18 000 долларов за подержанную машинку, произведенную в 2004 году компанией Tajima, японским специалистом по вышивальному оборудованию. Единственным способом переноса рисунков с его компьютера на эту машинку является дискета.

«У меня были сотни этих дискет, но их расход увеличивается. На этом родео я начал с восьми дискет, но четыре из них тут же перестали работать, что меня очень обеспокоило», — говорит он. — «Я пытался переформатировать их, чтобы они начали распознаваться, но это не сработало. Я боюсь, что не смогу продолжать вышивать».

Почему дискеты отказываются умирать - 2

Когда Некейз покупал машину Tajima, дискеты все еще находились в массовом производстве и были особенно популярны в Японии, где до прошлого года они использовались для всех официальных правительственных процедур. Несмотря на то, что последний крупный производитель гибких дисков, фирма Sony, прекратила их выпуск ещё в 2011 году, оставались миллионы нераспроданных экземпляров, которые лежали на складах.

Но сейчас всё то, что было накоплено, постепенно подходит к концу. А устройства, которым эти дискеты нужны для работы, от вышивальных машинок и оборудования по литью пластмасс до медицинской техники и самолетов, продолжают жить, полагаясь на истощающиеся запасы и думая, что делать дальше.

Есть масса мнений по поводу того, как быть с ситуацией. Одно из распространенных в интервью Wired озвучивает Флориан Крамер — режиссер, который в 2009 году перенес все номинированные на «Оскар» фильмы того года на две дискеты — в качестве комментария против «глупой» голливудской борьбы с цифровым пиратством. Чтобы все фильмы поместились на дискеты, он сконвертировал их в GIF-файлы с разрешением 7х3 пикселя и частотой 8 кадров в секунду. Он говорит:

Лично я считаю, что дискета должна умереть.

Это очень ненадежный носитель. Неудобный. Ещё и токсичный в производстве. По сути, это просто пластиковые отходы… Это то, чего в идеальном мире не должно было бы существовать.

Проблема в том, что большинство компаний, которые до сих пор используют дискеты, — это малые предприятия или старые фирмы с небольшой прибылью, которые или пока не удосужились обновить свое оборудование, или посчитали это слишком дорогим. А часто замены этой технике и вовсе не существует.

Например, Давид Ниазашвили, менеджер по техническому обслуживанию грузовой авиакомпании Geosky, базирующейся в Тбилиси, до сих пор использует дискеты. Они нужны для критических обновлений двух 36-летних самолетов Boeing 747-200, которые были выпущены ещё в 1971-м. Давид говорит, что «когда обновление выпущено, нам нужно загрузить его на две 3,5-дюймовые дискеты. Компьютеров со встроенными дисководами не осталось, поэтому нам пришлось купить внешний. Потом мы отвозим дискеты на самолет для обновления системы управления полетами. Операция занимает около часа».

Самолет президента США летает на дискетах

Самолет президента США летает на дискетах

Обновления содержат критически важные данные, такие как изменения взлетно-посадочных полос и навигационных средств. Они выпускаются каждые 28 дней в соответствии с фиксированным глобальным графиком, который установлен до 2029 года. Без таких обновлений вероятность катастрофы самолета вырастет экспоненциально.

«Сегодня очень трудно достать новые дискеты. На самом деле мы получаем их с Amazon, у старьевщиков», — говорит Ниазашвили. — «Эти дискеты очень чувствительны и склонны к сбоям, поэтому в лучшем случае мы можем использовать каждую из них три раза, а потом приходится её выбрасывать. Но в целом это не проблема, просто часть работы. Пока дискеты еще можно найти в продаже, мы всем довольны».

Во всем мире в эксплуатации остается меньше 20 самолетов Boeing 747-200, причем все — только в грузовой или военной конфигурации. Шесть таких самолетов работают в ВВС США, два из них — в Air Force One, то есть они перевозят президента страны. Неясно, используются ли в них 3,5-дюймовые дискеты, но доподлинно известно, что в своем ядерном арсенале американские военные передавали данные с помощью даже еще более старых, 8-дюймовых дискет до 2019 года. А есть слухи, что передают и сегодня (но точно мы не узнаем).

Передача данных на одной из ядерных установок США

Передача данных на одной из ядерных установок США

Несколько других видов коммерческих самолетов тоже используют дискеты. В том числе более новые варианты 747 и 767, старые Airbus A320 и некоторые бизнес-джеты, такие как Gulfstream, спроектированные до 1990-х годов. Можно, конечно, попробовать перейти с гибких дисков на USB-накопители, SD-карты или даже передачу новых данных по Wi-Fi, но это может стоить десятки тысяч долларов и требует изменения чего-то пускай и архаичного, но по крайней мере точно рабочего.

Если ты закроешь дисковод и перестроишь программы под получение данных с SD-карты, а потом у тебя упадет самолет — проблем не оберешься. Такого удовольствия не хочется никому. В результате сотням самолетов приходится летать с данными из дискет.

«Есть и другие странные эволюционные тупики, к которым мы оказались привязаны, потому что в авиации всё должно преклоняться перед богом надежности», — пишет Брайан Форд из ACI Jet, калифорнийской компании по техобслуживанию самолетов. — «Например, мы до сих пор используем карты PCMCIA и Zip-диски, которые тоже все труднее где-то найти. У нас гораздо более длинные циклы проектирования чего угодно, и всегда кажется, что они отстают от современных потребительских девайсов».

После того, как у него кончились дискеты на одном из родео, Некейз решил, наконец, обновиться. Но не до совершенно новой машины, которая обошлась бы в несколько десятков тысяч долларов, а просто до эмулятора с дискеты на USB. Эти устройства стоят около 275 долларов каждое и позволяют заменить дисковод на простой USB-порт. Сейчас они изготавливаются на заказ несколькими компаниями и, оказывается, на удивление популярны.

«Вышивка и станки с ЧПУ — наши крупнейшие покупатели. В авиаиндустрии пока предпочитают работать по старинке», — рассказывает Джошуа Паскаль из PLR Electronics, техасской компании, которая разрабатывает и продает такие эмуляторы.

Такая штучка обойдется почти в $300

Такая штучка обойдется почти в $300

PLR создала несколько моделей, которые можно настроить для работы почти на 600 разных машинах. В их числе ткацкие станки, консоли сценического освещения, принтеры для печатных плат, осциллографы, цифровые принтеры, электрокардиографы, анализаторы векторных сигналов, машины для литья под давлением, трубогибы, пилы для нарезки кубиками, кусачки для проволоки, плазменные резаки, прессы для металла, звуковые семплеры. И даже музыкальные инструменты, такие как пианино и клавиатуры. Их устройства также могут устанавливаться на компьютерные дисководы от таких компаний, как Sony, Panasonic и NEC. На случай, если кому-то нужно перенести несколько килобайт данных с очень старого ПК, а подключить его к интернету не получается. 

Большинство из устройств, к которым присоединяют «переходники» PLR, стоят тысячи долларов. Некоторые из них — сотни тысяч. Многим из них десятки лет, так что замены им в современном мире уже не найти. Но есть и относительно свежие устройства, которым десять-пятнадцать лет, но они создавались по старым дизайн-проектам и никогда не были рассчитаны под USB. Особенно это касается вышивальных машин и разных японских девайсов, которые были рассчитаны на внутренний рынок.

Люди обращаются в PLR за переходниками не только потому что не могут найти дискеты, но и потому что не могут найти дисководы — взамен поломавшихся. «Даже когда мы только начали продавать свои устройства 12 лет назад, флоппи-дисководы было трудно найти. А сейчас я вообще не могу себе представить, как их заменять», — говорит Паскаль. По мере того, как эпоха дискет становится всё более далеким прошлым, продажи у его компании падают: устройства начинают всё чаще просто выбрасывать на свалку. Но Паскаль говорит, что они по-прежнему продают от 2000 до 3000 своих «переходников» в год.

Вполне возможно, дискеты вообще никогда до конца не исчезнут. «В мире есть люди, которые до сих пор заняты поиском, ремонтом и обслуживанием фонографов 1910 года выпуска. Есть люди, которые слушают только винил. Ценители старых технологий найдутся всегда. Поэтому мне очень трудно поверить, что дискеты уйдут навсегда. Какая-то часть останется», — говорит Лори Эмерсон, профессор Университета Колорадо и основатель Лаборатории медиа-археологии.

Срок службы некоторых промышленных машин, использующих гибкие диски, составляет от 30 до 40 лет. Тем временем многим из них всего 20 лет. Поэтому ещё минимум двадцать лет новые дискеты в мире точно найдут применение. Об этом говорит Том Перски, создатель сайта Floppydisk.com, который специализируется на поиске и продаже гибких магнитных дисков в разных форматах. Подробнее об этой уникальной компании на Хабре, кстати, можно почитать тут.

Интерфейс сайта у Floppydisk.com тоже не изменился с 90-х

Интерфейс сайта у Floppydisk.com тоже не изменился с 90-х

Сейчас Перски продает около 1000 дискет в день со своего склада в Калифорнии. В основном это 3,5-дюймовые диски, многие совершенно новые. У него на складе их еще несколько сотен тысяч. Он говорит, что 20 или 25 лет назад он покупал контейнеры с этими дискетами всего по 0,07 доллара за штуку. Меньше десяти центов! Сегодня он продает 3,5-дюймовые дискеты по 1-2 доллара за штуку, в зависимости от вида. То есть цены повысились в 14-30 раз! На бизнес жаловаться не приходится — хранение его товара все эти годы оказалось более чем прибыльной идеей. Так что если у вас или у вашей компании где-то завалялся коробок с дискетами — задумайтесь. Может быть, золотая лихорадка 21 века — это был не только биткоин.

Правда, эксперты не думают, что сидеть на своей стопке дискет можно будет вечно. Конечно, ограничение предложения обычно приводит к росту цен. Но по мере развития этой ситуации само предложение может стать настолько ограниченным, что всё больше и больше предприятий вынуждены будут модернизировать или заменять свое оборудование, что приведет к краху рынка. Возможно, с 3,5-дюймовыми дискетами это случится уже в ближайшие десять-пятнадцать лет.

Тем временем другой тип гибких дисков — ещё более древний 8-дюймовый диск, представленный IBM в 1971 году (на 10 лет раньше привычной нам небольшой дискеты) — кажется, находится на грани исчезновения. Тот же Перски говорит: «Их у нас не осталось. Мы продаем последние, которые у нас есть, по 5 долларов каждый —  в коробках по десять штук». По сравнению с 3,5-дюймовыми дискетами, это уже раритет. По его словам, скоро не останется компаний или работающих аппаратов, которые нуждались бы в 8-дюймовых дисках, поэтому ему не жалко продавать последние.

Том Перски в натуральной среде обитания

Том Перски в натуральной среде обитания

Что касается более востребованных 3,5-дюймовых гибких дисков — Перски не знает, сколько их ещё осталось. «Во всем мире существует множество дискет, изготовленных 10, 20 или 30 лет назад. Но новых не производят. Это то, что у нас осталось. И мы просто каждый день их расходуем. Я понятия не имею, насколько большим был запас. Думаю, он ещё большой, но быстро уходит, и он очень распределенный. Нет никого с полумиллионом дискет, но есть полмиллиона человек каждый с десятью упаковками».

Перски не планирует ждать, пока у него останется последняя в мире дискета, чтобы продать её за миллион долларов. Ему 73 года, и он говорит, что проработает еще от силы пять лет, что бы там ни было с рынком. «Я в ста километрах от аэропорта, в самолете, и у меня кончилось топливо», — говорит он. «Моя задача — посадить самолет».

Автор:
virtual_explorer

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js