Рубрика «старое железо»

Origins

Several years ago I wrote a Pascal compiler. The motivation was simple: as a teenager, I had learnt from my first programming textbooks that a compiler is a very sophisticated thing. This claim eventually became a challenge and required to be tested by experience.

image
ha.art.pl

First, a simplistic PL/0 compiler came into being, and later an almost fully-functional Pascal compiler for MS-DOS has grown from it. My source of inspiration was the Compiler Construction book by Niklaus Wirth, the inventor of the Pascal language. I don't care if Wirth's views are now considered obsolete and have no direct connections to the IT mainstream, or if the compiler design fashion has changed. It is enough to know that his techniques are still simple, elegant, and — last but not least — bring much fun, since it is more appealing to parse a program source with a handwritten recursive descent parser and generate the machine code, rather than to call yaccs, bisons and all their descendants.

My compiler's fate was not so trivial. It has lived two lives: the first one in my own hands, and the second in the hands of computer antiquarians from Poland.
Читать полностью »

В какой момент электроника становится винтажной? Когда в ней пропадает всякий практический смысл, как например сейчас нет смысла в карманном компьютере начала двухтысячных? Когда популярная в свое время железка становится редкостью? Когда большинство людей забыло, как это настраивается и работает, как произошло с модемами?

Древности: современный компьютер из старых запчастей - 1

В моем случае ответ простой: ничто в этом мире не вечно. Собрать информацию об умеренно старой компьютерной технике в тот момент, когда данные легко доступны, и сам еще многое помнишь, проще, чем лет через двадцать копаться в веб-архиве, пытаясь хоть что-то найти. В 2009 году в честь очередного переезда я продал свой последний настольный компьютер, и с тех пор пользовался только ноутбуками. В 2019 году я вновь построил домашний ПК, загрузив сейв десятилетней давности. Старые комплектующие достаточно подешевели, чтобы можно было поэкспериментировать без серьезного финансового риска. Но они еще не до конца устарели, и кажется первый и последний раз я собираю относительно старое железо для повседневных задач. Есть ли в этом смысл? Сейчас расскажу.
Читать полностью »

Мир переживает «виниловый бум» — заметный скачок популярности пластинок среди меломанов. Рассказываем, почему винил вернулся и кто занимается его производством.

Винил вернулся, и он разный - 1Читать полностью »

Known now as a «motherboard speaker», or just «beeper», PC Speaker has been introduced in 1981 along with the first personal IBM computer. Being a successor of the big serious computers for serious business, it has been designed to produce very basic system beeps, so it never really had a chance to shine bright as a music device in numerous entertainment programs of the emerging home market. Overshadowed by much more advanced sound chips of popular home game systems, quickly replaced with powerful sound cards, it mostly served as a fallback option, playing severely downgraded content of better sound hardware.

«System Beeps» is a music album in shape of an MS-DOS program that features original music composed for PC Speaker using the same basic old techniques like ones found in classic PC games. It follows the usual retrocomputing demoscene formula — take something rusty and obsolete, and push it to eleven — and attempts to reveal the long hidden potential of this humble little sound device. You can hear it in action and form an opinion on how successful this attempt was at Bandcamp, or in the video below. The following article is an in-depth overview of the original PC Speaker capabilities and making of the project, for those who would like to know more.

Читать полностью »

В первой половине XX века немецкая инженерная школа породила целый сонм электромеханических музыкальных инструментов, которые предшествовали классическим синтезаторам. Среди них сферофон Йорга Магера и поликорд Харальда Боде. Большая часть этих изобретений не смогла выйти за пределы узкого круга энтузиастов.

Но был в их числе инструмент, созданный между двумя мировыми войнами, который все же оставил след в мировой культуре. Этим инструментом был траутониум Фридриха Траутвайна.

Рассказываем, чем он примечателен.

Траутониум: немецкая волна в истории синтезаторов - 1Читать полностью »

Это очень интересный вопрос — похож на тот, что я обычно задавал на уроке по компьютерному дизайну: «Какой компьютер капитан Немо разработал бы для «Наутилуса»? — Нарисуйте его дизайн!»

Сегодняшний вопрос может быть понят по-разному: например, в значении «С технологиями, доступными в то время, мог ли полный гений — за исключением Леонардо — додуматься до устройства, которое мы бы назвали цифровым компьютером?»

image

Hublot's miniature replica of the Antikythera mechanism

Такая постановка вопроса также позволяет использовать «греческую мысль», так как у римлян было много греков — свободных и рабов — которые занимались более глубокими размышлениями для этих людей с практичным мышлением. Это хорошая комбинация, потому что греки мало интересовались техникой, а римляне интересовались — одними из самых интересных механических изобретений греков были игрушки, особенно созданные александрийскими греками.

Давайте не будем принимать во внимание то, что одна из проблем рабства заключается в том, что оно не мотивирует людей на изобретение механизмов для выполнения большого количества элементарной работы, включая вычисления. И давайте не принимать во внимание вопрос о «накоплении» идей предшественников, которые нужны и используются даже гениями — суть вопроса на самом деле звучит как «Можно ли построить что-то?» в данный момент нашей истории.
Читать полностью »

Привет, Habr!

В первой части был рассмотрен протокол обмена пейджерными сообщениями POCSAG. Были рассмотрены цифровые сообщения, перейдем теперь к более «полноценным» сообщениям в формате ASCII. Тем более, что декодировать их интереснее, т.к. на выходе будет читаемый текст.
Разбираем протокол пейджерных сообщений POCSAG, ч2 - 1

Для тех кому интересно, как это работает, продолжение под катом.Читать полностью »

Привет habr,

Давным-давно, когда мобильный телефон стоил 2000$ и минута звонка стоила 50 центов, была такая популярная штука как пейджинговая связь. Затем связь стала дешевле, и пейджер сначала превратился из престижного атрибута делового человека в непрестижный атрибут курьера или секретаря, а затем эта технология практически и вовсе сошла на нет.

Разбираем протокол пейджерных сообщений POCSAG, ч1 - 1

Для тех, кто помнит шутку «читал пейджер, много думал», и хочет разобраться, как это работает, продолжение под катом.
Читать полностью »

Реверс-инжиниринг. История. Моя - 1

Всем привет,

На этот раз статья будет не технической (хотя в ней и будут попадаться какие-то технические термины/моменты), а скорее автобиографической, если так можно выразиться. Эта статья о том, как я докатился до такой жизни пришёл в реверс-инжиниринг, что читал, чем интересовался, где применял, и т.д. И, я почему-то уверен, что моя история будет иметь множество отличий от твоей. Поехали...Читать полностью »

Известный теперь как «системный динамик», а то и просто «пищалка», PC Speaker появился на свет в 1981 году вместе с первым персональным компьютером IBM. Наследник нескольких поколений больших компьютеров для серьёзных дел, он с рождения был предназначен лишь для подачи простейших системных сигналов, и не мог достойно проявить себя в озвучивании главенствующих на домашнем рынке развлекательных программ. Сильно уступая звуковым чипам специализированных игровых систем, пропадая в тени вскоре появившихся продвинутых звуковых карт, он поддерживался многими разработчиками по остаточному принципу — как опция, выдающая хоть какой-нибудь звук при отсутствии лучших альтернатив. За нечастыми исключениями, через спикер проигрывались грубо упрощённые, полностью одноголосые версии мелодий, изначально сочинённых для гораздо более мощных устройств.

Музыкальный альбом «System Beeps» написан для PC Speaker с использованием той же базовой техники из старых игр, и согласно типичной формуле ретро-компьютерного около-демосценового творчества призван раскрыть многие годы оставшийся неисследованным потенциал этого простейшего звукового устройства. Собственно послушать результат и составить своё мнение об успешности данного мероприятия можно на Bandcamp или в видео ниже, а дальнейший текст углубляется в устройство спикера, историю проекта и способы достижения подобного результата для тех, кто хочет знать больше.

Читать полностью »