Плюсы и минусы ведения бизнеса в США: наблюдения после года развития своей компании

в 20:15, , рубрики: бизнес, личный опыт, переезд, Развитие стартапа, стартапы, США

Плюсы и минусы ведения бизнеса в США: наблюдения после года развития своей компании - 1

В прошлом году я рассказывал на Хабре о том, как получил визу О1 и переехал в США развивать собственный бизнес. В комментариях читатели задавали вопросы о том, каково это работать на себя в Америке. И если тогда мой опыт был слишком скудным, чтобы ответить, то теперь после года активной работы впечатлений накопилось достаточно. Так что сегодня я расскажу о плюсах и минусах запуска собственного бизнеса в Штатах.

Disclaimer: данная статья отражает лишь мой личный опыт и содержит суждения, которые могут не быть стопроцентно верными — так что если вы хотите использовать материал в качестве основы для принятия каких-либо решений, учитывайте этот факт.

Введение

Для начала немного о себе: мне 29 лет, у меня семья, я программист по образованию, но уже более 8 лет занимаюсь журналистикой и ИТ-маркетингом. Сейчас в Штатах занимаюсь развитием своего агентства ИТ-маркетинга — помогаем технологическим стартапам и частным клиентам с созданием материалов для продвижения продуктов и услуг (примерную суть деятельности можно понять из этой хабрастатьи), также разрабатываем собственные инструменты автоматизации маркетинга (чат-боты и т.п.)

До этого в России я работал журналистом в издании «Цукерберг позвонит» (еще до его ребрендинга), а также развивал собственное агентство.

На самом деле конкретная область деятельности в контексте данной статьи не очень важна, речь пойдет скорее об организационных моментах. Еще один важный нюанс: мы находимся в Майами, а до этого базой для меня всегда была Москва, так что весь опыт жизни в США и России ограничивается этими двумя городами.

Плюсы ведения бизнеса в США

Начнем с того, чем хорош процесс ведения бизнеса в США. Здесь есть множество плюсов, мне по душе три главных фактора:

Развитая инфраструктура

Ведение бизнеса облегчается и развитой инфраструктурой. Например, в США почта — это настоящий двигатель экономики. Обычной почтой пересылают документы, чеки, товары, официальные документы. Работает все очень быстро и почти без проблем. На практике вполне удобной вещью оказываются и банковские чеки, которые все еще очень распространены в Америке и поначалу кажутся пережитком глубокого прошлого.

К примеру, почти все коммуникации с государственными органами ведутся по почте. Если вам нужно получить какой-то документ, то обычно нужно скачать на сайте нужного ведомства соответствующий файл, заполнить его по инструкции и отправить по требуемому адресу, вложив чек с прописанной ручкой суммой для оплаты пошлины.

Через пару дней документы дойдут, чек будет обналичен, и вскоре желанный документ будет получен. Из всех телодвижений — один поход на почту.

Очень просто решаются и другие потребности бизнеса. Например, снять офис проще всего в одном из множества коворкингов, многие из которых предоставляют и услугу почтового адреса. Сопутствующие услуги по бухгалтерии можно заказать в сервисах вроде Quickbooks или найти на Upwork лицензированного бухгалтера, у которого есть партнерский договор с такими сервисами — в итоге вы получите и софт и личного бухгалтера. При чем по деньгам это выходит сравнимо или даже дешевле анлогичных сервисов в России.

Возможно дело в недостатке опыта на тот момент, но на родине на решение таких задач приходилось тратить больше времени и сил.

Страна возможностей

На протяжении нескольких лет в России я был совладельцем бизнеса, похожего на мой нынешний проект, пусть и несколько менее технологически продвинутого. Одно из главных воспоминаний об этом периоде — постоянная борьба с клиентами, обстоятельствами, требованиями госорганов и т.п. В США занимаясь практически тем же самым, я заметил, что компания развивается активнее, при куда меньших затратах сил и ресурсов.

На мой взгляд причина в различиях менталитета и отношении к бизнесу. В России клиенты как правило куда более требовательны, не жалеют времени на постоянные созвоны, совещания и согласования договоров. Процесс от первого контакта до заключения сделки и получения первой оплаты мог растягиваться на месяцы.

В США все происходит значительно быстрее, причем даже при взаимодействии с такими же недавно переехавшими соотечественниками. Люди здесь буквально ценят свое и чужое время — в России клиенты бы просто не поняли, если бы за ответы на вопросы о маркетинге, работе со СМИ и ведении блогов мы попросили бы деньги. В США же понятие платных консультаций знакомо всем.

В России я постоянно думал о том, как увеличить выручку, тестировал какие-то гипотезы и т.д. В целом, это совершенно нормальный и правильный бизнес-процесс, однако в США такие возможности возникают как будто бы из ниоткуда — в том числе благодаря мощному рынку, большому населению и открытости людей.

Плюсы и минусы ведения бизнеса в США: наблюдения после года развития своей компании - 2

К примеру, недавно мы запустили новую услугу — помогаем продвигать не только компании, но и частных профессионалов, которым хорошие блоги и публикации в СМИ могут быть нужны, например, для развития карьеры или получения рабочих виз в другие страны (те же США). Запустить эту услугу нам посоветовал один из заказчиков, который тут же сам ею и воспользовался.

Все гораздо проще

Первое, что бросается в глаза при начале ведения бизнеса в Америке — это то, насколько легко запустить новый проект. Оговорюсь, что тут речь именно о старте (с самой деятельностью далеко не всегда все так легко, о чем поговорим ниже).

Подход к бумажному документообороту здесь гораздо проще, чем на родине. К примеру, компанию я регистрировал еще находясь в России, и для этого мне не пришлось пересылать никаких бумажек— хватало сканов подписанных документов или даже простой их фотографии на айфон. Почти все документы (хотя не все) подписывались в таком электронном виде и при оформлении визы. Единственный момент — таким образом открыть счет в банке не выйдет, для этого придется идти в отделение и подписывать бумажки самостоятельно.

Начало работы с новым клиентом тоже выглядит очень просто. Для этого достаточно даже устной договоренности и инвойса в электронном виде, в котором указаны оплачиваемые работы. Понятно, что во избежание проблем и разногласий лучше подписывать соглашение, в котором перечислены все права и обязанности, но это опционально, а о такой вещи как «акт об оказании услуг» за год работы в США я успел забыть.

Жизнь наносит ответный удар: минусы бизнеса в США

В жизни всегда все гладко не бывает, так что помимо плюсов, за год работы я подметил и некоторые минусы ведения бизнеса в Штатах. Итак, вот мой личный анти-топ таких моментов.

Все и всегда хотят от тебя денег

Если вы хотите ощутить на себе, что значит жить «при капитализме» — начните бизнес в США. Вы тут же превратитесь в кошелек на ножках для всех вокруг.

Ищите бухгалтера для подготовки первого пустого отчета, потому что не успели начать деятельность? Вам с радостью помогут, нужно лишь организовать консультацию за $250 (чтобы ответить на вопрос «умеете ли вы подавать отчет?»).

Адвокаты будут советовать обратиться за дополнительными консультациями, которые повышают шансы на успешный исход дела (но ничего не гарантируют) и проводятся, исходя из почасовой ставке в $300. Юристы, занимающиеся оформлением фирмы, не преминут предложить оформить отдельный пул акций, без которого нельзя жить инновационному стартапу («в будущем вы сможете давать из него опционы сотрудникам» — очень актуально для небольшого нового бизнеса, и всего за пару тысяч долларов).

Получать почту в США вам вряд ли понравится — чаще всего это различные счета, особенно если речь о корпоративном ящике. И если половина писем оказывается требованиями спамеров, вторая половина — это все же различные уведомления от партнеров и государственных органов, игнорировать которые не получится.

Взаимодействия с властями не всегда логичны

Госаппарат в США довольно развит, существует множество различных ведомств, чьи функции иногда дублируются вплоть до полного абсурда. Головной боли добавляет и административное устройство, при котором американские штаты имеют довольно широкие возможности по созданию различных правил и законов, в том числе регулирующих ведение бизнеса.

Иногда это выливается в забавные на первый взгляд ситуации, которые тем не менее требуют отдельных усилий и затрат. Пример — мы зарегистрировали корпорацию в штате Делавер, это довольно популярная юрисдикция для международных стартапов. Однако в США я с семьей живу во Флориде, здесь у нас офис, корпоративный счет в местном отделении Bank of America и так далее.

Выяснилось, что несмотря на то, что я уже, казалось бы, зарегистрировал компанию в США, ее нужно еще раз регистрировать во Флориде под угрозой серьезных штрафов. Интересна формулировка — во Флориде бывают местные корпорации (domestic corporations) и зарубежные корпорации (foreign corporation). И зарегистрированная в американском штате Делавер корпорация будет считаться иностранной в американском штате Флорида. И должна пройти процедуру регистрации с уплатой соответствующих сборов, предоставлением документов из штата Делавер (там эти сертификаты тоже заказываются за деньги) и обязательством предоставлять ежегодные отчеты о своей деятельности.

Плюсы и минусы ведения бизнеса в США: наблюдения после года развития своей компании - 3

Выдержка о необходимости регистрации во Флориде из статьи на сайте одной из компаний, регистрирующих корпорации в штате Делавер — понятное объяснение можно найти только на таких коммерческих сайтах, государственные ресурсы крайне неинформативны

Еще одна ситуация не связана напрямую с бизнесом, но очень показательна. Поскольку я нахожусь в Штатах по визе О1, моя жена получила визу О3 и работать не имеет права. Поэтому ей не положен номер налогоплательщика SSN, но он нужен для того, чтобы подать совместную налоговую декларацию (налоги в США — тема для отдельной статьи).

Чисто теоретически, я мог бы подать декларацию один, но тогда платить нужно было бы больше, а семьям полагаются различные вычеты, и в итоге может получиться так, что за год ты даже переплатил налоги и разницу тебе вернут (поэтому налоговые декларации тут называют tax return). Наш бухгалтер убедила нас в том, что получить какой-то номер налогоплательщика жене все же нужно. В США есть разновидность SSN для тех, кому право на работу не положено, он называется ITIN. И его оформление оказалось нетривиальным квестом.

Сначала потребовалось прозвониться в налоговую (Internal Revenue Service), на что ушла пара дней, потом записаться на прием в ходе звонка с пожилой дамой-оператором, которая переспрашивала каждое слово по два-три раза, затем, наконец, мы приехали на прием для подачи заявки на получение ITIN. И именно в этот момент выяснилось, что (следите за руками):

  • чтобы создать семейную декларацию о доходах нужен ITIN;
  • чтобы получить его нужно подготовить декларацию о доходах так, как будто бы он уже был получен (упоминаний об этом нет ни на сайте, ни где-либо еще, даже наша лицензированный бухгалтер об этом не знала), просто заполнить заявление недостаточно, хотя и обязательно;
  • привезти заявление о получении ITIN с распечатанной декларацией (при том, что обычно все делается онлайн);
  • этот пакет документов IRS начнет обрабатывать и потом перечислит излишне уплаченные налоги на банковский счет и когда-то («в течение 11 недель») на почту придет сама карточка ITIN.

Чтобы узнать все это, пришлось потратить 2 часа времени, несмотря на то, что мы пришли четко ко времени записи — любой московский МФЦ покажется космосом после офиса IRS в Майами.

Нельзя расслабляться

США — это Мекка капитализма, настоящая банка с пауками и змеями. Практически все ниши характеризуются мощной конкуренцией, все стараются заработать свой доллар. В целом это хорошо и двигает многие отрасли вперед, но такая тяга к наживе может принимать и не самые приятные формы. Если чрезмерно расслабиться, это тут же выльется в прямые финансовые потери.

Простой пример из личного опыта — после того, как я по описанной выше схеме зарегистрировал компанию во Флориде, наш корпоративный почтовый ящик начал очень быстро наполняться письмами. По всей видимости кто-то из местных ведомств «слил» базу недавно зарегистрированных компаний фирмам, которые оказывают им те или иные услуги.

Все бы ничего, в конце концов они могут предлагать и что-то полезное, но директ-маркетинг в США не похож на российский. Если у нас все уже привыкли выгребать из ящика яркие рекламные буклеты (и тут же их выбрасывать), то в Америке их шлют очень редко, понимая неэффективность такого продвижения. Вместо этого маркетологи местных фирм играют на незнании и страхах потенциальных покупателей. Для этого, например, они маскируют свою рекламу под официальные сообщения властей: используется казенный язык, похожие на официальные бланки, различные фразы вроде «Срочно! Уведомление требует немедленного ответа!», угрожают штрафами.

К примеру, вот письмо о том, что нам необходимо заказать некие стикеры/постеры, которые должны быть размещены рядом с рабочим местом каждого сотрудника:

Плюсы и минусы ведения бизнеса в США: наблюдения после года развития своей компании - 4

Каждая такая наклейка стоит $84, тут же любезно указана информация о том, что ее отсутствие карается штрафом в $17 000. Выглядит как устрашающее письмо от властей, но на самом деле — это фирма-посредник пытается получить нового клиента, чтобы оформить ему эти стикеры. На момент получения письма у нас был лишь один работник во Флориде — я, он же владелец компании, и такую наклейку получать было вообще не нужно.

А вот письмо о жизненной необходимости получения сертификата, подтверждающего факт существования компании (certificate of good standing). Тут обошлось без угроз штрафов, просто перечислили, когда и зачем он может быть нужен, ну и не забыли добавить на бланк официально выглядящий логотип:

Плюсы и минусы ведения бизнеса в США: наблюдения после года развития своей компании - 5

Подобную рекламу присылают не только владельцам бизнеса, но и, например, автовладельцам или родителям. Нам присылали «требования» продлить сервисное обслуживание автомобиля или медстраховку на детей компании, с которыми мы никогда не имели никаких дел. Поначалу такие письма серьезно меня смущали, например, те самые стикеры за $84 я чуть было не купил — хорошо вовремя сообразил посоветоваться с нашим бухгалтером, который и объяснил мне, как тут все устроено.

Итого

Взвесив все за и против, могу сказать, что заниматься бизнесом в США мне нравится больше, чем в России. Когда в стране есть настоящий культ предпринимательства — это ощущается во всем. США — страна не без своих минусов, подчас довольно существенных, но зарабатывать деньги здесь можно гораздо комфортнее, не отвлекаясь на решение непрофильных задач.

Плюсы и минусы ведения бизнеса в США: наблюдения после года развития своей компании - 6

На сегодня все, спасибо за внимание! Если у вас есть какие-то конкретные вопросы по визам, бизнесу, жизни во Флориде — пишите в комментах или в личку, постараюсь ответить.

Автор: alexlash

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js