История одного терминала или как поднять деньги с земли

в 9:32, , рубрики: Идеи для стартапов, истории успеха, Мой бизнес, сотовая связь, стартапы, метки: , , ,

Как ни банально звучит сентенция про то, что человек сам кузнец своего счастья, жизнь постоянно подтверждает ее объективность. Вот, к примеру, простенький рассказ о том, как поверить в себя и в свою идею, несмотря на то, что все вокруг при ее изложении крутят пальцем у виска и смотрят на тебя, как на дурачка.

Terminal Solutions

Началась эта история в 2009 году.
У меня с партнером был (и есть по ныне) небольшой бизнес по продаже симкарт одного из операторов сотовой связи.
Основной канал продаж в то время представлял из себя стойки бронированной торговли или сокращено БТС. Исполняться эта «грозная аббревиатура», напоминающая военный БТР, должна была следующим образом: милая девушка за тумбой, разукрашенной операторской символикой, выкрикивает в народ призыв приобрести очередной выгодный тариф, а народ радостно ее приветствует и занимает очередь.

Увы, в реальности все выглядело более чем печально: сотрудники очень не охотно шли на контакт с клиентами, не кричали веселые призывы и вообще не изъявляли страстного желания работать так, как это выглядит в рекламных роликах.

Скажете — дело в финансовой мотивации? И мы так думали, постоянно повышая зарплату и балансируя на точке безубыточности. Но, как говорила Фаина Раневская: на голодный желудок русский человек ничего делать и думать не хочет, а на сытый — не может.

Ибо, как только сотрудник начинал работать, он сразу искал лазейки для обмана работодателя и оператора. Восемьдесят процентов его зарплаты зависели от выполнения плана, который состоял из количества подключений. Естественно, работник-промоутер моментально ориентировался в ситуации, и тратил целый день на рисование липовых подключений или создание копий к уже существующим абонентам. Когда различные социальные сети ввели повышения статуса при помощи SMS — то, все это превратилось в эпидемиологический процесс: постоянные выезды на ковер к оператору, разбирательство с внутренними органами, с негодующими клиентами… Впору одеть кирзачи и выпнуть нерадивых тружеников.

Однажды, возвращаясь с очередной проверки промоутеров на БТС (их в то время у нас было около 100), я мечтательно сказал своему партнеру:
— Вот бы этих лентяев заменить на автоматы, что бы не воровали, не мухлевали, отчетность вовремя сдавали.
— Ага, на терминалы, — засмеялся друг.
Сказать, что меня тогда озарило — нет, я просто забыл об этом разговоре.
Но, через несколько месяцев — эта идея начала сверлить дырочку в моей голове. Поменять людей на терминалы, а в этом что-то есть! Есть же автоматы, продающие бутерброды, кофе, сигареты.
Я начал шерстить интернет в поисках чего-нибудь, связанного с автоматизацией продажи симкарт, но, ничего подобного в сети не обнаружил.

Это же так просто, думал я, засунул денежку — получил симкарту. Почему же никому не пришла на ум эта идея?
Трудно сбить с толку того, кто толком ничего не знает. Но если у вас заходит ум за разум, то радуйтесь: значит, у вас есть и то, и другое.
Ум за разум у меня заходил не раз, что всегда приводило к оригинальным проектам. Поэтому следовало подумать о практическом.

Единственный из моих друзей, кто может что-то разрабатывать с нуля, был Александр. Саша не только придумывал и разрабатывал различные устройства на базе GSM модулей. В то же время он работал на крупном оборонном заводе, где имел репутацию незаменимого человека, разбирающегося в любой технике которая включается в розетку. На этом же заводе он получал одну из самых высоких зарплат, которую можно зарабатывать не являясь руководителем высшего звена, и свободный выход в город в течение рабочего дня. Уточню для ясности: в нашем небольшом городке такую зарплату и при таком графике найти не реально.

Саше, моя идея очень понравилась, и он полностью в нее погрузился. Это оказалось настолько интересно, что через год работы над «железом» терминала, Саша принял неординарное решение уйти с завода и все время отдать проекту.

Дальше встал вопрос о программной части и дизайне интерфейса.
Программист был найден только в 2011 году, и он смог приступить к работе только во внерабочее время — посвещать проекту он мог не более двух-трех часов в день. Поэтому программная часть писалась очень медленно…

Параллельно я продолжал искать информацию в интернете на предмет подобных разработок, но их не было. Как-то я наткнулся на информацию о выставке терминалов — «ВЕНДЭКСПО 2011». Решение съездить туда и воочию посмотреть, что предлагает вендинг рынку, созрело моментально.
Мы с Александром поехали на выставку, где убедились, что ничем кроме платежных и кофейных аппаратов, вендинговый мир не блещет. Зато на этой выставке мы нашли много поставщиков оборудования, которое планировали использовать в нашем терминале.

После посещения выставки у нас возникло два стойких желания: первое — оформить патент на все, что мы производим. Второе — приехать сюда в 2012 году, и гордо выставить наш терминал всем на диво.

Осознав себя первооткрывателями, мы поставили себе четкую цель полностью доработать терминал к марту 2012 года, что бы выставиться. Ровно год на то, что бы получить рабочую версию аппарата, протестировать ее.
Уже через 6 месяцев у нас была готова железная составляющая аппарата. Все было размещено в стандартном корпусе QIWI-терминала, и имело следующие компоненты:
* Сканер паспорта — полностью наша разработка, т.к подходящего сканера мы не наши в продаже, да и вообще в производстве
* Фронтальная видеокамера — для съемки лица абонента и для последующей идентификации личности
* Кард-диспенсер — устройство выдачи пластиковых карт со стеком на 100 шт.

Все остальное заимствовалось у стандартной модели платежного терминала.
Ну и конечно — наше ПО, которое к тому моменту было готово на 40%.
Но то, что софт был сырой и написан меньше, чем на половину, нас не остановило. Руки чесались, азарт горел в наших глазах. Тот, кто когда-либо изобретал, нас поймет — мы приняли решение опробовать наше детище «живьем» в одном из магазинов города.

На тот момент аппарат умел только сканировать и идентифицировать паспорт, фотографировать абонента и определять есть ли лицо в кадре, принимать деньги и выдавать симкарту. Наш терминал проработал 11 дней 7 часов и 25 минут в одном из супермаркетов. За это время было более 300 попыток подключиться (не было оплаты или сканирования документов) и всего 30 удачных подключений. Обработав полученную информацию мы частично переработали программное обеспечение и полностью — интерфейс системы.

Для разработки нового интерфейса — я позвал своего друга и отличного юзабелиста yakostro Илью Александрова, который сейчас живет в Минске и проектирует интерфейсы для игры «World of Tanks».
Я тогда находился в Тайланде на «зимовке» — поэтому все переговоры велись по видеоконференции Skype. В результате Илья выдал нам отличный прототип нового интерфейса абсолютно бесплатно, за что ему огромное спасибо и +100 в карму.

К разработке нового интерфейса мы приступили за месяц до выставки, и времени на заказ дизайна у нас не было. Как всегда меня спасла любимая жена — нарисовав и сверстав интерфейс за неделю.
Когда уже оставалось чуть меньше недели до начала выставки, я решил лететь из Пекина, где тогда находился по пути домой из Бангкока, сразу в Москву. Ведь надо было решать стиль оформления стенда на выставке и ряд обычных организационных вопросов, которые было очень сложно оживить дистанционно, ибо любая выставка пресыщена бюрократическими чиновниками.

В это время Александр занимался транспортировкой терминала в Москву. Программист на ходу дописывал код и правил баги.

Но была и еще одна существенная преграда на пути к осуществлению нашей мечты — презентовать на ВЭНДЭКСПО 2012 — это жутко ограниченный бюджет. Стоимость участии в выставке была порядка 100 000 руб. И это при том, что мы всего лишь арендовали кусок площади в 3-4 квадрата. Ну, и конечно транспортные расходы, вытекающие в примерно такую же сумму.

Кстати, основная драма еще заключалась в том, что деньги которые мы тратили на все расходы связанные с производством, доставкой и презентацией терминала, я привлекал с одного своего интернет-проекта. И вот, находясь в далеких и жарких странах, одним прекрасным утром я обнаружил, что компания Google заблокировала Adsense аккаунт, с которого приходила львиная доля доходов интернет-проекта. Пришлось рыться в закромах и чуланчиках, искать, хоть что-то…

То, что человек не может взлететь, совсем не означает, что он должен пресмыкаться. Заняв денег у родственников и друзей мы все же смогли оплатить участие в выставке и привезти туда наше изобретение.

Но времени и средств на оформление стенда уже не было. Наш стенд был абсолютно «голым» и белым — без плакатов, рекламы и другой атрибутики «серьезной фирмы».
Зато наша «выставочная композиция» была смонтирована за 30 минут, и мы нагло ждали первых посетителей.
В первый день, выставка открывалась в 9.00, а я договорился забрать визитки из печати в 10:00. Поэтому Александр и программист поехали открывать наш стенд без меня.
Буквально в 9:15 — мне стали звонить мои друзья и просить срочно приехать, так как они не справляются с посетителями и вообще нужны визитки и побольше.
В 11:00 я был у стенда, где обнаружил толпу атакующую вопросами Александра.
Вообщем, все три дня прошли в режиме беспрерывного общения и обмена адресами.
Ну вот, наконец-то выставка окончена, стенды разобраны и мы отправляемся домой… Там и ждало нас самое «страшное». Беспрерывные звонки на все три телефона, кучи писем от желающих купить наш терминал, заказы создать на его базе ту или иную модификацию. Банки, дилеры сотовых операторов, сами операторы…

Успех всегда оглушителен. Мы получили десятки предложений и очень много заказов, которые не так-то просто выполнить. Ведь, перед выставкой мы всего лишь рассчитывали обрести покупателей на 5-10 терминалов под продажу симкарт. Но, основными клиентами оказались банки и кредитные компании. Они жаждали продавать кредитные карточки через наши аппараты. На данный момент наша команда погружена в доработку ПО и разработку новых коммерческих модификаций под нужды клиентов.

Не знаю, сказочная ли эта история, но факт остается фактом: мы с ребятами разработали вендинговый аппарат, продающий симкарты. Мы потратили на него около двух лет, мы презрели всех, кто крутил пальцами у висков, доказав, что Человек — это процесс его поступков.

Великий Томас Алва Эдисон когда-то сказал: «Многие известные бизнесмены, рассказывая об истории своего успеха, произносят одну и ту же фразу: «Деньги лежали на земле, их нужно было только поднять». Но вот почему-то никто из них не уточняет, сколько раз для этого нужно было нагнуться».

<и>Вот тут и видео о том, как все было</и>

Автор: Soratnik


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js