Проклятие Белла

в 20:16, , рубрики: белл, биллинг, тарификация, Телекомы, телефония, метки: , , ,

Шел 1846 год в шотландском городе Эдинбурге. Обычный и ничем не примечательный год. Но одно значительное событие всё же имело место быть. Однажды мама Элиза и папа Саша занялись любовью, а спустя некоторое время, 3 марта 1847 года, у них родился сын Александр. Мальчик рос здоровым и очень увлекался наукой. В 13 лет он окончил Королевскую школу в Эдинбурге, в 16 — получил должность учителя красноречия и музыки в Академии Уэстон-Хауз. А дальше были увлечения, наука, переезды и прочее. И вот, в 1876 году, в возрасте 31 года Александр получил патент №174465, описывающий метод и аппарат для передачи речи и других звуков по телеграфу с помощью электрических волн. Другими словами, речь шла о телефоне. Так в 1876 зародилась телефония, а полное имя Александра было — Александр Грэм Белл.

В то время телефония была доступна лишь избранным. Первое время звонок можно было осуществлять только с телефона А на телефон Б, а расстояние между ними не превосходило и полукилометра. Но технологии развивались, со временем появились первые коммутаторы, где женщины с ловкими руками быстро передергивали провода, чтобы соединить необходимые телефонные номера. Затем автоматическая аналоговая коммутация, цифровая, и в совсем недавнее время появились конвергентные сети.

За век с небольшим телефон из элитарного устройства стал чем-то повседневным и малозаметным. Теперь телефон есть в каждой квартире, в каждом доме и порой не по одному.

И как в любой отрасли, и тут не обошлось дело без маркетологов, которые зародили самый настоящий Хаос.

Телефония, как и любая другая услуга, небесплатна. За звонки необходимо платить. А раз есть такая нужда, то должны быть и системы, которые производят расчеты. Называется такая система Биллинг. Биллинговая система — это такое программное обеспечение, которое позволяет поддерживать комплекс процессов и решений предприятия. Биллинг — это то, без чего в принципе не может существовать предприятие. Благодаря биллингу выставляются счета потребителям. Биллинг это основа экономической деятельности предприятия.

Очень многие пользователи телефонии, если не абсолютное большинство, очень и очень слабо представляют каким образом обсчитывается их звонок. Например, был звонок из Тюмени в Сургут продолжительностью в 3 минуты. Необходимо посчитать, сколько должен заплатить клиент. Для обывателя эта задача решается примерно так: «Ну… Наверное нужно умножить длительность звонка на его стоимость». И лет 50 назад примерно так и было. В современной же реальности, благодаря маркетологам, существуют настолько сложные тарифы, что порой учитываются десятки и сотни параметров звонка. Тарифы стали так сложны, что людей, которые могут одновременно держать в голове все условия хотя бы десятка тарифов единицы. А уж цены по всем направлениям вообще ни один человек не знает (слабо 15 000 чисел запомнить?).

Дальше будет скучно, будет необходимая теория. Если не интересно, то промотайте чуток вниз, чтобы узнать что же в итоге, сколько стоит звонок из Тюмени в Сургут. Хотя не советую, конечно.

У телефонного номера есть префикс, так называемый, телефонный код. Например, 3452 или 495. Префиксы делятся на две группы: ABC и DEF. ABC это такой телефонный код, который присвоен по географическому признаку. Обычно это те самые коды городов, каждый из нас знает несколько. DEF — это код зоны нумерации для географически не определяемой зоны нумерации. В России это первые три символа в номере. В эту категорию попадают мобильные телефоны, радиотелефонная связь, подвижная спутниковая связь и т.п. Всего префиксов примерно 15 000 (и для каждого из них в тарифе хранится базовая цена!).

Теперь попробуем понять для чего нужны все эти префиксы. Звонки могут быть местными, внутризоновыми, междугородними и международными.

  • Местный звонок это звонок внутри одного пункта. Например, из Тюмени в Тюмень. 
  • Внутризоновый звонок. Звонок с фиксированного телефона на фиксированный телефон из одного населённого пункта в другой населённый пункт внутри одного субъекта РФ. Сюда же относятся звонки на DEF этого же субъекта РФ. А DEF, в общем-то, не должен быть привязан к географическому месту, но вот как-то так получилось и приходится это учитывать.
  • Междугородний звонок. Звонок из одного города в другой. Про мобильные тоже не забываем.
  • Международный звонок. Из Тюмени в США, например.

И если бы были только префиксы, то всё в целом довольно просто. Но еще есть зоны. При звонках внутри страны зоны обычно имеют такой вид:

  • звонки до 100 км;
  • звонки до 600 км;
  • звонки до 1000 км;
  • и т.д.

Подразумевается расстояние между пунктом А и Б, через которые прошел звонок. Для международных же звонков зоны имеют еще более хитрый вид. Например, Европа 1 и Европа 2, Африка 1 и Африка 2. Нормальному человеку понять разницу между этими зонами не представляется возможным. Но так или иначе, цены разные.

Итак, вроде стало понятно, что в зависимости от того куда и откуда звоним, звонок может попасть в ту или иную зону. Классификация звонка идет по префиксу.

Но дальше веселее. Для междугородней и международной связи есть несколько способов осуществить звонок. Первый это pre-select, а второй это hot-choice. Под преселектом понимается, что вы заключили договор и в нем строго прописано, кто ваш оператор МГМН-связи. При хотчойсе же вы можете в реальном времени выбрать через какого оператора осуществить звонок. Например, у вас телефония от оператора А, но вы знаете, что звонить в Казахстан через оператора Б в два раза дешевле. Благодаря технологии хотчойса, вы даже имея физическое подключение от оператора А можете позвонить через оператора Б. Это очень круто! Но вы бы знали сколько проблем от этого…

Про физические свойства звонков вроде всё. Теперь рассмотрим порождения воспаленного мозга маркетологов.

Клиенты. Клиенты бывают разные. Ну просто очень разные. В первом приближении есть как минимум такие группы клиентов: физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели, льготники, очень важные клиенты (VIPs). И для каждой из этих групп имеются свои цены. Но более того, эти группы могут очень странно пересекаться. Например, VIP юридическое лицо, но льготник О_о. Сложно представить, но бывает к сожалению.

О времени звонка. Звонить можно в разное время. Звонок в 4 утра отличается по стоимости от звонка в 10 вечера. Причем не существует стандартных диапазонов времен. Маркетологу ударит в голову, что с 16 до 18 часов должна быть скидка в 10% — программист заплачет, пойдет и сделает. Также важно в какой день был осуществлен звонок. Рабочий день, выходной, государственный праздник. Благо госпраздники и выходные стараются приравнивать и существует всего два типа дней.

Округление времени звонка. Во-первых, согласно нашему законодательству первые 6 секунд бесплатны. И это в общем-то не проблема. Классический пример хитрости с округлением. Ваш звонок длился 30 секунд. Угадайте к какой величине он округлится? Не угадаете. 30 секунд в зависимости от тарифа может старифицироваться как 0 секунд, как 60 секунд, а может вообще округлиться до 180 секунд. Причем здесь такая особенность, что параметры округления не обязательно строго зашиты в тариф. Они могут зависеть от типа звонка. Например, мы позвонили через диспетчера (да-да, они до сих пор живы), то любой наш разговор до 3 минут считается продолжительностью в 3 минуты. Ну и всем известно, что тарификация может быть посекундной и поминутной.

Казалось бы, что еще можно придумать, чтобы усложнить расчеты? Но нет, маркетолог не спит, маркетолог генерирует мысли. Недавно появилось понятие пакета услуг. Пусть компания А продает интернет и телефонию. И чтобы привлечь клиентов они организуют понятие пакета услуг. Клиент покупает интернет и телефонию. А дальше могут быть такие особенности тарификации. Например, если клиент скачал 3000 мегабайт трафика из интернета, то мы делаем ему скидку на телефонию 23%.

Также существуют коды услуг интеллектуальных сетей связи. Помните этот номер — 8-800-2000-600 или что-то такое? Телефонные номера с кодом 800 оплачиваются вызываемым абонентом. И таких кодов еще десяток есть. Тоже надо как-то не забыть о них.

Кстати, непосредственно о цене за минуту. Как ни странно, но в общем случае цена эта не постоянна во времени. Например, звонок до 3 минут стоит рубль за минуту, а звонок до 10 минут уже полрубля за минуту. Т.е. по мере продолжительности звонка его стоимость меняется.

Ну а теперь к изначальному вопросу: «Звонок из Тюмени в Сургут продолжительностью в 3 минуты». На самом деле для тарификатора этот вопрос звучит примерно так: «Звонок в Сургут из Тюмени по хотчойсу в 5 утра в выходной день в государственный праздник. Клиент юридическое лицо и льготник. У клиента есть услуга интернет, скачано 5433 Мб. Клиенту предоставлена базовая скидка 3%. Звонок был с ABC-номера на DEF-номер. Тарификация поминутная. Продолжительность разговора 3 минуты. Коммутация звонка прошла через диспетчера. Звонок инициирован РогаИКопытаТелеком и ушел в сеть КопытаИРогаТелеком.»

И вся печаль даже не в том, что так много условий и требований. Проблема в том, что они всё время меняются. Идет своеобразная гонка вооружений. Только оператор А придумал очередную «фишку», как тут же все остальные операторы должны задуматься как у себя подобное реализовать.

На этом пожалуй всё. Стоит отметить, что это всё лишь та часть тарификации, что касается непосредственно клиентов. Т.е. речь шла о клиентском биллинге. Еще существует понятие межоператорского биллинга и там тоже хватает своих «особенностей», появляются понятия транковых групп, становится важно через какую АТС прошел звонок, с какого порта на какой ушел звонок и т.п.

Такие вот дела. Вы всё еще уверены, что способны выбрать себе оптимальный тариф?

Автор: tanenn

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js