Atlas. Приживется ли Freemium модель для сотового оператора в России?

в 14:38, , рубрики: atlas, freemium, телефония, метки: ,

Atlas. Приживется ли Freemium модель для сотового оператора в России?
Доброго времени суток, уважаемые читатели. «Atlas» — это условно-бесплатный виртуальный (MVNO) сотовый оператор, запуск которого запланирован на лето 2014 года. В качестве базового оператора будет один из «большой тройки», но какой именно — пока неизвестно. Всем абонентам абсолютно бесплатно каждый месяц будут доступны 100 минут звонков, 100 SMS и 1GB интернета. Сверх этого лимита придется платить, как и за дополнительные услуги.

Atlas. Приживется ли Freemium модель для сотового оператора в России?

Freemium

У нас есть видение, что через пять лет мобильная связь будет бесплатной для всех, что современная система подбора тарифов, оплаты и, в принципе, взаимодействие с оператором просто исчезнут. Это все лишнее. Для старта наше предложение будет выглядеть так: один человек может получить одну sim-карту, которая в месяц бесплатно дает 100 мин. звонков, 100 SMS и 1Gb трафика. Все дополнительные сервисы, конечно же, за деньги. Как и в Dropbox, Clash of Clans или любом freemium-проекте. Но каждый месяц есть бесплатный лимит, который из года в год будет только увеличиваться, пока цены совсем не обнулятся.

«Atlas», название которого происходит из книги Айны Рэнд (Ayn Rand) «Атлант расправил плечи» является стартапом от Russian Ventures. Инвестиции в первый год существования «Атласа» составят примерно в $2 млн: $1 млн потребуется на запуск пилотного проекта, и $1 млн на его работу в первый операционный год. Управляющий партнер фонда Евгений Гордеев не говорит о сроках окупаемости проекта, так как бизнес-модель находится на стадии проработки, но прогнозирует, что каждый четвертый абонент будет выходить за установленный лимит, в среднем принося 40$ в месяц, чего должно быть достаточно для самоокупаемости.

Современный мобильный человек пользуется множеством услуг, оплачивая их в Интернете. Поэтому бизнес «Atlas» основан не только на мобильной связи и SMS. Руководители проекта выстраивают целую инфраструктуру, которая позволит совершать покупки и получать скидки в различных магазинах, кафе и ресторанах с помощью SIM-карты. Всего в арсенале Atlas более 100 абсолютно новых услуг, которые ранее не были доступны абонентам российских мобильных операторов.

Западные аналоги

В США уже существует подобный проект FreedomPop, основанный Никласом Зенстормом (co-founder Skype). Данный виртуальный оператор (партнер Sprint) за просто так предлагает 500MB интернета, 500 SMS и 200 минут звонков. Дополнительный интернет обходится клиентам в $10-20 за 1Гб. В августе 2013 года компания превысила порог в 100 000 абонентов. Платными услугами FreedomPop пользуются порядка 40% его клиентов.

Критика

Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин утверждает, что бесплатной мобильно связи не бывает:

Стоимость осуществления звонков и SMS имеет физическое измерение — это электричество, базовые станции и прочее. Единственная модель во freemium, как можно зарабатывать — это реклама. Но, учитывая, что сегодня в мире есть множество операторов, которые предлагают те же SMS за ничтожно малые деньги, эта модель будет нерабочей просто в силу того, что стоимость этой рекламы будет невысокой. Если говорить о том, что некий процент людей будет платить около $40 — это так называемый тяжелый абонент. Я уверен, что выбрать «тяжелых абонентов» для виртуального оператора практически невозможно. Как правило, это дискаунтер со всеми вытекающими последствиями

Независимый эксперт Михаил Генин:

«Согласно последним исследованиям, в России, в принципе, за контент готовы платить не больше 10% населения. И, скорее всего, любой проект, который будет так или иначе связан с тем, что вам предлагают что-то бесплатное, и говорят, что за трех человек платит четвертый, в России будет означать, что студенты, гастарбайтеры и так далее будут это все покупать в обход любых фейсконтролей, пользоваться бесплатно, через какое-то время выкидывать, менять, переходить на новые и так далее. И в реальности, если 10% будут платить — это уже хорошо

Один из комментариев Евгения Гордеева непременно вдохновит всех начинающих и будущих стартаперов:

Так как шансы на успех любого молодого проекта всегда очень малы, то быть „экспертом“ с негативным сценарием куда проще: в 9 случаев из 10 ты будешь прав.

Но проще — не значит интересней. Лучше 9 раз из 10 быть неудачником, чем просто сидеть сложа руки на клавиатуре и комментировать.

Несколько вопросов к Евгению Гордееву

Я: Пользователи Atlas будут получать скидки в лучших ресторанах и кафе города c помощью виртуальной карты. Какие это будут заведения и как это будет работать?

Евгений: Все очень просто. Во всех заведениях, с которыми мы сотрудничаем, в течение 2014 года будут установлены терминалы, принимающие оплату сразу с твоего мобильного счета. Кассиру лишь остается нажать кнопку „Принято“ и пробить фискальный чек. Заведений очень много, порядка 500 самых популярных. Пока раскрывать имена не буду.

Я: Аналогичный вопрос про купоны в интернет магазинах. Как это будет выглядеть и с какими магазинами вы сотрудничаете?

Евгений: Почти все ведущие магазины — от Озона и Сотмаркета до Ламоды и Wildberries. Работает тоже просто — в нашем приложении выбираешь магазин, переходишь по ссылке, делаешь покупку, получаешь скидку. Все. Также можешь поделиться скидкой с друзьями.

Я: А ваш каталог приложений? Это целый маркет? Почему Твитбот бесплатный, неточность в дизайн макете?

Евгений: Это не маркет, а рекомендательная система, у кого из наших партнеров, что можно сегодня скачать беслпатно, кто голды даст, кто бесплатных фич. Будут предложения дня, недели и постоянные только для абонентов Atlas.

Я: Думаю хабраобществу было бы интересно услышать про виртуальных операторов. Как это происходит? Можете ли вы рассказать про технические нюансы и условия сотрудничества?

Евгений: Построить виртуального оператора достаточно легко – нужно иметь хорошие связи в одном из трех операторов и договориться о запуске. Все это не космические науки, для оператора ты становишься просто одним большим клиентом. Они любят называть такие проекты – „колхоз“. С этим была связана смешная история, что на встрече, когда еще два года назад мы обсуждали виртуального оператора и меня спросили „Как будет называться ваш колхоз?“, то я быстро среагировал и отметил – Сельпо! Они сначала не поняли, пока я на доске не написал Cell-po (производная от слова сота). По срокам все это занимает от 3 до 12 месяцев, зависит от сложности интеграции. Обычно никто глубоко не интегрируется, просто делают свою тариф, упаковывают в бренд и вперед!

Заключение

Как стать абонентом? 10 декабря „Атлас“ открыл сбор заявок на подключение на сайте atlasmobile.org. Первыми абонентами станут всего 100 000 человек (Москва), а самым активным сайт обещает «скидку до 100% на все услуги». Стоит упомянуть также то, что за первые сутки лэндинг собрал более 30 000 подписок.

На мой взгляд „Атлас“ можно назвать инновацией на рынке сотовой связи. Во-первых: он условно-бесплатный, что будет огромным плюсом для многих. Во-вторых: большинство абонентов „большой тройки“ запутаны в этих многочисленных тарифных планах. Запутаны настолько, что имеет место быть такому замечательному приложению Dr.Tariff. Возможно, я смотрю слишком оптимистично, но считаю, что „Атлас“ — это попытка создать прозрачную тарификацию для своих клиентов. В-третьих: это должно стать целой экосистемой, с большим количеством бонусов для своих пользователей.

Источники:
Коммерсант
CNEWS
metro
TechCrunch

Большое спасибо за внимание.

Автор: ilusha_sergeevich

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js