Минтранс требует от интернет-агрегаторов хранить данные в России, как это делают автовокзалы

в 6:31, , рубрики: BlaBlacar, автовокзалы, агрегаторы, Законодательство в IT, ЗащитаИнфоТранс, транспорт

В последнее время широко обсуждается конфликт онлайн-сервисов с автовокзалами, которые пытаются сохранить монополию и воспрепятствовать онлайновой продаже билетов через онлайновые сервисы, такие как «Яндекс.Автобусы» и Busfor, а также найти противодействие очень популярному в России сервиса BlaBlaCar. Это делается под предлогом борьбы с нелегальными перевозками и защиты прав пассажиров.

Несколько дней назад представляющее интересы автовокзалов Общероссийское объединение пассажиров (ООП) направило письмо в Госдуму с предложением создать единый реестр доменных имен и сетевых адресов онлайн-сервисов с последующей возможностью блокировки ресурсов, которые «осуществляют продажу товаров и услуг, угрожающих безопасности граждан».

Сейчас к «защите прав пассажиров» подключился Минтранс. Он заявил, что обработка информации в автоматизированных системах учёта (АСУ) о пассажирах и багаже на регулярных автобусных рейсах должна проводиться только на территории России. Новые требования коснутся в том числе онлайн-агрегаторов.

Агрегаторы обязаны зарегистрировать юридическое лицо в России и разместить на территории РФ базы данных и центры обработки данных о пассажирах и багаже, говорится в проекте приказа Минтранса, который цитирует «Коммерсантъ». Ещё одно требование: сайты по продаже билетов обязаны передавать данные о пассажирах и экипаже в базу госпредприятия «ЗащитаИнфоТранс».

Формально требования Минтранса направлены на 1) защиту персональных данных россиян; 2) снижение рисков в связи с переходом на безбумажное оформление перевозок; 3) борьбу с нелегальными перевозчиками. Видимо, есть и другая задача, как у инициативы ООП: увеличить пассажиропоток через автовокзалы за счёт давления на сервисы, которые могут не соответствовать новым требованиям.

Издание пишет, что проект обсуждался 12 июля на совещании в Минтрансе, посвящённом введению в России электронного билета. В нём участвовали представители сервисов Busfor, Takebus, «Туту.ру», компаний «Автопасс» и «Инновационная мобильность» (среди совладельцев — структура Федеральной пассажирской компании) и разработчик системы мониторинга автобусных перевозок «Технопасс» (среди совладельцев — оператор системы «Платон» ООО РТИТС).

На сегодня доля онлайн-продаж билетов на междугородние автобусы в среднем по стране не превышает 7%, но автовокзалы постепенно переходят на цифровые технологии. В частности, АСУ внедрены примерно у 75% автовокзалов России, рассказал президент ассоциации «Развитие автовокзалов страны» Борис Лоран. По его словам, участники рынка обычно устанавливают АСУ собственной разработки либо закупают готовые решения, при этом зачастую обрабатывают данные о рейсах на сервере, установленном прямо на автовокзале. Поэтому автовокзалы полностью соответствуют новым требованиям.

Представители крупнейших агрегаторов заявили, что они тоже соответствуют новым требованиям. Например, исполнительный директор Busfor Илья Екушевский надеется, что у них всё в порядке, как и у других основных операторов на рынке. Проблемы могут возникнуть только у непрозрачных операторов, продвигающих нелегальные перевозки. Требование передачи данных в «ЗащитуИнфоТранс» также давно исполняется.

Судя по формулировкам проекта приказа Минтранса, BlaBlaCar не должен подпадать под новые требования, поскольу не ведёт «автоматизированной системы учёта» и не обрабатывает информации о «пассажирах регулярных автобусных рейсов».

Формально BlaBlaCar — это «сообщество попутчиков, площадка, объединяющая водителей и пассажиров, которым по пути». BlaBlaCar работает в России с 2014 года, за это время Россия стала одним из главных рынков для компании. Сервис основан во Франции в 2006 году, а в Россию пришел восемь лет спустя. Сейчас он работает в 22 странах, у него более 65 миллионов пользователей, из них более 15 миллионов — в России. Средняя заполняемость автомобиля — 2,8 человек (против обычных 1,7). Более 20 млн человек совершают поездки через BlaBlaCar ежеквартально. Среднее расстояние поездок — 300 км. По данным компании, поездка с попутчиком в BlaBlaCar в среднем на 30–40% дешевле стоимости билета на автобус на аналогичное расстояние. В сервисе говорят, что пользователь оплачивает только стоимость бензина, и то не всю.

Однако официальные перевозчики обвиняют BlaBlaCar в том, что через него работают коммерсанты-нелегалы. В 2018 году недавно созданное Объединение автопассажирских перевозчиков (ОАП) подало коллективный иск в Таганский районный суд Google. Москвы, требуя запретить на территории РФ деятельность сервиса BlaBlaCar.

По их мнению, водители легковых машин и автобусов используют BlaBlaCar, чтобы избежать уплаты налогов и расходов на обеспечение безопасности. При этом они перевозят пассажиров за деньги «под прикрытием понятия “компенсация затрат на топливо”». Рост рынка карпулинга наносит «катастрофический ущерб» рынку автобусных перевозок, сказано в иске.

Автор: alizar

Источник


* - обязательные к заполнению поля