Что значит «нести ответсвенность», в практическом плане?

в 7:17, , рубрики: project management, ответственность, управление проектами, метки: ,

Обнаруживаю себя вечером в 9 часов на работе, с гневным клиентом в ICQ, которому «срочно надо», и в попытке привести в рабочее состояние код, который сегодня писал другой программист. Похоже, сегодня запустить это не получится. Клиент не стесняется в выражениях, давит на чувство вины. Жутко стыдно. От долгого сидения за компом болят глаза. От необходимости отлаживать и разгребать чужой говнокод — спина. Если у вас болит спина — скорее всего, вы прямо сейчас должны делать работу, которую ненавидите. В голове — отчаянье, злость. И долбит мысль:

Я
Не хочу
Отвечать за чужие косяки


Это был 2004. Я открыл студию около года назад, и единственное, что я действительно хотел делать — это программировать. Я не хотел заниматься бухгалтерией, кадрами, хоздеятельностью, клиентами, переговорами. Я просто хотел писать код. Примерно как эти ребята.

Со временем кое-что изменилось. Нет, я по-прежнему хочу писать код. Но, например, я понял, что это были не чужие косяки. И что именно я, как директор, в конечном счете за них отвечаю. За то, что нанял этих людей (именно их) и за то, что согласился работать именно с этими клиентами. За то, что именно так распределил задачи, и именно так поставил рабочий процесс. Да за все, короче.

Сейчас будет нужно включить воображение: я попробую объяснить, в какой момент включается «несение ответственности».

Вот вы сидите, спокойно занимаетесь своим делом (пишете код, например). И к вам приходит коллега из соседнего отдела с проблемой. Вы можете ему что-то посоветовать. А можете послать его куда подальше (вам свою работу делать надо). В конце концов, у всех бывают хреновые дни.

Но в тот момент, как вы вникаете в его проблему и берете ее на себя, раздается «чпок» — и теперь это уже ваша проблема. Теперь решить ее — дело техники. Но пока «чпок» не раздался — вы будете относиться к проблеме, как к чужой, и вряд ли искренне будете ее решать. По большому счету — без этого «чпок» вам насрать, будет ли решена проблема: это будет чужая проблема. (Кстати, со звуком «чпок» к вам на спину подсаживается обезьянка, если вы знаете, о чем я говорю).

Можно, конечно, написать много умных слов про делегирование и т.п., но два факта это не поменяет:

  • Ваши сотрудники все равно будут нести вам свои проблемы;
  • Если они вдруг долго не несут вам своих проблем — значит у них большие проблемы.

При взгляде со стороны очень часто видно, что человек уперся или роет не туда. Причем он сам еще не понимает, что уперся. Нужно подойти и подтолкнуть, предложить обходной путь, решить что-то за него. Но прежде чем подойти — нужно чтобы раздался «чпок» и вы приняли на себя ответственность за решение проблемы.

По хорошему, ответственность должна быть делегирована, вместе с соответствующими полномочиями.

Ну, например, кто должен нести ответственность за:

  • сроки,
  • качество,
  • бюджет,
  • удовлетворенность клиента на конкретном проекте? Очевидно, что руководитель проекта! (всем очевидно?)

Окей. Тогда возникает вопрос: что в практическом плане значит «нести ответственность»?
Вообще, какая ответственность может быть?

Я навскиду вспомнил:

  • Уголовная.
  • Административная.
  • Физическая (я имею в виду, телесные наказания за провинности; рабство там...).
  • Религиозная (анафема там, например).
  • Моральная (ооо! это что-то типа «религиозной»).
  • Материальная (штрафы, например).

Что-то может еще, но пока в голову не приходит.

Однако, какую из этих «ответственностей» можно применить на практике, в повседневной работе студии? Точно не уголовную и административную. Пожалуй, физической я бы тоже не стал пользоваться слишком часто :-D. Религиозным культом мы что-то как-то сразу пренебрегли.

Ближайший аналог — моральная ответственность. Это типа когда ты прокосячил, а тебе — выговор. Своеобразное «наказание без наказания». На практике это трансформируется в то, что:

  • Тебя грузят;
  • На тебя орут;
  • Ты грузишь себя сам;
  • И все это одновременно.

Наблюдая за полуторагодовалым сыном, я заметил, что он начинает кричать и плакать, когда:

  • что-то идет не так, как он бы того хотел;
  • ему физически больно.

Такое поведение кажется является почти естественным: если случился факап на проекте — нужно найти виновного и очень эмоционально объяснить ему, где он, сука такая, неправ. Это действие снимает боль руководителя, которую он чувствует почти физически, когда на проекте что-то идет не так.

Несмотря на широкую распространенность метода (а альтернатив-то маловато), частое его применение приводит к тяжелой моральной обстановке в коллективе, и тому, что подчиненные считают руководителя конченым мудаком. (А оно вам надо?).

Что значит «нести ответсвенность», в практическом плане?

Но есть материальная ответственность. Прекрасно! Но, в большинстве случае по факту — это фарс. Ну не работает это толком. Мало (крайне мало) кто из наемного персонала несет _полную_ финансовую ответственность за выполнение целей проекта. В худшем случае недодадут премии или уволят.

Представьте на минуточку, что вы — менеджер проекта «разработка ю-мобиля». Типа, сделаете круто, получите много денег. Не сделаете — не получите. И вот проект запущен, денег вам дали. Вы спокойно переходите в другую компанию и…

Выясняется, что в проекте есть дефект, из-за которого нужно отзывать всю серию. Кто теперь несет финансовую ответственность? Ну точно не менеджер — при нем-то все хорошо было.

Ок, в индустрии строительства в контрактах, возможно, прописаны какие-то реальные санкции, по которым реально можно попробовать финансово или уголовно наказать виноватого даже через 30 лет. Понятно, что по факту это превращается в фарс и поиск козла отпущения.

Фарс в следующем:

  • Чувствуя близкий факап, ТОП-менеджмент может по-быстренькому уволится, оставив после себя «наследство», которое свалится на голову другому бедолаге (при этом может ходить и рассказывать, как при нем все было хорошо).
  • Если брать во внимание не только менеджеров, но и сотрудников творческих профессий (дизайнеров, программистов), то с ними всё еще сложнее. Материальная ответственность их демотивирует.

Но это уже отдельная большая тема про KPI, которую стоит рассмотреть в такой же отдельной, большой и страшной статье.

Вместо вывода:
я не хочу разруливать за другими
но это моя ответственность
ведь я нанял этих людей
как возникает ответственность?
вам несут проблему и — чпок!
она ваша
по-хорошему менеджер должен нести ответственность
но какой она бывает?
моральная — получать выговоры
работает? да!
материальная — применима?
нет, ее постоянно избегают и делегируют проблему руководству
если кто-то и способен давать гарантии, так это сам владелец бизнеса

Автор: zevvssibirix


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js