Как это устроено: работа команды аналитиков на примере разработки одного digital-сервиса

в 15:00, , рубрики: Анализ и проектирование систем, аналитика, Блог компании Rookee.ru, Управление продуктом, управление проектами

Как это устроено: работа команды аналитиков на примере разработки одного digital сервиса
Кто все эти люди?

Профессия аналитика – одна из самых востребованных в мире. По словам директора рекрутингового агентства Pruffi, Алены Владимирской, бизнес-аналитики и все, кто занимается оптимизацией, внедрением новых бизнес-процессов, сегодня очень востребованы и высокооплачиваемы.

Современные аналитики – это уникальные люди, сочетающие в себе самые разные качества: от технических до менеджерских. Но самое главное условие вхождения в эту профессию – способность к аналитическому мышлению, которая позволяет принимать эффективные решения на основе собранной информации, дополненная развитыми коммуникативными навыками для получения этой самой информации. Иногда эти функции выполняются не одним, а несколькими людьми, работающими совместно.

О том, как это выглядит на практике и насколько разными бывают аналитические задачи даже внутри одного сервиса, рассказал Олег Сахно, руководитель направления исследований Rookee.

Зачем ИТ-проекту аналитик?

Простой ответ: чтобы оставаться востребованными и актуальными, а возможно, и лидировать в высококонкурентной среде, нужно хорошо понимать свою аудиторию и ее потребности.

Понимать, что происходит с вашим сервисом на каждом этапе его развития и своевременно реагировать на изменения рынка.

Как это устроено: работа команды аналитиков на примере разработки одного digital сервиса

Что аналитики делают в сервисе Rookee:

  • Исследуют поведение пользователей.
  • Исследуют поведение пользователей.
  • Исследуют рынки присутствия и новые рынки.
  • Анализируют каналы привлечения новой аудитории.
  • Организуют создание новых инструментов и контролируют существующие.
  • Оценивают финансовую выгоду новых инструментов.
  • Организуют модернизацию существующих инструментов.
  • Участвуют в создании пользовательских историй, юзабилити тестированиях.
  • Сегментируют аудиторию (делят аудиторию на группы, где они объединены по признаку схожих потребностей).
  • Строят модели поведения пользователей в сервисе.

Как это работает

В сервисе Rookee разработка продуктов построена на концепции Lean (бережливое производство, от англ. lean production, lean manufacturing), которая предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя. Согласно концепции бережливого производства оценка ценности продукта для конечного потребителя проходит на каждом этапе его создания. Здесь и далее, под ценностью мы понимаем полезность, присущую продукту с точки зрения клиента.

Следуя этой системе, участвовать в разработке нашего продукта могут сразу несколько разных аналитиков.

Как это устроено: работа команды аналитиков на примере разработки одного digital сервиса

Бизнес-аналитик

Бизнес аналитик, в нашем случае, это по совместительству еще и product owner продуктовой команды (автономная кросс-функциональная команда, которая может самостоятельно решать задачи и достигать целей, поставленных перед проектом).

С бизнес-аналитика начинается процесс продуктовых изменений. Именно он определяет направления развития, выявляет актуальные потребности аудитории, принимает решение, как их закрыть с точки зрения ценности для бизнеса, формулирует и проверяет гипотезы. Например, он решает, что актуальнее для пользователей сервиса в данный момент времени, расширить базу поставщиков или увеличить количество параметров для продвижения в поисковиках.

Основные задачи:

  • мониторинг и анализ операционной и продуктовой статистики;
  • участие в подготовке стратегических решений в отношении продуктов и ценообразования;
  • создание предиктивной (прогнозной) модели спроса;
  • постановка задач на разработку новых отчетов и систем мониторинга.

UX-аналитик

В процессе работы над исследованием пользовательской аудитории, их поведенческих реакций, мотивов, целей и потребностей, проектировании пользовательского взаимодействия и тд., к продуктовой команде подключаются UX-аналитики.

Основные задачи:

  • осуществлять глубокий поведенческий и сценарный анализ клиентов;
  • создавать Customer Journey Maps (карты пути клиента) и User Journey Maps (карты пути пользователя);
  • прорабатывать постановку экспериментов с менеджерами продукта, дизайнерами, специалистами по UX;
  • обрабатывать полученные результаты: визуализировать данные, делать выводы на их основе;
  • совершенствовать метрики, искать способы обработки данных для извлечения из них важных для понимания поведенческого поведения данных.

Пример работы UX-аналитика

Задача: Спроектировать оптимальное решение для расширения конверсионной воронки пользователя до оплаты с мобильных устройств.

Что делает UX-аналитик: Проводит анализ взаимодействия пользователей с интерфейсом сервиса с мобильных устройств, составляет Customer Journey Maps и User Journey Maps пользователя, разрабатывает гипотезы роста, проектирует решения для оптимизации пути пользователя до оплаты, проводит анализ эффективности решения.

Системный аналитик

После определения бизнес-требований задача переходит на уровень системных аналитиков. Совместно с UX-аналитиками они решают, с помощью какого функционала будет закрыта та или иная пользовательская потребность.

В частности, системный аналитик определяет алгоритм обработки данных, а UX-специалист – цепочку поставки ценности (определяет, как будут структурированы данные на странице и как они связаны друг с другом с точки зрения пользователя).

Пример работы системного аналитика

Задача: Внедрить новое семантическое ядро в SEO-мастер (инструмент, помогающий пользователю осуществить настройку рекламной кампании в сервисе), целевой показатель – рост среднего чека, увеличение конверсии в созданные проекты.

Что делает системный аналитик: проводит анализ пользовательского взаимодействия с функционалом подбора семантическим ядра, анализирует пользовательские потребности, разрабатывает план внедрения и гипотезы роста, проектирует и запускает А/Б тест, оценивает результат, собирает обратную связь, проводит вторую итерацию А/Б теста, снова собирает обратную связь, запускает новый тест и так далее до достижения цели.

RnD аналитик

Если задача требует машинного обучения, построения сложной математической модели, анализа большого объема данных, привлекается направление RnD, а именно аналитики технологий. Их задача разработать алгоритм (создать прототип) создания образца ценности. Это не будет решение, которое сразу интегрируется в рабочую систему, но это технология, которая гарантированно даст ценность клиенту (будет значимой для него).

Пример работы RnD аналитика:

Задача: Реализовать оптимальный механизм оптимизации ставок при ведении рекламной кампании в Яндекс.Директе (нужны стратегии «больше трафика» и «больше лидов»), учитывая особенности настройки Яндекс.Директа и особенности API Директа и его ограничений.

Что делает RnD аналитик: создает алгоритм оптимизации ставок с учетом вышеперечисленных особенностей, тестирует алгоритм, доказывает ценность оптимизации (увеличение количества лидов или трафика на 20% и более), передает алгоритм в эксплуатацию.

Аналитик рекламных каналов

В своей работе RnD аналитик привлекает профильных аналитиков рекламных каналов. Это носители высокоуровневой рекламной экспертизы, способные выработать методы создания ценности. В частности, это экспертиза работы с Яндекс.Директ. Задача аналитика рекламных каналов – описать оптимальный процесс проставления ставок, а задача RnD аналитика – автоматизировать этот процесс.

Следующая за этим этапом задача системного аналитика и UX-специалиста на основе готового прототипа сформировать требования для разработчиков таким образом, чтобы всё задуманное было интегрировано в продукт.

Пример работы аналитика рекламных каналов:

Продолжая историю работы с Яндекс.Директ, аналитик рекламных каналов тестирует и формирует оптимальный процесс проставления ставок: регулярность, от чего должна зависеть ставка, максимальное и минимальные значения ставок, какие коэффициенты должны влиять на проставление ставок, как учитывать другие факторы влияния.

Продуктовый аналитик

Как бы это парадоксально не звучало, но продуктовый аналитик в сервисе Rookee не входит в продуктовую команду. Он работает напрямую с Product Manager.

Основные задачи продуктового аналитика:

  • Формирует единое информационное поле и осуществляет аналитическую поддержку продуктовых команд.
  • Собирает информацию о сегментах аудитории, на которые могут повлиять продуктовые изменения.
  • Осуществляет мониторинг дерева продуктовых метрик (количественные и качественные показатели работы и использования продукта).

Таким образом, продуктовые команды концентрируются на развитии продукта, не тратя время на сбор аналитики и формирование первоначальных гипотез. А Product Manager получает аналитическую поддержку операционной деятельности.

Пример работы продуктового аналитика:

Задача: Оценить результаты А/Б теста внедрения нового семантического ядра в соответствии с целевыми метриками нового инструмента и оценить косвенное влияние нового инструмента на другие продуктовые метрики

Что делает продуктовый аналитик: собирает требования к формату отчета о внедрении с product manager и product owner, готовит отчет, проводит анализ корреляции внедрения нового инструмента и изменений связанных с ним продуктовых метрик.

Финансовый аналитик

Здесь работают очень умные ребята, которые оценивают рентабельность проектов, отвечают за их финансово-экономический анализ, занимаются составлением финансовых прогнозов – и много чем еще. Работа финансового аналитика это отдельная большая история, которую мы обязательно расскажем, но уже в следующий раз.

Подводя итог

Будьте готовы к тому, что аналитика – это практически всегда сложно, долго и дорого. Хороших аналитиков трудно найти, легко потерять и невозможно забыть. Но выхода у тех, кто занимается разработкой оригинальных ИТ-продуктов нет – обойтись без качественной аналитики, выезжая на интуиции разработчика, как это было еще несколько лет назад, не получится.

Говорят, что более двух столетий назад один из Ротшильдов произнес: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». С аналитикой похожая ситуация. Банально, но факт: аналитика сегодня – главный двигатель прогресса и залог успеха любого ИТ-проекта.

В статье были использованы материалы: www.rbc.ru

Автор: Rookee_r

Источник


* - обязательные к заполнению поля