Частые проблемы тех, кто выиграл гостендер

в 7:06, , рубрики: Блог компании Единая электронная торговая площадка, гостендер, документы, Законодательство в IT, закупки, конкурс, контракт, процедуры, управление проектами, электронные торги

Итак, вы решили заработать на госконтракте. Регистрируетесь на сайте Госуслуг, потом — в Единой информационной системе в сфере закупок, аккредитовываетесь на электронных площадках, открываете спецсчёт в банке и уже предчувствуете победу в торгах на электронной площадке, большие контракты и огромную прибыль.

Это всё так, но есть пара подводных камней. Мир закупок жесток к тем, кто плохо читает ТЗ, а малый бизнес и начинающие предприниматели как раз часто этим грешат.

В общем, на месте, где вы готовы подать заявку на участие в тендере, стоит немного притормозить и внимательно осмотреться по сторонам. Может оказаться, что ваши ближайшие конкуренты всё ещё подсчитывают убытки после тех граблей с госзакупками, на которые они наступили по неопытности раньше вас.

Попробую описать наиболее частые проблемы и то, как с ними работать.

Госконтракт — это большая ответственность

Госконтракт — это часто не только большие бюджеты, но и большие обязанности. Перед тем как бодро нырять с головой в этот очень специфический вид бизнеса, изучите нормы, которые регулируют торги. Так как законы и различные нормативы меняются достаточно часто, и зачастую не очень понятно, как какую норму толковать, стоит в первую очередь обратиться за помощью к торговой площадке. Как минимум вы будете уверены, что информация свежая.

В торгах это критично.

Не пытайтесь сразу выиграть тендер на много миллионов рублей. Чаще всего, если конкретная закупка кажется вам очень «вкусной» и совершенно свободной от конкуренции, то перечитайте условия особенно внимательно. Почти наверняка там будут какие-то очень специфические пункты, которые могут потом больно ударить по вашему бюджету. Всегда проверяйте, кто был поставщиком до вас. Будет очень неприятно, если после победы в торгах вы увидите, что до вас более крупный подрядчик провалил эту задачу и попал в «чёрный список».

Принцип № 1: используйте поиск на zakupki.gov.ru и обязательно изучите отменённые и завершённые тендеры вашего заказчика. Это поможет принять решение, стоит ли вообще брать эту задачу.

Считайте деньги правильно

Для начала определитесь, сколько вам вообще может понадобиться денег для того, чтобы начать работать над проектом. В отличие от коммерческих тендеров, где вы чаще всего сразу начинаете работу над проектом после подписания контракта, в сфере госзакупок в обязанности исполнителя может входить внесение денежных средств для обеспечения исполнения контракта и обеспечение заявок. Причём суммы могут быть весьма негуманными. Размер обеспечения не может превышать 30% от цены контракта и обычно равен примерно 10%. То есть вы вполне можете увидеть тендер с максимальной ценой в 90 миллионов рублей и обеспечением размером в 20 миллионов. Придётся просто взять и перевести большую сумму денег на счёт заказчика до завершения контракта. Для многих компаний будет практически невозможно изъять из оборота такие средства. Для решения этой проблемы созданы специальные финансовые инструменты, такие как банковские гарантии, например.

Не забывайте про нередко встречающуюся постоплату по всем этапам исполнения контракта. С этой проблемой поставщики сталкиваются постоянно. Малому бизнесу будет чуть проще — по закону ему должны заплатить в течение 15 дней после исполнения контракта. Всем остальным придётся ждать до 30 дней.

Не забудьте заложить в трудозатраты на подготовку документов по тендеру проведение аналитики и другие этапы подготовки.

Принцип № 2: сравните, что ещё можно было бы сделать на сумму обеспечения, и насколько для вас «больно» получить деньги через 30 дней после выполнения контракта. Возможно, это будет означать, что сильно «падать» по цене не получится.

Почта — это важно

Есть ещё один очень важный нюанс. Вы должны оперативно доставить акт выполненных работ заказчику, который может иметь офисы в самых удалённых уголках России. Сразу советую осуществлять все эти операции через электронный документооборот.

Если по каким-то причинам вы выбрали бумажный вариант, то сразу закладывайте нужную сумму на курьерскую доставку. Экстренно отправить документы из Ростова куда-нибудь в Улан-Удэ стоит весьма недёшево. Из-за задержек с подписанием бумаг вы можете получить неожиданные дополнительные расходы, например, с банковскими гарантиями, которые даются на определённый срок.

Особенно будьте внимательны в процедуре оформления актов сдачи-приёмки работ. Иначе возможны такие неприятные ситуации:
«В акте сдачи-приёмки выполненных работ не стояла подпись заказчика. Не было и отметки о том, что он отказывается этот акт подписать. В документе была сделана только запись о неявке представителя заказчика на приёмку. Кроме того, акт не был направлен заказчику. Получилось ли у подрядчика взыскать оплату работ?
Кассация согласилась с апелляцией: заказчик оплачивать работы не должен. Подрядчик нарушил порядок сдачи-приёмки работ. Представленный акт не даёт оснований взыскать деньги, ведь у заказчика даже не было возможности направить мотивированный отказ от его подписания. Запись о неявке представителя заказчика на приёмку тоже не меняет сути дела: в договоре не было условия о том, что такая неявка освобождает подрядчика от обязанности направить акт».

Принцип № 3: у нас большая страна, но документы всё ещё часто нужны «на бумаге».

Как изменить условия контракта

Практически никак. Забудьте.

Это ключевая особенность госконтрактов. У них всегда очень жёсткие бюджет и требования. Существенных условий контракта, за отдельным небольшим исключением, вы изменить уже не сможете, поэтому очень важно изучить все детали ТЗ и проекта контракта ещё до момента участия в торгах.

Принцип № 4: будьте внимательны, особенно с ТЗ и поставленной задачей!

Истории «успеха»

ИП несёт личную ответственность
Два тюменских предприятия — ООО «Первый интегратор» и ИП Орлов — уличены в картельном сговоре. Они умудрились подать заявку с одного IP. Интересно, что в данной ситуации крайним оказался соучастник — ИП Орлов, а ООО «Первый интегратор» наказания не понесло, так как их представители в процессе сознались в сговоре. Сумма санкций для юрлиц составляет от 10 до 50% от максимальной начальной цены контракта, для должностных лиц — от 20 до 50 тысяч рублей.

Проверяйте «опечатки»
Не самые грамотные, а иногда и просто недобросовестные заказчики допускают массу опечаток в формулировке ТЗ. Например, вы поставляете картриджи для принтеров. Или ремонтируете их. Не забывайте, что нередко вы можете встретить «катриджи». Тут ещё можно грустно вспомнить о качестве преподавания русского языка в некоторых школах. «Картреджи» тоже иногда встречаются. А вот замена части букв латиницей как своеобразная обфускация от поисковиков уже не пройдёт. Как вам вариант написания «Каptpидж»? Встроенный поисковик уже без проблем научился игнорировать подобные замены букв.

Платить ли НДС
С НДС тоже не всё однозначно. Некоторые участники торгов используют УСН или другие режимы, не подразумевающие выплату НДС. Однако в постановлении от 15 октября 2018 г. по делу № А33-1406/2018 АС Восточно-Сибирского округа обязал выплатить НДС подрядчика на УСН. Мотивация была следующей: «Контракт по итогам торгов должен заключаться на объявленных условиях. В проекте контракта документации о закупке было указано, что в цену контракта включён НДС в размере 18%, который подлежит уплате независимо от применяемой продавцом системы налогообложения».

Проблемное ЖКХ
Сговор поставщиков — это однозначно плохо. А если они ещё и сидят с одного IP, то обычно ждать расплаты долго не приходится.

Нарушителям грозят штрафы до половины сумм контрактов. Супруги выиграли 16 аукционов. «Заказчиками выступили окружные филиалы ГКУ «Дирекция заказчика ЖКХ и благоустройства», ГБУ «Автомобильные дороги» (занимается уборкой дорог) и ГБУ «Жилищник» (проводит уборку дворов и тротуаров). В материалах закупок фигурируют поставка коммунальной техники и аренда легковых машин, но их львиная доля посвящена уборке, транспортировке и вывозу снега в СЗАО, а также содержанию снегоплавильных установок SND 900 Minipro».

«Так, в решении ведомства говорится, что учредителем «Авеню», «Комтива» и «Атласа» выступал Виталий Переслегин, он же был создателем ИП, а другим предпринимателем и участником торгов стала его жена Татьяна Переслегина. Кроме того, по запросу у электронных торговых площадок выяснилось, что все шесть участников закупок поочерёдно использовали одни и те же IP-адреса и учётные записи на компьютерах при подаче заявок и подписании контрактов».

Резюме

Ключевые моменты, которые вас ждут, если вы решите работать в этой области:

  1. Бизнес-процессы, возможно, придётся перестраивать. Бизнес-процессы госзакупок и закупочной деятельности в сфере обычной коммерции сильно отличаются.
  2. Потренируйтесь на закупках на небольшие суммы. Вы привыкнете к процессу и заработаете некоторую репутацию, которая потом позволит пойти дальше.
  3. Не забывайте про банковские гарантии. Без них из оборота придётся изымать большие средства, и понадобится резерв. Требуется обеспечение, и всегда будет постоплата.
  4. Позаботьтесь об оперативной коммуникации и документообороте.
  5. Очень внимательно читайте документацию к закупке и каждый пункт контракта. Там могут быть сюрпризы.

Автор: D_Sozaeva

Источник


* - обязательные к заполнению поля