Опыт организации труда в конструкторском бюро

в 7:10, , рубрики: PDM, виртуализация, инженеры, конструкторское бюро, облачные сервисы, организация труда, управление персоналом, управление проектами

Короновирус и удалёнка

«Удалёнка» пришла в офис нашего конструкторского бюро пару лет назад по причине того, что в один прекрасный день в нашей комнатушке не осталось свободных мест. А посадить нового сотрудника под новый проект куда-то надо было. В этот момент я, как главный конструктор, принял решение освободить свой стол и отправился домой, чтобы продолжить работу на своём домашнем компьютере. Дома у меня уже давно стояла полноценная рабочая станция с двумя мониторами для работы по вечерам и выходным. Позднее мой опыт стали перенимать и другие сотрудники конструкторского бюро.

Создание виртуальной рабочей среды

В первую очередь было необходимо решить вопрос с общением внутри коллектива. Важным условием была необходимость организации видеоконференций с возможностью демонстрации экрана. Ведь без этого невозможно командное обсуждение 3D-моделей, чертежей, расчётов. Очевидно, что почта, WhatsApp и Telegram для этого не подходили. Можно было попробовать Skype, но как раз в это время появилась бесплатная ограниченная версия Slack и Microsoft Teams. Уже не помню, почему мы выбрали Microsoft Teams для интеграции, возможно, свою роль сыграла узнаваемость бренда Microsoft.

Опыт организации труда в конструкторском бюро - 1

Следующая важная задача, которую было необходимо решить, – это предоставление удобного доступа к справочной информации, необходимой конструктору для ежедневной работы над любыми проектами. Это – справочная литература, настройки, шрифты, самописные макросы для инженерного софта, внутренние инструкции, образцы заявлений на отпуск и т.п. Сначала мы попробовали просто вынести эти данные в бесплатное облачное хранилище. Получилось неплохо, но уже очень скоро мы открыли для себя мир вкладок в MS Teams, на которые можно вынести все самые часто используемые справочные таблички.

Опыт организации труда в конструкторском бюро - 2

Платформа Microsoft Teams поддерживает огромное количество плагинов. Я хочу показать тот единственный, который приобрёл наибольшую популярность у нас. Это – доски с карточками Trello.

Опыт организации труда в конструкторском бюро - 3

Каждая карточка – это подзадача. На ней можно помечать что, когда и кем было взято в работу и выполнено. Эта система очень хорошо помогает, когда надо кучу кропотливой работы раскидать на несколько человек.

«А где хранить сами рабочие проекты?» - спросите вы. Файлы SolidWorks, КОМПАС, AutoCAD? Как обеспечить к ним совместный доступ, хранение нескольких версий, прозрачную процедуру проверки и утверждения. Решение уже давно придумано и называется оно PDM-система. Здесь я буду считать, что читатель уже знаком с этим понятием. Для тех, кто не знаком, можно сказать, что это как 1C-Бухгалтерия, только для конструкторов. Сейчас мне уже сложно представить нашу работу без PDM системы.

SolidWorks PDM и Яндекс облако

Для интеграции мы выбрали SolidWorks PDM, т.к. большинство проектов выполняем именно в SolidWorks.  PDM-система состоит из двух частей: клиентской и серверной. Клиентская часть PDM-системы встраивается прямо в SolidWorks и в проводник Windows. Там появляется окно, в котором можно повращать модель на базе «просмоторщика» eDrawings, а также ряд вкладок, позволяющих увидеть кто, когда и сколько делал конкретную модель или чертёж.

Опыт организации труда в конструкторском бюро - 4

Классический вариант установки PDM сервера подразумевает его установку на компьютер в офисе. Тут мы решили сделать ещё один шаг в будущее (или в настоящее…) и установить PDM сервер в облаке Яндекса. Это сразу решало несколько задач:

  • Мы избавились от всех проблем с железом. Так как организация у нас маленькая (до 10 человек), то у нас нет ни серверной, ни штатного системного администратора;

  • Мы стали независимы от арендодателя в части работоспособности линий связи, электропитания и доступа к оборудованию в выходные, праздничные дни, в период пандемии COVID-19;

Стоит отметить, что я не являюсь профессиональным IT-специалистом и разбираюсь во всём понемногу лишь потому, что по-другому сейчас не выжить. Мой опыт показывает, что настроить аналогичную инфраструктуру для небольшой организации можно своими силами. Мною была выбрана следующая конфигурация виртуальной машины в Яндекс Cloud:

Опыт организации труда в конструкторском бюро - 5

По деньгам это вышло в 3000 руб. в месяц или 36000 руб. в год.

Опыт организации труда в конструкторском бюро - 6

Говорят, что все пользователи компьютера делятся на две категории: те, кто, делают резервные копии, и те, кто пока не делает резервные копии. В своём подходе к организации PDM сервера мы приняли за аксиому, что Яндекс потерять наши данные не может (хотя такие случаи уже происходили), а главную опасность представляют обновления PDM и обновления Windows, которые в момент могут сделать наш сервер не дееспособным. Поэтому работа была организована на двух дисках. На одном лежит непосредственно хранилище с файлами, а на другом стоит операционная система с SQL базой данных. Этот диск относительно небольшой по сравнению с хранилищем и его можно резервировать каждую ночь. Делается это путём создания снимка диска средствами самого Яндекс облака. Остановка виртуальной машины для этой процедуры не требуется.

Опыт организации труда в конструкторском бюро - 7

Для автоматизации процесса была написана небольшая программа, которая, через API делает новый снимок, а старый удаляет. Для восстановления сервера из такого снимка требуется компьютер с интернетом и 10 минут времени.

Полезным функционалом Яндекс облака оказалась возможность оперативно наращивать объём дисков виртуальный машины. Нужно лишь её остановить и рычажком в браузере докупить 10 или 20 дополнительных гигабайт дискового пространства. Для меня, конечно, остаётся вопрос, что я буду делать, когда объём данных перевалит за террабайт, т.к. хранение будет уже дорого стоить. В любом случае этот вопрос встанет не в ближайшие годы.

Опыт организации труда в конструкторском бюро - 8

На том же сервере организован Web-сервер с применением стандартной оснастки IIS от Microsoft. Действуя точно по инструкции от PDM-системы, я легко запустил Web-портал к PDM. Изначально он предназначен для работы с архивом чертежей через Web-браузер. Мы же используем его для предоставления доступа заказчикам к актуальной версии проекта. Теперь наши клиенты могут в любой момент и с любого устройства открыть трёхмерную модель изделия, повращать её и даже сделать разрез, чтобы посмотреть внутренности.

Опыт организации труда в конструкторском бюро - 9

Управление персоналом, оценка эффективности работы

Одна из наиболее больных тем для руководителя касается контроля использования рабочего времени сотрудниками. Т.е. грубо говоря, как отследить, что сотрудник чертит, а не сидит в соцсетях. Большинство работодателей пытается применять различные системы финансовой мотивации: премии, надбавки, штрафы и т.п. В моём случае сама концепция удалённой инженерной работы подразумевает то, что рабочие часы размазаны по времени суток, а сумма рабочих часов за месяц может варьироваться в зависимости от загрузки конструкторского бюро. Отсюда вытекают следующие правила:

  1. Оплата почасовая;

  2. Стоимость часа для каждого конструктора устанавливается индивидуально и зависит от компетенций конкретного сотрудника;

  3. При распределении работ приоритет отдаётся наиболее стабильным и добросовестным сотрудникам;

  4. Отпускные выплачиваются только при наработке определённого количества часов;

Чтобы посчитать рабочие часы, мы используем табель, сделанный в Microsoft Excel. В процессе использования он оброс встроенными макросами, которые раскрашивают строчки и блокируют записи, сделанные ранее так, чтобы не было соблазна дорисовать себе чего-нибудь за прошлую неделю, чтобы «накрутить» часы.

Опыт организации труда в конструкторском бюро - 10

По окончании каждого проекта я могу получить точную сумму часов, потраченных на его выполнение, а значит и оценить реальные денежные затраты. Это, в свою очередь, позволяет оценить эффективность работы команды и найти слабых мозгом или духом инженеров.

Опыт организации труда в конструкторском бюро - 11

Конечно, всё это не гарантирует, что конструктора не будут приписывать себе лишних часов, но я убеждён, что ловля блох в таких делах лишь сделает отношения в коллективе более напряжёнными, нежели повысит производительность.

Одной из частых причин потери рабочего времени является неспособность сотрудника быстро принять решение. В спорной ситуации он может начать колебаться, зарыться в книжках или завести дебаты с коллегами, поэтому очень важно закрыть все «дыры» в нормативной документации (СНиПах, ГОСТах) собственными руководящими инструкциями. Наш руководящий документ составлялся и оттачивался не один год и занимает более пятидесяти страниц текста с картинками.

Опыт организации труда в конструкторском бюро - 12
Опыт организации труда в конструкторском бюро - 13

Так же у нас есть ряд конструкторов, которых мы подключаем на деталировку больших проектов. Оплата у них рассчитывается с каждого чертёжного листа. Так как в основе PDM системы лежит SQL база данных, в которой записана вся информация по каждому файлу, то не составляет труда написать собственный SQL запрос и подсчитать, кто сколько чертежей выполнил.

Опыт организации труда в конструкторском бюро - 14

Расчёт производится в листах формата А4. Так, например, формат А3 засчитывается как два листа А4, а формат А2 – как четыре листа А4. Столбец “SheetsHighRev” учитывает чертежи, которые направлялись на проверку ведущему конструктору более трёх раз.

А что у других?

За годы своей профессиональной деятельности я побывал на многих больших и маленьких предприятиях нашей страны. Большинство из них тоже обзавелось мощными рабочими станциями и PDM-системами, а вот условия работы оставляют желать лучшего. Даже если у фирмы есть деньги, максимум, на что хватает фантазии у владельцев, это дешёвый евроремонт, мебель из ДСП эконом класса, и пластиковые офисные перегородки. О гибкой рабочей неделе и вкусной столовке речи даже не идёт.

Опыт организации труда в конструкторском бюро - 15

К моему сожалению, современные просторные офисы с дизайнерским ремонтом, местами для отдыха, бесплатной едой и литературой на сегодняшний день доступны только IT компаниям.

Опыт организации труда в конструкторском бюро - 16

Интернет полон рассказов об офисах Яндекса, Варгейминга, EPAM, SoftFacade в Санкт-Петербурге. Ни одного схожего по комфорту места для конструкторов я не видел, но при этом каждый работодатель жалуется на кадровый голод. В крупных городах одной зарплатой человека уже не заманишь. Хочу уже увидеть аналогичные репортажи про условия труда из конструкторских бюро Силовых машин, ОДК-Климов, концерна Алмаз-Антей, ЦКБ Малахит, ЦКБ Рубин, ЦНИИ РТК, ЦКБМ…

Автор: Николай

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js