Шедевры мирового колонкостроения: студийный монитор-трансформер с переменным количеством полос

в 10:48, , рубрики: focal, активные мониторы, акустические сиcтемы, ачх, Блог компании Pult.ru, высокая верность, звук, линейность, периферия, Производство и разработка электроники, студийные мониторы, техника для студий звукозаписи, характеристики

Иногда мне в комментах пишут о том, что годную акустику, якобы, производили лишь много лет назад, а сейчас экономят на всём и до рынка доходят лишь бестолковые поделки примечательные только низкой стоимостью производства. Иными словами, степень зелени в траве падает с годами. Нельзя не отметить стремление современных производителей увеличить технологичность своих изделий, однако это далеко не всегда отражается на качестве. Такие оценки часто подогреваются заинтересованными сторонами, например, магазинами поддержанной винтажной электроники и коллекционерами, которые такой техникой торгуют.

Шедевры мирового колонкостроения: студийный монитор-трансформер с переменным количеством полос - 1

Одно из изделий французской компании Focal прямо демонстрирует, что у мирового колонкостроения есть ещё порох в пороховницах и ягоды известно где. Речь об одном из самых интересных, по моему мнению, студийных мониторах, созданных за последние 10 лет — Focal Trio6 Be. Не могу сказать, что питаю к производителю этих мониторов особые чувства. Мой скепсис в отношении Focal в основном вызван астрономическим ценообразованием на всё, что производится этими французами. Однако в данном случае речь о ситуации, когда устройство, определенно, стоит своих денег. Мне сложно себе представить более оригинальное серийное решение для такого консервативного продукта. Под катом подробнее об уникальном (без преувеличения) детище французских инженеров.

Концепция и конструкция

По моим не всеобъемлющим сведениям, Focal Trio6 Be — это первый в мире студийный активный монитор с возможностью смены режимов работы и вариантов инсталляции. Создание этой акустики не было чистым экспериментом, рынок требовал нечто среднее между Twin6 Be и SM9, а также классическими двухполосными мониторами ближнего поля. Таким образом, в конструкции постарались реализовать достоинства как одних, так и других.

Шедевры мирового колонкостроения: студийный монитор-трансформер с переменным количеством полос - 2

Реализация этой задачи выглядела сложной с точки зрения архитектуры АС и электроакустики. Опыт создания Trio6 Be показал, что в этом нет ничего невозможного. АС построена как трехполосный монитор, где каждый из динамиков размещен в отдельной камере. НЧ и СЧ секции оснащены 8 и 5 дюймовыми динамиками соответственно, для каждого из них предусмотрен собственный порт фазоинвертора.

Шедевры мирового колонкостроения: студийный монитор-трансформер с переменным количеством полос - 3

При этом для каждого динамика системы предусмотрен собственный усилитель. При использовании функции переключения режимов Focus (впервые использована с мониторами SM9), используется только СЧ динамик и твитер. При этом АС начинает работать с ограничением частотного диапазона в пределах от 90 Гц до 20 кГц, что позволяет имитировать возможности акустических систем с ограниченными возможностями воспроизведения.

В АС предусмотрено два варианта размещения, вертикальный и горизонтальный. Функция трансформирования осуществляется при помощи круглой подвижной фронтальной панели (вращается с шагом в 90°), на которой размещены СЧ и ВЧ-секции.

Шедевры мирового колонкостроения: студийный монитор-трансформер с переменным количеством полос - 4

С одной стороны это сделано для упрощения размещения акустики в студиях, которые нередко находятся в достаточно стесненных помещениях и попросту заставлены массой оборудования. С другой — горизонтальное или вертикальное размещение могут быть особенностями, к которым привык звукоинженер.

Ключевые решения

Есть несколько важных конструктивных и технологических решений, которые позволяют назвать эту акустику шедевром. В первую очередь — это усилители. Для СЧ и НЧ секций применяются усилители класса G (класс AB с несколькими комплектами шин питания) и усилитель класса AB для твитера. Такой подход позволил совместить минимальные искажения и сравнительно высокий КПД, практически не уступающий D-классу.

Применение бериллиевого однодюймового ВЧ-излучателя с вогнутым диффузором гарантирует высокую верность воспроизведения ВЧ и широкую дисперсию. Верхняя граница частотного диапазона выходит далеко за границы слышимого спектра и составляет 40 кГц. Эта особенность не бесполезна, так как позволяет качественно улучшить переходные характеристики в слышимом диапазоне.

Шедевры мирового колонкостроения: студийный монитор-трансформер с переменным количеством полос - 5

Еще одна особенность — размещение фазоинверторных портов на лицевой панели, которая позволяет удобно размещать АС вплотную к стене. Это в свою очередь экономит свободное место, порой так необходимое в студии.

Шедевры мирового колонкостроения: студийный монитор-трансформер с переменным количеством полос - 6

Для минимизации искажений и сведения к нулю вероятности появления паразитных резонансов композитные НЧ и СЧ динамики были созданы специально для этой акустики.

Шедевры мирового колонкостроения: студийный монитор-трансформер с переменным количеством полос - 7

Возможна быстрая интеграция АС в минимально акустически подготовленном помещении с использованием встроенного трехполосного эквалайзера.

Шедевры мирового колонкостроения: студийный монитор-трансформер с переменным количеством полос - 8

Быстрое переключение между режимами возможно при помощи специальной педали, которая к слову, не входит в комплект поставки.

Характеристики

Если коротко, то характеристики модели избыточны для подавляющего большинства студий, особенно если говорить о мощности и звуковом давлении. При этом следует учитывать, что Focal Trio6 Be — это тот редкий случай, когда универсальность не портит, а делает её шедевром.

  • частотный диапазон в 3-полосном режиме: 35 Гц – 40 кГц (±3 дБ);
  • частотный диапазон в 2-полосном режиме: 90 Гц – 20 кГц (±3 дБ);
  • коэффициент нелинейных искажений не указан производителем;
  • максимальный уровень звукового давления в 3-полосном режиме: 115 дБ;
  • максимальный уровень звукового давления в 2-полосном режиме: 105 дБ;
  • чувствительность XLR-входа: +4 dBu или -10 dBV (переключаемая);
  • суммарная выходная мощность: 450 Вт (НЧ – 200 Вт, СЧ – 150 Вт, ВЧ – 100 Вт);
  • габариты: 520 × 278 × 360 мм;
  • вес монитора: 20 кг.

Особого внимания заслуживают графики АЧХ в каждом из режимов работы

Шедевры мирового колонкостроения: студийный монитор-трансформер с переменным количеством полос - 9
трехполосный режим

Шедевры мирового колонкостроения: студийный монитор-трансформер с переменным количеством полос - 10
двухполосный режим focus

Немного о субъективных впечатлениях

В связи с тем, что производитель не даёт данных об искажениях, особый смысл приобретает субъективный тест. Дабы удовлетворить жесткие критерии некоторых из моих читателей я использовал для субъективного теста воспроизведение CD-запись Wolfgang Amadeus Mozart Реквием ре минор K.626 (редакция Мондера) реконструкция Московская гос. классическая капелла п/у Е. Алмазова, записанную в Полоцком софийском Соборе, 1995 год.

Следует отметить, что фонограмма очень сложная и её реалистичное воспроизведение требует превосходных динамических характеристик и низких искажений. В записи присутствуют партии женского дискант хора и уникальная естественная реверберация, которые позволили определить, что интермодуляционные и гармонические искажения практически незаметны на слух, по крайней мере моим ушам. В целом, произведение, несмотря на особенности записи, звучало очень реалистично. КИЗ располагались предельно точно как в трех, так и в двухполосном режимах, несмотря на обилие инструментов и голосов в миксе.

Иллюзия широкого пространства была раскрыта настолько, насколько это было заложено в записи, стереопанорама (сцена) была объемной, глубокой и реалистичной. Несмотря на достаточно большую заявленную неравномерность АЧХ, звук субъективно показался очень ровным, точным и нейтральным, без окраски и частотных акцентов.

Итог

Если бы передо мной стоял выбор, какой монитор ближнего поля для студии признать лучшим за последнее десятилетие, я бы отдал предпочтение именно Focal Trio6 Be. Как обычно ложкой дёгтя в бочке меда стала стоимость устройства. Пара таких мониторов обойдется в среднем от $ 5500 до $6500. На такие затраты готова пойти далеко не каждая студия. Возможно именно по этой причине акустика не получила массового признания.

Джинса
Мы продаём акустические системы, в нашем ассортименте присутствуют студийные мониторы созданные Focal и другими производителями.

Использованы изображения:
fr.audiofanzine.com

Автор: Sound_cULT

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js