Образование — наше будущее (или 10 самых востребованных учебных профессий через десять лет)

в 17:04, , рубрики: Блог компании Атлас новых профессий, Научно-популярное, образование

Сейчас буквально повсюду уделяется повышенное внимание качеству образования. Взрывной рост площадок с онлайн-курсами и постоянная переработка школьных программ, новые форматы обучения и использование передовых технологий – все это сегодня распространяется с максимальной скоростью. Так все больше людей в мире осознают, что эффективность, мощь и престижность государства будущего будет определяться прежде всего умственным потенциалом, а не количеством выплавленного чугуна или произведенного текстиля. Давайте же попробуем поразмышлять о тех образовательных профессиях будущего, которые помогут вывести человечество на новый виток эволюции: от человека разумного к человеку сверх-образованному.

image

Кто: Модератор образования

Это специалист по организации группового обсуждения проблемы или проведения коллективной творческой работы с целью обеспечить усвоение учащимися нового материала в ходе практической деятельности

Какие проблемы решает:

Все дело в том, что разные люди по-разному воспринимают информацию. Кому-то удобнее визуальный канал, другим — слуховой, третьи должны обязательно потрогать руками изучаемый предмет, попробовать повзаимодействовать с ним напрямую. Но общее свойство для всех людей одно – зачастую просто теоретических знаний об изучаемом предмете не достаточно для настоящего глубокого познания материала. Так или иначе, но после любых стандартных онлайн-лекций, которые половина учащихся просмотрит на быстрой перемотке, бывает нужна возможность опробовать услышанную информацию на практике и совершить под надзором учителя несколько ошибок. И именно в процессе совместного общегруппового анализа собственных действий и исправления собственных ошибок и будет происходить быстрое закрепление любого учебного материала.

Пожалуй, на сегодняшний день данную функцию при школах выполняют УПК – учебно-производственные комплексы, где ученикам предлагается на практике освоить несколько несложных профессий. На самом деле, возможность один раз ударить себе молотком по пальцу (или увидеть, как это сделал сосед) – дает любому школьнику гораздо больше информации об устройстве мира, чем десяток настенных, уже выцветших плакатов о безопасности труда.

Какими навыками мышления должен обладать модератор:

Отличной коммуникацией с любым коллективом, глубоким знанием законов распределения социальных ролей в детском и подростковом обществе, терпеливость при разъяснении одних и тех же ошибок. Разумеется, не будут лишними и собственные практические навыки в модерируемой сфере знаний.

С чего начать сегодня постигать данную профессию:

Можно попробовать любой организовать кружок, например туризма, авиамоделирования, лепки, выжигания по дереву или ухода за лошадьми. И затем нужно внимательно смотреть, как преображается коллектив учеников, находясь не в душных классах за партами – а в естественной среде обитания, как без лишнего формализма они питаются впитать новые практические навыки и трудовые приемы, сами обсуждают ошибки и коллективно ищут пути преодоления.

Наглядно иллюстрирует суть профессии: телепроект «ДОМ 2», где под надзором ведущих и телекамер команда пытается совместно анализировать ошибки в деле выстраивания межличностных отношений. Персонажи шоу каждый день должны анализировать происходящее, дать всем высказаться и затем указать на основные ошибки участников «телестройки».

image

Дополнительная ремарка:

Крайне вероятно, что в скором будущем для любых занятий будут моделироваться отдельные виртуальные реальности со своими законами и правилами поведения, чтобы максимально ярко освещать ученикам аспекты преподаваемого предмета. А значит необходимо уже сегодня приобретать азы компьютерной грамотности, чтобы завтра уже суметь управлять этими виртуальными вселенными и размещенными там сообществами, в которые будут погружены ученики будущего.

Кто: Разработчик образовательных траекторий

Это профессионал, создающий «маршрут» обучения новых специалистов из курсов, предлагаемых образовательными учреждениями, в том числе доступных онлайн, а также тренажеров, симуляторов, стажировок и др., на их основе разрабатывающий образовательный трек с учетом психотипа, способностей и целей отдельного человека.

Какие проблемы решает:

«Человек не знает того, чего он не знает» – этот интересный педагогический парадокс не позволяет любому самообразованию быть достаточно эффективным при самостоятельном построении своего учебного плана. Зачастую, двигаясь вслепую по пути саморазвития, человек не замечает целые области, пласты, смежные дисциплины, которые лишают его будущие знания глубины и прочности. Единая учебная программа для разных людей с разными начальными знаниями и скоростью впитывания новой информации уже давно доказала свою крайнюю неэффективность, а значит, чтобы поддерживать интерес к учебе и мгновенно заполнять все потенциальные пробелы в смежных науках — разработка индивидуальной образовательной траектории уже давно стала осознанной необходимостью.

Еще в далеких 90-х годах в наших школах появились штатные психологи, которые помогали ученикам определиться со спектром оптимальных профессий. Проводились некие тесты и собеседования, по итогам которых выносился вердикт и выпускника пытались ориентировать на будущую область деятельности: «Человек – Техника», «Человек – Человек» и так далее. Эффективность таких тестирований была практически нулевой, но само осознание необходимости помощи каждому учащемуся с его профессиональной и творческой ориентацией, указание на области знаний с наилучшим и наихудшим погружением — достойно похвалы. Будем надеяться, что современные технологии, пришедшие на смену анкетным листочкам — выполнят поставленную задачу гораздо лучше.

Какими навыками мышления должен обладать специалист в данной профессии:

Он должен обладать отличными знаниями психологии, анатомии, медицины. Различная культурная и социальная среда, также как и генетические особенности (а возможно и перенесенные болезни), тоже должна накладывать свой отпечаток на итоговый образовательный маршрут каждого ученика.

С чего начать простому сельскому учителю постигать азы новой профессии:

Можно попробовать начать с попыток заменить типовой школьный учебник на индивидуальный подход к каждому ученику с учетом его восприятия, инвалидности, любимых книг детства и т.д.

Шляпа, распределяющая детей по курсам в первой части Гарри Поттера — наиболее наглядно иллюстрирует сущность будущей профессии.

image

Дополнительная ремарка:

C учетом все большего проникновения технологий в нашу жизнь не исключено, что образовательные маршруты будущего будут выглядеть как игровые квесты внутри компьютерной игры. Там за прохождение каждого задания по своей ветке развития персонажа будут начисляться очки и опыт, покупаться дополнительные навыки и характеристики, а итоговый профиль игрока заменит и диплом, и портфолио с набором оценок за все миссии. Так что не отучайте детей от игровых приставок, очень может быть, что будущее образования именно там.

Кто: Тьютор

Это педагог, сопровождающий индивидуальное развитие учащихся в рамках дисциплин, формирующих образовательную программу, прорабатывающий индивидуальные задания, рекомендующий траекторию карьерного развития.

Тьютор решает те же самые проблемы учета индивидуальных особенностей каждого человека и его готовности для получения той или иной информации, но если Разработчик образовательных траекторий в целом создает некий учебный план на год или даже несколько, то задача Тьютора — вести своих подопечных по данному маршруту непосредственно в процессе обучения. Это именно тот сопроводитель в пути к конечной цели, который неназойливо помогает советами, поддерживает в трудную минуту и указывает дальнейший путь по маршруту.

Сейчас данную функцию по мере своих сил делят как родители обычного школьника, так и классный руководитель. С большей или меньшей эффективностью, но именно пока эти люди стараются помочь ученику преодолеть все тяготы стандартного образования, повысить его мотивацию и вовремя предостеречь от критичных ошибок.

Какими навыками мышления должен обладать тьютор:

Прежде всего такой добрый «советник» должен войти в доверие к каждому обучающемуся, так как иначе все дальнейшее взаимодействие просто не получится. Авторитет, уважение, навык работы в команде и готовность в любой момент придти на помощь — важнейшие навыки для профессионального тьютора.

С чего начать простому сельскому учителю осваивать профессию:

Здесь отлично подойдет репетиторство, когда для максимального усвоения материала к каждому конкретному ученику можно подобрать наиболее подходящего специалиста со своей методикой объяснения сложного материала.

Наиболее ярко иллюстрируют суть профессии отношения Учителя и Падавана в саге «Звёздные войны».

image

Дополнительная ремарка:

Здесь важно отметить, что велика вероятность того, что эта профессия сразу будет отдана на откуп виртуальным образовательным системам будущего. Виртуальный советчик в игре, умудренный опытом ментор со всплывающими подсказками или голос за кадром, постоянно дающий советы в процессе выполнения квеста, возможно, намного лучше будут справляться с задачами тьютора, чем живые специалисты.
image

Кто: Координатор образовательной платформы

Это специалист внутри образовательного учреждения или независимого образовательного проекта, который имеет компетенции в онлайн-педагогике и сопровождает подготовку онлайн-курсов по конкретным предметам / дисциплинам, организует и продвигает конкретные курсы или типовые образовательные траектории, модерирует общение преподавателей и студентов в рамках курсов или платформ, задает требования к доработке функционала платформы.

Какие проблемы решает:

Образование. Как и всякий трудоемкий и длительный процесс, требует управления, выражаясь современным языком — эффективного менеджмента. Отказ от единообразного подхода и переход на индивидуальные методики содержит в себе риск довольно быстро превратить такой процесс в хаос без четкого контроля и модерации. И именно данную проблему и должен решать координатор.

Пока в реальном образовательном процессе эти управленческие функции выполняют завуч, деканат ВУЗа, завкафедрой и даже директора простых школ. Именно на эти плечи на сегодня возложены задачи всеобщей организации и достижения заданных показателей в учебном процессе, а также подготовка учебных программ к каждому новому семестру и анализ проблемных мест в образовательном процессе.

Какими навыками мышления должен обладать координатор:

В первую очередь это отличные управленческие навыки и лидерские качества, а также собственные глубокие и практические знания в той области, в которой и происходит собственно контроль учебного процесса. Также обязательна высокая компьютерная грамотность, крайне необходимая для того, чтобы адекватно выдвигать требования и ограничения к разработке онлайн-платформ с учетом всех технических особенностей разработки

С чего можно начать простому сельскому учителю:

С повышения по работе до заведующего учебной частью.

Максимально наглядно иллюстрирует особенности данной профессии фильм «Большая перемена».

image

Дополнительная ремарка:

Возможно, данная профессия в будущем будет объединена с рассмотренным выше Разработчиком образовательных траекторий ввиду схожести задач и итоговых целей, а также единой области работы в рамках неких интерактивных платформ онлайн-образования. Однако стоит отметить, что управленческие компетенции для Координатора являются определяющим фактором профессионализма, когда Разработчику лидерские качества не обязательны.

Кто: Ментор стартапов

Это профессионал с опытом реализации нескольких собственных стартап-проектов, курирующий команды новых стартапов, обучающий их на практике собственных проектов ведению предпринимательской деятельности.

Данный специалист помогает начинающим командам открыть свой бизнес, участвует в запуске проекта с самого начала. Казалось бы, уже сегодня существует более чем достаточно стартап-акселераторов, привлекающих отличные инвестиции, но на самом деле они пока закрывают не более 1% от существующей потребности в помощи и сопровождении. Пока основная цель существующих акселераторов — придти на все готовое и получить максимально быстрое обогащение с минимальными рисками. первичным же обучением стартаперов и максимально эффективной отладкой рабочего процесса мало кто занимается всерьез. Сейчас всем нужен уже готовый продукт, действующий прототип. первые массовые продажи, но почти никто не готов обучить предпринимателей-новичков именно с этапа появления первоначальной абстрактной идеи, затем постепенной доводки ее до совершенства, до итогового создания эффективной бизнес-модели. Азы эволюции прототипа в готовый продукт, как считается сейчас, каждый человек обязан чудесным образом получить самостоятельно, видимо впитав их с молоком матери. И только через поколение, когда сегодняшние молодые стартаперы, которые пока разрозненно и в одиночку набивают шишки, практически вслепую ища наиболее выгодные пути развития стартапа, сами отойдут от дел и сакоммулируют весь свой практический опыт в готовые учебные программы – можно будет надеяться на появление такой профессии.

Чем должен обладать ментор, кроме собственного опыта нескольких успешных стартапов:

В первую очередь практическими знаниями о том, как именно и с чего нужно начинать, и какие подводные камни обходить на пути развития своего дела. Это должен быть эксперт на пересечении сразу нескольких областей с самым обширным полем компетенций: экономические и юридические знания, психология и менеджмент, навыки продажника и продуктового дизайнера, специалиста по подбору кадров и очень много чего еще.

С чего начать простому сельскому учителю:

Здесь все просто – нужно создать свой стартап и годами бессмысленно биться лбом в стену в поисках денег, методик и нужных связей для запуска хотя бы работающего прототипа.

Максимально наглядно профессию ментора раскрывает Эрлих Бахман в сериале «Кремниевая долина»:

image

Дополнительная ремарка:

Возможно, бурное развитие краудфандинговых платформ типа Кикстартер, когда и подбор бюджета, и самой команды, и готовых инвесторов приведет к тому, что можно будет совершить запуск стартапа онлайн за пару дней, и продуманные алгоритмы сами рассчитают первичный бюджет и план работ.

Кто: Игромастер

Это специалист по разработке и организации обучающих игр (деловых, исторических, фантастических и пр .), сопровождению игр с использованием симуляторов. Возможно даже создание целых игровых виртуальных вселенных.

Какие проблемы решает:

<ahref=«ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5»>обучение через игру — давно испытанная и признанная максимально эффективной методика обучения. Именно здесь любое знание или навык не навязывается насильно сверху, а достигается самим учеником с азартом и вовлеченностью, без скуки и усталости. Дух соперничества и удовольствие от самой игры способны гораздо лучше передать ученику материал любой сложности.

Уже сегодня игровая индустрия способна создавать симуляторы танкиста и летчика, машиниста тепловоза и звезды футбола. Пока, разумеется, все навыки там представлены довольно схематично и не достаточно достоверно, но технологии не стоят на месте и появление трехмерных очков способно будет перевести эффект погружения обучающегося в среду на абсолютно новый уровень.

Какими навыками мышления должен обладать Игромастер:

Отличным знанием технической платформы, на которой будет вестись разработка обучающей игры, кроме того понадобится глубокое знание человеческой психологии и теории игр, умение поддерживать в пользователе азарт и воодушевление от происходящего.

С чего начать простому сельскому учителю:

С организации сообщества ролевиков и проведения между ними регулярных турниров по заранее установленным правилам.

Наиболее наглядно суть данной профессии иллюстрирует ежегодный фестиваль «Комик Кон»:

image

Дополнительная ремарка:

В интернете ходят интересные слухи. что руководства многих государств уже всерьез рассматривают идею призыва на военную службу самых успешных игроков в танковые и авиа-симуляторы для дальнейшего онлайн-управления беспилотной смертоносной техникой будущего.

Кто: Игропедагог

Это специалист, который создает образовательные программы на основе игровых методик, сам выступает игровым персонажем. В школах будет замещать традиционного учителя.

Какие проблемы решает:

Это еще одна попытка изменить подход к образованию, заменив классического строгого педагога на живого взаимодействующего персонажа в реальном мире. Сегодня наиболее наглядно иллюстрируют данный род деятельности различные аниматоры на детских пляжах или местах отдыха:

image

Какими навыками мышления должен обладать игропедагог:

Умением ладить с коллективом, лидерскими качествами. знаниями социологии и позитивным общением, так как любая игра ни в коем случае не может напрягать ученика.

С чего начать простому сельскому учителю?

С проведения веселого детского утренника по мотивам известной сказки или художественного фильма.

Кто: Тренер по майнд-фитнесу

Это специалист, который разрабатывает программы развития индивидуальных когнитивных навыков (например, память, концентрация внимания, скорость чтения, устный счет и др.) с помощью специальных программ и устройств с учетом особенностей психотипа и задач пользователя.

Какие проблемы решает:

Как известно, итоговое качество обучения зависит не только от объема и ассортимента переданных знаний, но и от способностей каждого конечного ученика к их качественному и эффективному усвоению. Количество информации в мире растет в геометрической прогрессии, и значит от скорости впитывания и обработки данных, способности к их интерпретации и критическому сопоставлению во многом будет зависеть итоговый результат учебы. Никто из ученых до сих пор не знает реальных границ человеческих возможностей, ведь кажется, что при усердном тренинге и упорстве ограничения нашего потенциала можно отодвигать до бесконечности.

image

Уже сегодня повсюду можно найти курсы по развитию скорочтения и тренировки памяти, а в будущем же такие тренинги из хаотичных полукустарных программ выйдут на обязательный уровень и будут преподаваться начиная еще с детских садов.

Какими навыками должен обладать такой тренер:

Здесь важно в первую очередь не навредить, не искалечить человеку сознание неумелыми попытками ускорения мышления и увеличения памяти. Поэтому на первый план здесь выйдут глубочайшие знания в медицине и анатомии, позволяющие найти такие методики, которые гарантированно не навредят человеку, и при этом принесут максимум пользы.

С чего начать простому сельскому учителю:

Начинать нужно с самостоятельных попыток освоить навыки быстрого чтения по диагонали с помощью разнообразных доступных сегодня брошюр и тренингов. Самостоятельно найти наиболее эффективные приемы, на себе почувствовать разницу в подходах, оценить итоговый эффект и возможный дискомфорт от обучения — все это в дальнейшем будет бесценным опытом в данной профессии.

Дополнительная ремарка:

При появлении искусственного интеллекта вопрос об обязательном развитии до максимума собственных возможностей может стать ключевым для выживания человечества как вида.

Кто: Разработчик инструментов обучения новых состояний сознания

Он создает программы и оборудование (например, устройства биологической обратной связи) для обучения пользователей новым более продуктивным состояниям сознания (высокая концентрация, расслабление, повышенные творческие способности и др.).

Самая интересная и перспективная профессия, которая позволит человечеству выйти на новый уровень мульти-сознания (той самой ментальной связи с другими людьми или даже объектами) и совершенно иного восприятия реальности.Так люди впервые научатся управлять собственными эмоциями и желаниями, а также обрести полное взаимопонимание как с близкими людьми, так (возможно) и с разумными животными. Сегодняшние технологии еще не готовы к такому вызову, но потребность в данной профессии уже достаточно велика, а сферы потенциального использования – можно предположить буквально повсюду.

Пока гипнотизеры и экстрасенсы являются некоторыми аналогами данной профессии.

Какими навыками мышления должен обладать такой специалист:

Здесь точно также во главу угла ставится гарантия отсутствия вреда для человека, то есть полное исключение малейшей зависимости и управляемости подопытного с корыстными целями.

С чего начать простому сельскому учителю:

С освоения навыков гипноза и самогипноза, а также подробного изучения эффекта Плацебо и способов его использования на практике.

Наиболее качественно иллюстрирует будущее такой профессии такое высокотехнологичное устройство будущего, как миелофон Алисы Селезневой:

image

Возможные проблемы, которые может создать появление данной профессии – очевидны. И самая главная опасность данной профессии – потенциальная возможность использовать имеющиеся у эксперта навыки для достижения экспертом собственных целей, вовлечения в нежелательные процессы людей с измененным сознанием, попытки манипулирования и подчинения своей воле свободных граждан.

Кто: Организатор проектного обучения

Cпециалист по формированию и организации образовательных программ, в центре которых стоит подготовка и реализация проектов из реального сектора экономики или социальной сферы, а изучение теоретического материала является необходимой поддерживающей деятельностью.

Данная профессия будет призвана разрешить наконец проблему все увеличивающейся пропасти между существующим консервативным образованием — и реальными потребностями экономики. В тот момент, когда бизнесу в стране нужны сотни программистов на Swift (язык программирования приложений ios) — в ВУЗах все еще преподается Delphi и Basic; а там, где нужны идеальные знания по этапам привлечения инвестиций для стартапов — все еще рассказывают об Адаме Смите. Конечно неплохо иметь большой пакет изначальных базовых знаний, когда для этого есть и время, и место, но зачастую качественные практические навыки самоучек сегодня на рынке ценятся больше, чем дипломированно-сертифицированные специалисты, выпускаемые сегодняшними образовательными учреждениями. А причина в том, что основные требования сегодняшнего бешеного ритма жизни состоят в максимально быстром реагировании на возникшие потребности и навыкам обучения на ходу, в ходе практического освоения нового проекта или зарождения новой отрасли.

На сегодня в разных структурах аналоги данной профессии могут выглядеть и как всевозможные курсы повышения квалификации, или как вакансии стажеров в крупные проекты, или даже просто наставничество опытного эксперта над новичками внутри крупной компании. В любом случае основными отличительными признаками такой деятельности являются максимальная практическая направленность и большая скорость подготовки нужного специалиста начального уровня, пусть и со значительными пробелами и суженным мировосприятием, но главное — уже готового к выполнению нескольких важных трудовых задач.

Какими навыками мышления должен обладать организатор проектного обучения:

Гибкость мышления, чувство ритма жизни, молниеносная реакция, понимание текущих экономических процессов, аналитическое мышление и умение делать прогнозы на самое ближайшее время.

С чего начать путь в профессию простому сельскому учителю:

Начинать нужно как раз с изучения данной статьи и дальнейшего самоопределения себя — то есть своей настоящей и будущей ценности на рынке труда в образовательной сфере. Здесь не обойтись без профессиональной интуиции, которая подскажет род деятельности, которая будет иметь максимальную востребованность через 5-10 лет в школах и ВУЗах страны.

Нагляднее всего суть данной профессии иллюстрирует художественный фильм «Гений»:

image

Дополнительная ремарка:

Здесь важно учитывать такую особенность, что потребности могут как мгновенно возникать, так и исчезать, и что возможно появление таких ситуаций, когда отличный практик по истечении всего 2-3 лет с момента завершения проекта станет абсолютно никому не нужным на изменившемся рынке труда без переподготовки с нуля. Так с появлением автомобилей в 20 веке исчезла массовая потребность в лошадях и гужевом транспорте, а открытие портала Госуслуг (будем на это надеяться) в самом скором времени десятикратно сократит бюрократический аппарат всех госучреждений страны.

Выводы

В заключение хочется напомнить о значении самого слова “образование” — это когда из бесформенного материала постепенно создается образ интеллектуального, развитого физически и морально, успешного и позитивного человека. И создание такого образа — процесс всегда долгий и мучительный, так как с годами человек все сложнее поддается обработке и прокачке новых навыков, кроме того зачастую просто не имея достаточной мотивации для достижения цели обучения. Именно поэтому на смену сегодняшних сумбурных попыток с помощью всего нескольких онлайн книг, неупорядоченных текстов, или просто учебных видеороликов (которые можно просматривать не вставая с дивана) — должна придти инновационная высокотехнологичная методология образования. Это должна быть цельная система с индивидуальным подходом и интерактивным обучением, большим количеством практики и анализа причин совершенных ошибок для корректировки учебного плана, которая и потребует ввода в образовательный процесс всех вышеперечисленных профессий.

Автор: Italianos

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js