Learn While Travel – как мы ездили на 1st European Business Analysis Day

в 8:27, , рубрики: agile, European Business Analysis Day, Блог компании Технологический Центр Дойче Банка, дойче банк, конференции, Управление продуктом

В российском ТехЦентре Дойче Банка есть интересная программа Learn While Travel, в рамках которой сотрудник может во время отпуска в другом городе посетить профессиональную конференцию по своей специальности за счет средств компании. 

Я, Кристина Егорова, и мои коллеги, Оля Одинцова и Полина Пересада, решили рассказать вам о нашем опыте участия в международных конференциях, а также о том, как мы решились сами выступить на одной из них.   

Статью мы решили разделить на две части. В первой расскажем, что нас впечатлило в докладах на конференции 1st European Business Analysis Day 2018 во Франкфурте и как мы решили выступить с докладом на будущий год.

А во второй — о своем докладе на 2nd European Business Analysis Day. 

Learn While Travel – как мы ездили на 1st European Business Analysis Day - 1

Итак…

Почему мы решили посетить конференцию

В феврале 2018 года организаторы объявили о конференции 1st European Business Analysis Day во Франкфурте, и мы решили воспользоваться возможностью послушать доклады европейских и американских коллег. Почему? Во-первых, в конференции принимал участие Кристоф Омиг – наш коллега из франкфуртского подразделения Дойче Банка, который занимается проектами по созданию программного обеспечения для банкоматов. Во-вторых, на конференции выступали Ричард Ларсон и Элизабет Ларсон, которые являются соавторами BABOK, PMBOK и PMI. В-третьих, несколько докладчиков совмещали работу в IT с научной деятельностью и преподаванием в европейских университетах. Такие доклады привлекают нас по причине того, что цель любого исследования — выработка новых научных знаний, и поэтому научные доклады интереснее и глубже, чем обычные доклады о сложностях конкретного проекта и их преодолении.

Design Thinking

Конференция проходила 17-18 мая 2018 года под лозунгом «A Future Without Borders In A Digital World». В первый день конференции проходил мастер-класс по дизайн мышлению (Design Thinking), а во второй — читались доклады по направлениям «Agile Analysis», «Customer Experience» и «Business Processes». Мы приехали на два дня: и пройти мастер-класс, и послушать доклады.

Мастер-класс начался с введения в Design Thinking. Ведущий объяснил, что Design Thinking является одним из самых популярных фреймворков в области управления инновациями, поскольку он предлагает собой структурированный процесс, который можно применять для решения самых разнообразных бизнес-задач. Например, для разработки инновационных продуктов или процессов, пока не имеющих аналогов на рынке. Еще один пример применения Design Thinking — разработка новых продуктов или процессов для решения сложных, трудно формулируемых проблем, как, например, создание мобильного приложения для слепых и плохо видящих людей на старых моделях телефонов.

Design Thinking состоит из шести основных этапов:

  • Understand – этап ознакомления, когда команда стремится получить как можно больше знаний о проблеме, обсудить последние новости по проблематике, поделиться личным опытом
  • Observe – этап более глубоких исследований, когда проводятся наблюдения или интервью для понимания чувств, движений и поступков людей. На этом этапе создается персона – это обобщенное описание типичного будущего пользователя продукта.
  • Synthesis – этап обработки полученных знаний и фокусировки на проблеме, в результате которого формулируется конкретная задача для решения
  • Ideation – этап генераций и выбора идей для решения задачи
  • Prototyping – создание прототипа на основании выбранной идеи
  • Test – этап тестирования прототипа, получение обратной связи

Для каждого из этапов используются свои инструменты – например, чек-листы для проведения интервью или шаблоны для создания портрета типичного пользователя продукта. Как оказалось, самое сложное в Design Thinking – это применение инструментов на практике, поэтому организаторы мастер-класса нашли интересную задачу для тренировки. В рамках этой задачи нам предложили подумать о том, какие процессы в отеле могут быть автоматизированы, а какие нет, потому что в них обязательно должен быть задействован живой человек. 

«Скажите мне, — спрашивала нас менеджер отеля, — нужен ли в современном мире сотрудник на стойку регистрации или можно просто поставить киоск, который будет проверять бронь и выдавать ключи для номера? А что делать с обслуживанием номеров? С проведением конференций

Чтобы ответить на эти вопросы, мы разделились на 4 группы по 8-10 человек, и у каждой группы был опытный тренер, который пояснял, что нужно сделать на очередном этапе, какими инструментами пользоваться и каких ошибок избегать. Например, типичная ошибка многих команд на этапах сбора информации – сразу же думать о вариантах решения и их возможных недостатках, пропуская этапы синтеза, генерации идей и создания прототипа. Как правило, это происходит потому что на обычных IT-проектах мы сразу же приступаем к решению поставленной задачи. Что касается инновационных проектов, эта ошибка приводит к тому, что команда может упустить какую-то из потенциально интересных идей, сфокусировавшись на тех решениях, которые уже существуют на рынке.

На втором этапе у нас была возможность поговорить с менеджером отеля, с постояльцами и даже понаблюдать за работой различных подразделений отеля. В результате каждая группа описала «персону» — типичного постояльца отеля, с его интересами и ожиданиями от современных отелей. Интересно было сравнить свои результаты с теми, что получились у других команд, и учесть те детали, о которых мы не подумали. Мастер-класс завершился тем, что все команды разработали прототип приложения для отеля, получили обратную связь от менеджера отеля и обсудили свой практический опыт дизайн-мышления.

Customer Experience: BMW против Google Сar

Второй день конференции начался со вступительного доклада Элен Прёльс, руководителя благотворительной организации «Менеджеры без границ». Элен рассказывала о том, как сотрудники ее организации делятся знаниями и опытом в области экономики и менеджмента там, где это больше всего нужно. К примеру, в странах Африки нет среднего класса, почти нет предприятий малого и среднего бизнеса, которые предоставляют рабочие места, и менеджеры без границ протягивают руку помощи. Парадоксально, но конференция о цифровом мире без границ началась с рассказа не о цифровых технологиях, а о людях, которые стараются не замечать границы. 

После открывающего доклада начались параллельные доклады по трем направлениям: «Agile Analysis», «Customer Experience» и «Business Processes». Несмотря на разделение на направления, все доклады были связаны с заявленной темой конференции и раскрывали тот или иной ее аспект. Например, в направлении Customer Experience обсуждались технические предпосылки цифровизации, ее влияние на пользовательский опыт и ожидания, а также на ИТ индустрию и новые требования к навыкам аналитика.
 
Среди докладов в этом направлении нам больше всего запомнился доклад Стэфана Вагнера о пользовательском опыте. Стэфан показал последнюю модель BMW сказал, что в Германии по праву гордятся своей автомобильной промышленностью. На слайде модель Google car, которая внешне похожа на детскую машинку, выглядела очень забавно рядом с BMW. Но Стэфан напомнил, что все владельцы BMW регулярно проводят по 2-3 часа в пробках по дороге домой, и то, что им нужно в это время, – возможность использовать IT в дороге для работы или развлечений. И пока BMW улучшала технические характеристики автомобилей, Google работал над улучшением пользовательского опыта. Таким образом на простом примере Стэфан показал, что в цифровом мире просто предоставлять хорошие продукты и сервисы уже недостаточно – нужно анализировать и создавать хороший пользовательский опыт. 

Agile Analysis: бросить вызов статус-кво 

В направлении Agile Analysis все внимание уделялось анализу, роли аналитика в Agile, адаптации Agilе-методологии и связанных с этим сложностях. Особенно полезным был доклад о том, как бросить вызов статус-кво. Докладчик подчеркнул, что несмотря на развитие технологий и подходов к ведению проектов, профессионалы все еще опасаются выходить за рамки привычного, испытывать себя, расти и развиваться. Главная мысль доклада была сформулирована следующим образом: «From every challenge we make we have something to learn – otherwise we fail and last but not least nothing great is ever achieved by doing things the way they have always been done».

Business processes и завершение конференции

Что касается направления Business Processes, докладчики делились лучшими практиками, рассказывали об управлении инновациями и управлении требованиями на уровне портфолио проектов. Завершал конференцию общий доклад от Элизабет Ларсон. Выступая, Элизабет рассказала о «цифровом» бизнес-аналитике – новой роли бизнес-аналитика в цифровом мире. Таким образом Элизабет повторила основную мысль, озвученную в открывающем докладе конференции, – главную роль в создании цифрового мира без границ играют люди, которые его создают.

Learn While Travel – как мы ездили на 1st European Business Analysis Day - 2

Learn While Travel – как мы ездили на 1st European Business Analysis Day - 3

Learn While Travel – как мы ездили на 1st European Business Analysis Day - 4

Мифология для описания ужасных проектов и танец во время доклада

Сравнивая эту конференцию с похожими мероприятиями для аналитиков, проводимыми в СНГ, в которых мы также принимаем участие, хочется рассказать о разнице между ними. Европейская конференция менее масштабная, целиком посвящена одной теме, поэтому мастер-класс и доклады находятся в рамках одной тематики. Если тема интересна, то участие в конференции позволяет быстро погрузиться в тему, узнать о различных ее аспектах, обсудить свои вопросы с другими участниками и поспорить с докладчиками. 

Если тема неинтересна, то можно поучиться тому, как подают свой материал европейские докладчики. Во-первых, они используют яркие, но понятные всем примеры и аналогии. Помимо доклада с BMW и Google Car, один из докладчиков использовал европейскую мифологию для описания самых ужасных проектов в жизни аналитика. 

Проект, на котором постоянно появляются новые требования, – отрубишь одну голову, вырастают две. Проект, при одном взгляде на который кровь стынет в жилах Проект, в котором владелец продукта хочет «всего понемногу», и система превращается в ужасающую химеру с головой льва и туловищем козы.
Гидра Горгона Медуза Химера

Этот прием позволяет просто рассказать о сложном, выбрать правильный уровень абстракции, не выдавать никаких деталей о заказчике, проекте и бюджете, но при этом передать свой опыт аудитории.

Во-вторых, докладчики много взаимодействуют с публикой: вступают в диалог, спорят, возражают, соглашаются. Они экспериментируют с подачей материала (один из докладчиков танцевал!) и готовы к неожиданностям. Например, рассказывая о том, что клиент скорее выберет продукт с большим количеством возможностей, докладчик предложил одной из участниц выбрать между двумя лазерными указками. Она отказалась от обоих вариантов, и он ответил: «И такие клиенты у вас тоже будут. Но они могут передумать, не расстраивайтесь».

В чем уникальность конференции

По сравнению с другими конференциями для аналитиков, которые проходят в странах СНГ, у европейской конференции был ощутимо больший фокус на стратегическое видение профессии, меньше прикладных тем, а среди участников — меньше функциональных и системных аналитиков, которые тесно взаимодействуют с командами разработки и тестирования и сопровождают проекты от анализа требований до пост-релизной поддержки. Эта разница приводит к тому, что уровень подачи материала достаточно абстрактный. После конференции нужно проанализировать и понять, как адаптировать и применить полученные знания в ежедневной работе. Очевидно, что Design Thinking очень хорошо подходит для участия в хакатонах, но не сразу понятно, как его применить к проектным задачам, где все решения должны соответствовать согласованной архитектуре. Тем не менее, прослушав все эти доклады, мы загорелись идеей рассказать о том, как наша большая распределенная команда работает в рамках Scaled Agile.

Продолжение следует…

Автор: EgorovaKris

Источник


* - обязательные к заполнению поля