Лингвистические проблемы в информатике

в 21:14, , рубрики: английский язык, информатика в школе, Инфосфера - мысли вслух, образование, Учебный процесс в IT, метки: , ,

Ни для кого не секрет, что в современном мире за несколько последних десятилетий произошли существенные технологические изменения, которые неизбежно оказывают влияние на социальную сферу и сферу образования. Значимая (возможно, доминантная) роль в развитии данных изменений связана с развитием информационных технологий.

Не вдаваясь в определение теоретических предпосылок, констатирую достаточно очевидный факт того, что информатика имеет особо тесные синергетические связи не только с математикой, но и с лингвистикой (по этой причине меня всегда удивлял тот факт, что в рамках школьного образования информатику длительное время позиционировали в едином блоке с математикой, а лингвистический аспект, и при изучении языков программирования и при разборе учебных задач фактически не рассматривался).

Так сложилось исторически, что достаточно значимая часть задач, решаемых в области информационных технологий, связана с использованием английского языка: в данной предметной области английский язык взял на себя роль «международного языка науки», аналогично тому, как в медицине, биологии и других науках подобная роль, принадлежала латинскому языку. И если в англоязычных странах проблема языковой адаптации в рассматриваемой предметной области вряд ли имеет существенное значение, то в российской системе образования она определена и требует усилий для преодоления.

Рассмотрим альтернативные пути решения данной проблемы.

Казалось бы, что замена английских понятий русскоязычными эквивалентными понятиями,- делает порог вхождения в предметную область существенно ниже и облегчает процесс обучения и преподавания (в том числе и за счет более низких требований к уровню компетенций преподавателя), однако, принимая данный подход за образец, следовало бы отказаться от латиницы и в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, и соответственно в написании химических формул, и в написании тригонометрических функций, и в физических формулах. Очевидно, что недостатки данного подхода будут связаны с изоляцией ученика в рамках определенной учебной парадигмы и ограничением уровня доступности мировых информационных и коммуникационных ресурсов в данной предметной области.

Мое мнение, что информатике, как предмету общеобразовательной школы, явно не хватает активной поддержки, которая могла бы быть заложена в образовательный стандарт по английскому языку.

Приведу фрагмент кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения в 2011 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ:

Предметное содержание речи

  • A (Межличностные) взаимоотношения в семье
  • Б (Межличностные) взаимоотношения с друзьями и в школе
  • В Внешность и характеристики человека
  • Г Досуг и увлечения (спорт, музыка, чтение, посещение кино/театра, дискотеки, кафе). Молодежная мода
  • Д Покупки. Карманные деньги
  • Ж Школьная жизнь. Изучаемые предметы и отношение к ним. Каникулы. Школьные обмены
  • З Проблемы выбора профессии и роль иностранного языка
  • И Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Их географическое положение, климат, население, города и сёла, достопримечательности
  • К Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Их культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи)
  • Л Выдающиеся люди родной страны и стран изучаемого языка, их вклад в науку и мировую культуру
  • М Путешествие по странам изучаемого языка и по России
  • Н Технический прогресс
  • О Глобальные проблемы современности
  • П Средства массовой информации (пресса, телевидение, радио, Интернет)
  • Р Природа и проблемы экологии. Здоровый образ жизни

Только в пунктах З, Н и П, как-то косвенно может быть затронута означенная тематика, но для качественной поддержки предмета «Информатика», требуется методически систематизированный учебный комплекс специально подготовленных материалов.

Может быть, разработка специализированного курса в рамках программы изучения иностранных языков, — более универсальный и эффективный способ снижения адаптивного порога восприятия терминологической базы в процессе изучения информатики?

Автор: multiresearcher

* - обязательные к заполнению поля