Дистанционное обучение в современном мире

в 12:14, , рубрики: дистанционное образование, образование, Учебный процесс в IT, метки: ,

В XXI веке невозможно себе представить образовательный процесс без использования современных и передовых коммуникационных технологий. В связи с нарастающими темпами информатизации общества, возрастанием пропускной способности коммуникационных линий и общим ростом производительности компьютерной техники стало возможным повсеместное применение и внедрение принципов дистанционного обучения.

Благодаря деятельности электронных библиотек и образовательных интернет-порталов открылись широкие возможности для получения учебной информации в необходимых объемах. Перед современным человеком, благодаря сети Интернет, открывается невообразимо большой объем научной информации. Все эти достижения научно-технического прогресса способствуют эффективному обучению на современных предприятиях и в Высших учебных заведениях.

С помощью современных коммуникационных технологий можно проводить удаленные дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, реализуемые с помощью возможностей глобальной сети Интернет. Дистанционное образование позволяет привлечь к процессу обучения значительное количество заинтересованных лиц, так как студенты не будут скованы физическими размерами лекционной аудитории.

В последние несколько лет в образовательной сфере стали активно применяться онлайн-семинары или вебинары. Вебинар — это форма веб-конференции, которая включает в себя проведение онлайн-совещаний, демонстрацию презентаций через сеть Интернет в режиме реального времени и другие интерактивные возможности. Во время вебинара каждый участник использует свой персональный компьютер, связь между участниками поддерживается через сеть Интернет с помощью специализированного программного обеспечения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение. Последний способ проведения вебинара очень удобен, так как не требует разворачивания на рабочих станциях участников конференции специализированного программного обеспечения.

Вебинары могут использовать различные интерактивные взаимодействия, включать в себя сеансы голосований и опросов, что обеспечивает полное взаимодействие между аудиторией и преподавателем. Определение «интерактивное взаимодействие» часто используется в специальной литературе. Интерактивное взаимодействие — это общение студента с другими участниками вебинара через программный комплекс. При более продвинутых возможностях ведения общения реализуется возможность выбора вариантов содержания учебного контента и режима обучения. Чем больше существует возможностей у программного комплекса, чем активнее студент участвует в процессе обучения и общении с другими участниками вебинара, тем выше интерактивность. В общем смысле интерактивное взаимодействие предполагает общение любых участников, вовлеченных в учебный процесс, друг с другом с использованием доступных им возможностей.

При проведении вебинаров, очень часто применяется технология Whiteboard. Whiteboard — электронная доска для комментариев, она позволяет преподавателю и слушателям оставлять пометки или комментировать пункты слайдовой презентации.

Благодаря использованию глобальной сети Интернет, преподаватель и студенты вебинара могут находиться на огромных расстояниях друг от друга, и участвовать в одном образовательном процессе. Без использования современных технологий собрать аудиторию вместе было бы достаточно трудно или вообще невозможно.

Не следует понимать вебинар как одностороннюю трансляцию. Ведущий как правило, предоставляет право участникам вебинара задать интересующие их вопросы или высказать свою точку зрения по обсуждаемой теме. Благодаря использованию веб-камер собеседники могут видеть друг друга что также положительно сказывается на образовательном процессе.

Во время проведения занятий, часто применяются средства удаленного контроля компьютеров, с помощью которых преподаватель может непосредственно помочь студенту, если у последнего возникли какие-то затруднения при выполнения практического задания. Такие средства как JoinMe и TeamViewer позволяют эффективно управлять приложениями на стороне удаленного компьютера.

Обычно форма дистанционного образования предполагает самостоятельное выполнение студентами практических задания. Для того, чтобы централизовано хранить выполненные задания, учебные материалы и прочие документы, необходимые для учебного процесса, часто используются облачные хранилища данных. Облачное хранилище данных — это вид онлайн-хранилища, в котором информация и данные пользователей хранятся на нескольких, распределённых в сети Интернет серверах, предоставляемых в пользование клиентам. Использование облачного хранилища зачастую гораздо более удобно, чем использование собственных выделенных серверов. С точки зрения пользователя, облачное хранилище представляет из себя целостный виртуальный сервер. Примерами облачных хранилищ являются сервисы DropBox и Google Drive. Следует также отметить, что большинство облачных хранилищ предоставляют некоторый объем своего дискового пространства для бесплатного использования. Нескольких гигабайт обычно хватает для образовательных нужд.

Дополнительным (а в некоторых случаях даже основным) средством коммуникации между участниками образовательного вебинара могут служить VoIP-приложения. Voice over IP или VoIP — общее название сетевых протоколов и программных средств, позволяющих передавать по IP-сетям аудио информацию в цифровом виде. VoIP-приложения предоставляют пользователям надежный и недорогой канал связи, с помощью которого возможно совершать аудио и видеозвонки, организовывать конференции. Популярными VoIP-приложениями в настоящее время являются Skype, Google Talk, Twinkle и другие. Большинство средств IP-телефонии также поддерживают шифровку передаваемых данных, что позволяет успешно их использовать и для передачи закрытой внутрикорпоративной информации.

Часто, при дистанционном обучении в высших учебных заведениях от студентов не требуется всё время непосредственно находиться в аудитории. В большинстве рабочих программ высших учебных заведений, реализующих дистанционное обучение, все же проходят очные занятия по вечерам или выходным. Эти занятия, как правило, не обязательны для посещения, но, зачастую бывают полезны для выработки у студентов разнообразных практических навыков.

Большое количество крупных компаний поддерживают собственные центры дистанционного обучения, чтобы унифицировать и улучшить качество подготовки собственных сотрудников. Во внутрикопоративной сфере образования и повышения квалификации сотрудников применяются особые системы дистанционного обучения, которые обеспечивают наиболее эффективное построение образовательных программ. К таким системам относятся WebTutor, Competentum, Moodle и другие.

Крупные IT-корпорации создают большие обучающие порталы для подготовки сотрудников, или внешних покупателей своих продуктов. При этом некоторые курсы предоставляются бесплатно или входят в комплект приобретаемого программного обеспечения. Можно сказать, что в сфере информационных технологий дистанционные методы обучения уже распространены повсеместно и прочно заняли свою нишу.

С каждым годом дистанционное образование укрепляет свои позиции. В странах западной Европы и северной Америки дистанционное образование в высших учебных заведениях уже получило широкое распространение. Одним из наиболее развитых центров дистанционного образования в США является MIT (Massachusetts Institute of Technology). Университет поддерживает курсы бесплатного дистанционного образование по целому множеству дисциплин: математике, химии, физике, менеджменту и многим другим.

Автор: Dzaft

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js