Записки владельца электромобиля «поневоле»

в 19:44, , рубрики: Nissan, Nissan Leaf, Автомобильные гаджеты, личные впечатления, США, транспорт, электромобиль, Энергия и элементы питания
Записки владельца электромобиля «поневоле» - 1

Вот уже, как три месяца, я являюсь владельцем электромобиля Nissan Leaf S 2021, о чем, в самом ближайшем прошлом, даже и не задумывался!

Я отнюдь не принадлежу к "электромобильным фанатам" (равно, как и к "автолюбителям" вообще: мне намного ближе "лозунг Остапа Бендера" - "Автомобиль не роскошь, а средство передвижения!"); притом я, скорее даже, антагонист EV, и всегда в интернет-спорах подчеркивал непрактичность и дороговизну электромобилей, в сравнении с обыкновенными автомобилями с ДВС. Одним из моих главных аргументов был: "Вот когда лиз EV будет дешевле, чем мой нынешний лиз "Альтимы", вот тогда и поговорим". Но судьбе было угодно поймать меня на слове!

Тут нужно рассказать небольшую предысторию:

дело в том, что с 2008 года (если не больше, лень смотреть документы) я "лизую" у одного дилершипа Nissan "Альтимы", по весьма приемлемой цене. Самый первый лиз обошелся мне "0 out of pocket money" при подписании (по промоушену), а потом $216.32/month (включая стоимость финансирования Nissan Group, это было условием). В дальнейшем, у Nissan-а существовал много лет промоушн, названный маркетологами "Nissan Key Swap!", по которому можно было "зализовать" новый автомобиль по цене старого лиза, при тех-же "zero out of pocket money". И в течение долгих 12 лет, как "добрый старый клиент" этого дилершипа, я менял свои Альтимы на новые модели практически каждые два года. Весь процесс занимал два часовых (максимум) визита на дилершип: выбрать конкретный автомобиль, прокатиться, подписать документы, а затем просто привезти "старую" (2-х годичную, sic!) и забрать новую (с новой registration - вот, почему нужны два, а не один, визита).

Эта "моя схема" прекрасно работала до нынешнего года; но, когда я позвонил в середине апреля на дилершип, мне сказали, что "фигвам - изба индейца", и "Альтим на шару" больше не будет :( Но... "если ты хочешь попробовать something really new, у нас есть Nissan Leaf 2021, который мы можем тебе предоставить по привычным условиям (zero out-of-pocket money), и даже c более низким monthly payment, всего $175/month".

Поскольку предложение было (да и остается) весьма привлекательным в финансовом плане, лиз предлагался всего на 2 года (обычно на 3), езжу я сейчас немного, ну, и "пойманный самим собой на своем же слове", я решил попробовать.

Вот так я и оказался владельцем электромобиля Nissan Leaf S (базовая модель 2021 года).

Хочу сразу оговориться, что часть написанного ниже относится только к базовой модели Nissan Leaf S, лишь несколько общих утверждений, по моему мнению, можно отнести к текущему состоянию отрасли и любым современным электромобилям. Также я не буду в деталях описывать достоинства и недостатки этой конкретной модели - вы в изобилии сможете найти в интернете кучу подробнейших обзоров.

Хотя мой "кар дилер" Энтони и убеждал меня, притом достаточно эмоционально, что "воспринимай Leaf как самый обычный автомобиль!", автомобиль оказался не таким уж и обычным.

Первое, что сразу бросилось в глаза, это весьма небольшая автономность (driving range): несмотря на то, что компьютер полностью заряженного автомобиля оптимистически сообщал о приблизительном запасе энергии на 164 мили, после поездки из дилершипа домой (17 миль), зарядки осталось всего 73%.

Дальнейшее показало, что реальная автономность моего Leaf равна всего... 120 милям, невзирая на различные режимы рекуперации, скорость передвижения и окружающую температуру. Опробовано было неоднократно, как в коммьюте по хайвею, так и в городских поездках; я пытался ездить и по спид-лимиту (на хайвее это 55 mph - ну очень сложно и опасно было так медленно ехать на I-95), и быстро, и усиленно "рекуперировать" с длинной горки (в Leaf есть такой "недокументированный" режим), и передвигаясь в "старт-стоп режиме" в пробках. Меньше 60 миль, чтобы компьютер показал 50% батареи - это пожалуйста, но вот ни разу не получилось, чтобы осталось больше 50% заряда, просто ни разу! Я думаю, что за подобное наглое маркетинговое вранье Nissan можно, в принципе, и "притянуть к ответу"; я "работаю" над этой темой (подписался на вероятные будущие class actions).

Для сравнения, на полном баке мои "Альтимы" могли проехать от 390 до 450 миль (и, даже при "сухом баке", судя по показаниям компьютера, там оставалось еще как минимум полтора-два галлона бензина, которых хватало - проверено на личном опыте! - как минимум на 20 миль!) Это позволяло, заправившись на дешевой заправке дома, поехать на неделю на Кейп Код (это местный новоанглийский "крымнаш" с теплым океаном), или в Белые горы, или в Беркширы, или съездить в Нью-Йорк сити (хотя что там делать?), либо даже доехать до Ниагарского водопада, или Вашингтона (округ Колумбия), практически не "заморачиваясь" (опять-таки, учитывая, что заправиться можно везде, и занимает это 5 минут).

Даже у самой дорогой модели Leaf (дороже на $10K), батарея всего на 62 kWh, что, путем простого арифметического вычисления дает нам реальную автономность всего в 192 мили, что бы не писал Nissan в своих проспектах, и не врал встроенный компьютер. Этого, к сожалению, не хватит, чтобы съездить даже на близкий Кейп Код и вернуться обратно на одной зарядке (что, однако, является весьма важным, о чем я напишу ниже).

Справедливости ради (касательно электромобилей вообще), на Tesla Model 3 Standard Range (с 345 miles effective driving range), это было-бы вполне возможно (и даже немножко покататься и по Кейпу - но весьма немного!), но вот только Tesla не предлагает Model 3 в лиз за $175/month при "zero down"; у них это удовольствие будет стоить... аж $533/month, т.е. в 3 раза дороже!

Первый существенный (но далеко не основной) недостаток большинства современных электромобилей: недостаточная автономность. Впрочем, развитие технологий подсказывает, что в ближайшем будущем этот недостаток будет полностью устранен

Записки владельца электромобиля «поневоле» - 2

Следующий существенный недостаток - это скорость зарядки. Leaf идет в комплекте с зарядным устройством, позволяющим заряжать электромобиль напрямую из обыкновенной розетки, 120V/15A. Правда, даже небольшая 40 kWh батарея будет таким путем заряжаться дольше 24 часов! Хорошо, что доступен сравнительно недорогой и простой способ (мне обошелся в $150, но люди платят контракторам-грабителям up to $1K) ускорить зарядку в четыре раза: для этого достаточно преобразовать две «стандартных» фазы в 120V/15A в 240V/30A (получить т.н. level 2 charger).
Nissan, правда, ухитрился и тут наврать: по их уверениям 50% батареи зарядится менее, чем за 4 часа, по моему опыту, реальное время зарядки составляет 4 часа 25 минут.

Подобное время зарядки, вкупе с небольшой автономностью, вполне нормально, когда Leaf используется в качестве автомобиля для локального "коммьюта" - приехал домой и воткнул в розетку (кстати, "втыкание в розетку" оказалось далеко не "напряжным" делом, как я ранее предполагал; впрочем, пока еще не проверял на сильном морозе).

Leaf предлагает два разъема для зарядки: стандартный Type 2 и CHAdeMO. Зарядки Type 2 позволяют использовать up to 240V/80A, что сократит время зарядки половины 40 kWh батареи до, примерно, двух часов, а CHAdeMO (fast DC charge) до часа (лично проверил), но...

В поездке, сидеть два часа (или даже час), ожидая зарядки, чрезвычайно долго. "Хипстеры" любят расписывать (но, как я понимаю, в основном, основываясь на фантазиях, ибо в RL я ничего подобного не видел, от слова "совсем", и даже не видел ни малейшей возможности для этого), как они подзаряжают свои Теслы, попивая кофеек в "Старбаксе", и, пока они за час-другой "выбирают" свой backlog на неделю вперед, машина заряжается полностью. В реальной жизни все происходит намного "суровее"; к сожалению, не могу привести фотографию унылого лица жутко скучающего чувака в Tesla Model 3, "заряжающегося", видимо, уже не первый час - просто неудобно и некрасиво было фотографировать, но поверьте мне на слово - такое уныние и скуку я видел редко!

Новости все обещают нам чудеса, обусловленные массовым внедрением "твердотельных супербатарей", но лично мне перспективы кажутся, все-таки, довольно сомнительными, ведь законы физики обмануть невозможно. Если даже кто-то сумеет наладить производство таких батарей, и даже цены будут конкурентоспособными, остается вопрос: а как перенести эти десятки, или даже сотни kWh из сети в батарею? Например, обычная residential электросеть в США рассчитана на максимальную нагрузку в 100-120A максимум. На счет промышленных/коммерческих электросетей я не уверен, но сомневаюсь, что это такая уж дешевая и повсеместно распространенная штука (ну, чтобы добавить супер-дупер моментальные чаржеры на каждую вторую заправку). Мне кажется, что повсеместное внедрение подобных зарядок потребует много-десятко-миллиардных инфраструктурных затрат, и займет не одно десятилетие.

Второй недостаток электромобилей: долгое (зачастую - неприемлемо долгое) время зарядки, и нет особых надежд, что "паритет" с бензиновыми заправками будет когда-либо достигнут.

Теперь хочу коснуться распространенности и доступности зарядок - это, пожалуй, самый важный вопрос, и самый большой недостаток технологии. Штат Массачусетс занимает 3-е место по распространенности доступных зарядок в США, на количество электромобилей. И, действительно, если открыть практически любое приложение, показывающее количество зарядок вокруг (например, такое, как PlugShare - рекомендую!) или карту доступных зарядок, то при небольшом увеличении практически вся карта будет покрыта флажками. Но... начинаем увеличивать понемногу, и оказывается, что все не так уж и хорошо. А при максимальном увеличении карты может оказаться, что ближайшая доступная к вам рабочая и свободная зарядка находится... милях так в 5-6, если не дальше.

Мне, можно сказать, "повезло", так как в 660 метрах от меня находится абсолютно бесплатная (и практически всегда свободная) 240V/80A Level 2 зарядка. Правда, как несложно предугадать, за 3+ месяца я воспользовался ей только один раз, исключительно из любопытства. Равно, как и платными зарядками, которых вокруг меня более десятка (правда, дистанции намного больше, от полутора до пяти миль - пешком не сильно-то побегаешь). Кстати, платные зарядки отнюдь не дешевы: не смогу сейчас привести конкретные цифры, но, когда я экспериментировал, получалось лишь немного дешевле (в расчете доллар за милю), чем стоимость бензина (если кратко, то уроды безбожно задирают цены!).

Вроде, картинка не очень уж печальная? Отнюдь... Если взять соседний со мной город (который тоже можно отнести к GBA, "Great Boston Area", который считается "богаче", а недвижимость там стоит вообще заоблачно (хотя и у нас она "кусачая"), то там ситуация такова - ни бесплатных, ни платных публичных зарядок нет в округе на 10 миль вообще - просто нет!

Записки владельца электромобиля «поневоле» - 3

Ну, и теперь пример из жизни: месяц или чуть более назад решили съездить в отпуск "на море", на нашу "новоанглийскую здравницу" Кейп Код: достаточно удачно сняли кондо прямо на берегу, с частным пляжем, все хорошо, но... Выяснилось, что, поскольку это кондоминимум, а не отдельный дом, то заряжаться на общей парковке абсолютно невозможно! И в ближайших окрестностях (см. скриншот) есть лишь две зарядки, но одна (ближайшая) доступна только постояльцам отеля, на территории которого расположена, другая (в 4-х милях) постоянно или не работает, или занята (судя по отрицательным отзывам). Скрепя сердце, пришлось поехать в отпуск на "Мазде" жены. Что любопытно, на Кейп Коде (а это жутко популярное место, как у бостончан, так и у всех жителей Новой Англии) электромобили практически не встречаются (начинаешь автоматически следить; это как когда у тебя ребенок в коляске, ты "автоматом" замечаешь остальных "колясочников", счастливых отцов и матерей), и по весьма понятной причине.

Точно такая же ситуация и с остальными популярными местами для отдыха, излюбленными жителями Бостона: на электромобиле туда ехать бессмысленно, если, конечно, вы не хотите испортить свой отдых постоянными попытками решения проблем.

На мой взгляд, это третий, и самый важный недостаток электромобилей на сегодня

К сожалению, пока не видно явных тенденций к исправлению ситуации: большинство обычных заправок у нас (в США) - это мелкие франчайзы, приносящие весьма скромную прибыль, и владельцы отнюдь не спешат удовлетворять "электролюбителей". Усилий частных компаний (я насчитал три разных), устанавливающих свои зарядки, явно не хватает: несмотря на жутко завышенные цены, видимо, особой прибыли эти зарядки не приносят. Думаю, что без энергичных действий правительства, ситуация сама по себе не улучшится.

Теперь о "стоимости владения" и "особой экономичности электромобиля" - как правило, этот аргумент звучит чаще всего среди "фанатов EV".

За последние полтора года (с учетом COVID-19), в месяц я заливал обычно, около полутора полных бака в "Альтиму", что стоило мне, примерно, $60+/month. Сравнивая последние счета за электричество с прошлогодними, я вижу, что зарядка Leaf обходится мне примерно в $30/month. Но... Экономия практически нивелируется возросшей стоимостью MA excise tax (акцизный налог штата, идущий, по идее, на ремонт дорог и инфраструктуры), так как Leaf дороже Altima, а, во вторых, возросшей стоимостью страховки (опять-таки, из за большей sticker price автомобиля). По грубой прикидке, то получается "то на то", я ничего, особо, не сэкономил, но и не сильно "попал". Еще: электроэнергию я получаю по льготному тарифу; у тех, кто платит полную цену, результат будет хуже.

Я с чистой душой могу сделать вывод, что "дешевизна владения" электромобилем сильно преувеличивается "фанатствующими" владельцами, в RL все намного печальнее.

Ну, и теперь конкретно о недостатках и достоинствах (редких) данной модели:

• у всех моделей Nissan Leaf отсутствует запасное колесо-"бублик". В случае прокола предлагается воспользоваться либо заплаткой с клеем (it's crazy!), идущей в комплекте, либо бесплатным сервисом Nissan roadside assistance, что звучит намного более реалистично и практично. Правда, мне мой кар дилер Энтони, выдал "нашару", по старому знакомству "бублик", но в небольшом багажнике Leaf его попросту некуда поместить

• жлобский Nissan "обрезал" у базовой модели S сервис Nissan EV connect, позволяющий удаленно, с телефона, получать информацию от Leaf, а также включать climate control (хотя оставили опцию установить два таймера climate control на определенное время и температуру с консоли автомобиля). Идиотское решение, по-моему!

• Leaf разгоняется достаточно резво (хотя, конечно, никакой тесловской "jucy pedal" тут и не пахнет), вполне приемлемо для семейного автомобиля

• по умолчанию, на всех моделях Leaf навигационная система реализована, как "плагин", подключаемый к Android (Android Auto) или iPhone (не знаю, какое приложение там работает) через USB, и выводящее информацию на большой (но меньше, чем на Тесле) LCD дисплей и динамики. Реализовано, как и остальной софт Leaf-а, достаточно "глючно"; такое впечатление, будто над разными частями software Leaf-а работали абсолютно разные команды людей, которые, порой, были не в курсе того, что именно делают другие команды (это касается встроенного распознавания голоса, системы дозвона, навигации по меню, настройке радио и т.п.). В общем, встроенный software Nissan Leaf можно отнести, скорее, к недостаткам, нежели достоинствам данной модели.

• все модели Leaf укомплектованы спутниковым радио Sirius XM; Nissan дает бесплатно 6 месяцев этого сервиса, и еще 3 я докупил за $1 по промоушену. После января следующего года я, скорее всего, откажусь от Sirius XM - стоит это удовольствие $19.99/month, а работает, особенно в "гребенях", откровенно плохо – очень часто пропадает спутниковый сигнал. Не знаю, как такое может быть, но чувствую, что нас в чем-то "накалывают"!

• багажник у Leaf очень маленький (особенно, после Altima, в который можно "слона упаковать"!), единственное его "достоинство" заключается в том, что Leaf это хэтчбек, и можно засунуть детский велосипед (но это весьма сомнительное достоинство)

• есть "парковочная камера" и "лампочки" на боковых зеркалах, предупреждающие об автомобилях в слепой зоне. Это удобно, но и на Altima 2019 у меня было.

• салон у Leaf чуть меньше, чем у Altima, и кресло нельзя опустить чуть ниже. Кажется, что не хватает, буквально, одного дюйма! Поначалу некомфортно, потом привыкаешь - это можно отнести, скорее, к особенностям, нежели недостаткам

• крепление зеркала заднего вида, вкупе с более высокой посадкой водителя, заставляют останавливаться чуть дальше на светофоре - иначе будет не виден зелёный! Очень странные (или невысокие) люди создавали Leaf

Резюмируя

  • на сегоднеший день электромобилем можно, сравнительно беспроблемно, владеть, только если:

    • у вас есть свой дом, где вы можете оборудовать Level 2 зарядку, ну, или в вашем кондо/подземном паркинге многоэтажки, есть достаточное количество Level 2 зарядок;

    • у вас есть второй автомобиль с ДВС для дальних поездок и отпусков;

    • вы пользуетесь электромобилем в мегаполисе лишь для сравнительно коротких поездок на работу и по окрестностям;

  • вы не выше 180 см ростом (я чуть ниже), иначе Nissan Leaf – явно не ваш автомобиль

  • каких-то особых экономических выгод электромобиль, в сравнении с автомобилем с ДВС, вам не даст - скорее, наоборот

  • если вы вообще любите "worry free" дивайсы, то не покупайте электромобиль!

  • моим следующим автомобилем совершенно точно НЕ БУДЕТ электромобиль! Хотя я не отвергаю, в принципе, такую возможность (жена ездит очень мало, за 8 лет наездила всего 12K на своей Мазде) - может быть, куплю любимой жене, если она, конечно, согласится :)

Постскриптум

Посмотрел и ужаснулся - какую "простыню" накатал, а ведь даже далеко не обо всем рассказал. Надеюсь, кто-нибудь, все-таки, да прочтет, и кому-то мой опыт пригодится! Также хочу подчеркнуть, что я не претендую на "истину в последней инстанции", все, вышеизложенное, является лишь моими субъективными впечатлениями и мнение, ничем иным. И я буду рад ответить на вопросы, если такие возникнут.

Автор:
usa_habro_user

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js