Ловушка смарт-телевизоров: как технология непрерывного просмотра превратилась в рекламный инструмент

в 23:58, , рубрики: гаджеты, медийная реклама, Мониторы и ТВ, реклама, телевидение, телевизоры, умный дом
Ловушка смарт-телевизоров: как технология непрерывного просмотра превратилась в рекламный инструмент - 1

Прежде чем мы начнём говорить о технологии Smart TV, давайте ненадолго перенесёмся в прошлое и вспомним, каким было телевидение до её появления. Представим, что сейчас начало 2000-х, по телевизору идёт любимый сериал, развязка которого вот-вот наступит… и на самом интересном месте появляется она, ужасная рекламная пауза.

И, конечно, не остаётся ничего другого, кроме как бесконечно переключать каналы, мысленно ругаясь. В такие моменты накатывало раздражение и чувство беспомощности.

Не просто ящик…

В конце 2000-х глотком свежего воздуха стало появление смарт-телевизора, который был прост в освоении и использовании. Пользователи теперь могли смотреть то, что они хотели, в удобное для себя время, а также проигрывать музыку и просматривать веб-страницы. Единственное, что нужно было сделать – установить приложение для потоковой передачи, например, Netflix или Hulu (большинство смарт-телевизоров поставляются с уже предустановленными приложениями) и наслаждаться любимым контентом с минимальным количеством рекламы и отвлекающих факторов. Так-так, минуточку…

…а умный сборщик данных

Подкупив обещаниями адаптированного «под клиента» просмотра без рекламы, телевизоры со Smart TV появились почти в каждом доме. Но фактически они не сильно отличались от своих более громоздких и простых предшественников. С самого начала производители обучали своё детище сбору пользовательских данных для того, чтобы персонализировать рекламу, а иногда и прямо передавать её на экраны зрителей. Для успешной персонализации производители отслеживают поведение пользователей при помощи специальных инструментов, нарушая при этом их конфиденциальность.

Ловушка смарт-телевизоров: как технология непрерывного просмотра превратилась в рекламный инструмент - 2

Смарт-телевизорам нравится собирать ваши данные

На ПК или смартфоне можно избавиться от рекламы, установив соответствующий блокировщик, но со смарт-телевизорами такое не пройдёт. Отчаиваться не стоит – есть несколько готовых решений, которые помогут избавиться от надоедливой рекламы даже на смарт-телевизорах. Как вариант, можно изменить DNS-сервер или установить сетевое программное обеспечение, которое будет блокировать рекламу и трекинг на всех ваших устройствах. Но не будем забегать вперёд, сначала подробнее рассмотрим проблему.

Наглядный пример: Vizio

Калифорнийская компания Vizio известна как один из крупнейших поставщиков смарт-телевизоров по доле рынка в США наряду с TCL и LG, уступая Samsung. На странице Vizio в Википедии есть информация о том, что компания разрабатывает и продаёт не только телевизоры и звуковые панели, но также данные о зрительской аудитории и рекламу.

Совсем недавно компания вызвала общественный резонанс, добавив новую функцию – Jump Ads – рекламу в режиме реального времени. Ближе к концу премьерного эпизода комедийного сериала зрители увидели на экране рекламный баннер, подталкивающий их «перейти» к определённому потоковому сервису, чтобы продолжить просмотр. Компания заявила, всплывающие окна были разработаны для сокращения разрыва между аналоговым ТВ и потоковыми сервисами. Кто-то может считать, что нет ничего плохого в том, чтобы время от времени просматривать рекламу. И тем не менее, мы вполне можем быть свидетелями начала конца.

Компания Vizio заявила, что работает над интеграцией с другими брендами и провайдерами контента. Переводим: готовьтесь, рекламы будет больше. Усугубляет ситуацию тот факт, что успехи Vizio в отношении конфиденциальности едва ли можно назвать серьёзными.

Подорванная репутация

В 2017 году Vizio выплатила штраф в размере $2,2 млн, чтобы урегулировать обвинения в сборе данных миллионов пользователей без их ведома и согласия. По данным правительства США, компания решилась оснастить прежние модели телевизоров шпионским ПО, установив его удалённо.

Как работало ПО? Компания в режиме реального времени отслеживала выборку пикселей на экране и сопоставляла их с существующей базой данных контента, таким образом выясняя, что и в какое время просматривает пользователь. Известно, что компанией ежедневно собиралось до «100 миллиардов пикселей данных».

Затем Vizio продавала полученные данные просмотров рекламным компаниям и другим заинтересованным сторонам. Компания фактически позволила третьим лицам идентифицировать пользователей, «добавив специальные демографические данные» к передаваемой информации о просмотрах. Другими словами, Vizio предоставляла IP-адреса своих пользователей агрегаторам данных, которые затем могли найти человека или его примерное местоположение.

В рамках урегулирования компания согласилась запрашивать разрешение своих пользователей на передачу данных до того, как начать их собирать. В остальном мало что изменилось.

Можно изображать шок и удивление всякий раз при виде того, как очередная компания пользуется способностью телевизоров со Smart TV собирать сведения, но факт в том, что смарт-телевизоры идут по этому скользкому пути уже на протяжении десятилетия, и, судя по всему, производители не собираются что-то менять.

Ничто не ново под луной

Компания Samsung – одна из основоположников технологии Smart TV. Компания начала показывать всплывающую рекламу ещё в середине 2010-х годов в рамках партнёрства с Yahoo. Сообщается, что в некоторых случаях всплывающие окна могли появляться в середине телепрограммы и интегрироваться в личный контент пользователей, например, в домашние видеозаписи.

В своё время Samsung столкнулась с рядом скандалов, связанных со сбором и распространением личной информации пользователей. В старой версии политики конфиденциальности компании был пункт, предупреждающий, что при включённом голосовом управлении произносимые пользователями слова, включая личную и другую конфиденциальную информацию, могут быть записаны и переданы третьей стороне. Ещё один известный участник рынка, компания Panasonic, показывает всплывающие баннеры с 2012 года.

Компании Samsung и Panasonic уже широко известны по всему миру, но рынок смарт-телевизоров обеспечивает настолько высокий доход, что никто не хочет упустить шанс заработать, включая компании, которые сами не являются производителями.

Развитие технологии Smart TV вызвало интерес пользователей к смарт-медиаплеерам, или к телевизионным приставкам, которые превращают телевизор без функции Smart TV в смарт-телевизор через подключение к HDMI-входу. Примеры таких устройств: медиаплееры Nvidia Shield TV на базе Android, Xiaomi Mi TV Stick, Google Chromecast и Roku, ТВ-приставка Apple.

Медиаплеер Roku – яркий пример того, как далеко может зайти реклама на Smart TV, если её не ограничивать.

Показательный пример: компания Roku

Roku – крупнейшая операционная система для смарт-телевизоров в США с 60 миллионами ежемесячных активных пользователей. Относительно недавно компания объявила о «первом в своём роде партнерстве» с ведущим мировым ритейлером Walmart. Согласно условиям сделки, владельцы смарт-телевизоров на базе ОС Roku смогут приобретать товары прямо через рекламу на экране, не потребуется даже вводить данные банковской карты (что было бы довольно муторно с помощью пульта ДУ). Для совершения покупки нужно будет лишь дважды нажать «ОК»: первое нажатие осуществляет переход к виртуальной кассе, второе – размещает заказ, в то время как Roku позаботится о платёжных реквизитах, вводя их с собственной платёжной платформы.

Ловушка смарт-телевизоров: как технология непрерывного просмотра превратилась в рекламный инструмент - 3

Сотрудничество Roku и Walmart

Неясным остаётся то, в какой именно момент на экране может появиться реклама с возможностью быстрой покупки. Судя по всему, решение остаётся за Walmart:

«Walmart не имеет себе равных в области оценки потребительского поведения и последующего наращивания коммерческих предложений, где и как пользователи хотят совершать покупки, в том числе во время отдыха».

Такая модель совершения покупок сопряжена с очевидными рисками нарушения безопасности. В качестве примера возьмём голосового помощника Alexa от Amazon, который прославился после того, как с его помощью дети одной из жительниц американского штата Мичиган втайне от мамы заказали кучу игрушек. Может ли подобное произойти с Roku? Вполне, ведь для оформления заказа достаточно двух кликов.

Вызывает тревогу также сам факт того, что телевизор превращается в полнофункциональный инструмент электронной коммерции без согласия пользователя. Наверняка не мы одни так считаем.

Не стоит удивляться новому дополнению в и так уже обширном рекламном арсенале Roku. Компания является лидером в сфере телевизионной рекламы, её клиенты уже давно привыкли к интерактивным всплывающим окнам вместо обычной рекламы.

В начале этого года компания была готова сделать следующий большой шаг. Всё началось с того, что пользователь Reddit пожаловался на всплывающую рекламу производителя кроватей, которая никак не соотносилась со спортивной трансляцией, которую он смотрел. После того как публикация разлетелась по социальным сетям, Roku заявила, что та реклама была «программной ошибкой», которую уже исправили. Дополнительных комментариев компания не предоставила, поэтому остаётся лишь догадываться, не было ли это пробным запуском новой функции.

Что знает ваш телевизор? И кто знает это помимо него?

Телевизоры со Smart TV используют встроенную технологию, известную как ACR («автоматическое распознавание контента»), для получения информации о предпочтениях пользователей. Технология позволяет собирать данные о воспроизводимом на экране контенте, названии провайдера, кабельной сети, трансляции, программах и рекламе. Производитель телевизоров знает, сколько времени вы тратите на просмотр той или иной программы в определённый день, какие каналы вы включаете, смотрите ли контент в прямом эфире или позже.

Печальную известность термин ACR приобрёл в 2017 году из-за скандала вокруг компании Vizio, которая собирала данные своих пользователей без их ведома.

В дополнение к истории просмотров смарт-телевизоры могут собирать сведения об идентификаторах устройств, включая IP-адрес. Но и это еще не всё: компания Roku сообщает, что может «собирать данные о браузере и устройствах, при помощи которых пользователи получают доступ в Интернет», которые не ограничиваются сервисами компании, имя сети Wi-Fi и данные подключения, а также «информацию о других устройствах, подключённых к той же сети». Не идентифицируя вас лично, компания отмечает, что может «определять сведения о вашем приблизительном местоположении и Интернет-провайдере» на основе получаемых данных об устройстве. В случае с компанией Vizio собранные данные могут дополняться некими «демографическими данными домохозяйств», а также информацией о покупках пользователей в Интернете и других действиях на устройствах с тем же IP-адресом, что и смарт-телевизор.

Согласно заявлениям Vizio, данные, собранные через автоматическое распознавание контента, могут быть переданы аналитическим компаниям, медиаконгломератам и рекламодателям. Компания Roku заявляет, что делится информацией с партнёрами, чьи услуги доступны в Roku, «для разных целей», в том числе для персонализации контента и рекламы.

Низкая цена телевизора = низкий уровень конфиденциальности

Возможно, вы уже задавались вопросом, почему стоимость огромных смарт-телевизоров с довольно сложными технологиями не так уж и высока. Новую 65-дюймовую 4K-модель Vizio можно приобрести по цене, не превышающей 500 долларов. Выгодно, правда? Но у такого внезапного приступа щедрости со стороны продавцов есть своё объяснение. Единственный способ для производителей телевизоров снизить стоимость и одновременно улучшить качество изображения — это всё больше полагаться на доходы от рекламы.

Если это и тайна, то плохо скрываемая. Генеральный директор Roku Энтони Вуд ещё в 2018 году признал, что его компания занимается рекламой, а не техникой. Без сомнения, по такому же принципу работают и другие компании, даже если не афишируют это.

Всё понятно. Так что же мне делать?

Самым радикальным и гарантированным способом было бы отключить ваш смарт-телевизор от Интернета или отыскать работающий ЭЛТ-телевизор на Ebay или на ближайшей свалке.

Ловушка смарт-телевизоров: как технология непрерывного просмотра превратилась в рекламный инструмент - 4

Если вы не против смотреть фильмы на Blu-ray или использовать кабель HDMI для подключения компьютера к телевизору, можно считать это решением проблемы.

Но если вам не очень хочется возвращаться в былые времена, то лучшим вариантом будет отключение ACR. Например, при первом включении телевизора Vizio предлагается включить автоматическое распознавание контента. Не следует этого делать, если вы не хотите предоставлять Vizio и рекламодателям бесплатный доступ к вашей истории просмотров. Если вы уже дали согласие, то можно изменить это в настройках.

Настройки автоматического распознавания контента могут быть спрятаны глубоко в меню, но отключение этой функции возможно на смарт-телевизорах всех основных производителей.

Учтите, что даже с отключённым ACR смарт-телевизоры будут собирать некоторые данные о пользователях, в том числе вероятно получение сведений об их местоположении и используемых приложениях.

Другой вариант – заблокировать рекламу и трекеры, изменив только один пункт настроек смарт-телевизора, а именно DNS-сервер. Можно использовать какой-либо из общедоступных DNS-серверов или купить подписку одного из сервисов и создать собственные DNS-серверы.

Если требуется более комплексное решение с расширенными возможностями, то можно установить собственный сервер, который будет охватывать все домашние устройства и перенаправлять трекинг-домены в «черную дыру», тем самым предотвращая подключение ваших устройств к этим серверам.

Eng-оригинал

Автор:
DoctorThe

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js