Информационная архитектура в Интернете часть 4

в 10:10, , рубрики: usability, интерфейсы, интерфейсы и юзабилити, информационная архитектура, книги, проектирование, проектирование интерфейсов, Профессиональная литература, Читальный зал

Информационная архитектура в Интернете часть 4 - 1

Последняя статья, посвященная книге «Информационная архитектура в Интернете». О создании метафор и проведении исследований.

Первая часть

Вторая часть

Третья часть

Метафоры

Очень кратко о том, как метафоры помогают придумать новые идеи и посмотреть на сайт «другими глазами»

Метафора – мощное средство для передачи сложных идей и создания атмосферы энтузиазма. Метафоры, которые предлагают оригинальные связи или отображают знакомые понятия на новые, позволяют объяснять, стимулировать, убеждать.

К проектированию сайтов может быть приложено множество метафор. Рассмотрим три наиболее важные.

1. Организационные метафоры

Они используют знакомство с организацией одной системы для того, чтобы быстро дать понять, какова организация другой, новой системы. Например, придя к автомобильному дилеру, вы должны решить, куда обратиться: в отдел продажи новых автомобилей, торговли подержанными машинами, ремонта и обслуживания или запчастей и принадлежностей.

Люди представляют себе, как организовано автомобильное агентство. Если вы создаете сайт для автомобильного агентства, то может быть оправданным применение метафоры организации, основанной на этой модели.

2. Функциональные метафоры

Они образуют связь между задачами, которые можно выполнить в обычной среде, и теми, которые можно выполнять в новой среде. Например, в обычной библиотеке можно просматривать книги на полках, искать в каталоге или обратиться за помощью к библиотекарю. Библиотечные веб сайты дают пользователям возможность выбора таких задач, тем самым применяя функциональную метафору.

3. Зрительные метафоры

Эти метафоры задействуют знакомые графические элементы, такие как образы, пиктограммы и цвет, чтобы создать связь с новыми элементами. Таковы, например, желтый цвет страниц и пиктограммы с изображением телефона в электронном справочнике адресов и номеров телефонов предприятий, вызывающие ассоциацию с более привычными печатными желтыми страницами.

Процесс изучения метафор может действительно стать источником вдохновения. Вместе с клиентами или коллегами обсудите метафоры, которые могут подойти к вашему проекту. Подумайте, как эти метафоры можно применить организационным, функциональным и визуальным способами.

Как бы вы организовали виртуальный книжный магазин, библиотеку или музей? Есть ли у вашего сайта сходство с одним из этих объектов? В чем различия? Какие действия следует разрешить пользователям? Как должен выглядеть сайт?

Вы и ваши коллеги должны подойти к делу действительно непредвзято и получить от этого упражнения удовольствие.

Исследования

Эту главу я прилично сократила, т.к. выпуск книги был произведен в 2010 году, соответственно некоторые методы аналитики устарели. Им на смену пришли современныу Гугл и Яндекс, новые методы исследований и пр. В итоге остались идеи, которые, при проектировании сайта, могут помочь и в наши дни.

Изучение общего фона

В начале проекта следует задать себе следующие полезные вопросы:

  • Какие стоят краткосрочные и долгосрочные задачи?
  • Какой существует бизнес план? Какая политика ведется?
  • Каковы график и бюджет работ?
  • Каковы предполагаемые аудитории сайта?
  • Зачем люди станут обращаться к сайту? Почему они будут снова возвращаться на него?
  • Какого рода задачи смогут решать пользователи?
  • Как будет создаваться содержимое и кто им будет управлять?
  • Какая создана техническая инфраструктура?
  • Какой есть положительный и отрицательный опыт работы в прошлом?

Однако недостаточно иметь правильные вопросы. Их надо задать нужным людям в правильной форме и вовремя.

Надо быть очень внимательным к расходованию чужого времени и трезво оценивать, кто в состоянии ответить на те или иные вопросы.

Эвристическое оценивание (heuristic evaluation) – это квалифицированная критика, при которой сайт подвергается проверке по ряду формальных и неформальных критериев. Лучше всего, если такую критику осуществит кто нибудь, не принадлежащий данной организации и способный взглянуть на ситуацию свежим глазом.

Сайт должен соответствовать следующим параметрам:

  • Должен обеспечивать различные способы доступа к одной и той же информации.
  • Должны быть реализованы указатель и карта сайта.
  • Система навигации должна давать пользователям ощущение контекста.
  • На сайте должен последовательно употребляться язык, понятный аудитории.
  • Поиск и просмотр должны интегрироваться и усиливать друг друга.

Каждый эксперт изучает сайт независимо от других и отмечает, на  сколько успешен сайт по отношению к каждому из этих критериев. Сравниваем мнения, расхождения и вырабатываем консенсус.

Анализ содержимого

Главная задача состоит в получении данных, необходимых для разработки прочной информационной архитектуры. Анализ помогает вскрыть закономерности и связи в содержимом и метаданных, с помощью которых можно лучше структурировать, организовать и обеспечить доступ к этому содержимому.

При этом, анализ содержимого осуществляется совсем не научными методами. Мы считаем, что лучше начать с короткого списка того, что надо искать, а дальнейший ход процесса определяется самим содержимым.

Например, можно сначала обратить внимание на следующие характеристики каждого объекта содержимого:

  • Структурные метаданные

Опишите информационную иерархию объекта. Есть ли у него заголовок? Есть ли в нем разделы или фрагменты содержимого? Может ли пользователям понадобиться возможность независимого обращения к этим фрагментам?

  • Описательные метаданные

Представьте себе все различные способы, которыми вы могли бы описать этот объект. Могут ли это быть тема, аудитория, формат? Наберется не менее десятка различных способов описания многих изучаемых объектов.

  • Административные метаданные

Опишите, как этот объект связан с бизнес контекстом. Кто его создал? Кто им владеет? Когда он был создан? Когда его следует удалить?

Можно начать с этого короткого списка.

Спрашивайте себя:

  • Что представляет собой этот объект?
  • Как я могу описать этот объект?
  • Что отличает этот объект от других?
  • Как сделать, чтобы этот объект можно было найти?

Не ограничивайтесь рассмотрением отдельных объектов, ищите закономерности и связи, проявляющиеся при изучении многих объектов содержимого:

  • Не обнаруживаются ли возможности группировки содержимого?
  • Видны ли четкие иерархические отношения?
  • Не замечаете ли вы возможность установить ассоциативные отношения, возможно, на основе участия отдельных элементов в общем бизнес процессе?

Пользователи

Их называют пользователями, респондентами, посетителями, исполнителями, сотрудниками, клиентами и т. д. Их количество измеряют «кликами», впечатлениями, доходами от рекламы и продаж. Как бы вы их ни называли и ни измеряли, это они в конечном итоге формируют Всемирную паутину.

Постройте веб сайт, на котором клиенты чувствуют себя неудобно, и они уйдут в другие места.
Выбирая методы исследования пользователей, включаемых в процесс проектирования, надо учитывать несколько факторов.

Во первых, помните золотое правило: любая проверка лучше, чем ее отсутствие.
Во  вторых, помните, что пользователи могут стать вашими самыми могучими союзниками. Коллегам или начальнику легко спорить с вами, но пусть они попробуют спорить с клиентами и с реальным поведением пользователей. Изучение пользователей – очень эффективный политический инструмент.

Интервью

Мы часто начинаем и заканчиваем сеансы изучения пользователей серией вопросов. Если начать с краткого опроса, это успокаивает участника.

В этот момент хорошо задать вопросы об общих приоритетах и потребностях в отношении сайта. В конце сеанса можно задать вопросы в развитие проблем, выявившихся во время тестирования пользователей.

Тут уместно спросить, что отталкивает их на действующем сайте и что они могли бы предложить для его усовершенствования.ьЭтим конечным опросом и завершается сеанс.

Вот некоторые из вопросов, которые мы задавали:

  • Чем вы занимаетесь?
  • Часто ли пользуетесь компьютером?
  • Как долго вы пользуетесь сайтом?
  • Какая информация вам интересна, необходима?
  • Какую информацию труднее всего найти?
  • Как вы поступаете, если не можете что-то найти?
  • Каковы ваши впечатления от сайта?
  • Как вы находите информацию?
  • Если бы вы могли сделать три изменения на сайте, какими бы они были? Почему?
  • Если бы вы могли сделать три функции сайта, какими бы они были?
  • Если бы вы могли сделать стратегической группе веб сайта три предложения, какими бы они были?

Сортировка карточек

Хотите получить доступ к одному из самых мощных инструментов для исследования информационной архитектуры? Возьмите пачку карточек для учета, несколько наклеек и ручку.

Сортировка карточек не относится к высоким технологиям, но хорошо действует при выяснении потребностей пользователей.

Что для этого требуется?

  1. Пометьте учетные карточки заголовками из категорий, подкатегорий и содержимого сайта. Обычно для этого достаточно 20–25 карточек.
  2. Пронумеруйте карточки, чтобы впоследствии было легче анализировать данные.
  3. Попросите пользователя рассортировать эту пачку карточек по стопкам так, как он считает разумным, и пометить стопки с помощью наклеек.
  4. Попросите пользователей вслух объяснять свои действия во время работы.
  5. Запишите то, что услышите, а также обозначения получившихся стопок и их содержимое.

Вот и все!

При исследовании с помощью сортировки карточек можно понять схему мышления пользователей, пользуясь которой они молча группируют, сортируют и помечают задачи и содержимое в своих головах. Простота этого метода обеспечивает его чрезвычайную гибкость. 

Рассмотрим такие способы сортировки карточек:

Открытые/закрытые

В полностью открытых сортировках карточек пользователи пишут собственные обозначения карточек и категорий.

В полностью закрытых сортировках допускаются только заранее обозначенные карточки и категории.

Открытые сортировки применяются для обнаружения нового. Закрытые сортировки – для подтверждения. И между ними остается очень большой простор для промежуточных решений.
Баланс соблюдается в зависимости от поставленной задачи.

Формулировка

Обозначения на карточках могут представлять собой одно слово, фразу, предложение или категорию с примерами подкатегорий. Можно даже приложить картинку. Можно составить обозначение карточки в виде вопроса или ответа, использовать слова, ориентированные на тему или задачу.

Степень детализации
Карточки могут быть общими или детализированными. Обозначения должны быть категориями главной страницы или названиями подчиненных сайтов, либо указывать конкретные документы или даже элементы содержимого внутри документов.

Неоднородность

Сначала можно поместить на карточках смесь из названий подчиненных сайтов, заголовков документов, тематических заголовков и т. д., наполнив их разнообразными качественными данными. Это заставит пользователей разговаривать вслух, когда они будут пытаться разобраться с такой неоднородной смесью карточек. Впоследствии можно оставить однородные данные (например, только тематические заголовки), чтобы получить количественные результаты (например, 80% пользователей объединили некие три элемента).

Пересекающиеся списки

Чем вы занимаетесь – реализацией главной иерархии сайта или исследованием альтернативных путей навигации? В последнем случае можно разрешить пользователям сделать копии карточек и разместить их в нескольких категориях. Можно также попросить их поместить на карточках описательные термины или названия категорий.

Случайность

Обозначения карточек можно выбирать с умыслом, чтобы доказать некоторую гипотезу, а можно выбирать случайно из списка. Как обычно, возможность влиять на результаты оказывает либо положительное либо отрицательное влияние.

Количественное/качественное

Сортировка карточек выступает в качестве инструмента для интервью или средства сбора данных.
Лучше всего она пригодна для сбора качественных данных.

С качественной точки зрения, вы должны узнавать новое и формировать идеи по ходу этих тестов, когда пользователи открыто рассуждают, рассказывают о вопросах и неудачах. Задавая дополнительные вопросы, можно глубже проникнуть в специфику и разобраться в возможностях организации и предметизации содержимого.

С количественной точки зрения, есть очевидные метрики, которые нужно получить:
Процент случаев, когда пользователи кладут две карточки вместе. Сильная связь между элементами указывает на их близость в схемах мышления пользователей.

Процент случаев, когда конкретную карточку помещают в одну и ту же категорию.

Тестирование пользователями

По возможности старайтесь привлекать аудитории различных типов. Особенно важно, чтобы среди пользователей были как знакомые, так и незнакомые с сайтом люди: действия опытных пользователей и новичков обычно сильно различаются.

Важно также правильно выбирать задания. Они должны определяться ходом исследования. В начальной, ознакомительной стадии можно распределить задания по таким направлениям:

  • От простого к невозможному

Часто полезно начать с простой задачи, чтобы пользователь чувствовал себя увереннее и удобнее. Затем можно включить какие нибудь трудные или невозможные задачи и узнать, как сайт ведет себя под нагрузкой.

  • От известного элемента к исчерпывающему поиску

Попросите пользователя найти конкретный ответ или элемент (на  пример, телефон службы поддержки клиентов). Можно также по  просить его найти все, что относится к некоторой теме.

  • От темы к заданию

Задайте какие нибудь тематические или предметно ориентированные вопросы (например, найти что либо о микроэлектронике). Дайте также задания, которые надо выполнить (например, приобрести сотовый телефон).

  • От искусственного к реальному

Хотя большинство заданий будут искусственными, попробуйте встроить какие нибудь реалистические ситуации. Вместо простого предложения «найдите принтер X», поставьте проблему. Например, «Вы открываете бизнес на дому и решили приобрести принтер». Стимулируйте ролевую игру пользователей. Пусть они посетят другие сайты в поисках независимых оценок данного принтера. Может быть, пользователь решит также купить факс и копир.

Надо распределить эти задания по не  скольким областям и уровням сайта.

Сценарии

Хорошим средством, помогающим понять, как пользователь будет перемещаться по сайту и чувствовать себя на нем, являются сценарии, они также способствующие появлению новых идей, касающихся архитектуры и системы навигации.

Чтобы получить представление о подлинных возможностях сайта во всех аспектах, лучше написать несколько сценариев, которые покажут, как люди с различными потребностями и поведением смогут осуществлять навигацию по сайту. Очень ценным источником данных для этой процедуры, очевидно, могут стать результаты исследования пользователей. Потратьте некоторое время и освойте имеющиеся данные, а потом задайте следующие вопросы и получите на них ответы.

  1. Кто посещает ваш сайт?
  2. Зачем и как они будут его использовать?
  3. Будут они спешить или найдут время побродить по сайту?

Попробуйте определить три-четыре основных «типа» пользователей, поведение которых на сайте будет существенно различаться.

Создайте персонажи, представляющие каждый тип, дайте им имена, профессии и укажите цель посещения сайта. Затем начните разыгрывать пример сеанса посещения сайта этим лицом, выявляя в сценарии лучшие характеристики своего сайта.

Пример сценария

Рассмотрим простой пример короткого сценария. Розалина, ученица 10 го класса, регулярно заходит на сайт LiveFun, потому что ей нравится учиться интерактивно. Она пользуется сайтом как в режиме «исследования», так и в режиме «случайного открытия».

Когда на уроках анатомии в школе изучали скелет человека, она искала соответствующие ресурсы в режиме исследования. И нашла «интерактивный скелет человека», с помощью которого сумела проверить, хорошо ли она знает названия и функции костей скелета. Она сделала на этой странице закладку, чтобы потом повторить материал накануне экзамена.

Выполнив домашнее задание, Розалина иногда занимается на сайте «серфингом» в режиме случайного поиска. Интересуясь ядовитыми змеями, она находит статьи о том, как различные тиры ядов действуют на нервную систему человека. Одна из этих статей приводит ее к интерактивной игре, из которой она узнает о других химических веществах (таких, как спирт), которые могут пересекать гематоэнцефалический барьер. Эта игра обращает ее интерес к химии, которую она и начинает изучать, перейдя в режим исследования.

Автор: annakanunikova

Источник

* - обязательные к заполнению поля