На фото скромная статуэтка возрастом 4 тысячи лет и… одно из самых значимых изобретений человечества

в 5:24, , рубрики: археология, Блог компании ITSOFT, изучение языков, история, лингвистика, Научно-популярное, письменность

Есть достижения и открытия, которые изменили судьбы человечества и нашей с вами цивилизации кардинально. Например, приручение домашних животных, выведение овощных культур и злаков, освоение гончарного дела, ирригация, обработка металлов. Но одним из величайших изобретений человечества стала все-таки именно письменность. Возможность передавать знания сквозь расстояние и время изменило наш мир, и невероятно ускорило развитие человеческой цивилизации. Теперь знания не исчезали бесследно и могли передаваться даже через "темные века".

 Статуэтка сфинкса, найденная на Синае. XIX век до н.э. (с) Британский музей
Статуэтка сфинкса, найденная на Синае. XIX век до н.э. (с) Британский музей

Люди зачастую приписывали освоение ремесел, изобретение письменности богам. Однако, как вы понимаете, все это произошло без какого-либо божественного вмешательства. Но отсюда сразу вытекает новый вопрос: неужели судьба человечества всегда зависела от маленькой кучки неких людей-гениев, наделенных уникальным умением изобретать нечто новое?

То есть не изобрети некто керамику, мы до сих пор бы жарили пищу на кострах, не придумай другой, как получать металл из руды, мы до сих пор бы жили в каменном веке, а если бы безвестный гений не придумал письменность, то..

Конечно же, это не так. Эти изобретения и открытия на протяжении истории происходили многократно и абсолютно независимо друг от друга. Так в Южной Америке приручили лам, одомашнили кукурузу, картофель и помидоры. В Южной Азии – рис, просо и буйволов. Гончарное дело изобрели независимо друг от друга на Дальнем и Ближнем Востоке и в Новом Свете. Ровно так же и письменность возникала на разных частях света в разные эпохи, разделенные между собой десятками тысяч километров пространства и тысячелетними периодами времени.

Человеку свойственно изобретать, это всегда присутствует в самой его природе, но все же умение сотворить нечто новое, понять, как это воспроизвести, а затем и научить других, безусловно, дано далеко не всем. Впрочем, никогда не существовало и группы генетически одаренных людей (титанов-атлантов-гуманоидов-пришельцев), живущих в закрытом мирке в башне из слоновой кости, хранителей мудрости, которым человечество якобы обязано всеми своими достижениями.

Тем не менее есть уникальные изобретения, которые сделаны лишь однажды в истории человечества и после этого никогда в полной степени не были повторены. Именно его мы видим на фотографии древней статуэтки...

Это изобретение алфавита.

Практически все существующие на данный момент алфавиты – латинский, кириллица, греческий, даже арабский, грузинский и многие другие имеют корни в этой самой надписи на этой статуи.

Стоп, – возмутится продвинутый читатель, – ведь всем известно, что алфавит неоднократно изобретался заново, пример: древние германские руны, славянская глаголица.

И будет отчасти прав, но разве германские руны, славянская глаголица, армянский алфавит были созданы совершенно независимо и заново на белом листе? Нет, конечно же, кто бы ни был тот человек, кто изобрел эти алфавиты, он был безусловно грамотным и уже умел писать... используя другой алфавит.

Чуть позже, мы с вами обсудим, кто и при каких обстоятельствах создал самый древний алфавит, но пока давайте же поймем, в чем же его преимущество перед другими системами письма.

Четыре тысячи лет назад существовали лишь два основных вида письма – египетские иероглифы и клинопись, крайне сложные архаические системы письма, состоящие из знаков обозначающих предмет или понятие (логограммы), а так же слоги и звуки. Причем один и тот же знак, в зависимости от контекста, мог означать и первое, и второе, и третье. Направление письма, последовательность и расположение знаков могло меняться из эстетических соображений и удобства письма. Когда вы видите в художественном фильме археолога, бегло читающего в древнем храме иероглифическую или клинописную надпись, не верьте своим глазам. Чтение таких надписей в чем-то сродни неспешному разгадыванию головоломки-ребуса. Умение читать и тем более писать древние тексты дело куда как непростое. Обучение занимало годы и давалось далеко не всем. Просто представьте – различных иероглифов было около тысячи, а ведь нужно было запомнить их значение, написание, а так же что означает та или иная их комбинация. С клинописью, поверьте, дела обстояли не проще.

Когда появился алфавит состоящий всего из нескольких десятков знаков, причем каждый из них имел лишь одно определенное фонетическое значение, обучение чтению и письму стало на порядок проще.

Причем в отличие от иероглифов и клинописи, алфавит позволял относительно точно записывать слова других языков, даже если человек, который их записывал, не понимал их значение.

Отсюда следовало самое главное отныне письменность не была жестко привязана к языку-носителю и могла быстро распространяться по миру.

Именно поэтому алфавит так легко завоевал мир. Уже в античном Риме грамотность у простолюдинов-бедняков стала делом вполне обыденным, а ведь даже представить нечто подобное в древнем Египте или Вавилоне – просто невозможно.

Китайцы изобрели бумагу и книгопечатание за четыре века до того, как с ними познакомилась Европа, но буквально через столетие Европа обогнала по количеству книг Китай. Почему? Да очень просто – наборный шрифт всего из нескольких десятков металлических литер позволял набирать любые тексты на печатном станке, в то время как тысячи литер-иероглифов даже просто изготовить крайне проблематично, не говоря уже о наборе.

В итоге в успехе цивилизации и культуры Запада алфавит сыграл, конечно же, далеко не решающую, но все же весьма значительную роль.

Но мы с вами вернемся к фотографии статуэтки сфинкса из песчаника, о которой шла речь в начале нашего рассказа.

На фото скромная статуэтка возрастом 4 тысячи лет и… одно из самых значимых изобретений человечества - 2

Ее нашел Флиндерс Петри в 1905 году в небольшом храме Хатхор на Синае, рядом с рудником, где добывали столь востребованную в древнем Египте драгоценную бирюзу. Богиня Хатхор среди прочего еще и являлась покровительницей бирюзы, потому те, кто добывал ее здесь, оставляли в храме свои дары. Поскольку рудник находился за пределами самого Египта на завоеванной им территории, работали на руднике местные мастера-семиты.

Питри сразу узнал на надписи стилизованные упрощенные египетские иероглифы, подобные надписи из тех же знаков встречались и на стенах рудника рядом с храмом. Маленького сфинкса Питри увез с собой и подарил Британскому музею. После десяти лет изучения египтолог Алан Гардинер опубликовал перевод надписи на сфинксе, написанная на семитском языке, она гласила: "Возлюбленная Баала", то есть, жена могущественного ханаанского бога Баала (Ваала).

Надпись на сфинксе
Надпись на сфинксе

Но, конечно же, главное открытие же состояло совсем в другом – надпись, как и другие на руднике были написаны, используя древнейший известный нам алфавит!

Причем этот алфавит основывался на определенных формах египетских иероглифов, которые датированы по стилю написания примерно 2000 годом до н.э., что для нас вами означает – первый алфавит был разработан именно в то время – четыре тысячи лет назад. Эти надписи относятся к прото-синайской письменности, из которой в последствии вышло то, что мы сейчас называем финикийским алфавитом и письменностью.

Как же возник этот самый древний, как сейчас выяснилось семитский, алфавит?

Ведь писать и читать в то время в Египте могли только жрецы и писцы, своего рода интеллектуальная элита древнего общества. Не нужно думать, что египтяне не имели иероглифов для записи фонем, за полтысячи лет до этого у них уже были иероглифы, позволяющие записывать звуки. Впрочем, они обычно использовались для фонетической записи собственных имен на чужом языке. Подобные есть, кстати, и в китайской, и в японской письменности (катакана).

Без всякого сомнения с точки зрения древнеегипетских писцов, ведущих учет работ на руднике, местные семиты-работники считались неграмотными. Тем не менее вести какие-то пусть и примитивные записи, учитывать добычу бирюзы местным мастерам было необходимо, ведь доверять чужеземцам-завоевателям глупо. И, нет, египетские писцы их этому точно не учили. Они научились сами! Взяв за основу чужеземные иероглифы семитские мастера преобразовали их в знаки, звучание которых совпадало с первым звуком слова на их языке. С точки зрения египетского писца их надписи были абсолютно бессмысленными каракулями ребенка, отдаленно напоминающей их священную письменность. Вот так и попал в храм Хатхор сфинкс с надписью посвящением местной ханаанской богине. Прочитать святотатственную надпись египетские жрецы просто не могли.

Восемь веков алфавит, придуманный семитскими мастерами, оставался письменностью покоренных народов. Чужеземные завоеватели сменяли один другого. А потом грянула Катастрофа бронзового века. Великие державы того времени пали перед волной народов моря, практически все города от Греции до великого Вавилона и Египта были разрушены, даже записи тех времен почти не сохранились, ведь многие народы именно тогда утратили письменность.

Так рождался новый мир.

Финикийский алфавит
Финикийский алфавит

И в этом новом уже железном мире на первые роли очень быстро выйдет потомок прото-синайской письменности – финикийский алфавит, письменность народа купцов и моряков, торгующих по всему Средиземноморью, а еще через три тысячелетия – весь мир, и вы, мой читатель тоже, будет читать и писать используя буквы – те самые знаки, пусть видоизмененные, придуманные четыре тысячи лет назад безвестными рабочими-мастерами на рудниках в Синае...

Автор @LKamrad

Upd.

Какое отношение имеет изобретение алфавита к тематике Хабра и конкретно к IT? Вы реально не понимаете? Самое прямое и непосредственное.

Алфавит впервые позволил кодировать любую информацию набором из нескольких десятков универсальных знаков.

И с этих пор именно количество знаков стало мерилом количества информации, причем задолго до цифровой эпохи – от эпитафий античности, указов правителей до объема статей в печатных изданиях и публикуемых книг...

Автор: Максим Татаринов

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js