Настоящее и будущее облачного стриминга

в 14:15, , рубрики: serverspace, Блог компании Serverspace, видеостриминг, ит-инфраструктура, комьюнити, облако, Облачные вычисления, облачные серверы, облачные сервисы, облачные технологии, сообщества, стриминг, Управление сообществом

Стриминг сейчас активно применяется в онлайн-образовании и эвент-индустрии, потоковое видео широко используется для трансляции в интернете спортивных состязаний, концертов и выступлений экспертов. Завоевав первоначальную популярность на игровом рынке, стриминг постепенно превратился из развлечения и хобби для геймеров в серьезный бизнес, приносящий неплохой доход.

До недавнего времени организация онлайн-видеотрансляций требовала внушительных затрат на оборудование, программное обеспечение и быстрый канал подключения к интернету. Появление доступных облачных сервисов свело эти затраты к минимуму, благодаря чему запустить стрим теперь может каждый желающий. Сегодня мы поговорим об используемых в стриминге облачных технологиях и обсудим, как этот бизнес будет развиваться в ближайшем будущем — в общих чертах, без конкретных примеров кода и подробного описания реализации.

История вопроса

Настоящее и будущее облачного стриминга - 1

Считается, что первыми стриминг освоили геймеры, хотя еще задолго до них видеотрансляции активно использовала индустрия «для взрослых». Однако первым настоящим стримером можно, наверное, назвать 23-летнего американца Джастина Кана, который в 2007 году решился на смелый эксперимент: он прикрепил к своей голове веб-камеру, транслировавшую в интернет в режиме 24/7 все, что видит ее носитель. Вместе с партнерами он создал специальный сайт Justin.tv, на который передавалось изображение. Эксперимент непрерывно продолжался в течение 8 месяцев, Кан не выключал камеру даже во сне.

Неожиданно прямая трансляция жизни Джастина Кана заинтересовала многих пользователей интернета, его «лайфстриминг» стал темой нескольких телепередач и публикаций в СМИ, что привлекло еще больше зрителей: в какой-то момент количество ежемесячных просмотров его канала достигло 30 миллионов. После этого партнеры открыли возможность вести прямые трансляции на Justin.tv всем желающим, превратив сайт в первую в мире стриминговую площадку (портал YouTube тогда еще не поддерживал онлайн-вещание). Благодаря своей идее Джастин сумел собрать инвестиции в размере 8 миллионов долларов, и в 2011 году основал Twitch — один из самых популярных сегодня стриминговых сервисов.

Но среди широкой аудитории видеостримы обрели популярность благодаря поклонникам компьютерных игр. Живые трансляции игрового процесса, в ходе которых автор комментировал происходящее на экране и в режиме реального времени отвечал на вопросы зрителей, неожиданно привлекли внимание пользователей интернета. А сбор добровольных пожертвований позволил сделать такие трансляции прибыльными. Вскоре к процессу подключились профессиональные киберспортсмены, и стримы популярных киберспортивных соревнований стали обычным делом, составив конкуренцию традиционным состязаниям.

Поскольку в режиме онлайн можно транслировать не только игры, но и фактически любой медиаконтент, эту технологию вскоре освоили бизнес-тренеры, специалисты по йоге и фитнесу, коучи и преподаватели, музыканты, артисты и шоумены. А коронавирусная эпидемия и всплеск  интереса к онлайн-образованию только подстегнули развитие этого направления.

Матчасть

Для организации стрима необходим компьютер с установленным на нём программным обеспечением, подключенным микрофоном и видеокамерой, если в сеть транслируется живая картинка, а не изображение на экране. Видеопоток передаётся на размещенный в интернете сайт, где его могут просматривать в прямом эфире заинтересованные пользователи.

Самыми популярными сервисами видеотрансляций сегодня считаются основанный Джастином Каном Twitch, портал Periscope, видеохостинг YouTube, а также социальные сети, большинство из которых поддерживают прямые эфиры. Обратная связь с потребителями контента обычно осуществляется непосредственно на стриминговой площадке, в тех же социальных сетях, либо с помощью мессенджеров, таких как Discord или Telegram.

Стример должен заранее уведомить подписчиков о предстоящей трансляции, а также вовремя сообщить им о её начале. В процессе необходимо следить за тем, чтобы связь не прерывалась, а звук и видеопоток передавались на удалённые серверы синхронно. Всё это в совокупности приводит к тому, что с технической точки зрения организовать качественный прямой эфир не так просто, как кажется на первый взгляд.

Во время трансляции часто осуществляется запись стримов с целью их последующей публикации в формате видеороликов или подкастов — на YouTube, в соцсетях и на других площадках. Записанный эфир можно перемонтировать и частично переозвучить, удалить неудачные или неинтересные эпизоды, добавить переходы, видеоэффекты или рекламу.

Высокой популярностью среди приложений для организации видеотрансляций пользуется программа OBS Studio, предназначенная для записи видео и обеспечения потокового вещания. Это свободно распространяемая программа с открытым исходным кодом, обновляемая сообществом независимых разработчиков. Интерфейс приложения переведен на 41 язык мира, а его версии доступны не только для Windows, но также для macOS и ОС семейства Linux.

Настоящее и будущее облачного стриминга - 2

OBS Studio поддерживает различные плагины, расширяющие ее возможности. Программа позволяет транслировать видео из нескольких источников, как в режиме реального времени, так и с использованием заранее записанных роликов, а также сохранять трансляцию в видеофайл. На основе OBS Studio разработано несколько альтернативных программ для стриминга, например, Streamlabs Desktop. Это приложение предоставляет организатору трансляции несколько дополнительных возможностей, таких как, например, управление чатом, взаимодействие со зрителями и сбор донатов.

Стрим уходит в облака

Появление облачных сервисов, ориентированных именно на организацию потоковых видеотрансляций, позволило значительно сократить время на подготовку стримов и упростить их проведение. Облачный сервер берёт на себя трансляцию видеопотока на Twitch, YouTube или другие площадки с использованием каналов пропускной способностью до 1000 Мбит/с, автоматизирует рассылку анонсов и уведомлений подписчикам в Discord, Twitch и YouTube, а также обеспечивает запись трансляций и хранение роликов. С учетом того, что облачные серверы отличаются высокой надежностью, а инфраструктура провайдера гарантирует автоматическое резервное копирование всех хранящихся в облаке данных и круглосуточную поддержку, это практически снимает со  стримера заботу о технической части проекта.

Как результат, облачными сервисами для организации потокового вещания стали активно пользоваться образовательные порталы, профессиональные организаторы онлайн мероприятий и видеоконференций. Но не только они. Так дата-инженер из Германии, а по совместительству — известный под псевдонимом «Long» блогер и twitch-стример, провел с использованием облака более 500 часов непрерывного вещания на YouTube и Twitch.

500 часов потокового видео

В 2019 году Long завел личный блог в запрещённой сейчас на территории РФ социальной сети с картинками, где рассказывал читателям об IT-технологиях, бигдате и NFT. Этот образовательный контент стал пользоваться популярностью, и число подписчиков начало стремительно расти. Пандемия коронавируса, застывшая врасплох многие компании и независимых специалистов, подсказала блогеру новую идею: он начал делиться с коллегами-айтишниками идеями о том, как сохранить продуктивность и мотивацию в столь непростые времена. Начинание понравилось аудитории, и в 2021 году Long стал вести стримы под общим названием “Study with me”, где давал советы по изучению различных технологий, а также повышению собственной продуктивности для зрителей, которым приходится работать или учиться не выходя из дома. Помимо сообщества в соцсети, Long завел канал на YouTube, где регулярно публиковал собственные видео.

Настоящее и будущее облачного стриминга - 3

Чтобы создать подходящую атмосферу для удаленной работы, блогер собрал в Discord группу единомышленников, которые подбадривали друг друга в режиме онлайн и помогали коллегам сосредоточиться на своих проектах. Следующим вполне логичным шагом стала попытка масштабировать этот опыт. Long организовал видеотрансляцию в Twitch, где создал целый виртуальный офис для совместной работы таких же специалистов, как и он сам. Реализация этой задумки потребовала арендовать поддерживающий передачу многопотокового видео виртуальный сервер с возможностью удалённого управления по протоколу SSH. Long протестировал возможности нескольких провайдеров, но в итоге остановился на облачных серверах от Serverspace.

Прежде всего потому, что панель управления виртуальным сервером показалась ему наиболее удобной, а все технические вопросы он смог быстро уладить при помощи службы поддержки.

На облачном сервере запускаются все необходимые для организации трансляций скрипты, написанные на  Python и NodeJS. Приложения на сервере взаимодействуют с Twitch, YouTube, Discord с одной стороны, и OBS Studio на локальном компьютере организатора вещания с другой.  Кроме того, Long запустил на сервере собственное веб-приложение Pomodoro App, которое заставляет участников стрима время от времени прервать работу, чтобы немного передохнуть. В облако он перенес еще один свой проект: веб-приложение и бота, взаимодействующего с NFT-платформой OpenSea, с помощью которых участники сообщества могут отслеживать в режиме реального времени различные события на этой торговой площадке. Иными словами, Long  разместил на облачном сервере практически всю инфраструктуру, обеспечивающую видеотрансляции, обратную связь с подписчиками, запись и публикацию стримов, а также связанные с проектом веб-приложения. На локальной машине осталось только программа OBS Studio, которая захватывает видеопотоки передает его в облако.

С использованием этой технологии блогер смог организовать Более 500 часов непрерывных видеотрансляций на Twitch и YouTube. «Если бы максимальный лимит стримов не был ограничен 48 часами, то сейчас только на Twitch было бы опубликовано более 400 часов видеозаписей», — говорит Long. Это наглядный пример того, как облачные сервисы позволяют автоматизировать проведение стримов, сэкономить на техническом оснащении и значительно сократить объем работы по подготовке трансляций. Реализовать подобный проект исключительно своими силами на подручном оборудовании — практически неподъемная задача.

А что в будущем?

Мировая эпидемия COVID-19 фактически завершилась, а дистанционное образование и удалённая работа — остались. Всё больше учебных заведений проводит лекции для своих слушателей в сети, многие популярные мероприятия переносятся в онлайн. Уже сейчас проведение видеотрансляций — это прибыльный бизнес. Можно предположить, что в не столь отдаленном будущем стриминг займет ту же профессиональную нишу, которую освоило сейчас производство других видов контента — музыки, видео, игр.

Соответственно, будут развиваться и совершенствоваться облачные платформы, помогающие стримерам организовывать прямые эфиры, и предоставляющие для этого технические площадки. Главное преимущество облачных технологий — гибкость: организатор трансляции может по желанию подключать нужные ему сервисы и отключать лишние, выбирать требуемый объем дискового пространства и процессорные мощности, управлять скоростью передачи данных, записью видеопотока  и резервным копированием. Ни один другой инструмент не даст столь же широких возможностей.

Сейчас живые видеотрансляции проводят не только геймеры, тренеры и музыканты: например, в Китае стали очень популярны продажи в прямом эфире. Вот что пишет об этом автор телеграм-канала «Китай наизнанку» Алексей Райсих, постоянно проживающий в Поднебесной: «На нашем главном китайском маркетплейсе — Таобао — огромная конкуренция. Чтобы продать товар, нужно очень постараться. Люди сейчас подсели на онлайн продажи в прямом эфире. Я встретил в парке такую команду: они продают платки. Выбрали более-менее живописное место — ивы, пруд. Девушка продаёт, пацаны — отвечают на вопросы в чате онлайн тут же, не отходя от кассы. Киберпанк?».

Несколько лет назад в сети был популярен стрим с камеры, установленной под лобовым стеклом колесящей по нью-йорку машины такси. Известными стримерами становятся и виртуальные персонажи: например, несуществующая девушка CodeMiko , роль которой играет живой человек, использующий технологию захвата движений. Настоящая девушка, играющая роль Мико, использует ник «Техник» и не раскрывает своей истинной личности. Наверное, это и есть будущее стриминга: видеотрансляции будут использовать все больше и больше отраслей бизнеса, предпринимателей и энтузиастов: от продавцов на маркетплейсах до ремонтных мастерских и пиццерий. Появятся другие виртуальные стримеры, стримеры — домашние животные, и, чем черт не шутит, стримеры, управляемые искусственным интеллектом.

Если вы встречали интересные и необычные стримы, друзья, не забудьте поделиться ссылками в комментариях.

Автор: Грицай Виталий

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js