И опять краудфандинг: сегодня по-американски

в 11:10, , рубрики: crowdfunding, Kickstarter, Исследования и прогнозы в IT, краудсорсинг, краудфандинг, пожертвования, сбор денег, сбор средств, складчины, спонсорство, Финансы для всех, метки: , , , , , , ,

И опять краудфандинг: сегодня по американски
Последнее время тема краудфандинга довольно часто поднимается на хабре, были посты как обнадёживающие общими перспективами «народных складчин»:

18 марта 2012 / Фанаты собрали уже $1.3M на Wasteland 2 / fixer_m
13 апреля 2012 / Рынок краудфандинга в 2011 году вырос в три раза / ilya42

Так и довольно пессимистичные, основанные на практическом применении краудфандинга в России:

17 апреля 2012 / Оглашены итоги целого года читательских пожертвований, поступавших журналисту через Интернет / Mithgol
5 апреля 2012 / Меценатство (спонсорство) и складчина (краудфандинг): две разные формы финансирования разработок шрифтов

К слову, комментарии мне показались еще более пессимистичными, причем как по отношению применения краудфандинга в России, так и в общей целесообразности данного метода.

Но сегодня я хочу рассказать об одном из пионеров краудфандинга – Kickstarter. О том, чего они ожидали в самом начале проекта и что, в итоге, получилось. Своеобразный дневник стартапа с большим количеством цифр и графиков, показывающих общую динамику развития сервиса.

Как начинался kickstater

Kickstater был запущен 28 апреля 2009 года с двумя проектами, созданными самими основателями и громким заявлением: «Kickstarter – это новый путь финансирования, который сломает традиционные методы – кредиты, инвестиции и гранты».

Модель довольна простая: автор проекта назначает необходимую сумму для реализации, время на сбор суммы и награду пользователям, поддержавшим его деньгами. Если необходимая сумма набрана за указанное время (длительность проекта), все пользователи, изъявившие желание поддержать проект, сбрасываются с помощью Amazon Payments, а после получают свои награды. Если же проект так и не смог набрать нужную сумму – никто не сбрасывается.

Так как Kickstarter был одним из первых сервисов использующих краудфандинговую модель, то и прогнозы основных показателей делались весьма осторожно, с нотками пессимизма. Так предполагалось, что число проектов собравших необходимое количество денег будет составлять около 5% от общего числа проектов.

Дневник стартапа

«В принципе, не отходя от кассы можно предположить, что крауд-финансирование будет распределяться по Ципфу (по правилу «80/20») — 20% самых популярных проектов финансирование наберут (верхний 1% получит в разы больше, чем нужно), а оставшиеся 80% — нет.» – из комментариев к статье «Оглашены итоги целого года читательских пожертвований, поступавших журналисту через Интернет».

Заложив изначально низкие оценки основных показателей эффективности, как сервиса, так и самого краудфандинга, стартап приступил к работе.

День 86-ой

Через три месяца, 24 июля 2009 года, в своем блоге команда опубликовала первое занимательное наблюдение: если проект набирает пожертвований на 25% от необходимой суммы, то шанс успешного финансирования проекта повышается до 94%. И наглядно проиллюстрировали данный вывод на графике:
И опять краудфандинг: сегодня по американски
По оси X – Сколько проект собрал пожертвований по отношению к необходимой сумме.
По оси Y – Сколько проектов достигло данного уровня.
(к сожалению, на оригинально графике нет шкалы на оси Y)

Команда Kickstarter была приятно удивлена такому низкому порогу зоны «смерти» проектов и предположила, что это заслуга «фанатов» проектов – именно они не дают проектам погибнуть, привлекая новых людей и активно агитируя и распространяя информацию о понравившемся проекте в социальных сетях, блогах и в целом везде, где только можно.

Дальше наступило затишье, Kickstarter развивался, проектов на нем создавалось все больше, но основатели не торопились делиться информацией о том, как все же работает модель краудфандинга в сети.

День 510-ый

И вот, по прошествии долгих 510 дней с момента старта сервиса, 21 сентября 2010 года, Kickstarter опубликовал очередные статистические данные. Они все еще довольно скудные и нацелены, в основном, на авторов будущих проектов сервиса, но от этого они не менее интересны.

Небольшое отступление: со временем понятие «награда за поддержку проекта деньгами» немного расширилось, теперь авторам проектов советуется назначать несколько наград для различных сумм пожертвований. Например, за пожертвование в 5$ — календарик с забавной физиономией автора проекта, за 20$ — футболка с той же физиономией, а вот за 50$ и более – сборник хитов «песни из душа» на компакт диске с автографом автора, при этом изначально проект создавался с целью собрать денег на запись этих самых песен на профессиональной студии.

Так вот, команда Kickstarter’a проанализировала все успешные проекты и решила найти связь между «стоимостью» минимальной награды (т.е. той суммой, которую нужно пожертвовать, чтобы получить самую начальную награду) и процентом людей пожертвовавших на проект.

Оказалось, что награды стоимостью 50$ собирают 11.44% всех пожертвованных долларов, а стоимостью 100$ собирают больше всего – 16.36%. При этом наиболее популярными являются награды за 25$ – 18.41% от общего числа пользователей предпочли их.

Однако награды с низкой стоимостью (до 25$), также вносят значительный вклад в развитие проектов, они вместе собирают 10% от всех пожертвованных денег, но при этом количество жертвовавших достигает 38% от общего числа. И основная ценность дешевых наград не в деньгах, привлекаемых на проект, а в получаемых поклонниках, которые будут информационно поддерживать понравившуюся идею, и привлекать новых людей.

Графики ниже подробно иллюстрируют соотношения между стоимостью наград, количеством привлеченных денег и количеством пожертвований.
И опять краудфандинг: сегодня по американски
И опять краудфандинг: сегодня по американски

Таблица популярности и веса от общего количества собранных денег для наград разной стоимостью до 1000$.

Минимальная награда. Популярность в % от числа пожертвовавших. % собранных денег от общего кол-ва.
$25.00 18.41% 8.14%
$50.00 13.57% 11.44%
$10.00 12.12% 2.82%
$100.00 9.52% 16.36%
$20.00 8.41% 3.01%
$5.00 6.37% 1.07%
$15.00 5.62% 1.71%
$30.00 4.22% 2.20%
$1.00 2.43% 0.53%
$35.00 2.25% 1.31%
$75.00 1.94% 2.51%
$40.00 1.63% 1.14%
$250.00 1.26% 5.43%
$500.00 0.99% 8.46%
$150.00 0.97% 2.52%
$200.00 0.83% 2.81%
$60.00 0.73% 0.74%
$12.00 0.60% 0.15%
$1,000.00 0.46% 8.51%
$45.00 0.41% 0.30%
$125.00 0.32% 0.76%
$300.00 0.31% 1.78%
$65.00 0.28% 0.31%
$29.00 0.26% 0.13%
$55.00 0.20% 0.19%
$80.00 0.15% 0.22%
$70.00 0.13% 0.18%
$350.00 0.10% 0.59%
$101.00 0.09% 0.20%
$99.00 0.09% 0.15%

Кроме этого команда Kickstarter проанализировала длительность проектов, и распределение количества жертвующих по времени для успешных (т.е. собравших необходимую сумму) проектов.

Получился довольно интересный график:
И опять краудфандинг: сегодня по американски

Все успешные проекты были разбиты на 5 типов по длительности: 30, 35, 45, 60 и 90 дней. Оказалось, что для всех проектов характерна одна и та же форма кривой распределения пожертвований: больше всего проявляется интерес в начала, при создании проекта и в конце перед завершением сбора денег. Всплески на других участках появляются во время проведения рекламных компаний проекта в СМИ, социальных сетях и т.п.

Вообще, в Kickstarter уже давно искали наиболее оптимальную продолжительность проекта, поэтому было решено оценить все проекты и узнать, есть ли взаимосвязь между их продолжительностью и успешностью.
И опять краудфандинг: сегодня по американски

На данном графике ось X – длительность проекта, а ось Y –относительная популярность (точнее вероятность того, что успешный или неуспешный проект попадет в это пространство) этой длительности.

Как видно из графика, создатели успешных проектов чаще всего выбирают длительность проекта в 30 дней, в то время как авторы неуспешных проектов – 45 и 90 дней (на Kickstarter 90 дней – максимально допустимая длительность проекта). Конечно, это не означает, что выбранная продолжительность проекта повлияет на конечный результат, но определенно говорит нам кое-что о тех, кто выбирает такую длительность.

Интересно то, что проекты длительностью 30 дней, как правило, создаются людьми, оптимистично оценивающими свои шансы, а также активно занимающиеся продвижением своего проекта и привлечением в него новых сторонников.

С другой стороны, люди, которые выбирают больше дней – менее уверены и думают, что большая длительность автоматически повышает шансы проекта на сбор денег.

День 642-ой

28 апреля 2011 года Kickstarter отпраздновал 2 года и к этой знаменательной дате подготовил достаточно подробный отчет. Итак, что же за два года произошло?

Пожертвовано долларов в месяц:
И опять краудфандинг: сегодня по американски
За два года число долларов пожертвованных на проекты за месяц достигло отметки 7 000 000$ и темп роста числа пожертвований неуклонно растет.

Запущенно проектов в месяц:
И опять краудфандинг: сегодня по американски
График запущенных проектов в месяц похож на график пожертвованных долларов, только за март 2011 года было создано более 2000 проектов.

А сколько же денег было собранно успешными проектами?

На 28 апреля 2011 года было пожертвовано: 53 107 672$, из этих денег на успешные проекты (т.е. проекты, собравшие требуемую сумму) собрано около 40 000 000$, провальные же проекты собрали лишь 7 000 000$. При этом сейчас в проектах, время сбора денег которых не вышло, находится около 6 000 000$.

Т.е. успешные проекты собирают около 85% всех денег, и данный показатель оказался довольно устойчивым на протяжении прошедших двух лет.
И опять краудфандинг: сегодня по американски

А какая ситуация с проектами?

За два года было запущено 20 371 проектов, из них 7 496 проектов собрали необходимую сумму и были выполнены, 9 700 проектов так и не смогли собрать нужную сумму, а 3 175 проектов все еще собирали деньги (напомню, мы говорим о 28 апреле 2011 года).
И опять краудфандинг: сегодня по американски
Т.е. около 43% проектов успешно собрали необходимую сумму, и этот процент стабильно остается на уровне 40-45%. Напомню, что команда Kickstarter закладывала в свои расчеты всего 5% успешных проектов, что ж, весьма неожиданный показатель!

Еще на одну особенность стоит обратить внимание – именно эти 43% проектов собирают 85% процентов всех пожертвованных денег. А из числа неуспешных проектов – 21% не сумел собрать ни одного пожертвования.

Кстати, оказалось, что если на проект пожертвует хотя бы один человек, то шансы этого проекта на сбор всей суммы увеличиваются до 52%. А проект, достигший 30% от назначенной суммы, обладает 90% шансом на успех сбора всей суммы.

Более подробные данные приведены на графике:
И опять краудфандинг: сегодня по американски

А что же за проекты больше всего собирают денег?

Наиболее популярные категории проектов – это фильмы, ими собрано около 20 000 000$, а так же музыка, которая смогла собрать 13 000 000$. Команда Kickstarter насчитала 13 различных категорий проектов, и оказалось, что 10 из них смогли собрать более 1 000 000$.

Таблица категорий проектов и собранных денег:

Категория Собрано, $
Искусство 3,184,732
Комиксы 943,118
Танцы 645,492
Дизайн 3,601,851
Мода 554,048
Фильмы 19,717,790
Еда 1,583,063
Игры 1,052,557
Музыка 13,094,547
Фотография 1,679,361
Публицистика 2,732,501
Технологии 1,748,109
Театр 2,570,503

И опять краудфандинг: сегодня по американски

Жертвующие пользователи:

На 28 апреля 2011 года зарегистрировано 591 773 пользователя хотя бы раз пожертвовавшего на кокой-либо проект. При этом постоянно жертвующих пользователей (т.е. пожертвующих более одного раза) — 79 658 человека.

Что ж на этом двухгодичный отчет закончен. Ну как, вы уже по-другому смотрите на краудфандинг?

День 692-ый

17 июня 2011 года Kickstarter урезал максимально возможную длительность сбора средств проектами с 90 до 60 дней. С чем это было связано?

Дело в том, что на эту дату общий показатель успешности проектов, т.е. процент проектов собравших необходимые деньги, составляет 44%. А для проектов, длительность которых 90 дней, всего 24%, команда Kickstarter решила еще раз связать длительность проектов и их успешность.

Вообще 90 дней – очень большой срок, трудно поддерживать хорошую активность вокруг проекта все это время, устают как создатели проектов, так и их сторонники и фанаты.
Интересен и график, показывающий отношение длительности и процента успешных проектов:
И опять краудфандинг: сегодня по американски
По оси X – количество дней, выбранное автором проекта, по оси Y – какой процент проектов с такой длительностью смогли собрать нужную сумму.

Как можно заметить, проекты, которые выбрали большую длительность сбора средств, в итоге, намного реже собирают всю сумму.

Распределение пожертвований во времени:
И опять краудфандинг: сегодня по американски
По оси X мы видим, сколько процентов от общей длительности проекта прошло, а по оси Y – какой процент от всех общего числа пожертвований было пожертвовано в этот период.

Из графика видно, что больше всего пожертвований приходится на запуск проекта и перед окончанием сбора пожертвований. Это легко объяснить: как только проект запустился, самые активные поклонники проекта стремятся быстрей пожертвовать и рассказать о нем другим, а вот когда подходит срок сбора пожертвований, просыпаются те, кому проект нравился, но они хотели деньги придержать (до зарплаты, завтра скину деньги и т.п.), а теперь обнаруживают, что другого шанса не будет.

В середине же наблюдается спад активности, вот именно этот спад необходимо постоянно стимулировать (через рекламу проекта, обновления проекта и т.д.), чтобы поддерживать уровень пожертвований. Соответственно, чем больше срок сбора средств, тем сложнее стимулировать на нем активность.

День 724-ый

6 июля 2011 года на Kickstarter был успешно завершен юбилейный 10 000 проект. В связи с этим была еще раз подсчитана статистика по проектам. Изменилось ли что-нибудь?

На 17 июля 2011 было запущено 26 620 проектов, из них успешно набрали необходимую сумму 10 388, а не смогли набрать 13 113. При этом 3 119 проектов все еще собирают деньги.

Таким образом, процент успешных проектов составил 44%.

Количество набравших нужную сумму проектов постоянно увеличивается, к примеру, 17 июля 2010 года насчитывалось только 1 885 успешно набравших всю сумму, а уже через год это количество увеличилось в 5 раз.
И опять краудфандинг: сегодня по американски

Забавные факты: за первый год существования Kickstarter было профинансировано 1044 проекта, ровно столько же, сколько было профинансировано за июль 2011 года.

Каких успешных проектов создается больше всего?

Ранее приводилась статистика по категориям проектов и общей сумме пожертвований, собранных ими. А сейчас давайте посмотрим, сколько в каждой категории успешных проектов.

Музыка и фильмы доминируют, на их долю выпадает 60% всех успешно завершенных проектов. Из отличий, по сравнению с графиком сумма/категория, можно выделить некоторые категории, занимающие большую долю по количеству проектов, чем по набранным суммам, например, в категории танцы было больше успешно завершенных проектов, чем в дизайне и технологии, но денег было собрано меньше.
И опять краудфандинг: сегодня по американски

Сколько же денег собрали успешные проекты?
И опять краудфандинг: сегодня по американски

Как и следовало ожидать, большинство проектов собирают 5000$ и меньше.

И еще раз статистика собранных пожертвований:

Всего было пожертвовано на сумму 75 262 447$, из них около 60 000 000$ собрано успешными проектами и 9 000 000$ неуспешными. Около 6 000 000$ пожертвовано на проекты, которые все еще собирающие деньги.

В апреле Kickstarter пересек рубеж в 50 000 000$ пожертвований, а уже через 10 недель сумма пожертвований составила 75 000 000$, отличная динамика!

А сколько дней нужно, что бы собрать 5 000 000$ пожертвований?

Для того, что бы собрать первые 5 000 000$ пожертвований потребовалось 342 дня, при этом последний раз 5 000 000$ были собраны всего лишь за 18 дней.
И опять краудфандинг: сегодня по американски

По оси Y отложено количество дней, необходимое для сбора 5 000 000$ пожертвований, по оси X отложены месяцы, а точками выделены моменты сбора очередных 5 000 000$.

Жертвующие пользователи:

На 7 июля 2011 года зарегистрировано 793 362 пожертвовавших пользователя. При этом более одного раза пожертвовали 118 308 человека.

Наблюдается устойчивый рост постоянно жертвующих пользователей, несмотря на то, что они составляют всего 13% от общего числа, но при этом они пожертвовали 28% от общего количества пожертвований.

День 808-ой

11 октября 2011 года Kickstarter обрел 1 000 000-ого пожертвовавшего пользователя. В честь такого знаменательного события была представлена статистика по пользователям сервиса.

Новых жертвующих пользователей в месяц:
И опять краудфандинг: сегодня по американски

Первых 200 000 пожертвовавших пользователей пришлось ждать 16 месяцев, зато последних 200 000 — всего 3 месяца.

Кроме того, 75 000 пользователей жертвуют в различные проекты каждый месяц.

Другие интересные факты:

  • 89% пользователей пожертвовали хотя бы один раз в успешный проект и лишь 11% ни разу.
  • Больше всех проектов поддержал некий Neil Graham – он профинансировал 94 проекта, из которых 83 из 84 были успешные и 10 еще не закончены.
  • 16% пользователей (166 823 человека) пожертвовали более чем в один проект, а 84% (1 013 725 человека) только в один.
  • 66 676 пользователей профинансировало 3 и более проекта, а 23 601 – пять и более.
  • пользователи, которые пожертвовали лишь однажды, в сумме собрали 68 000 000$, а те, кто жертвовал более одного раза – 32 000 000$.

Как пользователи жертвуют:
И опять краудфандинг: сегодня по американски
Более 90% всех пожертвований были совершены с суммой 100$ и меньше, а 75% с суммой 50$ и меньше.

И снова статистика собранных пожертвований:

На 11 октября 2011 года собрано пожертвований на сумму 100 729 560$. При этом около 84 000 000$ собрано успешно завершенными проектами и 12 000 000$ не завершенными.
5 000 000$ пожертвовано на проекты, еще собирающие деньги.

Kickstarter достиг серьезной отметки в 100 миллионов долларов пожертвований, внушительная сумма, ее можно сравнить с бюджетом Национального совета искусств США, который в 2011 году составил 154 миллиона долларов.

При нынешней динамике в 2 000 000 пожертвований каждую неделю, Kickstarter скоро превысит общую сумму пожертвований в 100 миллионов в год.

Забавно то, что миллионное пожертвование сделано с отставанием в 48 часов от сбора общей суммы пожертвований в 100 000 000$. Средняя сумма пожертвования составляет 71$, а средний жертвующий пользователь финансирует 1.4 проекта.

День 985-ый

9 января 2012 года, Kickstarter подводит итоги ушедшего 2011 года. Год действительно был успешным и, можно сказать, переломным: в апреле Kickstarter отметил второй день рождения и набрал пожертвований на сумму 50 000 000$.

В июле отпраздновали 10 000-ный успешно завершённый проект, а в октябре общая сумма пожертвований увеличилась до 100 000 000$ и пользователи пожертвовали более 1 000 000 раз.

Давайте посмотрим на некоторые общие показатели, достигнутые на 2011 года, и сравним их с показателями 2010:

  2010 год 2011 год
Запущено проектов: 11 130 27 086
Успешных проектов: 3 910 11 836
Пожертвовано: 27 638 318$ 99 344 382$
Наград за пожертвование выдано: 322 526 1 150 461
Всего посетителей сайта: 8 294 183 30 590 342
Процент успешных проектов: 43% 46%

Категории проектов:

Статистика проектов, разбитых на категории созданных в 2011 году:

Категория проектов Количество проектов Число пожертвовавших Общая сумма пожертвований
Искусство 1 172 78 558 5 900 166,14$
Комиксы 267 27 544 1 763 628,48$
Танцы 292 14 377 1 054 763,95$
Дизайн 319 99 923 9 180 637,55$
Мода 182 16 793 1 351 659,85$
Фильмы 3 284 308 541 32 473 790,40$
Еда 241 30 682 2 809 503,31$
Игры 253 45 622 3 616 530,88$
Музыка 3 653 260 178 19 801 685,21$
Фотография 343 26 897 2 116 261,93$
Публицистика 774 74 280 5 134 388,55$
Технологии 125 39 341 4 673 470,41$
Театр 931 50 144 4 051 962,62$

Фильмы и музыка все также занимают первое место по всем параметрам, а вот дизайн вырос в количестве проектов (235 в 2010 году против 1 060 в 2011), игры могут похвастаться увеличением числа жертвующих пользователей (до 730%), а танцы имеют наиболее высокий процент успешности проектов.

Самые популярные награды:

Самыми популярными наградами в 2011 году были:
Cosmonaut – стилус стоимостью от 1$ до 50$, 5 623 человек выбрали эту награду.
Coffee Joulies – инсайд грелка для кофе стоимостью 40$, 4 246 человек выбрали эту награду.
Oona mount – кронштейн для крепления iphone на стекло стоимостью 25$, 3 595 человек выбрали эту награду.
Capture Camera Clip – клип держатель для камеры за 50$, 3 372 человек выбрали эту награду.
Pen Type-A – ручка стоимостью 50$, 2 930 человек выбрали эту награду.)
Jot – стилус стоимостью 25$, 2 556 человек выбрали эту награду.
PadPivot – подставка для iPad стоимостью $25, 2 515 человек выбрали эту награду.

Пользователи, которые профинансировали больше всего проектов:

В 2009 году самый активный пользователь поддержал 56 проектов, в 2010 уже 179 проектов. В 2011 — 724 проекта.
Забавные факты: два сотрудника Kickstarter вошли в топ 10 активных пользователей со счетом 326 и 233 профинансированных проекта.

Самый быстрый старт проекта:

Самый крутой старт показал проект Elevation Dock (подставка для iphone), который набрал 165 910$ всего за 24 часа.
И опять краудфандинг: сегодня по американски

Самый крутой финиш проекта:

Фильм Mosquita y Mari был на грани провала, к концу отпущенного времени он не смог собрать и 50% необходимой суммы. Но за 48 часов до окончания времени на сбор средств, пользователи пожертвовали 35 000$. Проект спасен!
И опять краудфандинг: сегодня по американски

To be continued

На этом дневник стартапа останавливает до следующей записи, но не заканчивается. Будем следить, что же принесет 2012 год Kickstarter, какие новые рекорды он сможет побить и какие новые удивительные факты узнает о хорошо забытой, но кардинально переродившейся в современном мире модели краудфандинга.

Я же думаю, что это очень перспективная модель не только для США и Европы, но и для нашего постсоветского пространства. Просто нам не хватает некоторых факторов, но к которым, безусловно, мы приближаемся. И я говорю даже не про желание отдать свои кровные, как показали некоторые эксперименты – людей, готовых отдать деньги за то, что им интересно и нравится достаточно, а об уровне социальности, ведь именно «фанаты», которые активно продвигают полюбившиеся на Kickstarter проекты в социальных сетях и даже оффлайн, именно делают возможным сбор необходимых средств.

Ну и на последок, список российских краудфандинговых стратапов:

Краудфандинг в творчестве: финансирование творческих проектов (Kickstarter-like)
С-Миру-По-Нитке – это российская площадка краудфандинга, или облачного финансирования проектов.

«Скидываетесь с друзьями на постройку скейт-парка? Сочинили новый альбом, но не хватает денег на хорошую студийную запись? Хотите издать книгу стихов и разослать поклонникам? Вам сюда!»
 
Дата создания: 2010 г.
Состояние: полностью запущен.

RuStarter – краудфандинг по-русски.

«Мы рады сообщить, что готовим к запуску RuStarter.ru – платформу, нацеленную на аккумулирование прогрессивных идей и проектов. Архитекторов, скульпторов, писателей, журналистов, мультипликаторов, режиссёров, программистов, дизайнеров, художников, учёных, инженеров – мы ждём всех, у кого есть мечта, но нет средств на её воплощение. Каждый пользователь интернета сможет оценить инновацию и помочь в её реализации. Мы сведём друг с другом инвесторов и авторов прекрасных замыслов. РуСтартер – это краудфандинг по-русски.»
 
Дата создания: 2012 г.
Состояние: предположительно запуск в июле.

Time to Start – инкубатор идей.

« TIME-TO-START – инкубатор идей, в который вы можете поместить свой проект и, прилагая все усилия для того, чтобы заинтересовать им как можно больше людей, собрать средства на его воплощение. Каждый может рассказать о своей идее, указать сумму, которая необходима для ее реализации, и те преимущества или подарки, которые получат сделавшие взнос на ваш проект. »
 
Дата создания: 2010 г.
Состояние: закрыт.

Первый капитал – новый способ финансирования творческих проектов и малого домашнего бизнеса.

« Если Вам нужны деньги, или вы готовы вложить средства — Первый капитал для Вас!
Твоя идея должна быть реализована, а не пылиться на полке! Мы точно знаем, что найдутся желающие помочь в развитии идеи! (посмотри на опыт наших американских коллег).
Стань обладателем уникальных вещей и возможностей! Финансируй в их разработку и ты ничего не пропустишь!»
 
Дата создания: 2011 г.
Состояние: готовиться к открытию.

Tap to Start – Just tap to start up!

«Taptostart — это новый, удобный и простой в пользовании ресурс для финансирования идей и проектов для (пока только) русскоговорящих людей во всем мире. Каждый зарегистрированный пользователь может создать проект и получить финансовую поддержку, также как и сам профинансировать проекты других участников.»
 
Дата создания: 2011 г.
Состояние: закрытое тестирование.

Напарапет –должен быть для всех.

«Обсуждая  затянувшийся диалог еще с первыми  продюсерами-инвесторами «Шапито-шоу», мы подумали, как было бы здорово, не доказывать всякий раз, что ты не верблюд,  не умолять поверить, что зритель найдется, а сразу снимать кино на  зрительские пожертвования. То есть, чтобы потенциальные зрители вложились в наш новый фильм мелкими суммами, …инвесторами? Разве не к этому все идет? — подумали мы, и стали изобретать Напарапет. Потому что Напарапет должен быть для всех.»
 
Дата создания: 2011 г.
Состояние: ранняя альфа версия.

Startwithme – это площадка, где люди объединяются для реализации идей и проектов.

«Startwithme -это платформа, позволяющая найти необходимые ресурсы для реализации самых разных проектов, делающих мир лучше, а людей счастливее.»
 
Дата создания: 2011 г.
Состояние: бета версия.

Краудфандинг в благотворительности: помощь в тяжелых ситуациях
Тугеза – для людей, которым нравится делать хорошие дела.

«Наша деятельность началась стихийно на просторах коллективного блога dirty.ru, но совершив пару хороших, полезных и даже масштабных дел мы поняли, что даже небольшое сообщество людей в интернете может не просто болтать, но быть реальной силой, меняющей окружающий мир, без особого труда и с большим интересом творящей добро.»
 
Дата создания: 2011 г.
Состояние: полностью запущен.

Виртуальная Рында – помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.  

««Виртуальная Рында» — это средство для координации взаимопомощи, задача которого – раскрыть потенциал российского сетевого сообщества в области сотрудничества между пользователями Интернета и различными организациями, включая некоммерческие организации, государственные структуры и бизнес.
Сайт позволяет каждому сообщить о своей беде или желании помочь через различные каналы (Интернет, мобильная связь). Затем такие сообщения систематизируются и наносятся на карту.»
 
Дата создания: 2011 г.
Состояние: полностью запущен.

Мой учитель – содействие образовательным инициативам учителей.

««Мой Учитель» — это уникальный благотворительный онлайн проект, который доступно и прозрачно позволит обеспечить необходимыми учебными материалами и базовым техническим оборудованием педагогов нашей страны вне зависимости от их географического местонахождения.»
 
Дата создания: 2010 г.
Состояние: полностью запущен.

Русини – платформа социального краудфандинга.

«Русини — это платформа социального краудфандинга, где каждая некоммерческая организация или социальный бизнес может разместить свой проект и привлечь инвестиции. Что же такое социальный краудфандинг? Это коллективные инвестиции в проект, инвестиции могут быть от минимальной суммы в 10 рублей до более крупных сумм. Основные категории помощь детям, проекты по защите окружающей среды и животных, образовательные проекты и др. Неравнодушные люди могут поддержать проект, предложить и оказать помощь.»
 
Дата создания: 2012 г.
Состояние: запущен.

Помоги.орг  – из каждого пожертвованного рубля до нуждающегося доходит 100 копеек.

«Благотворительный интернет-фонд «Помоги.Орг» объединяет усилия пользователей интернета в разных странах для максимально эффективного сбора и распределения целевых пожертвований на острые и неотложные социально-медицинские нужды (операции, дорогостоящие курсы лечения, помощь детским и лечебным учреждениям в России).»
 
Дата создания: 2005 г.
Состояние: полностью запущен.

Краудфандинг в музыке: поддержка любимых исполнителей
Kroogi – вы сами оцениваете стоимость творческого труда.

«Круги – творческое сообщество, в рамках которого музыканты, художники, писатели или фотографы размещают свои композиции, художественные работы, книги или фотографии, законными правообладателями которых они являются. Каждый из авторов выстраивает систему кругов для своей собственной зрительской аудитории, которая, в свою очередь скачивает авторские материалы и оплачивает труд их создателя по схеме «Заплати, сколько считаешь нужным».»
 
Дата создания: 2008 г.
Состояние: полностью запущен.

ThankYou.ru – новый способ поддержки людей, которые вас вдохновляют.

«Мы считаем, что прямое выражение благодарности артистам от поклонников — самая справедливая модель оплаты креативного контента. Мы верим, что нашей и вашей помощью мы способствуем рождению новых замечательных произведений.»
 
Дата создания: 2010 г.
Состояние: полностью запущен.

Краудфандинг в политике: гражданский контроль
РосПил – это общественный проект, направленный на контроль за расходованием бюджетных средств в сфере государственных и муниципальных закупок.

«Финансируется полностью за счет добровольных пожертвований граждан. За первые полгода работы проекта собрано более 8 млн. рублей. Потрачено — около 1,7 млн. рублей. Сумма контрактов заказов, по которым удалось пресечь нарушения закона за первые полгода работы, составила более 7,5 млрд. рублей.»
 
Дата создания: 2011 г.
Состояние: полностью запущен.

Краудфандинг в IT: складчины на разработку программ
IT RockOut – сервис краудфандинговой разработки программного обеспечения.

«У нас можно вскладчину заказать, например, модуль для Drupal, мобильное приложение под Android, flash игру, да и вообще — любое новое программное обеспечение или дополнение к существующему.
А если вы разработчик, то у нас можно выполнять такие заказы, а также самим презентовать свою идею или наработку, найти тех, кто захочет пользоваться ей, и кто будет готов поддержать ваш проект деньгами.»
 
Дата создания: 2012 г.
Состояние: ранняя альфа версия.

Краудфандинг в инвестициях: коллективное инвестирование
YouMax – коллективное долевое инвестирование.

«Коллективное долевое инвестирование в компании с низкой и высокой степенью риска с системой автоматического распределения прибыли между всеми пайщиками. Биржевой принцип торгов инвестиционными паями.Покупка и продажа инвестиционных инструментов среди пользователей системы по рыночной цене на открытой площадке.»
 
Дата создания: 2008 г.
Состояние: бета версия.

Я искренне надеюсь, что краудфандинговые сервисы в России будут развиваться, а само понятие «Краудфандинг» не будет восприниматься буржуйской диковинкой.

Спасибо за то, что уделили время и все-таки прочитали статью целиком!

P.S.:
Ошибки и прочие дополнения прошу слать в личных сообщениях, спасибо.
Знаете другие российские краудфандинговые проекты? Присылайте, я добавлю.

Автор: SpaceW


  1. Петр:

    Спасибо Вам большое за столь подробную статью!

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js