Что почитать о звуке в кино, видео и играх

в 11:46, , рубрики: аудимания, Блог компании Аудиомания, звук, звук в играх, кино, Работа с видео

Мы собрали для вас два десятка «аудиоманских» статей из нашего «Мира Hi-Fi» и с англоязычных сайтов. В подборке — тексты о любопытных решениях в озвучивании и дубляже фильмов, о звуковых спецэффектах в видеоиграх, а также об истории развития саунд-дизайна как индустрии.

Что почитать о звуке в кино, видео и играх - 1
Фото Björn Lindell / CC

Игры

  • «Восемь бит»: о звуках в старых играх. Жанр 8-битной музыки ведет начало от первых видеоигр. В нем имитируется или обыгрывается звучание, которое давали аудиочипы приставок Sega Master System, Game Boy, NES и других. В статье мы разбираемся, почему домашний компьютер Commodore 64 попал в Книгу рекордов Гиннесса, а также воздаем должное саунд-дизайнерам ранних 1980-х и первой игре на научно-фантастическую тему (спойлер: она еще была «немой»).

  • Сила звука: какие задачи он решает в играх. Представьте, что вы засели за видеоигру, где царит тишина, а ваши действия не способны произвести ни звука. Легко ли вам было бы отождествлять себя с ее героем и не охладеть к сюжету? Мы решили рассмотреть на конкретных примерах, как музыка и звуки в играх влияют на эмоции и поведение игроков.

  • Домашние проекты: как из подвала игровую комнату сделали. В Англии супружеская пара с помощью специалистов компании Majik House превратила подвал своего деревенского дома в игровую комнату с домашним кинотеатром — для себя и своих трех сыновей. Вникаем в детали: какой аудиотехникой оснастили помещение, какой предмет добавили в интерьер для игры в гонки и какой умной автоматизации подверглось пространство.

  • «Черт возьми, надо мной пролетел гигантский жук»: релиз SDK для объемного звука. Компания Google открыла исходники Resonance Audio — набора программных инструментов для создания объемного звука. С его помощью разработчики игр могут смоделировать, как звуковые волны будут взаимодействовать с виртуальной средой и как будет меняться их восприятие на слух. Коротко обрисовываем, какие возможности по построению звуковых ландшафтов дает система.

  • Как звуки и музыка делают видеоигры «живыми». На примере приключенческой игры Firewatch мы показываем, как звуковое сопровождение отражает изменения окружающей среды и развитие сюжета и создает реалистичную атмосферу. А заодно выясняем, что общего между музыкой в играх и саундтреками к фильмам «Братство кольца» и «Звездный путь».

  • Саунд-дизайн — «обработка» звуков с помощью черепа. Композитор и звуковой дизайнер Мартин Стиг Андерсен создал музыкальное сопровождение для Inside — игры в жанре платформера. В работе над проектом он использовал настоящий человеческий череп, чтобы придать саундтреку потусторонний оттенок. Андерсен написал колонку, в которой поделился подробностями своей инженерной находки. Также по ссылке доступны две версии одного аудиопассажа — со звуком, пропущенным и не пропущенным через череп. Решите сами, какой атмосфернее.

Музыка и звуки в кино

  • Какие необычные музыкальные инструменты используют в озвучке фильмов ужасов. В фильмах ужасов саундтрек играет огромную роль. Например, в «Хэллоуине» Джона Карпентера монотонная фортепианная мелодия ощутимо добавляет жути происходящему на экране. Для создания звуков, которые будут держать зрителя в напряжении и когда нужно усиливать его страх, режиссеры используют не только всем известные инструменты, но и нетривиальные, в том числе The Apprehension Engine — конструкцию для извлечения целого сонма хоррор-звуков. О таких изобретениях — в нашем обзоре.

  • «О, нет, опять»: музыка в кино и сериалах, которую мы слышим слишком часто. Песня I’ll Be There for You американской группы Rembrandts даже у тех, кто про эту команду знать не знает, вызывает в памяти сериал «Друзья». Ну а блюз-роковая Gimme Shelter, которую Rolling Stones выдали еще в 1969 году, у многих ассоциируется с появлением мафиози в фильмах Мартина Скорсезе. Мы устроили для вас мини-экскурсию по мелодиям и композициям, которые часто встречаются в кинофильмах и сериалах, и разобрались, какую функцию они выполняют и почему не каждая из них сама по себе хит.

Что почитать о звуке в кино, видео и играх - 2
Фото Vancouver Film School / CC

  • Как работают актеры дубляжа: двухсерийный обзор. «Человек-невидимка», экранизация одноименного романа Герберта Уэллса, стал первым полнометражным фильмом, который дублировали в СССР. И до сих пор — больше 80 лет — в нашей стране для большинства иностранных кинокартин и сериалов делается дублирование и закадровый перевод. Нередко за зарубежной звездой «закрепляется» голос отечественного актера: вспомним пару Скарлетт Йоханссон — Татьяна Шитова. В двух частях статьи мы рассказываем о разнице между дубляжом и озвучкой, о нюансах в переводе шуток и пытаемся ответить на вопрос, может ли дубляж быть лучше оригинала.

  • «Не вижу, но слышу»: о роли звука в ужастиках. Еще один материал о звуках в хоррорах: тема неисчерпаема. На сей раз мы обратились к правилам создания фильмов ужасов и к истории развития жанра. Вспоминаем зловещую музыку к немому фильму «Носферату. Симфония ужаса», а также выясняем, какую роль играют звуки природы в «Перебежчике» и почему даже самые обычные звуки в хорроре способны напугать нас до смерти.

  • «Звукоцех»: Как создают звуковое оформление для кино. Интервью со специалистом кинопроизводства и звукорежиссером Евгением Переяславцевым. Он рассказал о том, что такое звукоцех, сколько человек задействовано в озвучке кинофильмов и сериалов и за что отвечает каждый из них. В беседе Евгений вспомнил, с какими нетривиальными вызовами сталкивался (как вам такое — озвучить растущие из земли футуристические цветы?), поделился особенностями записи эффектов и объяснил, когда уместнее использовать микрофон-петличку, а когда микрофон-пушку на «удочке».

  • Саунд-дизайн «Тихого места»: как создать атмосферу страха с помощью тишины. В апреле 2018 года в широкий прокат вышел хоррор Джона Красинcки «Тихое место». Его тепло приняли критики и похвалил Стивен Кинг. По сюжету картины миром завладели кровожадные слепые создания, которые общаются с помощью щелкающих звуков. Чтобы выжить, главные герои вынуждены использовать язык жестов. Казалось бы, в фильме, где персонажи стараются как можно меньше шуметь, работа звукорежиссера должна быть сведена к минимуму. Однако, по мнению звукомонтажера Эрика Аадаля, это был один из самых сложных фильмов за его карьеру. Об особенностях звуковых эффектов в «Тихом месте» читайте в нашей статье.

Историческая рубрика

  • Как заработать состояние на шуме и стать легендой. Американская компания Dolby Laboratories, которая специализируется на технологиях в области звукозаписи, была основана в середине 1960-х изобретателем и инженером Рэйем Долби. Популярность и успех фирме принесло ее новшество — звук в формате Dolby Stereo. Одними из первых фильмов, снятых с его применением, стали блокбастеры 1977 года «Звездные войны» и «Близкие контакты третьей степени». Сорок с лишним лет спустя без Dolby нельзя представить ни один современный кинотеатр. Предлагаем вам познакомиться с насыщенной биографией Рэя Долби и историей создания технологии.

  • «Как экран стал говорящим»: история шоринофона. Эта статья посвящена разработке советского изобретателя Александра Федоровича Шорина, названной в его честь. Шоринофон — это предшественник магнитофона и одно из первых портативных устройств звукозаписи. С ним экспериментировали и с его помощью создавали звукоряд к своим фильмам Дзига Вертов и Александр Довженко. Как выглядели первые модели аппарата, какими были его технические характеристики, какую роль сыграл он в создании звукового кино, — все это в нашей мини-ретроспективе.

  • Революцию по телевидению не покажут: как Джордж Лукас изменил звук в фильмах. Джордж Лукас издавна уделяет звуковой составляющей своих фильмов не меньше внимания, чем визуальной. При съемках очередной части своей фантастической киносаги он стремился использовать новые на тот момент разработки. У нас, конечно, не сага, но вполне увлекательная история об изобретениях компании Dolby Laboratories в области объемного звука, об открытии собственных лукасовских студий аудиомонтажа Skywalker Studios и о том, как новый формат THX повлиял на обновление оборудования в кинотеатрах и на индустрию в целом.

Что почитать о звуке в кино, видео и играх - 3
Фото JFHayeur / CC

  • «Камера, мотор, музыка!»: как режиссеры используют винил в кино. У кино и винила связь давняя и интересная. С помощью матово сверкающей пластинки можно рассказать о личных вкусах героя, его любви к музыке или подчеркнуть его крутость, как в случае с Тони Старком и его классическим проигрывателем. Винил помогает создавать эмоционально насыщенные моменты, особенно романтические и ностальгические. Мы вспоминаем сцены из фильмов, где пластинка попадает в кадр не случайно и передает замысел режиссера.

  • Пара заметок о «Форресте Гампе». Лауреат премии «Оскар» за лучший звук Том Рэнди вспоминает о том, как велась работа над звуковым сопровождением фильма «Форрест Гамп», и рассуждает о взаимодействии изображения и звука в кино. Касается он и технической стороны создания звуковых эффектов в этой драме. Занимательный впечатляющий факт: в звуковой ряд фильма было так или иначе вплетено более 50 песен.

  • Как звук помогает видеть. Обстоятельная статья звукомонтажера и саунд-дизайнера Уолтера Мерча, работавшего над фильмами «Крестный отец», «Английский пациент», «Апокалипсис сегодня» (последний принес ему премию «Оскар» за лучший звук). В ней Мерч исследует историю звука и его отношение к киноповествованию. Так, он приводит примеры того, как появление звука в определенный момент может соответствовать или не соответствовать визуальному ряду и каким образом оно меняет наше восприятие происходящего на экране.


Больше интересного — в нашем Telegram-канале:

Что почитать о звуке в кино, видео и играх - 4 История бренда: Marshall
Что почитать о звуке в кино, видео и играх - 5 Несколько фактов об аудиокассетах
Что почитать о звуке в кино, видео и играх - 6 Что такое HD-винил


Автор: Audioman

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js