Конспектирование лекций с гаджетами. Путь к Microsoft. Часть вторая

в 22:05, , рубрики: ativ, lumia 630, microsoft, onenote, surface, Лайфхаки для гиков, никто не читает теги

image

Этот пост продолжает мою историю использования гаджетов в процессе обучения. Первый пост получил несколько вдохновляющих отзывов, поэтому спешу рассказать продолжение истории. Кроме того, я решил выложить записи своих лекций. Напоминаю, что речь в предыдущей части подошла к выбору нового мобильного телефона, взамен вышедшего из строя iPhone 4. Было это летом прошлого года. Хочу сразу сказать, что новое устройство, пришедшее на смену iPhone, играет теперь в моем обучении немаловажную роль, иначе его обзору не было бы места в этом посте. В сентябре прошлого года я пошел на второе высшее образование в Российский Государственный Гуманитарный Университет, институт психологии им. Выгодского, на факультет общей психологии. И, разумеется, уже не было сомнения в том, что писать лекции я буду не ручкой (да и разучился я так быстро писать, и почерк уже свой не разберу). Картинка в заголовке – лекция про спинной мозг. На рисунке сегмент спинного мозга, с выходящими из него аксонами нейронов периферической нервной системы.

Начав писать второй пост, я понял, что закончить свое изложение в нем не удается, поэтому последним постом будет третий. А в этом содержатся следующие главы:

Шатания
Lumia
Свайп!
Samsung ATIV, планшет на Windows
Страсти по Surface
Лекции

Шатания

Я долго присматривался к смартфонам серии Lumia, и вообще устройствам на базе Windows, и никак не мог определиться брать ли мне телефон на этой платформе, и если да, то стоит ли брать Nokia или лучше другую модель. В основном смущали чудовищные отзывы и противоречивые мнения, как о конкретных девайсах, так и о платформе в целом. Кроме того, интернет бурлил большим количеством сообщений о бракованной продукции от Nokia. Все это вкупе заставляло меня действовать аккуратно, с оглядкой, и постоянным чувством, что я делаю что-то не то. Разумеется, я уже несколько раз в магазинах держал в руках девайсы от Nokia, но определиться до конца было сложно. На ум постоянно приходила мысль о покупке ботинок, которые при примерке в магазине всегда кажутся в пору, но только их обуешь в «рабочем режиме» и уже через десять шагов понимаешь, что они крайне дискомфортные.

Помотылявшись так с недельку, заглядываясь на Lumia, я принял решение взять попробовать, что за зверь этот Windows Phone. Но, подстраховываясь, установил себе пару критериев: во-первых, взять самую последнюю модель, чтоб у нее была последняя версия операционки, со всеми возможными обновлениями, и более долгой поддержкой в будущем; а во-вторых не дорогую, чтоб не жалко было, если девайс окажется никаким.

Была выбрана одна из новейших моделей, не самая дешевая, но совсем недорогая – Nokia Lumia 630. Это была, по-моему, первая (и единственная тогда) из 30-тых моделей. Главное, что там уже стояла последняя версия Windows Phone, и не возникло проблем с обновлением на 8.1. Судя по отзывам владельцев ранних версий Microsoft’ских девайсов, радости от платформы никто не испытывал. Хорошо, что я не встречался с предыдущими версиями, и я искренне сочувствую владельцам таких устройств.

Lumia

Я купил его и пожалел… что не взял старшую модель (хотя из 30-тых кроме 630-той тогда ничего не было, но, если бы я знал – дождался бы). Мне достался хороший аппарат, без брака. Сначала, памятуя о негативных отзывах, я его максимально обсмотрел сразу после выдачи, включил. Мне показалось, что на стекле есть скол, но это оказалась всего лишь дырочка микрофона. При покупке на выбор предлагалось четыре цвета задней крышки – зеленый, рыжий, желтый и белый. Я человек относительно консервативный, поэтому выбрал белый. Однако в комплекте к каждому девайсу шла так же и черная крышка (в интернете писали, что некоторые ушлые вендоры вынимали ее и продавали отдельно).

В целом, первое впечатление было очень положительное – операционка встретила меня приветствием и провела через несколько простых шагов по настройке. Интерфейс и методы взаимодействия с пользователем покажутся знакомыми, неважно какой смартфон вы использовали до этого. Разбираться ни с чем не пришлось, все казалось знакомым и очевидным. Начался ад перфекциониста по расставлению плиточек ровненько и красивенько. Живые плитки тоже доставляют и интересной идеей, и информативностью. Плитка контактов переливается лицами из книги контактов, плитка прогноза от Гис-метео автоматически показывает погоду на ближайшие три часа, плитка таскменеджера выводит несделанные задачи. Список приложений, которые не находятся на главном экране, менее удобен, иногда устаешь пролистывать, если забыл, на какую букву называется приложение.

В Windows Phone не приходится ломать голову в поисках разных фич — если их нет в том месте, в котором ты ожидал их найти, то скорей всего их нет вообще. Частенько получалась такая ситуация, когда ты думаешь, «А вот была бы такая функция!», проверяешь, а она есть. Ощущение, что кто-то угадывает твои мысли. Например, несколько раз набив имя собственное с маленькой буквы, я подумал – вот была бы возможность исправлять это! Потом я начал развивать мысль – «А как бы я реализовал эту возможность?» Ну, наверное, как-то очевидно, например, выделить слово (а слово в Windows Phone выделяется одним тапом) и нажать шифт. Пробую – получается. Резкий выброс эндорфина и прочих опиоидных пептидов (не зря учил физиологию ЦНС). Хотя, возможно уже на всех девайсах так?

Зарядка. На пару дней активного использования хватает, но главное – это режим сбережения, который включается при уровне заряда 20%. Если активно не использовать телефон при достижении этого уровня, то хоть и перестают приходить push-уведомления, но еще можно денек с ним спокойно прожить (ну конечно не час в режиме разговора).

Что-то я совсем его захвалил. Недочеты есть и немало, в том числе и у платформы. Например, если из него при падении вылетает батарейка, то сбивается дата и время. При этом, несмотря на то, что стоит галочка устанавливать дату время автоматически, ни разу эта самая дата и время не выставилась. А после последней прошивки стал глючить браузер. На странице Яндекса периодически при попытке перевести курсор в поле ввода клавиатура показывается и сразу скрывается. И очень неудобно управлять курсором в тексте. В iPhone, в этом плане, его лупа при долгом тапе реализована лучше. Здесь же под курсором появляется маленький шарик, за который надо тянуть, но попасть в него тяжело.

Но не для описания телефона писался этот пост, обзоров его и так масса.

Свайп!

А вот эту вещь обойти стороной я никак не могу. Несмотря на то, что диагональ экрана у Lumia на дюйм больше чем у iPhone 4 (а в относительных значениях что-то около 28%, т.е. почти на треть) точность попадания по буквам на клавиатуре Lumia упала катастрофически! Видимо все же качество компонентов у iPhone выше, поэтому экран точнее распознает нажатия. Да и сам экранчик Lumia не очень – если на iPhone палец скользил по экрану, будто под ним воздушная подушка, то в Lumia все зависит от влажности пальцев – может скользить, а может наоборот прилипать. Однако все эти вещи с лихвой компенсируются так и не дошедшей до iPhone технологией набора текста Swipe. Привыкаешь к нему очень быстро, слова он распознает споро, берет имена собственные из книги контактов, и даже, есть такое ощущение, что некоторые незнакомые ему слова он берет из приходящих сообщений. Часто Swipe прощает и глупые ошибочные движения, только чуть увеличивается время распознавания введенного слова. Но и конечно не обходится без коллизий. Иногда вместо нужного слова подставляется созвучное. Однако в целом за реализацию метода – пятерка! И вот почему…

В один из прекрасных вечеров, когда я ехал на учебу, в какой-то момент я обнаружил, что мой ATIV разряжен (сюрприз-сюрприз от Samsung). Пошарив в сумке, я вспомнил, что оставил зарядку от планшета на работе, и помрачнел. Естественно, я давно уже не тянул записывать лекции ручкой, да и перепечатывать потом не хотелось. Можно было потом перепечатать с аудиозаписи – ребята пишут – но лекции по общей психологии читают нам очень тягомотно, а в записи, наверное, просто не выносимо. Сокрушенно кусая губы, я думал, что делать…

«А почему бы и нет?» — решил я, в конце концов.

Придя в аудиторию, я стырил с доски кусочек мела и сел за парту. Постелил перед собой шарф, что б было удобней, перевел Lumia в лэндскейп режим, тщательно протер экран. Кусочек мела я потер между пальцами правой руки, левой зафиксировал телефон и приготовился… Взгляды одногруппников были похлеще тех, которыми одаривали меня вначале моего пути конспектирования с гаджетами.

Думаю, вы догадались, что я начал набивать лекцию при помощи Swipe, водя пальцем по четырех-с-половиной дюймовому экрану моей Lumia. Почему бы нет? Скорость набора была на уровне, и даже, наверное, немного выше, чем на планшете, но я сильно спотыкался об имена собственные и кучу специализированных терминов (хотя Swipe и распознавала большое их количество). Кроме того, я немного перефразировал предложения, они становились более обтекаемыми и четкими, и слова я выбирал с большей вероятностью распознавания. С другой стороны, я успевал записывать даже больше чем обычно. Получилось, что большее количество смысла я записал более кратко. Оценив потом объем лекции, я понял, что он не сильно меньше лекций, набитых на планшете. Привожу здесь полный текст лекции, набитой мной за две пары на Swipe.

Полный текст лекции набитой в Lumia на Swipe за две пары

Вюртсбургская школа психологи сознания. Один из учеников Вундта Освальд Кюльпе основал собственную психологическую лабораторию. Основным методом их работы был метод ретроспективной интроспекции. Однако процесс решения интеллектуальной задачи трудно исследовать интроспективно. Нельзя назвать интеллектуальной задачей решение известной задачи или задачи, которая решается с помощью алгоритма. Интеллектуальная задача — это задача в рамках которой есть разрыв между тем что дано и тем что надо получить. Человек не может одновременно решать интеллектуальную задачу и использовать метод интроспекции. Психологи придумали ретроспективную интроспекцию. Метод заключается в том, что испытуемый сначала делает шаг в решении задачи, потом делать остановку и сообщает экспериментатору о своём мышлении. Одним из результатов стал вывод, что мышление нельзя изобразить, мышление не есть процесс который можно представить в наглядной форме — это безобразный и ненаглядный процесс. Психологии поняли, что процесс поиска решения не хаотичен, испытуемые совершают одни и те же ошибки.
1. Возникновение психологии как самостоятельной науки.
2. Возникновение эмпирического метода психологи.
Доказательство стало признаком научности психологи.
3. Открытие свойств и строения чувственной ткани сознания.

Критика классической психологи сознания.
1. Интроспекция является не научным субъективным методом.
2. Атомизм или элементаризм. Невозможно разделить сознание на отдельные элементы. Мысль о том что сознание состоит из элементов недоказуема.
3. Критика идеи ассоциации. Невозможно объяснить все виды психической деятельности ассоциацией.
4. Так и не удалось понять структуру сознания. Мы не можем выделить сам механизм сознания, мы можем получить только результат работы сознания.

Бихевиоризм.
В 1913 году выходит статья Джона Уотсона психология с точки зрения бихевиориста. Уотсон в ней критикует метод интроспекции. Он утверждал что не возможно построить на интроспекции научную школу.
1. У метода интроспекции крайне узкий круг испытуемых. Ее не возможно приметить к ребенку. Кроме того испытуемый должен быть подготовлен, пройти специальное обучение. Испытуемый должен быть очень психически устойчив. Так же испытуемый должен обладать высоким языковым развитием, ему для сотрудничества необходимо понимать зачем проводится эксперимент.

2.Недостаточность языка для описания процессов протекающих в сознании.
3. Метод интроспекции является не воспроизводимым.
4. Вопросы школы сознания являются схоластическими.
5. Интроспекция является вторичной деятельностью. Невозможно расщепить свое сознание не основную деятельность и интроспекцию.
6. Невозможно осознать то множество процессов которое протекает в сознании при помощи интроспекции.
7. Метод интроспекции явно вмешивается в течение первичного процесса и изменяет его.
бихевиоризм ставит психологию на другие рельсы — исследование человека так же как животного, ставя его в разные ситуации и наблюдая его поведение. На становление оказали влияние позитивизм и прагматизм. Огюст Конт и Эрнст Мах — яркие представители раннего позитивизма. Вторая волна Л Витгенштейн (начало 20 века). Основные идеи:
Философ не изобретает никакого нового знания, но обобщает известную картину мира получая новые факты. Методом позитивистским противопоставляют спекулятивные методы (основные на умозрении). Для позитивистов факты в науках важнее теории. Научное знание но не научного отличается критерием верификации. Если теоретическое знание не возможно подтвердить фактами — то это не наука.
Прагматизм сводится к мысли, что любая наука должна обслуживать запросы практики.

Под поведением понимается последовательность и совокупность реакций живого существа. Реакция не обязательно наблюдаема и может обнаруживаться с помощью специальных датчиков.
Сознание для нас это черный ящик, мы пытаемся только наблюдать выходные реакции на стимулы поданные не вход. Если мы знаем связь между стимулом и реакцией, то мы обладаем всеми тремя научными функциями — описание объяснение и предсказание.

Представление о методах.
Основным инструментом являются эксперимент и наблюдение. Возникает феномен формирующего эксперимента. В рамках констатирующего эксперимента можно различить врождённые стимулы и реакции. В основном поведение высших животных строятся на формирующихся реакций.
Уотсон нашел два стимула вызывающих страх — неожиданный громкий звук и потеря опоры.
Все реакции уже даны, и бихевиористы не могут понять откуда берутся новые модели поведения.

Факты понятия и эксперименты.
В основе бихевиоризма лежит принцип образования условных реакций. Происходит генерализация и дифференциация стимулов и реакций.

По практикуму курса общей психологии было задание понаблюдать за человеком и составить протокол наблюдения для определения его темперамента. Бегать за человеком с планшетом или описывать его действия в диктофон бесперспективно. Человек тогда ведет себя не лучше неудачно прошитого девайса, т.е. как кирпич. А вот когда ты невзрачно ковыряешься в телефоне, никакой реакции от наблюдаемого не будет – кто сейчас не залипает в гаджеты? Протокол я набивал на Swipe (но приводить его здесь не этично). Всем Свайп!

Samsung ATIV, планшет на Windows

Чуть позже, после Lumia, довелось мне подержать в руках этот девайс. Я бы, наверное, и не заинтересовался им вовсе (Samsung все же), если бы не впечатление от телефона на Windows Phone. Захотелось посмотреть, что представляет из себя планшет. Мне сразу же не понравился форм-фактор: 30х19 см полная длинна-ширина и 11 дюймов экран. Widescreen шестнадцать к девяти вообще непонятное решение для планшета. Что это еще за переносной кинотеатр? Однако стоит отметить, что качество компонентов и сборки весьма приятное, на уровне. Я повертел его в руках, включил-выключил, поигрался с дигитайзером (это цифровой стилус) и плитками. Ок, планшет как планшет, положил на полочку и забыл. Никакого применения ему тогда я не видел.

В то время я еще пользовался iPad, но в основном его использование сводилось к чтению книг и сёрфингу интернета. Спустя несколько месяцев, в октябре, я пошел учиться, и начал, как и раньше, использовать его для записи лекций. И он начал меня разочаровывать. Работал он совсем медленно, и программа, которую я использовал для записи лекций тоже престала меня устраивать. Записи можно было посмотреть и редактировать только на планшете, либо выгружать их в pdf через DropBox. Отсутствие OneNote для первых iPad'ов меня сильно фрустрировало. Я начал понимать, что пора искать ему замену, и вспомнил, что на полочке лежит никем не востребованный ATIV, к которому у меня свободный доступ (хорошо быть начальником ИТ отдела). Во-первых, после того, как я оценил преимущества Lumia меня стало подмывать попробовать как Windows ведет себя на планшете, во-вторых манил дигитайзер. Хотелось посмотреть, как цивилизованно решена проблема, с которой я боролся бесконечным перебором стилусов. Я взял его поучиться.

И на первой же лекции я понял, насколько его форм-фактор удобен для такого использования, пусть и неоднозначен для носимого персонального устройства. При наборе текста на iPad скрюченные над экраном руки мешали друг другу, прижимались большими пальцами, отчего скорость печати была медленней. Когда пытаешься печатать на узком экране, то даже плечи находятся в постоянном напряжении, поскольку стараешься держать руки ближе друг к другу, и параллельно, отчего прижимаешь локти к телу. Здесь же – на двадцати шести сантиметровом экране (в ширину) – ручкам было весьма свободно, плечи расслаблены. Это действительно было ощущение комфорта, и свободы движений.

А вот художественной литературы читать я на нем стал меньше чем на iPad. Программа для чтения при лэндскэйп режиме чтения разбивает текст на две колонки, а при портретном режиме он получается ну ооочень вытянутый. Ну и конечно выглядит эта лопатина в руках странновато. Одной рукой неудобно держать, читать можно только сидя… А вот с технической литературой наоборот! В портретном режиме влезает как раз одна страничка pdf, и не надо постоянно возюкать туда-сюда по экрану. Ок, просто книги стал читать на Lumia.

По скорости планшет вполне отзывчивый, но все же слегка задумчивый. Для учебы, чтения и работы нормально, но сильно его нагрузить не получится. Metro дизайн, который вообще не используется на десктопе, ненавящив и естественен на планшете. Режим рабочего стола на планшете используется в основном как менеджер файлов. Единственная программа для «полноценного Windows» которую я поставил это uTorrent, да и все равно это так – баловство. Да и наверняка есть планшетная версия торрента.

Скриншоты конспектов на Samsung ATIV

Конспектирование лекций с гаджетами. Путь к Microsoft. Часть вторая - 2
Конспектирование лекций с гаджетами. Путь к Microsoft. Часть вторая - 3
Конспектирование лекций с гаджетами. Путь к Microsoft. Часть вторая - 4
Конспектирование лекций с гаджетами. Путь к Microsoft. Часть вторая - 5
Конспектирование лекций с гаджетами. Путь к Microsoft. Часть вторая - 6
Конспектирование лекций с гаджетами. Путь к Microsoft. Часть вторая - 7
Конспектирование лекций с гаджетами. Путь к Microsoft. Часть вторая - 8

Рукописный ввод для гуманитарных наук не насколько важен, как для инженерных, но все же и здесь были рисунки, схемы. Теперь, используя фирменный Samsung’овский дигитайзер, я понял, чего мне так не хватало в приборостроительном, с моими утлыми попытками найти нормальный стилус. Задержка при вводе, наверное, есть, но это скорей всего технически обусловленная задержка, она не настолько заметна. Хотя я уже давно пишу стилусом, могу не замечать. А вот в боковых краях экрана дигитайзер работает плохо. Видимо где-то по сантиметру от краев экрана заканчивается его чувствительно поле. Сверху и низу такого не наблюдается.

Все же Samsung есть Samsung. Постоянно встречаюсь с такой проблемой, что планшет сам разряжается в сумке. Думаю, что ноги растут от датчика обложки, который включает планшет при открытии. При этом он может включить его, а может нет. Кроме того, иногда бывает, что если ты включаешь планшет с кнопки и примерно одновременно сработал датчик, то у планшета выключается экран до перезагрузки. Короче хорошие компоненты, и реализация, но постоянно какая-то непродумка…

Для конспектирования, разумеется, используется OneNote. И в его планшетной версии, писать лекции стало очень приятным занятием. Об этом и о других возможностях, которые подарил мне OneNote в следующем посте. Здесь же пока возвращаемся к девайсам.

Страсти по Surface

В какой-то момент я начал думать, что я скоро расстанусь с моим ATIV. Да и ощущения собственности не было – мопед-то не мой, так, поиграться взял. Я стал думать над подбором нового девайса. Мысли все время возвращались к планшету от Microsoft. Печально, но в России нет фирменного магазина Microsoft, и невозможно достать легально русифицированный Surface. Но в какой-то момент на российский рынок выбросили первое поколение Surface RT, которые видимо из-за свой неоднозначности, не нашли спроса на западном рынке. Я стал анализировать свое использование планшета, и, как я уже говорил, начал понимать, что в принципе «полноценный Windows» мне не нужен. Читалка, Word, OneNote, все что мне нужно работало на Surface RT не хуже, чем на «полноценном». Пугало, правда, ощущение, что из-за отсутствия популярности Microsoft скоро прекратит поддержку RT. Качество компонентов и скорость работы у Surface были неплохими, форма и расположение кнопок тоже. Несмотря на отсутствие стилуса я готов был взять его, хотя бы потому что меня очень привлекала его фирменная TouchCover. Все же теперь я больше печатал чем рисовал. Чем компенсировать рисование я уже знал – с таким-то опытом перебора стилусов. А вот заменить экранную клавиатуру сложнее. Какое-то время я даже рассматривал проекционную клавиатуру. Таскать с собой отдельную Bluetooth клавиатуру лень, да и особо привлекало, что TouchCover сенсорная, т.е. бесшумная. Кроме того, эта клавиатура была бы несколько больше экранной, ведь, например, на ATIV съедается четыре сантиметра (более 10 процентов) от ширины планшета по бокам экрана. Короче компактность, бесшумность, двойное применение (как обложка), использование полного экрана для работы, почти полноразмерная клавиатура. Короче хочу! Единственное почему я не взял его тогда – во всей сети больше не осталось ни одного Surface не с витрины, а на витринах стояли уж совсем заюзаные девайсы.

Пометавшись так какое-то время стал рассматривать другие устройства. Мне сильно импонировал HP Pavilion x2 10-k000nr с его отстегивающейся на магните клавиатурой – действительно оригинальное и удобное решение. Однако покупка его меня разочаровала… работал он быстрее ATIV, но дико грелся, был очень маркий, дважды наглухо завис за час использования, а качество сборки – просто ужас! Сенсорная панель на клавиатуре была с перепадом в полтора миллиметра, а по краям верхняя крышка прилегала к задней в некоторых местах неплотно, волной, образуя неровные щели. Итог – вернул на следующий день. Возможно с этим устройством кому-то повезло больше – отзывы о нем были хорошие. Я же зарекся – следующим будет Surface! Причём последний, третий, с фирменным дигитайзером, и клавиатурой! Пусть мне придётся даже заказывать его из Америки и самому наносить русский шрифт (ну и лопатить английскую операционку, видимо). Остался единственный вопрос к Surface – стучит ли клавиатура — его фирменный TypeCover и производится ли для него TouchCover?

Лекции

Лекции я расположил в облаке OneDrive. Ссылка для доступа.

PS: Последний пост этого цикла будет полностью посвящен использованию OneNote для конспектирования и облачных сервисов OneDrive. Рассчитываю написать его в течении ближайших 2-4 недель.
Спасибо за ваши отзывы.

Автор: dskozin

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js