Ночь с 20 на 21 августа 2022. Околополярные созвездия — часть 4

в 17:36, , рубрики: астероиды, астрономический календарь, астрономия, космос, Научно-популярное, планеты, созвездия
Ночь с 20 на 21 августа 2022. Околополярные созвездия — часть 4 - 1

В предстоящую ночь предлагаю моим читателям продолжить знакомство с околополярными созвездиями. Это будет уже 4-й урок, и на этом мы с околополярным созвездиями закончим, хотя, возвращаться к ним предстоит еще много раз, я надеюсь.

Но прежде пробежимся по планетам. В той или иной степени удобства и доступности они видны в предстоящие сутки все 8. Я имею в виду большие планеты Солнечной Системы: Меркурий, Венеру, Землю (если не забывать о ней и смотреть иногда под ноги — с восхищением и благодарностью прежде всего), Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

Плутон, прошедший противостояние еще в июле, тоже виден, но в очень сильные — профессиональные — телескопы. Мы же ограничимся объектами, доступными для наблюдения в легкую оптику — бинокли, трубы, небольшие телескопы, или такими, которые несложно сфотографировать недорогим фотоаппаратом (как показывает опыт, даже самый дешевый фотоаппарат, а зачастую и смартфон ночью зорче человеческого глаза).

Ночь с 20 на 21 августа 2022. Околополярные созвездия — часть 4 - 2

Солнце зайдет в Москве в 19 часов 45 минут лишь на 20 градусов севернее точки запада. До осеннего равноденствия остается месяц и Солнце уже ведет себя по-осеннему. Продолжительность дня не существенно превышает продолжительность ночи, а к равноденствию эти две части суток сравняются.

В момент захода Солнца планета Меркурий будет располагаться практически над точкой запада (20-25 градусов левее точки захода Солнца) и на высоте всего лишь 4 градуса — очень низко. заметить эту планету удастся лишь при соблюдении нескольких условий: открытый горизонт в западном направлении, исключительная прозрачность атмосферы, точное знание “куда смотреть”, обладание опыта поиска малозаметных объектов в светлом фоне зари и наличие трубы или бинокля — глазом заметить Меркурий в такой ситуации будет вряд ли возможно.

Условий много, а Меркурий один, правда, довольно яркий — около нулевой звездной величины — как самые яркие звезды небосвода. Но при свете дня это не считается.

С перемещением наблюдателя ближе к экватору — хотя бы в субтропики — видимость Меркурия становится более удовлетворительной. Но на широте Москвы и ближайшем её географическом окружении рассчитывать на успешные поиски Меркурия вряд ли имеет смысл.

Ночь с 20 на 21 августа 2022. Околополярные созвездия — часть 4 - 3

Располагаться на звездной карте этим вечером Меркурий будет на границе созвездий Льва и Девы.

Вблизи равноденствий — в пределах месяца по обе стороны от его даты — заметно сокращается продолжительность сумерек — вечерних и утренних. Уже через полчаса после захода Солнца можно увидеть первые звезды.

На нашем северном небе в конце лета самой первой загорается звезда Вега, возглавляющая небольшое созвездие Лиры.

Ночь с 20 на 21 августа 2022. Околополярные созвездия — часть 4 - 4

Вегу можно попытаться увидеть и раньше. Достаточно поднять голову вверх — Вега зажигается в зенитной области неба, и ничего другого там быть не может.

Чуть позже на полпути от Зенита до заката появляется оранжевый Арктур — альфа Волопаса. Арктур обладает той же яркостью, что и Вега, но он ниже, поэтому светит нам через более плотные слои атмосферы, где часть его светового потока теряется.

Ночь с 20 на 21 августа 2022. Околополярные созвездия — часть 4 - 5

К половине девятого вечера на небе появляются все основный навигационные звезды. Это звезды Летнего Треугольника — Вега, Денеб и Альтаир — они располагаются над южной стороной горизонта. Над западной стороной светит уже знакомый нам Арктур. И очень низко над юго-западом еще можно успеть заметить оранжево-красный Антарес из созвездия Скорпиона, прежде чем эта звезда и возглавляемое ею созвездие скроется за горизонтом.

А над юго-восточным сектором горизонта уже поднялся и ярко блещет Сатурн — не звезда, а планета — самая дальняя и тех, что без труда доступна наблюдению невооруженным глазом. В предстоящую ночь Сатурн виден очень хорошо. Он относительно близок к Земле (и теперь начинает удаляться, хотя на самом деле это Земля убегает от него), светит всю ночь — от заката до рассвета, и поднимается на вполне удобную для наблюдений высоту — около 20 градусов.

Располагается на звездной карте Сатурн в восточной части созвездия Козерога.

Ночь с 20 на 21 августа 2022. Околополярные созвездия — часть 4 - 6

Около полуночи, когда Сатурн поднимается на наибольшую высоту, немного восточнее его и существенно ниже — около самого горизонта — можно отыскать звезду Фомальгаут — альфу Южной рыбы. Фомальгаут — важная навигационная звезда, и самая южная из звезд, доступных для наблюдений в средних северных широтах.

На полпути от Сатурна к Фомальгауту в бинокль или трубу можно отыскать светило 5-й с половиной звездной величины, медленно дрейфующее по созвездию Водолея. Это малая планета Веста — самая яркая и крупная из астероидов главного пояса. Как и Сатурн, Веста находится в условиях наилучшей видимости для этого года. Через пару дней произойдет противостояние Весты.

Ночь с 20 на 21 августа 2022. Околополярные созвездия — часть 4 - 7

В середине ночи к востоку от Сатурна и Весты, но значительно выше них можно обнаружить еще две планеты.

Голубоватый по цвету Нептун — самая далекая из известных планет Солнечной системы — находится на границе созвездий Водолея и Рыб. Найти его можно, если перебираться от звезды к звезде в восточном направлении от заметного и хорошо узнаваемого астеризма “Лягушачья лапка”. Но Нептун — объект слабый, заметный только в телескопы, и желательно, чтобы диаметр объектива телескопа был от 80 миллиметров и более. И конечно же нужен опыт поиска слабых едва отличающихся от звезд объектов среди россыпей светил схожих по яркости.

Ночь с 20 на 21 августа 2022. Околополярные созвездия — часть 4 - 8

Эта поисковая карта поможет Вам в поисках.

Ночь с 20 на 21 августа 2022. Околополярные созвездия — часть 4 - 9

Юпитер, напротив, прекрасно виден без какой либо оптики — это ярчайшее светило предстоящей ночи, если не считать Луну, которая кстати, восходит до полуночи, не взирая на свою убывающую фазу и даже серповидность. Мы привыкли к тому, что старые лунные серпы видны лишь под утро. Но в начале осени у стареющей Луны в северном полушарии неоспоримый приоритет в условиях видимости. И этой ночью Вы сможете в этом еще раз убедиться.

Возвращаясь к Юпитеру стоит отметить, что предстоящая ночь очень хороша для наблюдения его спутников, которые классическим образом раскинуться по обе стороны от планеты. Эти спутники открыл еще Галилео Галилей более 400 лет назад, когда наблюдения небес в телескоп не слишком поощрялись властью и церковью. Но теперь ничто не мешает нам взглянуть на них в бинокль, трубу или телескоп — это уже можно.

Ночь с 20 на 21 августа 2022. Околополярные созвездия — часть 4 - 10

Светит нам в эту ночь Юпитер из созвездия Кита, хотя такое расположение для планет не характерно. Мы привыкли видеть их в пределах зодиакальных созвездий, к коим Кит не относится. Но совсем рядом начинаются водные просторы созвездия Рыб, и относительно скоро Юпитер окажется именно там.

Над ярким Юпитером возвышается огромный — возможно, самый большой астеризм небосвода — квадрат Пегаса, сложенный из звезд 2-й звездной величины — сравнимых по яркости со звездами Ковша Большой медведицы. Если Вы увидите Юпитер, попробуйте отыскать и Квадрат Пегаса — самый большой звездный правильный квадрат.

Ночь с 20 на 21 августа 2022. Околополярные созвездия — часть 4 - 11

Восточнее Юпитера с полуночи видны еще две планеты — Марс и Уран. Но лучше начинать их наблюдения позже, чтобы они успели подняться повыше над горизонтом. особенно это касается довольно слабого по яркости Урана — ведь его придется искать в бинокль или трубу.

Ночь с 20 на 21 августа 2022. Околополярные созвездия — часть 4 - 12

Уран медленно движется по созвездию Овна.

Марс уже несколько дней как перебрался в созвездие Тельца, и даже успел пройти мимо рассеянного звездного скопления Плеяды, хотя и предстоящей ночью будет рядом с ним. Но сейчас уже правильнее будет говорить о том, что Марс проходит между Плеядами и Гиадами.

В похожей ситуации была луна прошлой ночью. Но теперь она переместилась существенно дальше к востоку и хорошо видна неподалеку от звезд бета и дзета Тельца, именуемых иногда “Рогами Небесного Быка”.

Ночь с 20 на 21 августа 2022. Околополярные созвездия — часть 4 - 13

За час до восхода Солнца есть смысл переключить внимание на северо-восточный сектор горизонта, где ожидается скорый восход яркой Венеры, которая будет ярче Юпитера, но возможно не столь заметна в свете утренней зари, и еще потому, что видна очень низко над горизонтом. Стоит позаботится о поиске подходящего места наблюдений, откуда северо-восточный горизонт максимально открыт.

Ночь с 20 на 21 августа 2022. Околополярные созвездия — часть 4 - 14

26 августа утром рядом с Венерой пройдет исключительно тонкий серп старой луны, и к его наблюдению нужно подготовиться заранее — особенно это касается выбора места. Иначе рекордно-тонкую луну вы не увидите. Месяц назад я столкнулся именно с этой проблемой. Но мне повезло, от предыдущего сближения Луны с Венерой остались красивые снимки.

Ночь с 20 на 21 августа 2022. Околополярные созвездия — часть 4 - 15

Их много. И все они здесь: https://astroreview.blogspot.com/2022/07/20220727.html

А теперь перейдем к заждавшимся нас околополярным созвездиям, для чего отмотаем время вспять — примерно к полуночи.

Знакомимся с околополярными созвездиями. Часть 4

В прошлых трех частях мы уже научились находить Ковш Большой медведицы, а с его помощью Полярную звезду — единственное светило на северном небе, которое не меняет своего положения над горизонтом в течении всей ночи, и даже в течении года. Разумеется, это утверждение справедливо для наблюдений в пределах точности глаза. астрономические приборы выявляют небольшие смещения положения Полярной звезды. Но для нас сегодня это некритично.

Цефей

Сегодня главным героем нашего урока станет Цефей — муж красавицы Кассиопеи и царь Эфиопии по совместительству. Это созвездие, как и Миф о Персее и Андромеде, придумали античные греки, и положение Эфиопии на карте Мира той эпохи представляли в несколько ином месте — где-то в среднем течении Нила, чуть южнее Пирамид. Но никак не в экваториальной Африке, где Эфиопия находится теперь. И скорее всего речь совсем не об Эфиопии, а о другой стране, которая в античную эпоху называлась каким-то похожим словом.

Почему я акцентирую внимание на этом?

А потому что странно было бы помещать созвездия Царя и Царицы некоторой страны в такую часть неба, которая из этой страны практически не видна. Ведь из экваториальных областей Земного шара околополярные созвездия видны так себе — где-то у горизонта, и никогда не поднимаются.

Но, как бы то ни было, а в отличии от уже известной нам Кассиопеи — созвездие ярком, броском, как и сама царица Кассиопея, созвездие имени её супруга представляет собой фигуру неясных очертаний, сложенную из неярких звезд. Как впрочем и сам мифологический Цефей был персонажем слабым, допустившим некрасивое по отношению к богам поведение собственной жены, что привело его страну к катастрофе…

Но все же Цефей был царской фигурой, и сказать, что его созвездие уж совсем непримечательное, тоже нельзя.

Ночь с 20 на 21 августа 2022. Околополярные созвездия — часть 4 - 16

Найдем звезды, из которых сложена фигура этого царя.

Нам вновь потребуется Ковш Большой Медведицы.

Как мы делали уже много раз, соединим крайние звезды черпалки Ковша — альфу и бету Большой Медведицы, и проведем линию ввысь, пока она не выведет к Полярной звезде — это примерно 5 расстояний между звездами альфа и бета Большой Медведицы. Но в этот раз мы двинемся дальше, и продолжим нашу линию дальше — за полярную звезду — еще на две такие “условные единицы”.

Ночь с 20 на 21 августа 2022. Околополярные созвездия — часть 4 - 17

Эта линия укажет нам на звезду Гамма Цефея, имеющую собственное имя “Эльрай”. Это относительно слабая, но все же заметная глазом звезда 3-й звездной величины. На самом деле это довольно близкая к Солнцу (45 световых лет) система из двух звезд, вокруг одной из которых обнаружена планета. Эта звезда вторая по яркости в созвездии и с ней начинается наше знакомство с созвездием Цефея.

Если мы продолжим нашу линию дальше, то опять увидим знакомую нам Кассиопею. Если переломим ей в районе полярной звезды под 90 градусов и свернет налево — встретим голову Дракона, известную нам по предыдущему уроку.

А где же Цефей?

Он между Головой Дракона и Кассиопеей.

Ночь с 20 на 21 августа 2022. Околополярные созвездия — часть 4 - 18

Традиционно Цефей изображается “перевернутым домиком”, вершина которого — уже знакомая нам звезда Эльрай. А дальше — вверх от Эльрая расходится “рогатка” к двум следующим звездам схожей яркости, и дальше — еще к двум. Вот и всё пятизвездие Цефея.

Казалось бы, просто, но в городских условиях найти все эти пять звезд с первого раза мало кому удается.

Самая яркая звезда Цефея — альфа — “Альдерамин” — легко находится посередине пути между крайней звездой Кассиопеи и Головой Дракона.

Ночь с 20 на 21 августа 2022. Околополярные созвездия — часть 4 - 19

Но можно найти её и иначе.

Помните, я рассказывал, что Ковш Большой медведицы — это еще не все созвездие — Большая Медведица сильно крупнее, и имеет помимо Ковша еще и голову, передние лапы, задние…

Нам нужна Голова Медведицы. Это группа звезд правее черпалки Ковша.

Ночь с 20 на 21 августа 2022. Околополярные созвездия — часть 4 - 20

В голове Большой Медведицы есть неяркая, но заметная звездочка — h UMa — прямо на продолжении линии от Дельты к Альфе.

Ночь с 20 на 21 августа 2022. Околополярные созвездия — часть 4 - 21

Проведя линию от h UMa до Полярной и далее на такое же расстояние, мы наткнемся на Альберамин — альфу Цефея, попутно зацепив и Бету Цефея — Альфирк.

Ночь с 20 на 21 августа 2022. Околополярные созвездия — часть 4 - 22

Дальше достроить фигуру созвездия Цефея — тот самый “домик” — не составит труда.

Оказавшись в условиях хорошей видимости звезд — далеко за городом или лучше всего в горах, и проделав все предложенные процедуры, вы сможете обнаружить, что у второй звезды в основании “домика” — около Дзеты Цефея — есть некоторое интересное звездное окружение из слабых, но компактно расположенных светил. Это так называемая “Корона Цефея”, среди которых самая правая звезда (отнесенная в сторону Кассиопеи) — это знаменитая Дельта Цефея — одна из самых известных переменных звезд, с которой по сути и началось изучение звездной переменности. Она возглавляет необыкновенно важный для астрономов класс переменных звезд, названный в честь нее “Цефеидами”. Благодаря обнаружению подобных по характеру переменности других звезд этого класса в соседних галактиках стало возможным измерить расстояние до других “звездных городов”. Не будет преувеличением сказать, что Дельта Цефея открыла ученым ворота в межгалактическую астрономию.

Ночь с 20 на 21 августа 2022. Околополярные созвездия — часть 4 - 23

У нас остались неизученными еще пара созвездий околополярной области. Это Жираф и Рысь.

Не уверен, что Вы вообще о них слышали, а уж фигуры этих созвездий вряд ли кто-то сумеет нарисовать, ведь в пределах территорий этих созвездий ярких звезд нет. И даже звезд средней яркости там не сыскать.

Впрочем, не лишним будет знать, где эти созвездия расположены.

Жираф

Он начинается между хвостами Дракона и Малой Медведицы (Полярной звездой). Не знаю, есть ли у Жирафа хвост, но если есть, его место было бы кстати вблизи Северного Полюса Мира — хвосты к хвостам. Но, увы, там обычно рисуют его голову.

Ночь с 20 на 21 августа 2022. Околополярные созвездия — часть 4 - 24

Попробуем найти две ярчайшие звезды Жирафа — альфу и бету.

Как мы искали Голову Дракона, проводив от Ковша путеводную линию к Полярной звезде, ломали это направление под прямым углом и продолжали на такое же расстояние. Но теперь мы ломаем направление на Полярную в другую сторону.

Ночь с 20 на 21 августа 2022. Околополярные созвездия — часть 4 - 25

Альфа и Бета Дракона — звезды 4-й звездной величины — в черте города их можно и не увидеть. Но если Вам удалось их заметить, поблуждайте вокруг. Кто знает, быть может Вам удастся увидеть и всего “Звездного Жирафа”.

Ночь с 20 на 21 августа 2022. Околополярные созвездия — часть 4 - 26

Рысь

Это незаметное созвездие притаилось под Жирафом и между головой, передними лапами Большой медведицы и созвездием Возничего с яркой желтой звездой Капеллой. Но в созвездии Рыси нет ни одной звезды, видимой в черте города. В горных условиях, конечно, в этой части неба найдется немало слабых звезд, но сложить из них фигуру кошачьего существа вряд ли кому-то удастся. Во всяком случае, Ян Гевелий, с легкой руки которого на звездных картах появилась Рысь, так объяснил причину возникновение этого созвездия:

«В этой части неба встречаются только мелкие звёзды, и нужно иметь рысьи глаза, чтобы их различить и распознать»

Ночь с 20 на 21 августа 2022. Околополярные созвездия — часть 4 - 27

Регулярные обзоры предстоящих астрономических явлений в телеграм-канале "Вселенная и Человек", и в одноименном Астроблоге.

Поддержать автора можно здесь.

Спасибо!

Ясного Мирного Неба Всем!

Автор: Андрей Климковский