Почему аспирантура не только зло, но и…

в 13:49, , рубрики: аспирантура, карьера, Карьера в IT-индустрии, образование, Читальный зал

Прочитав статью с хайп-заголовком, я сделал только один вывод: автор так и не поняла ее смысл. Точнее канва повествования понятна, я не буду спорить с проблемами высшего образования, которые тянутся давно и решаться будут явно не сейчас, но... Не все так страшно и по своему личному опыту (25 лет рабочего и 12 лет преподавательского) я могу сказать, что аспирантура, а тем более законченная аспирантура мне не помешала, а даже помогла (и помогает) до сих пор.

Дисклеймер: "Мнение автора может быть альтернативно вашему и для вас это может не сработать!"

Иметь такие корочки не зазорно.
Иметь такие корочки не зазорно.

Я закончил ВУЗ в 2000 году, имея за спиной уже три года работы как в самом ВУЗе (сначала лаборантом в ИТ-отделе, потом инженером), так и в коммерческой компании. Занимался я с коллегами тем, чем и многие другие: заказывал комплектующие, собирал компьютеры, настраивал софт, прокладывал сети и строил системы видеонаблюдения. Сразу скажу, что по образованию я не ИТ-шник, а инженер-конструктор машиностроительного профиля. Меня учили создавать станки и инструменты для металлообработки, а мир ИТ начиная со школы был моим хобби.

В аспирантуру я поступил в том же 2000 году, параллельно начав преподавать в ВУЗе. И благополучно сдав кандидатские я также благополучно профукал положенные три года на написание диссертации. Сказалось и то, что в 2002 году мой научный руководитель уехал в другой город руководить там филиалом моего же головного ВУЗа, а заканчивать научную работу в далеке от того, кто непосредственно может помочь это сделать, достаточно проблематично. Особенно если добираться до научного руководителя теперь нужно было 5–6 часов в одну сторону в другой регион. При этом я был ассистентом в ВУЗе на 0.25 ставки (минимально необходимый стаж для аспирантуры) и работал инженером в ИТ-отделе типографии местного филиала Газпрома, поэтому проблем со средствами не испытывал, как и не переживал о своей ИТ-карьере.

Увы, выбор пришлось сделать и в 2003 году волевым решением я бросаю и ИТ и родной город и уезжаю дописывать диссертацию. И тут всплывает плюс этого решения (назовем его плюсом вне рейтинга): не будь у меня аспирантуры, я бы не уехал в город, в котором я прожил уже 19 лет, и я бы не нашел жену.

Да, эти три года были не совсем легкие для молодого ассистента (затем старшего преподавателя), тем более семейного. Но диссертация была завершена и в июне 2006 года я получил заветное звание кандидата технических наук и достаточно ощутимое повышение в зарплате при уменьшении общей нагрузки. А так как преподавал я при этом ИТ-дисциплины: Операционные системы, Сети ЭВМ, Устройство ЭВМ, Проектирование АСОИУ и вел дипломные работы также по ИТ-тематике, то свое саморазвитие в ИТ-части я не терял, что позволило мне в 2008 году снова вернуться в мир Linux и ИТ-технологий, а уже в 2011 году уйти из образования в ИТ-отрасль и смежную с ней, где я работаю до сих пор.

Но что же мне дала диссертация и почему я не считаю аспирантуру, а тем более научную степень зря потраченным временем.

Во-первых, любая диссертация — это огромны пласт документации. Ты учишься оформлять документы по стандартам и требованиям, тебе приходится работать с реальными предприятиями, организациями, смотреть большое число примеров такого оформления и теперь меня не пугают слова "документация должна быть оформлена по 19 или 34 ГОСТ".

Во-вторых, начало диссертации начинается с НИР. Патентный поиск, конкурентный поиск, поиск решений-аналогов в данной области похожи на то, что необходимо делать при запуске любого проекта. После диссертации написание грантов для того же Фонда содействия инновациям (по крайней мере в технической части) не вызывало проблем. В будущем мне не раз пришлось быть научным руководителем на НИР ИТ-проектов и даже помогать оценивать заявки на гранты.

В-третьих, написание диссертации требует выхода за рамки твоего диплома. Моя диссертация была посвящена исследованию прочностных характеристик нетрадиционных планетарных передач и мне пришлось создавать для нее математический аппарат (привет Wolfram Mathematica), интегрировать ее с Компас 3D, строить модели для анализа в CAE-среде и даже создавать автоматизированные установки для испытаний. Для последнего мне пришлось погрузиться не только в оптику, так как моя установка показывала напряжения в зацеплении зубьев из акрила в поляризованном свете, но и в электронику. Arduino еще не было, и я использовал 1-Wire шину и датчики на ней для циклического испытания редуктора на прочность, считывая показания с концевых датчиков, датчиков температуры и напряжения. Плюс пришлось углубиться в программирование, создав ПО для этой установки. Все это пригодилось мне в будущем, например когда я разрабатывал робототехнический конструктор Scratchduino (теперь это часть РОББО) или участвовал в популяризации Arduino в России.

Четвертый плюс — навык написания текстов. В процессе работы над диссертацией ты много пишешь. Статьи, книги, заявки на патенты, саму диссертацию. Ты привыкаешь облекать свои мысли в текст нужного стиля и формата. И начав писать в 2000 году (а на деле еще раньше) я продолжаю это делать. И в последнее время данный вид работ у меня вышел на основной план: сейчас я больше копирайтер и технический писатель, чем кто-то другой.

Пятый плюс — дополнительно изучаемые предметы. Кандидатский минимум в мое время содержал в себе три вещи: иностранный язык, философию и педагогику. Если философия для меня была больше, как ступень повышения моей эрудированности, то вот иностранный язык мне "аукается" до сих пор. Я успел поработать переводчиком в журнале Linux Format и продолжаю заниматься техническим переводом (или написанием текстов сразу на английском языке) до сих пор.

Педагогическое образование же помогает мне участвовать в различных проектах, связанных с детьми. Из моих личных — это издательство научных игр ПРОСТОРОБОТ, но я также приложил руку к школьному Linux, выпускав дистрибутив Edumandriva в 2008–2012 годах.

Шестой плюс — сама ученая степень. Множество тендеров, грантов и прочих мероприятий с госучастием требуют наличия в команде людей с ученой степенью. В ВУЗы всегда нужны преподаватели с ученой степенью и им отдается предпочтение. Научно-исследовательские отделы предприятий также с удовольствием берут на работу людей с ученой степенью. Это мой запасной вариант (мне все-таки уже под 45 лет) по работе и мой козырь. Хотя в моем случае на меня чаще работает моя трудовая книжка.

Плюсы я могу перечислять еще и еще, но основная мысль, которую я хотел бы донести, следующая: аспирантура — это еще одна ступень вашего развития. Закончите ее вы или нет, три года — это не выкинутое время из вашей жизни (при чем для мужского пола два из них можно "потерять" в той же армии). Она не дает вам черную метку "училки", не заставляет вас посвятить остаток своего времени науке или преподаванию, хотя для некоторых это, наоборот, лучший вариант, не мешает вам самостоятельно развивать ваши ИТ навыки, чтобы потом пройти собеседование и устроиться на работу. Да, некоторые компании, видя ученую степень, будут убеждать вас в "оверквалифае", но в большинстве случаев им нужен не человек, который умеет думать, а "молодой и глупый".

Готов в комментариях ответить на ваши вопросы, а также не стесняйтесь написать ваше мнение о данном вопросе. Особенно, если, как и в моем случае, аспирантура стала не тупиком, а дверью к росту.

Автор: Александр Казанцев

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js