Обзор скроллер-шутеров для игровой приставки NES (Famicom)

в 11:46, , рубрики: Famicom, Nes, Песочница, метки: ,

Что это такое?

Окружённый бесчисленными врагами, в виде мутировавших гипертрофированных космических насекомых, непрерывно продвигаясь вперёд и храбро прогрызая лазерами, ракетами и пулемётами себе путь сквозь них, мчится в безвоздушном пространстве истребитель. Собирая всевозможные бонусы в виде дополнительных ракет или жизней, он готовится к встече с боссом, хотя может и обойдётся без него, чтобы в конце уровня обрести заслуженный отдых на своей базе, пополнить боекомплект, отремонтироваться, улучшить имеющееся в наличии оборудование или приобрести новое — и снова в бой!

И так 999 раз, если разработчики игры не сжалились над игроком и не сделали количество уровней хотя бы на порядок поменьше, с незначительными, зачастую, изменениями фона и разнообразием врагов, которых предстоит уничтожить отважному космолётчику(аквалангисту, боевому роботу и пр.).
Если вы видите на экране нечто похожее, то это ярковыраженная аркада-скроллер. «Аркада» означает, что геймплей упрощён до предела(бей-беги) и элементарность управления, а «скроллер» — это неприрывно движущийся экран, без возможности притормозить и хоть чуть-чуть поразмыслить над происходящим. Скроллеры делятся на вертикальные и горизонтальные, в первом случае движение происходит снизу-вверх, а во втором, соответственно, слева направо, хотя может в арабских играх и справо налево). Действие скроллера может происходить в любых декорациях- это может быть даже шахтёр, пробивающий себе путь на поверхность земли из заваленной шахты, главное — это постоянное движение экрана. В большинстве случаев управляемый нами объект может свободно перемещаться во всех направлениях, стрелять различными боеприпасами, собирать бонусы, уклонятся от препятствий и… вроде всё). Действия врагов тоже не слишком разнообразны — их можно условно разбить на 3 типа:

  • Враги появляются в дальнем от нас краю экрана и не меняя траектории движения, проходят через весь экран, возможно чем-нибудь постреливая
  • Враги появляются в дальнем от нас краю экрана и движутся к противоположному его краю, меняя траекторию движения по какому-нибудь нехитрому алгоритму (зигзагом, наискосок или по спирали)
  • Враги появляются в дальнем от нас краю экрана и двигаются случайным образом, такие враги чаще всего не исчезают, пока их не убъёшь

В конце уровня нас может поджидать босс — особенно «толстый» и неприятный противник, обладающий уникальным вооружением — но это совсем не обязательно. Кстати, в некоторых случаях при появлении «статичного» босса, например, наземной батареи гаубиц, экран может перестать двигаться и придётся проявить чудеса изворотливости. Дополнительная информация, выводимая на экране — это обычно количество жизней, набранные очки и выбранный на данный момент тип оружия. Так же возможно наличие индикатора в виде прогресс-бара жизни и/или энергии.

Большинство скроллеров выпускалось под игровые приставки (Atari, NES, SEGA и т.п.) и аркадные автоматы. Пик их популярности приходится на середину девяностых годов прошлого века. Новые игры данного жанра сейчас можно встретить разве что только в браузерных флэш вариантах. Из относительно современных можно выделить «Jets’n’Guns» (2004 г.), выпущенную под ПС и «Touhou Project». Но поскольку журнал у нас «8-ми битный», то интересуют нас только игрушки выпущенные под платформу NES (она же Famicon, она же Dendy).

1942

image
Итак, начнём с первой, на мой взгляд, достойной упоминания игры, а именно «1942», выпущенной в 1984 году компанией Capcom для аркадных автоматов. В последствии она была портирована на ряд других платформ, в том числе и на NES в 1985 году. Действие игры происходит, как вы уже могли догадаться по названию, во время Второй мировой войны. Сюжет весьма прост — пилотируя американский истребитель вы должны долететь до Токио, попутно уничтожив весь японский военно воздушный флот. Некоторые виды самолётов в игре имеют реальные прототипы, например истребитель, под управлением игрока — это «Lockheed P-38 Lightning», а среди вражеских самолётов угадываются силуэты таких машин, как «Mitsubishi A6M Zero» и «Kawasaki Ki-61».
«1942» — это классический «вертикальный» скроллер. Каждый уровень начинается с того, что вы взлетаете с палубы авианосца и вас тут же атакуют сонмища японских камикадзе, за уничтожение которых вам начисляются очки. Набрав определённое количество очков вы получаете дополнительную жизнь. А уничтожив полностью сет из стайки самолётов, движущихся по сложной траектории, вы получите один из бонусов в виде усиления оружия или сопровождающий нас дополнительный самолётик, который так же стреляет по врагам. Количество патронов для пулёмёта неограниченно, в отличие от «супероружия», применив которое, вы уничтожаете всех находящихся на экране противников одним махом. И ещё у самолёта есть редко встречающаяся в играх подобного жанра способность сделать «мёртвую петлю», тем самым на время уйдя из под удара противника. В игре довольно много не сильно отличающихся друг от друга уровней, но всё-таки после 32-го приземления на наш, ставший уже родным авианосец, игра заканчивается безоговорочной капитуляцией Дай-Ниппон.

Разнообразием внешнего вида и поведением вражеские самолёты тоже не отличаются — их было мною замечено не более десяти модификаций. Музыка, если так её можно назвать, и прочие звуковые эффекты явно не на высоте и уже после нескольких первых уровней хочется отключить звук вообще. Однако, все эти минусы сильно бросаются в глаза по прошествии почти трёх десятков лет после выхода этой игры, а для своего времени это был настоящий хит! Всего было продано около 1,2 миллиона копий всех трёх частей, входящих во франшизу «1942 Series». Это конечно не такой выдающийся результат как, например, у игры Super Mario bros — её копий было продано около 40 миллионов, но тоже весьма неплохо для игровой индустрии. Среди же всех франшиз самой корпорации Capcom, «1942» занимает почётное четырнадцатое место, уступая, естественно, таким монстрам, как «Mega Man Series» — 28 миллионов копий, «Street Fighter Series» -25 миллионов, «Ghosts 'n Goblins Series» — 4,3 миллиона и другим более известым и долгоиграющим играм.
Ах да, в игре имеется режим кооперативного прохождения с напарником, что безусловно является большим плюсом для игр данного жанра.

Для того чтобы в конце статьи можно было сравнить все рассматриваемые игры, мною введено 4 критерия для их оценки по 5-ти бальной системе, где 5 — это супер круто, а 1 — полный отстой.
Оценивать буду я, так что на объективность не надейтесь). Итак, критерии будут такими:

  • 1) Управление
  • 2) Графика
  • 3) Звуковое сопровождение
  • 4) Сложность прохождение
  • 5) Сюжет

К четвёртому пункту требуется небольшое пояснение -оцениваться будет не абсолютная сложность игры, то-есть пятёрку получит не совершенно непроходимая игра, а как бы это сказать… сбалансированная. Слишком простая игра не успеет увлечь игрока и после первого прохождения скорее всего будет «поставлена на полку», а слишком сложная отпугнёт игрока своей непроходимостью и так же будет быстро заброшена. Поэтому в игровом балансе, как и везде, «рулит» золотая середина — сложность постепенно возрастает от уровня к уровню, совершая пикообразные скачки во время встречи с боссами уровней. Последние уровни должны быть сложнее ещё и для того, чтобы человек прошедший игру почувствовал моральное удовлетворение от успешного преодоления трудностей.

Что бы каждый раз не повторяться и не перечислять эти пункты, буду просто писать 5 цифр, каждая из которых является оценкой 1,2,3,4 и 5 пунктов соответственно. Игра «1942» получает от меня следующие оценки: 3, 3, 2, 2, 1.

Macross

image
Некоторые игры приобретают популярность не только из-за своих исключительных игровых качеств, таких как увлекательный геймплэй или сногсшибательная графика, но и благодаря тому, что они были основаны на известном фильме, мультсериале ил комиксе. К таким играм мне кажется относится и мой следующий препарируемый — «The Super Dimension Fortress Macross». Эта игра основана на популярнейшем аниме в жанре «меха» — Macross, у нас более известном, как «Robotech». Сказать по правде, в игре из самого аниме взято немного: узнаваемые очертания истребителя VF-1, некоторые корабли противоборствующей землянам расы Зентреди и космический ландшафт. Но опять-таки сделаем скидку на год появления игры — 1985, и ограниченные параметрами консоли возможности разработчиков. Хотя истинным фанатам данного мультсериала было достаточно и этого.

Для сокращения количества букв в данном тексте дальше я буду называть её просто «Macross». Игра была разработана и издана корпорацией «Namco»
в 1985 году для платформы Famicom(NES). Данных по продажам я так и не смог найти, но, судя по всему, продано было не более 100 000 копий. К наиболее известным сериям, принадлежащим «перу» «Namco» можно причислить «Tekken Series», «Ace Combat Series».
«Macross» представляет собой горизонтально ориентированный скроллер с «Валькирией» (она же VF-1)в главной роли. Истребитель, которым нам предстоит управлять, имеет три конфигурации: классического истребителя, так называемой, GERWALK (Ground Effective Reinforcement of Winged Armament with Locomotive Knee-joint) — самолёт с руками и ногами, если быть проще, и гуманоидного робота. В каждой из трёх конфигураций меняется стиль управления. В первом случае движение вперёд по экрану ускоряется до максимума, но становится проблематичным маневрирование по вертикальной оси, в последнем — мы движемся медленно, но получаем взамен сверхманёвренность. Переключение между конфигурациями происходит мгновенно, что позволяет демонстрировать прямо-таки чудеса пилотирования. На вооружении у нас есть лазерная пушка с «бесконечным» боекомплектом и ограниченные неуправляемые ракеты. В качестве противников нас ожидаюттак же хорошо узнаваемые боевые единицы инопланетян. Это в большинстве своём «Reguld» и в качестве минибоссов уровней «Glaug» и «Queadluun-Rau». Начиная со второго уровня путь нашей «Валькирии» будут преграждать ещё и минные заграждения, а собирая круги с эмблемой макроса и разными буквами можно восстанавливать запас здоровья, получать дополнительные 5000 очков или пополнять запас ракет. В конце каждого уровня имеется босс — это всегда средний командный линкор Зентреди. Увернувшись или уничтожив все лазерные турели на его корпусе, мы попадаем внутрь, где и довершаем разгром космического исполина неприятеля за отведённые на это 45 секунд. Во время уничтожения ядра реактора линкора наш истребитель будет атакован собственной защитой ядра, в этот момент лучше быть в конфигурации GERWALK. Так же как в предыдущей игре, декорации от уровня к уровню особо не меняются, просто возрастает количество всевозможных супостатов и в определённый момент они заполняют весь экран. Гэйм овер). А если серьёзно, то данных о количестве уровней мне найти не удалось, так же, как и пройти её самому.

В качестве саундтрека ненавязчиво звучит восьмибитный кавер песни «Shao Pai Long» («Little White Dragon»), которую в мультериале исполняла одна из главных героинь. Другие звуковые спецэффекты в игре тоже не раздражают, так что оценку по аудио-ряду она получит повыше, чем «1942» ;). К сожалению режима игры для двух игроков не предусмотрено, так что состязаться с приятеле можно лишь очно — по количеству набранных очков… ну или пройденных уровней.
Оценки для «The Super Dimension Fortress Macross»: 5, 3, 3, 1, 1.

Crisis Force

image
Эта игра была выпущена эксклюзивно для консолей Famicom в 1991 году, когда бал правили приставки уже следующего поколения — Nintendo разродилась более продвинутой игровой системой — SNES. Но обладатели консолей NES и Dendy(её пиратской версией) конечно же тоже смогли насладиться поистинне шедевром корпорации Konami, которая, по-моему, всегда выпускала только качественные продукты. Итак, встречайте «Crisis Force» — на мой взгляд один из лучших представителей жанра на NES. Нельзя сказать, что игра стала инновационной, тот же вертикальный скролл-шутер, те же принципы, что и во всех подобных играх -лети, да стреляй. Но! качество исполнения совершенно другое. Графика, музыка, разнообразный геймплей, всевозможные «примочки» в виде разрушаемого ландшафта, неординарных противников… в этой игре мы даже видим опцию «настройки», более характерную для «шестнадцатибитных» игр, в которой происходит выставление сложности игры, изменения конфигурации управлением джойстиком и возможности прослушивания мелодий из игры.

Сюжет игры нетривиален для скроллеров — уничтожившие десять тысяч лет назад цивилизацию атлантов семь злобных богов вновь пробудились и тянут свои грязные руки к Японии в частности и всему цивилизованному миру вообще. А остановить их смогут брат и сестра — Асука и Майа — наследники древней цивилизации людей, найденные семейной парой археологов во время их исследований на необитаемом острове в древнем артефакте семнадцать лет назад.

В игре всего семь уровней, каждый из которых заканчивается уникальным боссом, но в каждом из них есть своя фишка. Одинаковых нет как по фону, так и по противникам — геймдизайнеры постарались на славу. Нас будут встречать инопланетяне совершенно различных форм, расцветок и манеры ведения боя, но и боевая машина под нашим управлением тоже непроста). Мы можем принимать три вида конфигураций, от которых будет зависить как мы уничтожаем врагов -количество, внешний вид и направление выстреливаемых снарядов меняется, так же как и внешний вид истребителя при этом. Перечислять всех врагов, бонусы и тактики прохождения не входит в задачу этой статьи, ибо она обзорная всё-таки, а игра очень непростая — можно писать только о ней, и превысить все разумные ограничения на количество слов, поэтому перейдём к статистике и оценкам.

Konami произвела такое количество великолепных франшиз, что несмотря на всю свою крутость «Crisis Force» не попадает даже в топ 50 этой корпорации по продажам. «PES series», «Metal Gear Series», «Castlevenia Series» — на их фоне «Crisis Force» конечно не смотрится мегамонстром. не тем не менее, мне она кажется клёвой игрой. И да, в неё можно играть вдвоём! Оценки? Ммм… все пятёрки).

Эпилог

В первом приближении мне кажется что эволюции как таковой в жанре скроллеров для приставок Nes/Famicom нет. Если вынести за скобки графику и звук, которые конечно являются приятной составляющей игры, но не определяют её полностью, то компании, подходящие с любовью к созданию игры получали на выходе конкурентноспособный продукт, а компании типа «Toei Animation» создавали свиох «Балтронов», и от года выпуска это не особо зависит).

Автор: dio_bless

* - обязательные к заполнению поля