Fullstack – почему это клево, или как получать от работы удовольствие

в 14:58, , рубрики: fullstack, Карьера в IT-индустрии, кем быть?, Программирование, управление персоналом

Недавно на Хабре разгорелись нешуточные баталии в комментариях к заметке Фулстеки — это вечные мидлы. Не идите по этому пути, если не хотите страдать

Я попробую высказать свою точку зрения о том, что фуллстек – это на самом деле клево, и почему по этому пути идти хорошо.

Возможно, кому-то текст ниже поможет встать на этот путь, а возможно и наоборот, убережет неокрепшие умы от него. В общем, добро пожаловать под кат.

**АХТУНГ! Все нижесказанное не является абсолютной истиной в последней инстанции и является моим субъективным видением (этого мира).

Для начала давайте определимся с терминами, о которых пойдет речь ниже, чтобы быть в одном информационном поле, т.к. понятие fullstack у всех разное (ровно как и разделение на Junior/Middle/Senior и прочие табели о рангах).

Наиболее часто встречается мнение, что fullstack – это разработчик, который в одно лицо может работать над проектом полностью своими силами, от бэка до фронта.

Некоторые из вас могут сказать «ну такое у меня в команде мидлы могут», что (мягко говоря) в большинстве случаев неверно. Если разработчик фронта может что-то исправить/добавить в коде бэка, поковыряться в запросах БД, это еще совсем не фуллстек.
Ведь разработка проекта – это не только код бэка и фронта, это еще и постройка/настройка/поддержка инфраструктуры для получившегося продукта. Мало написать код, его еще нужно заставить работать на объекте. А объектом может быть и 5-долларовая VPS с LAMP в дефолте, и облачные сети типа AWS/Azure, или вообще собственная инфраструктура, где живет вполне себе реальное железо, от серверов/рабочих станций до маршрутизаторов.

Поэтому речь пойдет не совсем о «fullstack-dev», а скорее о «fullstack-вообще». Который может тянуть в одно лицо проект от стадии переговоров, до стадии подписания акта о выполненных работах.

Я не буду загибать пальцы, перечисляя, что должен, а чего не должен знать fullstack-специалист, т.к. это крайне расплывчатый список. В конце концов, кто-то умудряется сдавать и продвигать «проекты одного инструмента», скажем на Java с NoSQL, но сегодня мы про такое не будем.

Итак, как стать fullstack разработчиком нужно ли становиться fullstack или лучше двигаться в направлении чего-то одного?

Кратко пробежимся по плюсминусам, лежащим на поверхности.

Минусы

Вероятно, самый очевидный минус — примите как факт то, что вы всегда (всегда) будете уступать узкоспециализированным разработчикам во всем – от владения самыми современными тулами и технологиями, до качества кода. Если вы амбициозны, хотите всегда быть на острие прогресса, хотите гнуть пальцы и смотреть на остальных, как на говно – fullstack не ваш путь.

Найти работу для fullstack гораздо проще, чем для разработчика одной технологии. Но найти высокооплачиваемую работу все же сложнее. Парадокс, да? Тем не менее, в подавляющем большинстве случаев, так оно и есть (если конечно мы хотим использовать фуллстек, как фуллстек, а не как «программиста Java»). Там, где много платят с первых дней/месяцев работы, обычно не требуется «и швец и жнец, и на дуде игрец» — там требуется еще одна хорошо смазанная шестеренка в общий механизм, которая будет делать ровно одну задачу, и делать ее хорошо, так, как сказал тимлид. Исключения, разумеется, есть, но их не так много, как хотелось бы.

Работа в одну каску подразумевает конечность ресурсов. Т.е. вы не сможете реализовать по-настоящему крупный программный продукт. Даже если хватит знаний, не хватит времени. Вы не сможете выпустить убойную игру (мелкие инди-разработки бывают хороши, но речь не о них), операционную систему или «Mega-Office-XXL». Часто люди перегорают, если взвалили на себя слишком крупный проект, не рассчитав сил. Если вам нравится делать игры, или участвовать в крупных проектах (как правило международных), ну или на крайняк получать хорошую зарплату сразу после ВУЗа (2-3 лет активной работы) в какой-то одной области – вам тоже не сюда.

Вам все время придется учиться. Постоянно. Много. Разному. Если вы с содроганием вспоминаете годы учебы, конференции и вебинары вызывают у вас неприязнь, если вы не готовы тратить часы на чтение мегатонн информационного мусора, выискивая в нем крупицы полезного, если вас раздражают технологии, в которые придется суметь, вне зависимости от желаний и предпочтений – путь fullstack вам не нужен. Нужно понять (и принять), что здесь необходим некий дзен. Вы просто должны тащиться от происходящего, что бывает далеко не с каждым.

Никогда не забывайте, что человек, по сути, однозадачная скотинка, но вам придется постоянно эмулировать режимы многозадачности (разные языки, разные среды разработки, разные подходы, да сами концепции «написать код» и «развернуть инфраструктуру» — разные). Поверьте, поначалу это весьма сложно и приводит к низкой скорости и большому количеству ошибок.

И наконец, всегда есть риск остаться заложником ситуации и перестать развиваться, если место работы не предполагает каких-то карьерных лестниц. И многие тысячи потенциально отличных работников уныло сидят в небольших конторках, занимаясь совсем не тем, чем хотели 10 лет тому назад. Да, они умеют в Windows Server, в *nix, могут и в Java и Python, поддерживают какую-нибудь поделку на C#, давным-давно написан «корпоративный портал» на PHP+JS, но больше задач нет, у конторы все отлажено, все работает.
И стоит перешагнуть за рубеж в 35-40 лет, как включается встроенный в человеков консерватизм, помноженный на вот это уютное болотце, что в итоге и приводит к эдакому «чемодану без ручки». И разорвать этот порочный круг с каждым годом становится сложнее. Опасайтесь такого состояния, ибо борода и свитер отрастают еще быстрее, чем у узких специалистов, 10 лет пишущих на одном и том же.

Пожалуй, хватит на сегодня ужастиков, давайте о плюсах

Вы можете все. Ну или почти. От корпоративного сайта, до мобильного приложения. Ведь вы не ограничены 1-2 технологиями. Можете даже построить свою микро-империю в отдельно взятом интранете.

Если вы достаточно долго (и главное – успешно) работаете fullstack’ом, вы вполне себе можете возглавить команду разработчиков. Стать Архитектором. Тем, кто стоит у истоков любого крупного проекта.

Если вы угрюмый интроверт, любите машины и не любите людей – зарабатывайте деньги на удаленке. Неторопливо ведя несколько проектов, можно зарабатывать неплохие деньги, не тратя нервы на общение с командой.

Если вам нравится общаться с людьми, вы имеете подвешенный (или натренированный) язык (или вы просто хитрый интроверт с силой воли) – денег вы сможете заработать еще больше, проникая в душу заказчика.

Следует понимать, что совсем без работы вы не останетесь никогда. Если вы правильный fullstack, то уж на middle в любой технологии должны тянуть. А то и на «синьора средней руки» (это когда в Гугл тимлидом не возьмут с улицы, но в более-менее серьезный проект – легко).

И напоследок несколько простых и очевидных (увы, не всем и не всегда) советов. Я сознательно сделаю акцент на кодовую базу, а не на инфраструктуру, чтобы не утомлять читателей.

Совет первый. Не позволяйте своей гордыне превалировать над вами. Это очень важно. Примите как данность, что есть люди, которые делают что-то лучше вас. Учитесь у них, если это возможно. Подход «вы все говно, а я целый fullstack, я все могу» неверен в корне, и часто бьет не только по самолюбию, но и по кошельку. Если вы любите себя и деньги – следуйте этому совету.

Совет второй. Раз-другой в несколько лет было бы неплохо поработать в команде узких спецов. Это сильно поднимает скилл, ведь технологии на месте совсем не стоят, а несутся со скоростью локомотива, а узкие спецы стараются быть в тренде. Если есть такая возможность – не упускайте ее, многому научитесь, найдете уйму узких мест в своих старых проектах и не допустите их в новых.

Совет третий. Не стремитесь изучить ВСЕ ЯП. Во-первых, это просто невозможно, во-вторых, не нужно. Используйте в своих проектах хорошо изученные технологии, те, в которых вы действительно «синьор». Новые ЯП изучать нужно (хотя бы для общего развития), но применять их в реальных проектах следует только после того, как они станут вам действительно понятны. Как непосредственно языки и как то, с каким качеством их можно использовать, какую пользу можно извлечь от перехода скажем, с Java на Kotlin или Scala. Если вы не понимаете пользы, значит либо язык еще не созрел, либо (скорее всего) вы сами. Подход «дайте две недели на чтение спек и я буду писать на этом говне» — плохой подход.

Совет четвертый. Если вы смотрите на код своих разработок 1-3 летней давности и вам не хочется его исправить, скорее всего у вас кризис, как у разработчика (либо идеальный во всех отношениях код, чего не бывает). Попробуйте воспользоваться советом №2.

Совет пятый. С самого начала пути нарабатывайте клиентскую базу. Нарабатывайте свой авторитет. Вас и ваши разработки должны знать. При этом неважно, работаете ли вы на предприятии или фрилансите на удаленке. Если у вас нет сложностей с общением с людьми, обязательно потратьте время на общение с заказчиком. И вдвойне обязательно – на общение непосредственно с теми, кому предстоит работать с вашим продуктом. Так вы гораздо лучше сможете продумать архитектуру будущего проекта.

Совет седьмой. Соизмеряйте инструменты и задачи. Не стоит палить из пушки по воробьям. Не нужно разворачивать локальную инфраструктуру с блэкджеком и девицами с низкой социальной ответственностью для одностраничного «корпоративного сайта», просто потому. что вы можете это настроить. И тащить на этот сайт 5Мб JS-фреймворков тоже не нужно (только потому, что вы в них можете).

Не нужно тащить из бэка на фронт то, чему место именно на бэке. Наоборот тоже не делайте. Помните, если у вас вдруг стало слишком много костылей на проекте, ТЗ которого не изменяли 100500 раз при разработке — значит, вы плохо спроектировали архитектуру. Если есть возможность — исправляйте, если нет — обязательно учитывайте это в следующих задачах.

Совет восьмой. Правильно расставляйте приоритеты. Помните, что ваша задача – сделать продукт, в первую очередь удобный и как можно более безотказный. Даже если у вас гипертрофированное чувство прекрасного, красоту нужно наводить в последнюю очередь.

Уф. Пожалуй для начала этого хватит.

Всем спасибо за внимание.

Ах да, чуть не забыл… Да начнется срач!

Автор: HerrDirektor

Источник

* - обязательные к заполнению поля