Косплей и как это работает

в 11:35, , рубрики: Ormeli, Блог компании Туту.ру, дивнюки, Киберпанк, косплей, костюм, сообщество, Социальные сети и сообщества

Косплей и как это работает - 1
Самый известный образ Элизабет из Биошока в реальном мире, фото предоставлено Анной Молевой

Привет! Я продолжу знакомить вас со странными гиками. Если вы когда-нибудь переодевались в деда мороза, носили маску подсети на Хеллоуин или были на какой-нибудь костюмированной вечеринке, то вы тоже своего рода косплееры. Когда-то я тоже начинал как лесной эльф, только у меня был плащ из занавески и меч из лыжи (армированный зелёной изолентой, что отличало нас от орков): всё же полевые ролёвки и косплей имеют разные приоритеты. Мы, лесные эльфы, старались, скорее, ушатать, нежели поразить внешним видом. А последний «взрослый» выезд был вообще по Сталкеру, так там костюм состоял из камуфла, берцев, респиратора и грязи. Сейчас полгорода это косплеит.

Но за этой историей маскировки под конкретных персонажей стоит целое огромное социальное явление, во многом развившееся из-за индустрии видеоигр. Давайте расскажу, что происходит в этом мрачном мире постмодерна. С нами сегодня прекрасная Анна Молева, более известная как Ормели — это та самая девушка, которая стала официальной Элизабет из Биошока, выиграла с Лиззи-Виззи II место на косплее Киберпанка 2077 и сделала ещё штук 20 разных известных образов. Так что, вполне возможно, некоторые знают её как трёх-четырёх разных людей.

Жизнь косплеера — это прекрасный срез того, как работает Сеть. Потому что тут и безумная бизнес-модель на базе фанатского сообщества, и преследования (настоящих) маньяков с Двача, и проход через аэропортовскую охрану в образе Сильваны из WoW с соответствующим массо-габаритным макетом оружия. Косплей был и до развития индустрии игр, но именно игры сделали его невероятно массовым.

Давайте начнём с той части, где выясняется, что косплеер в среднем почти ничего не зарабатывает, но может — много.

Косплей и как это работает - 2
Финансовый аналитик и сисадмин около места проведения фестиваля «Хинодэ»

Чем можно заработать

1. Модельными контрактами — это когда образ получился настолько офигенный, что вас выбирают как физическое воплощение выдуманного персонажа. Собственно, это и случилось между студией с правами на Биошок и Ормели, и сделало её официальной «инкарнацией» Элизабет в реальном мире. Это на текущий момент лучшее признание косплеера в мире. Но получается это у единичных людей. Ну и это не является целью самого косплея: всё же это хобби, а не попытка заработать.

2. Продажей контента или донатами. Косплеер собирает вокруг себя сообщество фанатов, которым нравятся образы, уровень подготовки костюмов или что-то ещё. Либо внешность. Второе породило огромный рынок очень странного косплея эротического характера на Патреоне и Onlyfans, где девушки волнительной внешности предлагают увидеть, как выглядят голые персонажи разных игр и фильмов. Правило 34 никто не отменял. С точки зрения бизнес-модели это достаточно интересное построение персонального бренда и последующая его монетизация. Проблема с тем, что основной актив, фактически, постепенно амортизируется за 7-8 лет, то есть нужно диверсифицировать бизнес. Но если вы посмотрите отчёты Патреона, то увидите вот что:

Косплей и как это работает - 3

В категории обычного косплея примерно 100 человек имеет больше 100 подписчиков, а примерно 200 человек зарабатывает больше 500 долларов в месяц. А вот категория взрослого косплея:

Косплей и как это работает - 4

Ориентиры по месячному доходу вот:

Косплей и как это работает - 5

То есть денег может оказаться в 4-5 раз больше, но порядки популярности (и шансы сделать это основным заработком) примерно такие же.

Слово Анне:

«У меня нет Патреона. Это тоже некая моя такая принципиальная позиция. Я прекрасно знаю, что на Патреоне не только эротический контент. Просто сейчас мы уже дошли до той стадии, когда слово Патреон ассоциируется с тем, что ты выкладываешь себя в белье и более того. Я не хочу ассоциироваться с этим, поэтому из принципа я не завожу себе страницу, ни на Патреоне, ни на Onlyfans. Если он кто-то хочет мне что-то задонатить, он может прийти ко мне на стримы, пожалуйста, ради бога. На твич. Основная моя платформа – это Instagram, конечно же, Facebook. Сейчас начала какую-то активность в TikTok. Но, опять же, немного прекратила, потому что защита близко. И пару месяцев нужно еще перетерпеть. Deviantart тоже умирает, как платформа, к сожалению. Там уже не осталось практически художников, есть более выгодные платформы, тот же самый Instagram, поэтому основные, наверное, вот такие».

3. Продажей мерча — это когда косплеер делает свои сувениры. Заходит хорошо (особенно в Японии), но встаёт острый вопрос с лицензиями, потому что обычно все современные персонажи игр жёстко принадлежат кому-то, и этот кто-то сам зарабатывает на мерче.

4. Участием в фестивалях (например, в жюри). Ормели, как эксперт в этом вопросе, говорит, что денег там почти нет, зато есть много условно-бесплатных поездок по миру.

5. Крафтом — поскольку косплеер так или иначе делает костюмы и аксессуары — их можно продавать. Костюмы могут стоит по 200-300 тысяч рублей совершенно спокойно при себестоимости в 50-60 тысяч. В России гораздо чаще продаются какие-то вещи вроде роботизированных рук из пластика или крафта под Фаллаут под крупные полевые игры. Плюс, когда был бум квестов выйди-из-комнаты, все крафтерские мастерские были загружены заказами на антураж под них. Ормели занимается вместе с деловым партнёром работой по металлу. Именно этот крафтерский навык помог сделать железный костюм Лиззи, кстати.

6. Иной монетизацией сообщества (Кикстартер, каналы, стримы и т.п.).

То есть основной актив косплеера — это сообщество. Здесь косплеер по финмодели не очень сильно отличается от того же Зелёного кота на самом деле. Только он мог бы зарабатывать выступлениями на конференциях (когда они были) 300-500 тысяч рублей в месяц, но вряд ли мог бы продавать мерчу (мы ещё в Мосигре как-то это обсуждали).

Есть два подхода к бизнесу, построенному на собственных сообществах: это либо создание сообщества вокруг продукта (Мосигра — отличный пример), либо создание сообщества и поиск продукта для него. Например, история Flipper Zero zhovner — наверное, лучший за последние годы пример того, как сначала долго создавалось сообщество, а потом под него нашёлся продукт с запуском на Кикстартере.

Поскольку косплеера запоминают по образам, тут есть ещё отдельный конфликт: не факт, что они все сложатся в единого человека.

«Очень многие люди меня знают по разным моим косплеям, но даже не имеют представления, что это все – один и тот же косплеер. Очень часто ко мне приходят люди, начинают перечислят мои костюмы, «я думал это 3 разных девушки, как так». Это самая частая моя проблема. Не говоря уже о том, что меня в принципе не узнают без костюма. Хотя нет, наверное, сейчас меня как раз-таки многие уже узнают без костюма, но не всегда в новых образах».

«Мое принципиальное кредо, как косплеера, у меня есть такое правило, что за косплеем не должно быть видно косплеера. То есть я не хочу, чтобы обо мне говорили, что «о, это та же сама Анна Молева, просто в костюме кого-нибудь». Я хочу, чтобы люди, когда видели мои фотографии или мои какие-то видео-работы, или меня вживую, они видели перед собой персонажа в жизни».

Но если поклонники часто не определяют косплеера как личность (речь не про ядро аудитории, а именно широкие слои), то есть позитивная сторона известности приходит существенно позже, то вот негативной Ормели получила по-полной:

«Собралась какая-то бешеная куча фанатиков с одним заводилой… стали искать, где я живу, которые нашли, где я живу, которые нашли каким-то образом мой номер телефона. Мне пришлось сменить мой номер телефона, потому что мне начались какие-то люто-бешеные звонки. Они стали звонить всем моим знакомым, которые у меня были друзья ВКонтакте. От запросов какой-то личной информации, что вы можете рассказать обо мне, до угроз, что я просто хочу ей выстрелить в лоб, чтобы это все закончилось. Абсолютный неадекват. Устанавливали камеры. Один парень поставил свою машину напротив моего подъезда, установил камеру и сделал съемку, как я выхожу из этого подъезда, сажусь в свою машину и уезжаю. То есть, нашли мой подъезд, мой этаж, фотографировали дверь моей квартиры. Это все настолько нереально, я сейчас об этом вспоминаю, это был ужас, я была доведена до нервного срыва. Был один поехавший парень… от которого поступали угрозы, мы писали заяву и сейчас он сидит в итоге, потому что его через несколько лет, не исключая моей помощи, потому что из-за меня его поставили на карандаш. И буквально пару лет назад, может год назад, его поймали на экстремизме, что он готовил теракт, что-то вроде. Он хотел пойти с оружием в школу расстрелять всех своих учеников, в общем, поехавший. От него поступали реально прямые угрозы, он писал всякие ужасные вещи. И хотел не знаю, что со мной сделать, хотя жил, по-моему, не в Москве, но подстрекал многих на всякое. Поэтому я решила, что с меня этого хватит. Мне это вообще не надо, вот этой вот всей поехавшей базы, пускай не будет никакой, но вот этого мне не нужно точно. Я выпилилась из всех соц. сетей, ушла из Контакта, поддерживала какую-то активность только с зарубежными сообществами».

Зачем тогда люди это делают?

Потому что это хобби.

Если обратиться к истории игр, то одна из древнейших и самых интересных игр — это подвиды театра, в базовой механике — игра в переодевание. Нам очень нравится выдавать себя за кого-то другого, и это, похоже, затрагивает какие-то глубокие вещи.

По крайней мере, можно побыть немного не собой и попробовать другие модели поведения, а потом списать всё на персонажа. То есть целый день можно делать то, что не позволялось в образе себя. Наверное, в этом и есть суть игры.

С развитием Сети ещё этим можно собирать лайки, и это форма искусства тоже.

Что отличает хорошего косплеера от плохого?

Наличие фанатской базы, то есть размер сообщества и возможных контактов. Только это метрика из разряда KPI: абсолютно бесполезна тактически, но зато позволяет измерить результат задним числом. Собственно, почему это важно — потому что косплееры дают издателям игр выход на аудиторию в обход рекламных фильтров (ведь это красиво, это творчество) и позволяют проносить вовремя новые образы. Что очень и очень ценно для них в качестве рекламы.

А вот возможность набирать контакты уже напрямую зависит от умений. Я бы выделил следующие вещи:

  • Попадание в образ при его достаточной вариативности. То есть, с одной стороны, нужно реконструировать персонажа в реальности и продумать, как он себя должен вести, какие у него выражения лица, что и почему он делает — в общем, максимально точно его воссоздать в виде костюма, грима и образа. А с другой стороны — не быть бревном, то есть обеспечить как минимум интересные фотосессии, где снимается не костюм, а именно видно эмоции персонажа-человека.
  • Качество костюма. Это уже непосредственно вопрос реализации — подбор материалов, идеи по их соединению и воплощению, аккуратность и детализация. Я со своей лыжей и занавеской даже при умении хорошо стрелять из лука (гораздо более важном для лесного эльфа, чем костюм) всё равно бы занял на современном косплей-конкурсе последние места. А то и вообще бы не прошёл.
  • Умение работать с сетью в плане продвижения. Надо уметь реддит, Инстаграм, Фейсбук и прочее, понимать, как распространяется информация, где и какая нужна.
  • Умение правильно выбирать образ: поскольку один костюм может делаться несколько месяцев, нужно очень тщательно думать, кого наиболее выгодно и интересно косплеить в метагейме.

«Как только решаешь, что делаешь косплей персонажа… я начинаю анализировать, как нужно его подать. Чем персонаж живет, какие он переживает эмоции, какие его основные черты характера. Как он себя ведет, как он себя показывает, как он себя позиционирует. Потому что это все безумно важно. Даже для фотографии. Без этого никак. Это будут просто пустые глаза, девочка в костюме. Поэтому, конечно, и внешне подбираешь ракурсы наиболее выгодные. Всё равно лицо ты не можешь перекроить и приходится искать какие-то углы, какой-то свет, как-то подправлять себя макияжем или другими ухищрениями. Скотч нам тоже иногда идет в помощь. Это тоже безумно важно, но большая часть работы актерская, наверное. Ты пытаешься перевоплотиться, потому что тебе нужно из себя вытащить то, что тебя связывает с этим персонажем. Это может быть какая-то отрицательная черта. Это может быть положительная черта. Тебе надо ее выявить и начать на неё давить».

Косплей и как это работает - 6
У ролевиков очень много историй про «Не бей меня, Дункан Маклауд», я и сам в такие попадал. Особенно интересно, когда вот такие персонажи добираются домой на такси или электричках.

Наземное обеспечение: подготовка костюма, поездки

Косплееры достаточно много и часто путешествуют на фестивали и конвенты. Ну, ладно, по крайней мере, путешествовали до пандемии. И здесь начинается интересное.

Во-первых, костюмы сейчас немаленькие. Два огромных чемодана поверх багажа — это завсегда пожалуйста.

Во-вторых, где-то там лежит меч, нож, автомат или другой элемент костюма. Напомню категории 5 и 6 из закона об оружии:

5) холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с казачьей формой, а также с национальными костюмами народов Российской Федерации, атрибутика которых определяется Правительством Российской Федерации;
6) оружие, используемое в культурных и образовательных целях:
оружие, имеющее культурную ценность;
старинное (антикварное) оружие;
копии старинного (антикварного) оружия;
реплики старинного (антикварного) оружия;
списанное оружие.

Поскольку косплеер не казак и не реконструктор, сертификата у него нет, и всё это приходится доставать и показывать, что вызывает море интересных ситуаций в аэропортах.

«Поехали мы на BlizzCon. Веселье началось сразу со входа в аэропорт Шереметьево, потому что это был огромный чемодан, перемотанный всем, чем возможно, чтобы не дай бог он не раскрылся в полете. И еще была лыжная сумка, там был костяной лук, где были настоящие кости на настоящем металлическом каркасе… Все это тоже было замотано скотчем, и девушка, которая сидела на входе, мы же сумки все ставим на эту ленту, она посмотрела, спросила «извините, а что это у вас». Мы такие «ну, доспехи». На что она выдала «а покажите, раскрывайте». Я подняла вой о том, как вы думаете я потом буду это все обратно собирать, и секьюрити сказали «ладно, проходите так». Дальше российская сторона прошла без вопросов каких-либо, все спокойно приняли, погрузили, даже получили обратно. В Америку тоже все дошло в целости и сохранности, мой лук даже не был уничтожен в процессе перевозки. Но вот обратно, когда мы летели, у нас каждый американец счет долгом спросить «а что там у вас?». И потом уже по прилете в Шереметьево, когда прилетел мой чемодан, я вижу, что он был вскрыт, я уже его не заматывала скотчем, потому что у меня его не осталось. Они сами замотали его скотчем, потому что не смогли уложить доспехи ровно, и чемодан тупо не закрывался. Была разорвана молния, в общем, чемодан был уничтожен… Я думала только бы ничего не взяли себе на память… только бы там не было фанатов WOW, только бы этого не случилось. И первое, что я сделала, я открываю чемодан, а там небольшая записка о том, что «мы вскрыли ваш чемодан в целях безопасности. С любовью, секьюрити.» Условно. Я перебрала все, весь доспех, все, вроде бы, оказалось на месте».

В-третьих, часто нужно ехать в костюме на фестиваль по городу, чтобы не пытаться переодеться там в туалете. То есть в бальном плате с кринолином в такси — тоже не вопрос.

Ну и в-четвёртых, поскольку косплееры живо заинтересованы в создании контента, они не просто ездят в другой город, а ещё активно используют там все интересные и знаковые места для фотосессий. Это означает, что туда надо взять ещё 1-2 костюма.

Понятное дело, для особых гостей фестивали делают серьёзные поблажки: тут и аэропорт часто в курсе, что за мероприятие будет; и большие гримёрки есть; и все расходники вроде салфеток, запасной обуви (да-да) и прочих нужных вещей вполне встречаются.

Косплей и как это работает - 7
Это не Ройс, это крутейший Александр Кузьменков. Фотограф Николай Жаров. Источник.

Смежные дисциплины

Косплей — это деятельность, где само по себе нахождение в образе — это уже цель. Участников карнавала нельзя считать косплеерами в традиционном понимании, потому что у них не стоит цель «воплотить» персонажа из книги, фильма или игры, а они просто хотят хлеба, треша, угара и зрелищ. Участников полевых ролевых игр тоже: несмотря на встречающуюся очень глубокую проработку костюмов и грима, цель всё же — поиграть в игру, а не просто показать персонажа. Так что классический косплей — это реконструкция образа, его воплощение и трансляция на максимальное количество людей. То есть, по сути, абсолютно та же модель, что у любой арт-деятельности. Так что если вы сейчас профессионально разбираетесь в косплее, то примерно похожи на ценителя живописи из королевской галереи искусств девятнадцатого века. Только вы ещё не знаете, что это снобизм.

С нами сегодня была прекрасная Анна Молева (Ormeli). Вот интервью с ней вживую с кучей других деталей, если интересно — и рассказом про Киберпанк-Лиззи.

Автор: Сергей Абдульманов

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js