Рубрика «Блог компании Туту.ру»

Как продать электронный билет на электричку - 1

Мы в Туту 17 лет занимаемся электричками. Возможно, вы видели наше расписание ещё в детстве или студенчестве. Всё это время нас спрашивают, когда уже можно будет купить билет на интересующую электричку прямо через приложение. 17 долгих лет мы ждали наступления светлого будущего, и понадобилось закрыть на карантин полпланеты, чтобы цифровые билеты стали куда более востребованными.

Причина в том, что ещё никто не придумал, как продавать их так, чтобы:

  1. С одной стороны — ровно по той же цене, что в кассе;
  2. С другой — чтобы точно обошлось без злоупотребления типа «вижу контролёра в двух шагах — покупаю билет»;
  3. Быстро, удобно и надёжно.

С третьим пунктом пока не срослось. Сейчас расскажу про то, как хитро эта схема уже работает. И скажу, что вижу все предпосылки к тому, чтобы дальше было ещё и удобно.

Давайте пройдёмся по тому, как пользователь покупает, и тому, что происходит в разных системах во время этого процесса.
Читать полностью »

Маленькая упрощённая иллюстрация про разные уровни экосистемы. Итак, 19 сентября 2020 антилопы собрались вот в такую формацию:

Почему гну перешла через реку? - 1

И пошли через реку. Для нормальных людей это просто стадо до горизонта, но вообще это одно из самых впечатляющих зрелищ на планете. Дуглас-Гамильтон писал про большую миграцию так: «Большинство присутствующих ученых разделяли это чувство, и они наблюдали за миграцией гну с тем же почтительным восхищением, с каким созерцают «Джоконду».

Почему гну перешла через реку? - 2

Давайте чуть углубимся в экосистему и мышление гну, чтобы понять, что случилось и почему. Сегодня мы будем думать, как гну. Очень рациональные гну с ИТ-образованием.
Читать полностью »

Привет! На нашей офигенной планете есть такое место — низовья Волги. Если бы не Волга, там была бы натуральная пустыня, как в Монголии. Но там есть река, и течёт она не просто так, а по дну бывшего древнего моря.

В России далеко не все знают про это место, а вот для орнитологов всего мира это натуральная Мекка. Почему? Потому что тут огромный трансферный узел для птиц, и это роль места в планетарном масштабе. Птица, она как и самолёт, требует дозаправки. Если вы думаете, что они просто летят в тёплые края, то нет — им нужно где-то останавливаться, отдыхать, есть несколько дней (или даже недель) и лететь дальше. И обычное дерево на даче не подходит: нужно, чтобы было много места и много корма, и при этом хищники не особенно злобствовали. Чтобы вы понимали масштабы узла — просто знайте, что тут за год «пересаживается» около 20 миллионов особей.

Нормальные реки разбиваются на 2-3 протока, а вот Волга разбивается сначала на сотни, а потом вообще превращается в огромную водную поверхность глубиной около метра. Представьте: взяли кусок пустыни размером в полтора Кипра (13 900 км2) и залили его водой. Получилось вот так:

Пересадочный узел для птиц: раскаты Волги посреди пустыни - 1

Глубина там небольшая, растительность спокойно торчит над водой, в местах, где ещё можно различить рукава — куча островков и чего-то похожего, а ниже уже всё это постепенно переходит в Каспийское море. Конвергентные вещи можно увидеть в дельте Меконга и в мангровых рощах на островах Микронезии. Поэтому да, в Астрахани, проплывая протоками, можно словить много вьетнамских флешбеков.

Пересадочный узел для птиц: раскаты Волги посреди пустыни - 2

Вокруг птиц построили астраханский биосферный заповедник. На его примере я хочу показать, как офигенно работает наука с местными жителями. А то я прошлый раз прямо восхищался, как в Намибии дружат со слонами и леопардами, а у нас под носом происходят не менее интересные вещи.
Читать полностью »

Новый плацкарт в вагоне габарита Т: помните ту обратную связь, что вы давали на 1-ВМ? - 1

Привет! В феврале я писал про прототип плацкартного вагона в габарите 1-ВМ, и тогда пост собрал 548 комментариев. ТМХ все их прочитали, как и кучу других комментариев в других местах. И анкеты из выставочного образца, и мнения экспертов со всех выставок. Если коротко, получился небольшой цейтнот: нужно вместить в вагон невмещаемое, потому что удобно ехать вшестером в плацкарте в габарите 1-ВМ довольно сложно. А ещё люди уже долгие годы просят сделать полки длиннее. Что не очень реалистично в заданных условиях. И вот внезапно удалось пересмотреть базовый постулат: то, что ещё недавно считалось технически нереализуемым, получилось сделать. Теперь пассажирский вагон будет в габарите Т. Главная фишка — плюс 28 сантиметров в ширину.

И эти 28 сантиметров дали нам душ в каждом вагоне! Ещё из важного: плацкарты для интровертов а-ля капсульный отель, у каждого пассажира своё собственное окно, отдельный шкаф для белья, регулируемые воздуховоды, УФ-очистка туалетов после каждого использования.

История интересна тем, что можно проследить живую связь между бетой, обратной связью и внесёнными в следующей версии изменениями. Давайте посмотрим, что поменялось в прототипе, как будет скомпонован новый вагон — и снова можно дать обратную связь ФПК и ТМХ прямо на Павелецком вокзале, в комментариях к посту или тут. И она будет услышана.

Но, поскольку вокруг вагона царит некоторое непонимание, сначала надо разобраться в ограничениях и задаче.

Начнём с вопроса, почему вдруг стало можно сделать вагон шире, и почему раньше так не делали.
Читать полностью »

Привет! Мы сейчас всерьёз упарываемся по развитию внутреннего туризма. Обычно я пишу про эту часть работы не на Хабр, но на днях появился один крутой пример, по которому можно отследить интересное продуктовое мышление и UX-подход. В реальном мире. В общем, компания внезапно поняла, что мир изменился, старые подходы не работают, и вообще-то вокруг есть много крутых технологий. Меня позвали как эксперта всё это оценивать и тестировать раннюю альфу турпродукта, и я просто хочу показать, как рациональное мышление может повлиять на туризм.

Итак, у нас есть экскурсии по Золотому кольцу России. Для пенсионеров это желанное приключение, для молодёжи — особый подвид предельно скучного и бессмысленного занятия. «20 храмов за 3 дня», «Самые нудные экскурсоводы, сыпящие датами», «Очереди в банальных местах вроде заселения в отель» — это из отзывов. Думаю, вы и сами можете себе всё это представить.

Золотое кольцо скучнейших экскурсий: как это пытаются исправить - 1
Вот так должно выглядеть заселение в отель: без людей и анкет, чёрт побери!

Первый вопрос к любой деятельности — это зачем она делается. Обычно после грамотных ответов процентов 20 проектов в компании можно закрывать, потому что они плюс-минус бессмысленны. Второй вопрос — как всё декомпозировать и переделать каждый кусочек в соответствии с целью.

В примере подошли немного иначе: переписали всё, что бесит, и просто начали думать, как это убрать. Подход, очень знакомый мне по рознице — это способ резко поднять уровень сервиса до небывалых высот. Давайте пройдёмся по тому, что конкретно сделали в этом примере.
Читать полностью »

Глубокий мир автоответов почты, и что там водится - 1

Если вам интересно погрузиться в абсолютно бесполезный мир того, что люди могут в принципе поставить себе на автоответ — добро пожаловать. Например, первое моё открытие — довольно значимая часть населения не знает про форварды и просит переслать письмо на другой ящик.

Когда у вас ответы на рассылку настроены на рабочую почту, всё более-менее ровно примерно до полумиллиона человек в базе. А вот потом начинается подтопление автоответами. Среди них начинают теряться правильные письма. Наша база отправки — несколько миллионов человек, поэтому это представляло проблему.

Параллельно мы начали делать две вещи: вручную собирать почты для правила, убирающего автоответы в подпапку и думать, как это автоматизировать. Автоматическое решение, конечно, нашлось, но и автоответы собрать тоже удалось. Выше статистика с одного из писем в мае про то, что происходит с границами.

Мой фаворит, конечно, некто Андрей, установивший автоответ: «Спасибо! Ваше письмо доставлено, если вопрос не терпит отлагательств пожалуйста продублируйте его еще раз. С Уважением к Вашему делу!».

Встречаются и более богатые сюжетом письма по экрану текста. Сейчас покажу.
Читать полностью »

Давайте поговорим об Иваныче. Так зовут мамонта из музея в Тюмени. Иваныч был мужчиной в самом расцвете сил и умудрился то ли очень внезапно залезть в болото, то ли провалиться в какую-то воронку, но, в общем, стал героем задолго до тотального вымирания мамонтов. Что позволило учёным познакомиться с ним лично в более-менее целом виде, а в 49-м году признать самым большим и целостным из найденных мамонтов.

Естественно, комплект поставки Иваныча был как в Икее, только без половины деталей и инструкции. Это важно, потому что собирать доисторических животных можно по-разному. И получаться (иногда) будут разные виды. В общем, первая версия Иваныча была ростом 2,79 метра. Но за годы скелет подрос, и сейчас он уже 3,41 метра. При царе зверь ходил лицом в пол и зубами к земле, а в СССР уже считали, что он гордо поднимает свою морду и бдительно осматривает горизонт. Это сильно меняло сборку отделов позвоночника. Сейчас Иваныч стоит с высоко поднятым черепом.

Россия — месторождение слонов - 1
Наш слон мог выглядеть примерно как на рендере, только шерсть у мамонта была не рыжей как у привычного образа; жил он не на леднике, а рядом; на шее был горб жира; уши меньше; а бивни «закручены».

Иваныч был слегка более полной (чем скелет) и милой пушистой тварюгой. Вполне возможно, что он был даже жирненьким, но это неточно. Что точно — так это то, что шерсть у него была около 90 сантиметров длиной, плюс ещё был густой подшёрсток. Среди прочего, именно это крутое свойство делает представителя семейства слоновых мамонтом. Точнее, шерстистым мамонтом.

Зачем ему столько шерсти? Ооо, это потому что рядом был ледник. Не зря же появились морозоустойчивые слоны, правда?
Читать полностью »

image
VHF omnidirectional range в естественной среде обитания

Сегодня разберём еще один интересный вопрос, посвящённый гражданской авиации: то, каким образом строится маршрут для полётов из аэропорта А в аэропорт Б. Заодно посмотрим, что влияет на «прокладку» маршрута полёта, кто и как может повлиять на уже составленный маршрут и каким образом диспетчера узнают об всем этом безобразии.

Но для начала давайте совершим краткий исторический экскурс по опредёленным авиадисциплинам для лучшего понимания всей этой авиационной legacy, накопленной поколениями. Опять же, напомню вам — гражданская (да и в принципе вся) авиация — это одна из самых консервативных областей деятельности, что продиктовано в первую очередь фокусом на безопасности полётов (не путать с авиационной безопасностью — всякие САБ и иже с ними).

Времена пионеров авиации к сожалению давно прошли.
Читать полностью »

Почему полётов стало больше, а авиапроисшествий — нет - 1
Крэш-тесты самолёта: затейники из NASA уронили «Боинг 720» на радиоуправлении, заполненный манекенами, чтобы посмотреть, что будет.

Каждое новое поколение пассажирских лайнеров безопаснее предыдущего. Новейшее поколение — это четвёртое FBW с управлением через компьютеры, без механической связи с узлами.

В 2019 по миру выполнено почти 36 миллионов коммерческих рейсов. Из них 19 миллионов как раз на лайнерах четвёртого поколения, 15 из которых — рейсы Airbus. Так что можно сказать, что европейский авиапроизводитель хорошо разбирается в этом вопросе, любит ковырять статистику и делать прогнозы. Сейчас мы возьмём их большой отчёт «A Statistical Analysis of Commercial Aviation Accidents 1958-2019», добавим «Flight Control Systems: Practical Issues in Design and Implementation» Роджера Пратта и попробуем разобраться, что же поменялось.

Ну и заодно посмотрим, где же можно здорово ошибиться с современными самолётами.
Читать полностью »

Ликбез про электронные трудовые книжки - 1

Свершилось, с 1 января 2020 в России введена электронная трудовая книжка. Но от бумаги мы избавляемся только сейчас.

— Что это за штука?
Это запись в базе данных, в которой лежит то же самое, что в вашей бумажной трудовой книжке, только в одном месте в хранилище ПФР. Теперь будет меньше логистики с перемещением этих книжек, сложнее будет утерять старую с записью про увольнение по статье, да и в кадрах не надо будет хранить бумагу 75 лет.

— И уже работает?
Пока нет. Во-первых, всё уже делается с 1 января 2020, но можно решать про оставить ли себе бумажную до 31 декабря 2020. Закон уже работает, административно-техническая база есть, но нужно пройти ещё несколько стадий. Первая стадия — работодатели должны уведомить всех сотрудников об этой особенности до конца июня 2020. Вторая — до 31 декабря 2020 нужно выбрать, хотите вы всё по-старинке, в бумаге, или в электронном виде.

— Стоп-стоп, осталась неделя на уведомление? И это ведь государство, и письмо в общий телеграм-чат за документ не считается?
Верно. Уведомлённым считается человек, который прочитал где-то что-то и расписался, то есть как минимум прибыл в офис или отправил такой документ в офис. Либо же уведомлённым считается человек, который получил заказное письмо с описью вложения, где в описи и указано это самое уведомление.

— И что дальше?
Мы уже сделали рассылку словами, и теперь отправляем официальные заказные письма курьерами и почтой. После того, как все будут уведомлены, наступит следующий этап — нужно будет написать или осознанно не написать заявление с выбором типа ведения трудовой книжки до конца рабочего дня 31 декабря 2020.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js