Рубрика «вагон»

Новый плацкарт в вагоне габарита Т: помните ту обратную связь, что вы давали на 1-ВМ? - 1

Привет! В феврале я писал про прототип плацкартного вагона в габарите 1-ВМ, и тогда пост собрал 548 комментариев. ТМХ все их прочитали, как и кучу других комментариев в других местах. И анкеты из выставочного образца, и мнения экспертов со всех выставок. Если коротко, получился небольшой цейтнот: нужно вместить в вагон невмещаемое, потому что удобно ехать вшестером в плацкарте в габарите 1-ВМ довольно сложно. А ещё люди уже долгие годы просят сделать полки длиннее. Что не очень реалистично в заданных условиях. И вот внезапно удалось пересмотреть базовый постулат: то, что ещё недавно считалось технически нереализуемым, получилось сделать. Теперь пассажирский вагон будет в габарите Т. Главная фишка — плюс 28 сантиметров в ширину.

И эти 28 сантиметров дали нам душ в каждом вагоне! Ещё из важного: плацкарты для интровертов а-ля капсульный отель, у каждого пассажира своё собственное окно, отдельный шкаф для белья, регулируемые воздуховоды, УФ-очистка туалетов после каждого использования.

История интересна тем, что можно проследить живую связь между бетой, обратной связью и внесёнными в следующей версии изменениями. Давайте посмотрим, что поменялось в прототипе, как будет скомпонован новый вагон — и снова можно дать обратную связь ФПК и ТМХ прямо на Павелецком вокзале, в комментариях к посту или тут. И она будет услышана.

Но, поскольку вокруг вагона царит некоторое непонимание, сначала надо разобраться в ограничениях и задаче.

Начнём с вопроса, почему вдруг стало можно сделать вагон шире, и почему раньше так не делали.
Читать полностью »

Однажды в нашу службу поддержки позвонила женщина, которая случайно разделила семью, выбирая места в вагоне. Она хотела купить целое купе, а взяла 15, 16, 17 и 18 места, считая их одной группой. Мы и до этого подозревали, что не всем удобно считывать схемы, но в тот момент поняли это особенно явно.

Старая схема:

Что не так со схемами вагонов железной дороги - 1

Новая после исследований:

Что не так со схемами вагонов железной дороги - 2

Схема выбора мест в вагоне — часть процесса заказа билета на поезд. Некоторым людям неудобно ее читать и они делают ошибки. Плюс в последние годы, до карантина, начали активно путешествовать люди из глубинки, далекие от ИТ, и им было особенно сложно. Например, на первой схеме выше мало кто может правильно и уверенно определить верхние и нижние полки без дополнительной подсказки.

Мы провели масштабное исследование об использовании этих схем. Собрали и протестировали несколько вариантов того, как можно их улучшить. Сделали на основе лучшего варианта UI-кит, который теперь выкладываем для свободного использования.

А я сейчас расскажу вам про то, что вообще может пойти не так при выборе мест в разных вагонах.
Читать полностью »

Новый плацкарт — как капсульный отель - 1

На Казанском вокзале в Москве стоит альфа-версия новой компоновки плацкартного вагона. ФПК и ТМХ сделали одну очень офигенную вещь — вместо того, чтобы выкатить новый поезд и сказать: «Вот новый поезд, радуйтесь теперь, это приказ!» компании показали первый концепт и предложили обсудить. Они его катают по выставкам, в следующем месяце повезут на вокзалы в другие регионы. И везде около макетов макете дежурят сотрудники, которые выслушивают и записывают, что хотят поменять пассажиры.

Новый плацкарт — как капсульный отель - 2

Понятное дело, пассажиры настроены скептически и не очень готовы ко всему новому. Плюс не все понимают, чем альфа-версия (макет) отличается от опытного экземпляра. Но как по мне — то, что выкатили сейчас — это очень здравая вещь. Со мной можно спорить, а ТМХ — присылать баги и реквесты.

Самое важное

Макет плацкарта разделен пополам шкафом. Верхняя полка полностью изолирована от нижней. Третья полка убрана, и теперь можно нормально сидеть наверху. Есть столик для ноутбука. Полки у изголовья на 20 сантиметров шире, чем в ногах (до середины купе, фактически). Через стену можно открыть окно к соседу и объединить две полки в одно пространство «этажа».
Читать полностью »

Сегодня запуск первых двух маршрутов МЦД. По МЦД пойдут не просто поезда, а «Иволги».

«Иволга 2.0» — поезд, на котором вы поедете по МЦД - 1
За пару месяцев до открытия МЦД на Тверском вагоностроительном.

К релизу МЦД вышел и новый релиз «Иволги», теперь у неё версия 2.0. Давайте покажу, как собирается этот поезд, и что в нём появилось интересного. Заодно немного погрузимся в особенности компоновки и проблемы, которые решают конструкторы. Сразу — самое главное: первая «Иволга» уже была хороша. Вторая — это история доработок и докручивания фич, которые не вошли в первый релиз. С точки зрения ходовой части почти ничего не поменялось. Читать полностью »

Частный поезд, который когда-то поломал представления об удобстве - 1
В отстойнике в пункте формирования около Ленинградского вокзала.

3 октября 2006 года с Ленинградского вокзала вышел первый состав «Мегаполиса». Даты запуска зависели от согласований, и билеты начали продавать в спешке примерно за неделю, а не за 45 дней до отправления. Никаких договорённостей с туристическими группами не было, и поезд в расписании казался просто ещё одним до Петербурга из множества. В первый рейс он ушёл с населённостью 19 % — это были случайные пассажиры. В декабре 2006 года добавили второй состав, а в мае 2007-го понадобилось добавлять вагоны: к 10 пассажирским и вагону-ресторану прицепили ещё семь, потому что пассажиров стало очень много. Запустили и второй состав по тому же маршруту.

Почему так случилось? Потому что поезд казался сказкой в 2006 году. Его делали люди, глубоко знающие железные дороги и часто путешествующие поездами. Это не люкс-класс, а максимум эффективности за земные деньги. И как следствие очень большой акцент был сделан на человеческое отношение к пассажирам.

Основателей поезда бесили отсутствие пододеяльника и необходимость пассажирам самим заправлять полки, и поэтому все полки сразу были заправлены (вслед за «Мегаполисом» так стали делать позже и в остальных поездах). Бесило то, что утром весь вагон поднимается по рубильнику от громкой музыки. Бесили необходимость сдавать бельё проводнику и очереди с этим. Бесили пугающие туалеты и ещё много всего.Читать полностью »

Гранд Экспресс: первый частный поезд в России - 1

Привет! Вы просили меня рассказать про особенные поезда. Ближе всего было добраться до №5 по рейтингу (по нашим отзывам) — «Гранд Экспресс» Москва — Петербург. Выше него ничего в Москву не заезжает. Собственно, мы попросились в отстойник, где состав обслуживается между рейсами, и поговорили там с начальником поезда.

Поезд считается «люкс», то есть не просто везёт вас из Москвы в Петербург и обратно, а делает это с особым шиком и с кучей дополнительных услуг, удобных также для бизнес-путешественников. Наверное, это самый шикарный поезд из тех, что есть в нашей стране. Во втором вагоне есть отдельный бар, большинство купе двухместные, в части вагонов у пассажиров собственные туалеты, души и умывальники. С 2018 года есть тариф «Эконом Базовый», где из услуг нет ничего, кроме белья, ТВ и Wi-Fi, а всё остальное вроде тапочек и завтрака можно докупить. Цель — предоставить свободу выбора услуг, без необходимости оплачивать неиспользуемое.

Заходите смотреть на ресторан и нормальные туалеты в поездах. В целом «Гранд Экспресс» можно рассматривать как пилот для того, что будет входить лет через 5-7 в купе по дефолту. Давайте расскажу, как можно провести ночь между городами в бизнес-классе.
Читать полностью »

Давайте пробежимся коротко по эволюции вагона. Очень быстро и поверхностно, небольшими интересными кусочками без длинных периодов доделки. Начнём с тормозной магистрали и кондукторов. Тормозную воздушную магистраль поезда придумали далеко не сразу. Сначала были вот такие места тормозильщиков (их на французский манер сразу назвали кондукторами): на тормозной площадке вагона сидел человек, который ждал тройного свистка. Это был сигнал закручивать тормоз. После остановки он ждал сигнала откручивать тормоз. На фото реконструкции Музея железных дорог России в Петербурге не видно, как сильно он старался завернуться в одежду. Мёрзли они очень сильно:

Устройство старинных вагонов и сигнальная верёвка как прообраз локальной сети поезда - 1

Исходящий сигнал тоже был. Кондуктор мог подать сигнал на паровоз с помощью сигнальной верёвки, проходящей через все вагоны. Вот её крепление сверху почтового вагона:

Устройство старинных вагонов и сигнальная верёвка как прообраз локальной сети поезда - 2

Она присоединялась, например, к фонарю у машиниста. Он видел мигание фонаря и выглядывал посмотреть, что случилось. Дальше они общались флажками: все кондукторы при необходимости высовывались и читали знаки.Читать полностью »

Как были устроены паровозы - 1

Так выглядит кабина паровоза «Серго Орджоникидзе» (это СО17-1137). Множество трубок сверху — это пароразборная колонка, к каждому потребителю отходит своя труба. А потребителей в уже достаточно зрелом технически паровозе много: две паровые машины слева и справа для движения колёс, свисток, механический углеподатчик, инжекторы для закачки воды, электрический генератор для освещения, насос для воздушной магистрали и так далее.

До электрических ламп использовали керосиновые фонари прямо впереди паровоза и ацетиленовые химические прожекторы. Потом примерно в начале двадцатого века «люксовые» вагоны обзавелись электрическим светом, а потом и паровоз стал освещаться яркими лампами, в частности, чтобы видеть, что происходит с колёсами и осями. Потому что помощнику машиниста иногда нужно было выйти на ходу и постучать кувалдой по кулисе, так как снег забился и смёрзся в лёд. Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js