Рубрика «Блог компании Туту.ру» - 2

Это была хорошая охота: 13 лет CTO от прихода до ухода - 1

У нас в Туту в марте уходит CTO Вадим Мельников, который за 13 лет успел перевезти компанию из подвала с дошираком в мир высоких технологий. Не один, конечно, но Вадим был очень крутым CTO, и я хочу рассказать, как он поменял всё за это время.

В общем, никто не рассказывает про уходящих людей, ну, знаете, потому что они уже уходят. Но это, имхо, не совсем справедливо. Его история — это почти история позднего Рунета, потому что всё начиналось чуть ли не как хобби силами студентов МГУ. Дальше пришлось закупать свои сервера, ночью переезжать из Каравана в Стордату из-за конфликта хозяйствующих субъектов почти как в 90-х, учиться ставить процесс разработки от уровня «одна команда делает всё» до «это скрам-мастер, и он будет жить с нами», делать невероятно прогрессивный монолит с библиотеками с фасадами, переходить на архитектуру с шиной и потом ещё раз переходить на микросервисы в контейнерах, строить своё персональное облако на своём железе, с удивлением узнавать, что ИБ всё-таки нужна (иначе ляжем и быстро) и много других вещей.

Так что Вадим для меня — человек, который застал всё и при этом всё время принимал правильные решения. Ладно, почти всё время. И почти всегда правильные. Сейчас расскажу, что ему досталось на старте, как он менял компанию и почему сейчас уходит.
Читать полностью »

У нас тут новый плацкарт, который имеет все шансы стать основной версией для ночных экспрессов. На нём я хочу показать, как ваши отзывы помогали менять вагон. Поскольку эта история прототипов уже длинная, отлично видно и тупиковые ветки, от которых отказались, и удачные решения. Начнём с того, что есть сейчас:

Плацкарт «ёлочка» — индивидуальные капсулы и нормальные столы, результат эволюции предыдущих прототипов - 1

ТМХ показали четвёртый, близкий к финалу плацкартный вагон в диагональной компоновке. Напомню, сначала у нас был капсульный отель со шкафом вместо стола, потом целый вагон боковушек, а теперь есть тот вариант, который больше всего похож на китайский диагональный плацкарт, только с учётом всего того, что до этого говорили эксперты и пассажиры. Например, посты на Хабре собрали 548, 518 и 888 комментариев, куча обратной связи была с выставок, других публикаций и от тех, кто зашёл на макеты (они были на Ярославском, Павелецком вокзалах и на ВДНХ).

Плацкарт «ёлочка» — индивидуальные капсулы и нормальные столы, результат эволюции предыдущих прототипов - 2

Значит, главное: будут и «капсулы», и привычные плацкарты со столом, в вашей тумбочке всё так же останутся ноги соседа. Багаж теперь не будет торчать в проход, а станет надёжно лежать между полкой и окном, плюс наверх можно будет лазить с бутылками. Естественно, новый свет, розетки везде и компромисс с багажными полками в проходе вместо третьих.

Напомню, традиционный плацкарт хорош, но если стоит задача удлинить полки и решить ещё кучу вещей, накопившихся за последние лет так 50, то нужна перекомпоновка. Именно её мы сейчас видим.
Читать полностью »

Обыватель воспринимает зоопарк как место для прогулки с детьми и СИЗО для животных. На глаз, в более чем половине случаев так и есть. Но есть и нормальные зоопарки, которые вообще-то для другого.

Зачем нужны правильные зоопарки и как может выглядеть зоопарк здорового человека - 1

У зоопарка здорового человека основная функция — сохранение биоразнообразия. Идея в создании распределённого по всей планете банка животных. Когда кто-то в дикой природе оказывается под угрозой, можно вытащить вид за счёт потомков зоопарковой популяции. Для этого есть программы генетического учёта животных и кросс-зоопаркового скрещивания. Примеры восстановления популяций уже были (например, зоопарки всего мира объединились, чтобы вернуть лошадь Пржевальского).

Если бы функция была только одна, то зоопарковские коллекции составлялись бы исключительно из краснокнижных зверей и хранились бы далеко не на огромной территории в центре города. Но вторая функция — это экопросвет. Зоопарк в идеале должен быть точкой трансляции мыслей про биологию и экологию.

Ещё две функции — научная (изучение животных в контролируемых условиях) и развлекательная (для приматов). Каждая из задач отдельно решается эффективнее другими способами, но именно их сочетание плюс исторические предпосылки рождают некий усреднённый оптимум — зоопарк. Так что давайте поговорим про зоопарк здорового человека. Для примера возьмём зоопарк Калининграда, поскольку он очень открыт в плане информации. Что такое «открыт» сейчас тоже расскажу.
Читать полностью »

Репликация ClickHouse без костылей: ожидание и реальность - 1

Про ClickHouse есть много разной информации, но мало про то, как готовить инфраструктуру с ним. Мы потратили примерно полгода вялого набивания шишек, чтобы это заработало именно так, как нас наконец-то устраивает. Нужно было найти конфигурацию эффективную и в плане денег, и в плане работы базы как таковой.

На момент написания статьи хранилищем и результатами его работы пользуются 16+ команд (11+ аналитиков и 2 data scientist, 70+ разработчиков, руководители и менеджерский состав).

Ежесуточно в хранилище поступает ~1,2 ТБ данных, пользователи и автоматика для построения отчётности генерируют ~35 000 запросов в сутки на выборки различной сложности. Подробнее про наше хранилище и то, какие задачи для бизнеса им решаем, можно почитать по ссылке.
Читать полностью »

 * Юристы попросили нас написать, что картинка шуточная, и мы уважаем всех гордых любителей разных систем хранения данных.
* Юристы попросили нас написать, что картинка шуточная, и мы уважаем всех гордых любителей разных систем хранения данных.

Читать полностью »

Понять Владивосток: край мира и опенсорсный город - 1
Остовы кораблей в бухте у острова Русский

Владивосток основан всего 161 год назад, то есть моложе даже современной Австралии. Чуть раньше появиться он не мог: не было подходящей геополитики. Появись он чуть позже — и там был бы Китай или Япония. А так нам в какой-то момент очень понадобилась торговля с Востоком и защита региона. Выбирали главный город на Тихом океане, были варианты из Петропавловска, Хабаровска, Николаевска-на-Амуре, но именно Владивосток был выбран как военно-морская база: конфигурация островов и полуострова прекрасно подходила для выстроения эшелонированной обороны, а бухта почти не замерзала зимой.

А когда появляется военная база таких масштабов и торговля, туда надо везти много припасов и материалов, а обратно — товаров. Так появился Транссиб, который соединил в логистическую цепь полмира. Такая стройка требует серьёзных ресурсов, и параллельно регион очень хотели развивать. Произошла ещё одна волшебная вещь: объявили режим порто-франко. То есть беспошлинной торговли. В случае нового города это, фактически, означает, что город тут же сделали неким аналогом опенсорс-сообщества. Можно было с нуля пилить любой проект для города — и личный финансовый успех означал выгоду для города. Экономика была отдана в руки сообщества.

Следующая особенность связана с водопроводом. В городе не было нормальных источников воды. В результате кучи факторов, воду решили доставлять не традиционной шиной, а микротранзакциями. Но дронов тогда не было, и нужна была дешёвая рабочая сила, которая, фактически, стала бы инфраструктурными системами города. Владивосток открыли для мигрантов из ближайших стран: Китая, Кореи и Японии. Так был разыгран быстрый старт для города и добавлены ресурсы для предпринимательства.

В результате мы имеем взрывной рост экономики, торговлю с половиной мира через крайне удачный транспортный узел и довольно особенный менталитет жителей. Добро пожаловать в пятничный урбанизм — и во Владивосток.
Читать полностью »

Реверсим процесс выбора места в поезде в голове пассажира - 1

Мы сделали две вещи: отреверсили мышление пассажиров по выбору места в поезде (и самого поезда заодно) с точки зрения рационального выбора — и ещё обучили модель на фактически сделанных выборах наших пассажиров. Нужно это было для того, чтобы понять, как именно выбирают места люди, — и сразу предлагать те места, которые пассажир выбрал бы и сам, но через 3 минуты разглядывания разных вагонов.

Вот, посмотрите, вот так выглядит подсказка:

Реверсим процесс выбора места в поезде в голове пассажира - 2

Здесь пассажиры едут вдвоём. Сначала выбирается самый свободный вагон, потом в нём не первое свободное купе (обычно в районе середины), затем в нём два места — нижние, если цена устроит, или верхние, если хочется со скидкой. Этот поезд без плацкартов, поэтому оба варианта купе.

Ну а дальше расскажу, как заполняется поезд, при каких обстоятельствах человек готов поменять нижнюю боковую на верхнюю обычную полку в плацкарте, куда и как садиться в сидячем вагоне при выборе места и так далее. Ну и заодно — зачем вообще люди ездят на поездах и что в каком случае важно. Иногда это знание полезно и будет помогать ехать в пустом купе при покупке верхней полки со скидкой, если поезд не очень населённый, — но нам было гораздо интереснее отследить именно мышление пассажира.
Читать полностью »

Этот день — яркий пример того, как несколько вещей, которые сами по себе не приводят к отказу, могут удачно совпасть. Итак, 23 апреля было совершенно обычным днём, с обычным трафиком и обычной загрузкой ресурсов. Как обычно, с запасом больше трети, чтобы при потере любого из ЦОДов пережить это без проблем. Никто не думал, что к серверному мониторингу нужно прикручивать ещё мониторинг того, что говорит президент на прямой линии, поэтому дальше случилось вот что:

Как новость про +4 выходных дня уронила нам базу данных - 1

Примерно в 13:30 у нас резко подскочила нагрузка на поиск по авиации и по железнодорожным билетам. Где-то в этот момент РЖД сообщила о перебоях на сайте и в приложении, а мы начали экстренно наливать дополнительные инстансы бекендов во всех ЦОДах.

Но на самом деле проблемы начались раньше. Примерно в 8 утра мониторинг прислал алерт про то, что на одной из реплик базы данных у нас что-то подозрительно много долгоживущих процессов. Но мы это прошляпили, сочли не очень важным.
Читать полностью »

А чего плохого в монополии Яндекса? И вообще в монополиях? - 1
В этот блок выдачи могут попасть только сервисы группы юрлиц Яндекса

Я уже несколько постов разбираю наше обращение в ФАС по поводу интеграции поиска Яндекс с различными сервисами Яндекса. Напомню предыдущие серии: предупреждение ФАС, ФАС возбуждает дело против Яндекса. В комментариях к постам встречается огромное количество вопросов относительно того, чего, собственно, плохого в том, что делает Яндекс. Они частично задевают вообще фреймворк антимонопольных законов России и мировую практику, поэтому я сейчас постараюсь на уровне ликбеза рассказать, откуда такие принципы вообще пошли.

Итак, основные точки прошлого обсуждения:

  • Почему Яндекс не может делать со своим продуктом что угодно? Это же их поиск, нет?
  • Почему крупные компании пошли за помощью государства, а не прибегли к рыночным методам, если их что-то не устраивает в работе Яндекса?
  • Почему бы не сделать свой конкурирующий поисковик и не устанавливать в нём свои правила?
  • Чем вообще плоха монополия?
  • Чем отличается доминирующий игрок от просто игроков?
  • Почему государство вдруг должно устанавливать правила для интернет-рынков? Неужели нельзя порешать это саморегуляцией?

Чтобы понять смысл антимонопольного регулирования, нужно мысленно смоделировать несколько ситуаций, что бы было, если бы его не было вообще. Давайте для начала разберёмся, зачем оно вообще существует в современном мире.
Читать полностью »

ФАС возбудила дело против Яндекса: что это значит для Рунета - 1
Скриншот показывает, как эффективно Яндекс добавляет свои сервисы наверх выдачи

Привет! Я один из тех юристов, которые направили обращение в ФАС, в результате рассмотрения которого появилось «предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства».

Возможно, вы уже видели волну новостей про то, что ФАС возбудила дело против Яндекса и тут же произошёл резкий скачок акций, в результате чего компания потеряла за час торгов 106 миллиардов рублей рыночной капитализации. Я почти уверен, что роль тут сыграли, скорее, громкие заголовки и спекулятивный характер рынка акций, а не детальное содержание новости и её суть. То есть это, скорее, спекулятивное падение.

Именно детальное содержание я и хочу сейчас разобрать.

Итак, в предыдущих сериях: ФАС вынесла предупреждение о том, что нужно устранить признаки нарушения антимонопольного законодательства. Это означает, что Яндекс уже не рассматривается как частная компания со своим продуктом, и поиск — это уже не их личное дело, а, как определено в предупреждении, является рынком поиска. Рынок — это ключевое слово, потому что именно созданием и регуляцией равных условий на рынках занимаются в антимонопольной службе.

Прошел месяц, и ситуация выглядит так, что Яндекс ничего устранять не стал, а вместо этого выбрал стратегию затягивания времени, 1 апреля подав ходатайство о продлении срока предупреждения на 1 месяц. Похоже, в ФАС такой ход не оценили, и возбудили административное дело, как, собственно, и указали в предупреждении.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js