Психологическая обусловленность возникновения WEB 3.0

в 3:28, , рубрики: web 3.0, Веб-разработка, зависимость, Исследования и прогнозы в IT, Медиа, Носимая электроника, психология, социальные сети, метки: , , , ,

Видимо, вспышки на солнце [в том числе] послужили причиной написания постов про сознание и про 200 мс свободы
А так как я с другой стороны планеты, то вот и меня догнало.

Свойство психики и потребность

Хотя я и не психолог, тем не менее, попробую сделать кое-какие элементарные выводы из общедоступных теоретических материалов и наблюдений. Призываю не перескакивать сразу на последний раздел, иначе здесь будет срач пророков Apple, а пост совсем не об этом.

Для начала я приведу скомпилированные и частично перефразированные цитаты, чтобы вы могли следить за ходом мысли.
В целом, выделяют четыре основных уровня развития психики живых организмов: раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (внешне обусловленное поведение), сознание человека (самоопределяющее поведение). Следует отметить, что каждый из данных уровней имеет свои стадии развития.
Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Но человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида. Поэтому процесс формирования сознания строго индивидуален, обусловлен как особенностями социального развития, так и генетической пред-расположенностью (теория Пиаже).

С момента появления и развития первобытных людей их выживание зависело в большОй части от такого свойства психики «низшего» порядка, как чувствительность. Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям. Это означает, что в процессе эволюции высшие животные, обладающие более высокоразвитой психикой, способны получать информацию об окружающем мире, анализировать ее и реагировать на возможное воздействие со стороны любых окружающих объектов, как биологически значимых, так и биологически нейтральных. Простейший пример, когда наличие чувствительности определяло выживание: человек должен был защищаться от нападения врагов и хищников и, следовательно – отслеживать изменения в окружающей среде.

Шли века, каменный век сменился бронзовым и затем железным, и вот, наконец, индустриальная эпоха сменилась эпохой информационной.
На протяжении этих эпох жизнь человека, по сравнению с первобытными людьми, становилась спокойнее, и количество раздражителей в окружающей среде постепенно уменьшалось.
Известно, что если какой-то навык или способность не использовать в течение длительного времени, то он притупляется и деградирует.
Но известна так же другая сторона, а именно – необходимость удовлетворения базовых потребностей психики (не путать с базовыми потребностями человека по Маслоу). Так, например, в развитии детей есть так называемые сенситивные периоды (М. Монтессори), и одной из характеристик любого такого периода является наличие потребности, и эту потребность ребенок должен удовлетворить.
У современного человека, живущего в информационную эпоху, чей рабочий день проходит за компьютером, крайне снижено количество внешних раздражающих факторов, но чувствительность, как свойство психики, никуда не делась. А раз есть чувствительность, то есть и потребность ее удовлетворения.

Информационная эпоха

Не буду сильно углубляться в историю, но если говорить про «недавние» события, до перехода человечества в информационную эпоху люди для массовой передачи информации использовали печатную продукцию (книги и газеты), а поскольку люди жили пока еще в индустриальную эпоху – им худо-бедно хватало внешних раздражителей для удовлетворения потребности психики в ощущениях.

Затем появился телевизор. Уж не знаю, было ли это выявлено в результате специальных научных исследований, или просто эмпирически, но факт заключается в том, что телевизор, с одной стороны, теперь позволяет человеку удовлетворить потребность в ощущениях (хоть это и паллиатив), но с другой стороны, что более важно – телевизор как раз и эксплуатирует эту древнюю потребность человека в наличии раздражителей. Телевизор удерживает внимание зрителя, сменяя кадры каждые 3-4 секунды (я не о частоте кадров).
Проведите эксперимент: попробуйте удержаться и не бросить ни единого взгляда на работающий экран телевизора.

Появился и интернет, точнее – web-страницы. Сначала они были статичными, так сказать, read-only, потому что только отдельные люди, с соответствующими знаниями и навыками, могли создавать страницы и наполнять их контентом. И это был аналог газет, только в более красивом и цифровом виде. Но, поскольку, такие «газеты» не могли удовлетворить потребность в постоянном наличии раздражителя, то массовый потребитель контента, по-прежнему, смотрел телевизор. Примерно в это же время начали появляться различные интернет-месседжеры, и, пожалуй, одним из первых была аська (ICQ). Невозможно не заметить мигающую ромашку в уголке экрана, особенно – если это еще и сопровождается соответствующим звуком. Но это был всего лишь чат один на один, а не что-то групповое и массовое.
Интернет страницы этого периода принято называть WEB 1.0

Что дальше?

В этом периоде никто не смог бы генерировать достаточно контента, чтобы массовый потребитель прилипал к экрану в надежде удовлетворить потребность в ощущениях.
Но технологии развивались, появлялись блоги, wiki и социальные сети, и вот уже нам постоянно надо проверить – что нового в фейсбуке, кто что лайкнул, кто у кого в друзьях и вообще – кто в интернете неправ. На наши смартфоны валятся push-уведомления из разных программ, клиентов соц-сетей и почтовых клиентов. Пользователи теперь сами генерят контент, неважно насколько хороший или плохой, а важно то, что массовый потребитель теперь сделал бессознательный выбор между телевизором и компьютером в пользу последнего. Добро пожаловать в Web 2.0

А где деньги?

Существует куча социальных сетей и блогов, для обеспечения их работоспособности используются мощные сервера, оплачивается огромное количество трафика, наняты технические специалисты – так откуда же берутся деньги? От рекламы, конечно же (собственно, и не секрет). Если сравнивать с телевизором, то там была односторонняя связь – зрителям давали рекламу и они шли и покупали (или не покупали) товар. А в Web 2.0 пользователи генерят контент, а им за это показывают рекламу, которая, по мнению рекламщиков, на основании созданного (и обсуждаемого) пользователем контента, должна их заинтересовать и побудить к покупке.

Web 3.0

Но я отвлекся, я хотел написать про то, что Web 3.0 будет, и неважно как его назовут на самом деле.
Web 2.0 сейчас существует на компьютерах, планшетах, смартфонах. Люди всегда имеют какое-то устройство под рукой, и со стороны рекламщиков это очень хороший результат. Но не идеальный!
Человек может быть чем-то занят (например, мыть посуду) и не слышать, как ему пришло push-уведомление, человек может оставить смартфон в другой комнате или вообще случайно выйти на улицу без него. И в это время он, получается, не потребляет и не создает контент! Значит, нужно сделать такое устройство, которое было бы меньше чем смартфон, и обязательно – крепиться на человеке и позволять потреблять и генерить контент.
Да, мы уже знаем об этих устройствах.
Это очки google glass и умные часы.
Забавно что Eyephone из Футурамы сделал google (а тенденцию прочувствовал вообще человек, далекий от ИТ).
Google glass – прикольное устройство, но оно дороговато.
Никто не знает, что именно сделает Apple, но уверен, что это должно быть устройство, укладывающееся в концепцию Web 3.0, и, видимо, это будут часы.
Предсказывать что-либо про Apple дело неблагодарное, но я все же скажу пару слов.
Задержка с часами, думаю, вызвана не технологическими проблемами, а исследованиями — насколько далеко готов человек пустить в свою частную жизнь такого рода игрушку. Ну и дополнительно Apple молодцы – вынудили всех остальных игроков рынка сделать свои модели умных часов, и теперь они имеют возможность изучить отзывы. Но, как всегда, это палка о двух концах – теперь им придется сделать что-то выдающееся.

Так или иначе, какие бы это ни были устройства, они позволят быть человеку еще ближе к контенту. А можно сказать и иначе – они позволят прочнее привязать человека к контенту.
Почему эти новые устройства будут иметь успех – потому что у человека есть потребность, и он хочет ее удовлетворить. Это не Google и не Apple придумали новые виды взаимодействия, они просто просто нащупали эту потребность. Человек будет получать и потреблять контент моментально, практически в момент возникновения. Часы будут вибрировать, пищать, предлагать что-то к прочтению, показывать что вечером температура упадет на 1 градус, уведомлять о новых SMS, email, личных сообщениях и записях в соц-сетях, в общем, будут выполнять свою функцию – раздражать. Примерно то же самое делают и google glass – только там еще добавляется визуальный раздражитель.
В обратную сторону эти носимые устройства смогут передавать фото, видео и аудио, параметры жизнедеятельность организма (не помню, в каком то рассказе было приветствие «Сообщите ваши жизненные параметры?»).
То есть, контента прибавится. И разработчикам, видимо, стоит иметь это ввиду.

Но станем ли мы счастливее от этого?

Автор: undersky

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js