Рокетмены и право. Ракетомоделизм — это законно?

в 9:00, , рубрики: diy или сделай сам, Блог компании Timeweb Cloud, законодательство, космонавтика, Научно-популярное, правоохранительные органы, правосудие, ракетное топливо, ракетомоделирование, ракеты, уголовная ответственность
Рокетмены и право. Ракетомоделизм — это законно? - 1

В посте про правовое регулирование дронов меня заинтересовал вопрос @vinny496 про то, каким образом в РФ регулируется модельное ракетостроение. В этом посте я представляю результаты небольшого правового расследования на эту тему.

В начале, тем не менее, стоит отметить, что в России регулированию такого хобби посвящено очень мало правовых актов. С одной стороны, ракетомоделизм не запрещен законом. Более того, по всей стране действуют десятки клубов ракетчиков, работает Федерация ракетомодельного спорта, организуются соревнования, в том числе Всероссийские соревнования по ракетомоделизму, проводимые в Пермском крае.

С другой стороны, на форумах ракетомоделистов люди постоянно задаются вопросами о легальности самостоятельных пусков ракет и правовых рисках этого хобби, отдельных лиц даже привлекают к уголовной ответственности за изготовление топлива для моделей ракет. Нигде нет четкого и понятного закона или правил, относящихся к ракетчикам-любителям.

Такая ситуация отличается от США, где ракетомоделизм более институционализирован и вопросы изготовления топлива для ракет и их запуска регулируются федеральным законодательством, а также изложены в справочниках Национальной ассоциации ракетомоделизма.

Этот пост представляет собой попытку разобраться в требованиях закона и установить границы легальности этого захватывающего хобби.

Требования к ракете

Вся суть сабжа, естественно, заключается в ракете: разработке ее конструкции,
материалах, аэродинамике и прочих технических характеристиках. В России
ракетомоделизм «обитает» только в одной категории правовых актов – приказах
Министерства спорта РФ. Именно здесь можно найти единственную правовою
информацию о нем, а именно – о требованиях к любительским ракетам.

В данном случае нас интересует Приказ Минспорта от 01.02.2018 г. №74 «Об утверждении правил вида спорта «Авиамодельный спорт». Если речь идет о том, что отнести к любительской модели ракеты, а что к запрещенному снаряду, то правильнее всего ориентироваться именно на него.

Если цитировать Минспорта дословно, то модель ракеты – это…

«… модель, изготовленная в основном из неметаллических материалов,
поднимающаяся в воздух без использования аэродинамических подъемных сил
для преодоления силы тяжести, приводимая в движение ракетным
двигателем(ями) с использованием вертикального или почти вертикального
свободного баллистического взлёта в конусе с углом 60°, ориентированном
вертикально на стартовом устройстве (далее в конусе 60°) и включающая в
себя устройства для безопасного возвращения на землю в состоянии,
позволяющем ее повторное использование
»

.

Другим словами, чтобы ракета считалась легальной, она должна соответствовать
следующим общим критериям:

  1. Большая часть ее корпуса состоит из неметаллических материалов: рекомендуется
    использовать дерево, бумагу, резину или стеклопластик, полипропилен и другой
    разрушаемый пластик. Запрещено делать из металла головной обтекатель, корпус,
    оперение… и в принципе включать в конструкцию тяжелые металлические детали,
    которые при падении ракеты могут пробить чью-то крышу или голову. В идеале во
    избежание неоднозначных ситуаций лучше вообще отказаться от металла.
  2. Ракета поднимается в воздух исключительно за счет ракетной тяги без использования
    подъемной силы воздуха.
  3. Ракета запускается в вертикальном положении, угол запуска модели к горизонту должен быть не менее 60°.
  4. Конструкция включает в себя устройство безопасного возвращения и предполагает повторное использование. Обычно это обеспечивается посредством внедрения системы выброса парашютов.

Требования к параметрам ракеты

Максимальный стартовый вес (включая вес двигателя) – не более 11 500 г.

В момент запуска топлива в двигателях должно содержаться на более 200 г.

Суммарный импульс всех двигателей в момент запуска – не более 160 Ньютонов /cек.

Суммарный импульс нижней ступени должен быть равен или больше суммарного импульса последующей верхней ступени. Это же правило касается тяги, но не распространяется на боковые ускорители.

Длина корпуса – от 500 мм. до 1 100 мм.

Диаметр корпуса – от 40 мм. до 80 мм.

Требования к конструкции

Не более трех ступеней с двигателями (части, отделяющиеся в полете, но не оснащенные двигателями не считаются).

Двигатель должен работать на твердом топливе (например, популярном среди моделистов карамельном топливе).

Параллельно с двигателем могут использоваться замедлители или вышибные заряды.

Ракета может быть радиоуправляемой.

Конечно, все указанное выше – требования к спортивным моделям, применяемые на соревнованиях. Но соответствие им самодельной ракеты при возникновении правовых вопросов всегда будет говорить в пользу того, что снаряд не неведомая потенциально опасная вещь, а легальная модель.

Требования к запуску

Итак, с разрешенными параметрами ракеты мы определились. Следующий важный вопрос – запуск.

Здесь все намного сложнее. Приказ Минспорта от 01.02.2018 г. №74 регулирует правила запуска моделей только в рамках проведения соревнований по авиамоделизму. То есть в рамках турниров или на специальных полигонах ДОСААФ, арендуемых кружками ракетомоделистов, единственным ограничением запуска ракеты могут быть только правила самих соревнований и полигона.

Всё, оставшееся за пределами спортивных состязаний ракетомоделистов, лишено специальных правил – что является ощутимым пробелом. Во-первых, не каждый любитель моделирования ракет жаждет принять участие в официальных запусках. Во-вторых, даже если ракетомоделист «заточен» под соревнования, ему необходима возможность осуществлять пробные запуски и по их результатам вносить изменения в конструкцию, которую он планирует использовать на спортивном турнире.

Здесь остается ориентироваться лишь на общие нормы об использовании воздушного пространства, применение которых к ракетам зависит от того, к какому типу воздушных аппаратов их следует гипотетически отнести.

Первый кандидат – это воздушные суда. Для них предусмотрено самое подробное регулирование, к ним относятся, в т.ч. дроны и аэростаты. В соответствии с ч. 1 ст. 32 Воздушного кодекса РФ воздушное судно – это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом.

Ракета же выводится в атмосферу за счет собственной реактивной тяги без использования воздуха из окружающей среды. Да, каждая её ступень в итоге должна опускаться на землю при помощи парашютов, однако этот период запуска сложно назвать активным периодом полета ракеты – с таким же успехом в воздушные суда можно записать парашютистов.

Вывод о том, что ракета не относится к воздушным судам подтверждается и специальной литературой по данной теме (см., например, Ильин Н. Н. Авиационно-техническая экспертиза при расследовании преступлений // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2020. №4). А это значит, что к ракетам не применяются правила, касающиеся воздушных судов, в т.ч. относительно регистрации, постановки ракеты на учет и согласования плана полета (хорошая новость).

Как ни странно, наиболее близкой к любительским ракетам по характеристикам является категория салютов и фейерверков (за неимением в законе более точного определения). Есть вертикальный подъем и использование для взлета исключительно взрывной тяги? Есть. Такой логикой и будет, скорее всего, руководствоваться правоприменитель.

При такой логике к ракетам применяется п. 56 Постановления Правительства РФ от 11.03.2010 №138, в соответствии с которым:

«использование воздушного пространства при проведении салютов и
фейерверков высотой более 50 метров или же в границах воздушных подходов вне зависимости от высоты осуществляется с разрешения оперативного органа Единой системы организации воздушного движения
»

.

Единая система ОрВП, о которой идет речь в представленном отрывке, представляет
собой сеть диспетчерских пунктов по контролю воздушного движения, а под воздушными
проходами подразумеваются границы заходов на посадку аэропортов, диспетчерские
зоны, территории вертолетных площадок. Не стоит забывать также про запрещенные
зоны, воздушное пространство над которыми закрыто для всех гражданских запусков –
военные полигоны, электростанции, города.

Таким образом, если расчетная высота полета ракеты меньше или равна 50 метрам
(примерно 15-этажное здание) и ее запуск планируется осуществить вне воздушных
коридоров, т.е. не мешать воздушным судам, то обязанности уведомлять о запуске нет.

В противном случае по-хорошему запуск придется согласовывать с властями, а именно
направлять заявку в зональный центр единой системы ОрВП, прикладывая к ней
огромное количество документов относительно конструкции устройства, соблюдения
правил безопасности, расчетных величин высоты и траектории. Успешность этой затеи
будет крайне маловероятна.

Правовые риски

Стоит отметить, что топливо – самый проблемный и самый рисковый момент в
ракетомоделизме. Изготовление твердого топлива самостоятельно (в т.ч. карамельного)
формально подпадает под ст. 223.1 УК РФ «Незаконное изготовление взрывчатых
веществ», так как твердое ракетное топливо отнесено к взрывчатым веществам
(Постановление Пленума ВС РФ от 12.03.2002 №5).

Состав данной статьи формальный – это означает, что для привлечения к
ответственности достаточно самого факта изготовления взрывчатого вещества, и не
важно, в каких благих целях оно осуществлялось. Более того, эксперты-криминалисты,
которые будут оценивать степень опасности таких составов, скорее всего в силу загрузки
пойдут по пути наименьшего сопротивления, признав смесь опасной и не вдаваясь в
споры относительно легальности и безвредности карамельного топлива.

Поэтому лучше всего покупать топливо или готовые модели в сертифицированных
магазинах, сохраняя чеки о покупке на длительный срок (редкость таких магазинов и
проблемы импорта – отдельный проблемный вопрос).

К запуску ракеты вне полигонов ракетомоделистов и за рамками соревнований также
нужно относиться ответственно. Если любитель несогласованного запуска ракет на
высоту выше 50 метров будет обнаружен органами правопорядка, ему светит
административная ответственность по ст. 11.4 КоАП РФ в размере от 30 тыс. до 50 тыс.
руб.

Более того, если в результате запуска ракеты будет причинен тяжкий вред здоровью
людей или серьезный ущерб имуществу, ракетомоделист может «попасть» на ст. 271.1
УК РФ «Нарушение правил использования воздушного пространства» (до 5 лет лишения
свободы) и быть обязанным судом погасить весь причиненный материальный вред.

В связи с этим, при самостоятельном запуске стоит избегать тех мест, где сохраняется
гипотетическая опасность причинения вреда людям или имуществу – вблизи дорог, ЛЭП,
недалеко от зданий или поселений, над массовыми скоплениями людей и т.д.

Краткие рекомендации

  1. Строим ракету в соответствии с требованиями Минспорта.
  2. Не изготавливаем топливо самостоятельно (даже если речь идет о пороховых
    ракетах). Покупаем топливо отдельно или в комплекте с готовым конструктором модели в
    специализированных магазинах с сохранением чека.
  3. Запуск осуществляем либо в рамках специальных зон, предназначенных для
    авиамоделизма (территории, на которых проводятся соревнования или которые
    прикреплены к клубам авиамоделистов – обычно эти поля связаны с ДОСААФ), либо
    вдали от населенных пунктов, аэропортов, запретных зон, дорог, ЛЭП.
  4. Не рекомендуется осуществлять самостоятельно вне полигонов запуск ракет на
    высоту выше 50 метров. Однако если хочется, можно попытаться подать заявку на запуск
    в зональный центр единой системы ОрВП. Например, для запуска в Московской области
    таким будет являться Московский зональный центр МЦАУВД по адресу г. Москва, ул.
    Большая Внуковская, д. 2А, стр. 1. Одобрение заявки никто не гарантирует.

Автор: Анатолий Зазулин

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js