Спорный вопрос: cтоит ли дружить с руководителем

в 8:32, , рубрики: Блог компании Kokoc Group, карьера, управление персоналом

Многие из нас хоть раз задумывались о том, что работать с другом проще и лучше, ведь он понимает все с полуслова и никогда не подведет. Но не мешают ли близкие отношения эффективному выполнению обязанностей?

image

Ответить на этот вопрос мы попросили Дмитрия Карягина, директора по персоналу Kokoc.com, Викторию Шафран, директора по продажам ArrowMedia и Дениса Коровкина, технолога производства WebProfy.

Рабочая семья

По мнению Дмитрия Карягина, директора по персоналу Kokoc.com, дружба между сотрудниками и подчиненными нужна и полезна. С одной стороны, она оказывает положительное влияние на работу и мотивирует делать ее максимально качественно. В одной и той же ситуации, обычный сотрудник выполнит задачу ровно настолько, насколько обязывает должностная инструкция и регламент. А сотрудник-друг зачастую сделает чуть больше, с энтузиазмом, потому что, в том числе, помогает товарищу. Близкие отношения – дополнительный стимул, ведь никто не хочет подвести друга.

С другой стороны, работа может положительно влиять на дружбу. К примеру, после ссоры в обычной жизни люди, как правило, долго не общаются или расходятся навсегда, а спустя годы жалеют об этом. Если же они работают в одном коллективе, в любом случае придется общаться по рабочим вопросам, а это часто помогает преодолеть обиду и восстановить хорошие отношения.

Еще один плюс дружбы между руководителями и подчиненными: комфортная атмосфера. В некоторых компаниях люди с нетерпением ждут пятницы, чтобы скорее покинуть надоевших коллег и встретиться с друзьями. А если руководитель/подчиненный твой товарищ, в этом нет необходимости, всегда можно вместе пообедать, поговорить за чашкой кофе.

Как бы банально это не звучало, наша компания — одна дружная семья: вместе работаем, вместе отдыхаем, ходим в бары, ездим в отпуска, занимаемся спортом. К примеру, управляющий партнер дружит с рядовым разработчиком, несколько лет играют в одной футбольной команде. При этом на работе сотруднику не дают послаблений, а он не чувствует себя привилегированным.

Но порой дружба с руководителем накладывает на подчиненного дополнительные обязательства: зачастую, как и в обычной жизни, на работе к близкому человеку предъявляются более высокие требования. К примеру, начальник дает сотруднику-другу меньше прав на ошибку, потому что знает наверняка, что он способен выполнить эту задачу.

Для того, чтобы создать и сохранить баланс между рабочими и личными отношениями, руководителю необходимо с первого дня определить стиль управления. К примеру, у нас многие предпочитают роль старшего наставника, старшего друга. С одной стороны, человек хорошо относится к подчиненному, всегда готов ему помочь и подсказать с позиции более опытного и знающего специалиста. Но с другой стороны именно за счет опыта и знаний он выше по должности, а значит задачи, которые он ставит, необходимо выполнять.

При этом руководителю не стоит с первого дня пытаться стать «своим» среди подчиненных, к примеру, приглашая их выпить, давая послабления в работе. Таким способом можно завоевать только «дешевый авторитет», который исчезнет, как только руководитель потребует исполнения задач. Как и в жизни, близкие отношения в офисе складываются постепенно.

Грани разумного

По опыту Виктории Шафран, директора по продажам ArrowMedia, в большинстве случаев людям сложно разделять работу и дружбу. К примеру, сотрудник, которого пригласил на работу друг, зачастую ожидает привилегированного отношения, а начальник требует от товарища быстрого входа в курс дел и большей отдачи, чем от других подчиненных. В результате, ожидания обоих не оправдываются, совместная работа не складывается, что, как правило, негативно отражается на дружбе.

Если вы решились взять в качестве подчиненного близкого человека, рекомендую сразу обговорить, что в офисе отношения сугубо деловые, а за его пределами – дружеские.

Однако, как правило, эта грань со временем стирается. К примеру, несмотря на первоначальные договоренности, между подругами (руководителем и подчиненной) неизбежно возникнут личные или рабочие разногласия, которые могут закончиться ссорой и обидами. В таких случаях необходимо спокойно обсудить проблему, но не все готовы забыть об эмоциях и поговорить начистоту. В результате, разногласия остаются и усугубляются, что рано или поздно приводит расставанию. Разорвав одни отношения, сложно сохранить другие, поэтому чаще всего это приводит к тому, что девушки перестают и вместе работать, и дружить.

Я стараюсь избегать подобных ситуаций, поэтому никогда не приглашаю на работу друзей, а близко общаюсь с коллегами из других подразделений. Конечно, есть подчиненные, с которыми вместе не один год и отношения из формальных давно перешли в приятельские, но при этом мы понимаем, что, прежде всего работа. Однако, если вдруг приключится какая-либо беда, то я всегда приду на помощь.

Как показывает практика, сохранить личные отношения на работе возможно в двух случаях:

  • Друзья работают в разных подразделениях, где важна командная работа и часть задач можно выполнить лучше, будучи хорошо знакомыми.
  • Друзья работают в конкурирующих командах, где работа построена на показателях: «выше, быстрее, сильнее».

Доверие и креатив

Плюсы и минусы дружбы руководителей зависят от ситуации, считает Денис Коровкин, технолог производства WebProfy. С одной стороны, перевести личные отношения в рабочие достаточно сложно и не каждый сможет всерьез воспринимать нового руководителя, с которым в течение нескольких лет был хорошим другом, разговаривал по душам. В ситуации, когда друг ставит задачи, требует их выполнения и выдает зарплату, существует риск не сработаться и дружба окажется под угрозой.

С другой стороны, профессиональные отношения с руководителями нередко перетекают в приятельские. Конечно, это происходит не сразу и не является обязательным условием хороших результатов в работе – выполнять KPI необходимо в любом случае. Однако, как показывает опыт, когда сотрудник близко знаком с начальником, ему самому хочется сделать чуть больше, чем обязывает должностная инструкция. К примеру, при исключительно деловых отношениях предложение руководителя поработать в выходные я воспринимаю негативно и могу отказаться, если это время не оплачивается сверхурочно. Если же просьба исходит от начальника-друга, который честно признается в том, что это важно для нашего отдела, то естественно, я соглашусь.

При этом в дружбе между руководителем и подчиненным должно присутствовать доверие и взаимовыручка. Если сотруднику поручили ведение проекта, он постарается делать его «на пять с плюсом», чтобы не подвести близкого человека. В то же время, не будет рассчитывать на поблажки, иначе это отразиться на качестве работы и отношениях с коллегами, которым не дают послабления. В любом случае, и сотрудник, и руководитель должны при необходимости разделять личные и рабочие отношения, чтобы не испортить ни то, ни другое, а остальные коллеги не чувствовали себя не очень комфортно.

Если удается соблюсти баланс, то дружба существенно помогает в работе. Чаще всего потому, что в расслабленной дружеской атмосфере люди чувствуют себя спокойнее и «заряжают» друг друга креативом. А в нарочито деловой атмосфере многие сотрудники стесняются предлагать идеи, боясь получить отказ.

В то же время, дружба помогает вовремя решить возникающие на работе проблемы. Допустим, подчиненный стал недостаточно внимательно относиться к обязанностям из-за семейных проблем. В этом случае большинство начальников не станут разбираться в причинах, а предпочтут расстаться. Однако друг поинтересуется, в чем дело, поможет советом из личной жизни и подскажет, как вернуться к работе.

В конце концов, в офис приятно приходит по утрам, если знаешь, что там тебя ждут друзья, время летит незаметно и не возникает желания поскорее сбежать с работы.

Источник: New Retail.

Автор: Kokoc Group

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js