Зачем они выгорают?

в 22:08, , рубрики: айтишник, выгорание, инженер, Исследования и прогнозы в IT, Стресс, управление персоналом

Я сколько лет на заводе козловой кран вожу, ни разу не выгорел! А эти, прям неженки! 

Знакомо?

Выгорание айтишников – это уже притча во языцах. Если в своей среде IT-специалисты еще находят понимание, то во вне они сталкиваются с диким отрицанием.

Ишь какие, депрессия у него! Работать не может! Дури вам в голову напихали, вот и оправдываете свою лень!

За свои скромные семь лет на руководящей позиции мне довелось управлять разными людьми. Был опыт тимлидства над командой разработчиков. Не претендую на истину и уж тем более на какое-то серьезное научное исследование. Но все же хочу систематизировать свои наблюдения и сделать цикл статей «команда глазами начальника».

Зачем они выгорают? - 1

Как и всегда – крайне рад комментариям, дополнениям и противоположным мнениям. Ведь моя главная цель не транслировать свой «бесценный опыт», а скорее посмотреть со стороны на свою работу. И сделать выводы. Начну свой цикл с одной из самых горячих тем – выгорания.

Последние несколько лет я активно работал с заводами, приходилось слышать много нелестного в адрес разрабов. Для меня рабочие и ИТ-специалисты – это два полюса. Одни уверены, что на них мир держится, а все остальные фигней занимаются и ничего не производят. Для других получить профессию в ПТУ и потом всю жизнь работать по специальности сродни проклятию.

ОК, давайте попробуем разобрать основные моменты.

У нас в цеху не выгорают

Этот аргумент я слышал не только от работяг, он так или иначе сквозит во многих мнениях. Мол, как вы себе вообще представляете выгорание оператора козлового крана? Такой, ой, все, не могу больше за рычаги дергать, белый свет мне более не мил… Ну не бывает же такого???

Вообще, бывает.

Просто каждая сфера имеет свои традиции. Есть эти традиции и в решении проблем. По моим наблюдениям, все рабочие делятся на два типа. Те, кто любят прибухнуть и странные чудики с окологиковскими увлечениями. Как первый, так и второй способ – это возможность снять стресс. Я сейчас не буду обсуждать действенность и спорность этих способов. Но факт остаётся фактом. Не выгорание, а «зеленая тоска», от которой хорошо спасет зеленый же «змий». Чем вам не выгорание и терапия?

Те, кто не пьет, находят разные хобби, в которых так же отводят душу. Копание в моторе старенькой «шестерки» или выпиливание лобзиком именно им помогают вырваться из пены дней и переключиться на что-то более милое сердцу. Это точно такая же терапия, просто найденная интуитивно, методом проб и ошибок.

И все-таки, выгорание рабочих – процесс куда более редкий и не столь деструктивный, как у айтишников. Значит есть еще причины? Есть.

 

Техностресс

Зачем они выгорают? - 2

На самом деле, техностресс – это вообще, на мой взгляд, основная проблема ИТ-сферы.

Поясню. В 21м веке скорость развития технологий просто поражает. Эволюционируют языки программирования и приложения, постоянно появляется что-то новое. А для решения поступающих задач и роста айтишники еще мигрируют. То есть учат новые языки, фреймворки, осваивают новые инструменты. И этот процесс не прекращается.

Сейчас трудно освоить какую-то область, чтобы потом этим кормиться хотя бы лет десять. Сужу по своему увлечению 3D-моделированием. Видосы с разборкой работы Блендера трехгодичной давности смотреть нет смысла. Половина решений, которые показывают эти видосы, уже либо не работают, либо работают как-то иначе. Базовые принципы неизменны, но мы говорим о более глубоком погружении. И вот тут надо смотреть по принципу «чем свежее, тем лучше».

Работа в ИТ-сфере – это постоянная учеба. ПОСТОЯННАЯ.

Мне сложно привести аналогию с какой-либо профессией, скажем, времен СССР. Наверное, только какие-то топовые врачи и ученые.

Рабочий же может реально всю жизнь делать примерно одно и то же. Наш оператор козлового крана лет через тридцать вообще может не думать. Он этим краном с завязанными глазами управлять способен. И даже если привезут кран другой модели, переучиться и кормиться этим следующие лет пятнадцать вполне реально.

Если не учиться – мозг теряет пластичность, зато получает стабильность. И это, в том числе, защита от выгорания.

ОК, но как быть с высказываниями некоторых олдов? Я говорю про программистов, которые код писали еще на Фортране. Периодически натыкаюсь на статьи таких людей (порой весьма именитых), которые продвигают мысль: «Надо просто писать код. Нет там ничего такого, от чего выгореть можно».

Да, олды имеют право на свою точку зрения. Но тут важно спросить – а сейчас они продолжают что-то разрабатывать? И если да, то на чем? Простите, но пример Фортрана или Паскаля прям совсем мимо. Эти языки прожили несколько ревизий и все же их развитие – вопрос десятилетий. Темп современных инструментов им и не снился. Многие олды, при всем моем к ним уважении, точно так же когда-то освоили свой стек и живут в нем годами. В России это не так ощущается, а вот на Западе, где в том же банкинге продолжают трудиться программы на Коболе, там да. Программист давно на пенсии, но продолжает обслуживать код, написанный много лет назад. Не развивается ни язык, ни программист.

 

Странные люди

Зачем они выгорают? - 3

Помимо объективной причины техностресса есть причины субъективные. И кроются они в личностях отдельных разработчиков. Я подчеркну – тут грести всех под одну гребенку прям вообще неверно. И все же образ «бородатого и чудаковатого сисадмина» имеет место быть.

В программирование идет много специфичных людей. Интровертов, не самых устойчивых психологически, но имеющих способности и усидчивость. А часто и довольно особенный ход мыслей, который в работе им помогает.

Однако, для таких людей стресс переносится очень и очень тяжело. Специалисты по персоналу не дадут соврать – к айтишникам нужен свой подход. Просто выдать им задание и обозначить сроки — не вариант. Это может сработать на уровне техлида, но когда мы спускаемся ниже, то приходится уже копать индивидуально.

Навсегда запомнил время, когда меня только поставили во главе команды разработчиков. Я буднично раздал им задачи и обозначил сроки. Все профукали. Я начал разборки на тему: «какого хрена???». На следующий день прибежала наш HR с круглыми глазами и стала возить лицом по столу уже меня. «С ума сошел, ты их всех распугаешь, где я новых буду искать???». Я был в замешательстве: «Но что я такого сделал? Они приказов не слушаются. Я че, танцевать перед ними должен???». Ответ был простой: «Танцуй».

И да, я начал танцевать. Искал подход, делал спринты, старался заинтересовать ребят задачей, создавал круговую поруку (профукал сроки – подставил остальных). В то же время вовлекал, чтобы для них это было не просто работой, но личным проектом.

Не буду судить о том насколько успешно у меня получилось, но платформу мы зарелизили в срок.

Возвращаясь к нашей теме. Если бы в айти все было так легко, туда бы шли толпами и там не платили бы столько денег. Но нет, там могут работать не все. А кто могут действительно требуют своего подхода и действительно подвержены выгоранию больше обычных людей.

Ненормированный график и ответственность.

Еще одна ключевая причина выгорания. Специфика работы многих айтишников такова, что приходится включаться в процесс в любое время. Тут бывают перегибы со стороны руководителей и объективные причины, когда приложение штормит, а за ним тысячи пользователей. Хочешь-не хочешь, нужно включаться.

За что отвечает наш рабочий на заводе? За свои пальцы, может за здоровье своей бригады. Тоже немало, надо отметить. И все-таки его ошибки не так фатальны. Повторюсь – не всегда. Одним движением руки отдельные индивиды могут обесточить целый завод или город (я писал об этом раньше). И все же, в среднем, уровень ответственности меньше. А у айтишников больше. Это давит. Есть механизмы минимизации рисков. Поставить на всех рубежах QA, быть осторожнее с релизами. Но мы все понимаем – ну случается, блин. Случается. И это часть работы. Специфика, если можно так выразиться.

Среда.

Тоже причина, хотя я бы не стал ставить ее на первое место. И все-таки, техлиды и кадры держат в уме, что айтишники могут выгорать. Есть даже специальные должности, специальные люди, которые следят, чтобы персонал чувствовал себя хорошо. Когда все твои коллеги ходят к психоаналитику, а хандра является чем-то обыденным, это дает некую свободу маневра. Вчера захандрил Петя, сегодня Даша, а завтра меня что-то не прет. Увы, не так уж редко выгорание путают с обычной ленью. Повторюсь – это не первоочередная причина, но имеет место быть.

Неумение отдыхать.

Зачем они выгорают? - 4

Культ продуктивности, который пышным цветом цветет в среде IT тоже имеет свои последствия. Вы даже не представляете, сколько людей не могут элементарно отдохнуть. Ибо сениор Женя делает мою недельную работу за два часа. Я должен быть таким же. Отдохнул, значит потерял время! Фигачить, фигачить, хрр… пшшш… фигачить…

Как сказал известный банкир Морган: «Я могу сделать годовой объем работы за девять месяцев, но не за двенадцать». Отдыхать надо уметь. Выключаться из задач и поехать кататься на сноуборде, нюхать фиалки или зазырить новый фильм, о котором столько говорят. Спланированный регулярный отдых – это подпитка сил на текущую работу. Не надо делать ставку на отпуск через три месяца. Подпитывать свои ресурсы надо здесь и сейчас и это постоянный процесс. Следить за тем, чтобы отдых не выходил за рамки – это да. Если вы скроллите рилсы инсты не час, как запланировали, а три, у вас проблема. И все же «рабочие выходные» — это не есть правильно.

 

Резюмирую. IT – это очень специфичная область. В ней работают специфичные люди со специфичными потребностями и проблемами. И выгорание – вполне себе обычное дело в этой среде. Все мы выгораем. Это надо принять. Убедиться, что не лень. Дать себе отдохнуть. И с новыми силами в проект. Ибо на дохлой кобыле далеко не уедешь.

 

 

Автор: Олег Плотников

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js