Социальные сети: эволюция, продажи и принятие

в 7:49, , рубрики: Facebook, Instagram, twitter, vk.com, Вконтакте, История ИТ, мой мир, одноклассники, социальные сети, Социальные сети и сообщества, метки:

Общение людей на расстоянии трансформировалось с течением времени. Гонцы с устными посланиями, гонцы с депешами, оптические телеграфы на башнях, системы передачи информации с помощью световых сигналов, телеграфы, телефоны, мобильная связь, интернет — это непрерывный процесс, необходимый для удоволетворения естественной потребности социального существа в общении.

Социальные сети стали важнейшими на данный момент инструментами, позволяющими людям разговаривать друг с другом, обмениваться мыслями, изображениями, видео, трансляциями, а рекламодателям – делать узконаправленную рекламу на нужные им целевые группы.

Сегодня мы поговорим о том, как эволюционировали социальные сети в течение своей истории с 1995 года по сегодняшний день, почему и как компаниям выгодно использовать социальные сети, и насколько Вконтакте и Instagram «вросли» в жизнь обычных людей.

Социальные сети: эволюция, продажи и принятие - 1

Социальные сети: эволюция, продажи и принятие - 2Появление социальных сетей было вопросом времени. Его прогнозировали ещё в XIX веке, когда учёные только пытались изобрести работающий телеграф. Владимир Одоевский в романе «4338 год» описал нечто среднее между Живым Журналом и Instagram. В его мире будущего между домами ведётся переписка с помощью газет. Старший дворецкий, записывая со слов хозяв дома текст, фотографирует его на камер-обскуру и издаёт в нужном количестве экземпляров. Обычно сообщают о домашних новостях, разных мыслях, приглашают на обед. Для более быстрой связи, для экстренных случаев, между домами есть магнетические телеграфы.

Своё футуристическое произведение автор писал в 1835 году, когда русский дипломат и историк Пауль Шиллинг уже собрал в Петербурге электромагнитный телеграф, а Морзе ещё не запатентовал свою версию телеграфа и не получил субсидию на строительство первой линии.

Фантазия человека безгранична. Тома Эдисон в 1878 году описал «Телефоноскоп», способный передавать изображения и звук, чтобы родственникам, находящимся далеко друг от друга, можно было общаться. Как Вконтакте или в Periscope. Но фантазия пусть и шагает вперёд, но работает в пределах доступных технологий — мыслили тогда телеграфом, фотографиями и рукописными текстами.

В 1920-е годы идею реализовали в телефонной лаборатории Белла: тогда исследовательское отделение протестировало прототип, передающий аудио и видео из Вашингтона в Нью-Йоркский офис AT&T.

Но о смартфонах в карманах в тот момент и не мечтали.

Социальные сети: эволюция, продажи и принятие - 3
Иллюстрация к идее Томаса Эдисона

Социальные сети: эволюция, продажи и принятие - 4
Односторонниий видеофон, разработанный в Лаборатории Белла

29 октября 1969 года впервые была установлена связь между компьютерами университетов Лос-Анджелеса и Стэнфорда. В 1971 году разработали программу для отправки электронных писем между компьютерами. Сеть ARPANET в 1973 году стала международной – её подключили к трансатлантическому телефонному кабелю. Она позволяла обмениваться информацией научным организациям Европы и США. В 1984 учёные создали сеть NSFNet, объединившую множество университетских сетей.

Появление интернета открыло новые возможности для быстрого общения. Сначала для военных, затем для учёных, и после — для широкой общественности. В 1989 году Тим Бернерс-Ли из CERN предложил концепцию World Wide Web, разработал протокол HTTP. В 1991 году к интернету наконец стали подключать жилища частных лиц, а не только учебные заведения и военные структуры.

С 1995 года можно начинать историю именно социальных сетей. Пионером стал портал Classmates.com, существующий до сих пор. Он позволяет находить одноклассников, однополчан, одногруппников из детского сада, коллег по работе. Со временем разработчики запустили версии сайта с таким же дизайном и функционалом для других стран.

В 2008 году портал Classmates.com насчитывал пятьдесят миллионов подписчиков. Из них 3,8 миллионов оплачивали членство.

Благодаря большой любви к рассылкам электронной почты (прямо как Linkedin) портал стал фигурантом нескольких судебных разбирательств. Например, в 2008 году он выплатил пользователям 9,5 миллиона долларов.

Социальные сети: эволюция, продажи и принятие - 5

В 2002 году на сцену вышел упомянутый ранее LinkedIn — социальная сеть для деловых контактов. Тут можно было найти коллегу по работе или по сфере деятельности, рассказать о своих рабочих успехах. По сути, профиль представляет собой готовое резюме. Сеть позволяет следить за компаниями, которые периодически выставляют вакансии.

Корпорация Microsoft купила эту социальную сеть летом 2016 года за 26,2 миллиарда долларов — отдала чуть меньше трети собственных наличных средств.

Цена обусловлена тем, что сеть активно развивается и приносит прибыль. В LinkedIn более двух миллионов платных подписчиков, с которыми можно связаться напрямую. Всего сообщество насчитывает 433 миллиона участников.

Социальные сети: эволюция, продажи и принятие - 6

В 2003 году появилась блог-платформа MySpace. Этот сайт изначально был предназначен для молодёжи, которая хочет читать, слушать музыку, обмениваться видеоконтентом, размещать свои фотографии и вести блоги. В июне 2012 году посещаемость составила 25 миллионов человек.

Несколько лет MySpace была самой поплуярной социальной сетью в мире. Но в 2008 году это изменилось, когда Facebook зафиксировал 129 миллионов уникальных пользователей, а MySpace — 114,6 миллионов пользователей.

Социальные сети: эволюция, продажи и принятие - 7

Сайт Thefacebook открылся 4 февраля 2004 года и был доступен только для студентов Гарвардского университета. За двенадцать лет социальная сеть лишилась артикля и достигла 1,71 миллиарда активных посетителей в месяц. Марк Цукерберг стал самым молодым миллиардером планеты в 23 года благодаря своему изобретению.

Изначально сеть предназначалась студентам Гарвардского университета. В 2004 году аудиторию расширили до Стэнфорда, Колумбийского университета и Йеля. В сентябре 2006 года сеть стала открыта для всех пользователей старше тринадцати лет.

Facebook позволяет пользователям создавать собственную страницу с фото и информацией, общаться с друзьями, оставлять сообщения на стенах, загружать видеозаписи и создавать группы, а также страницы компаний. Facebook как инструмент для влияния на аудиторию используют множество как крупных корпораций, так и локальных организаций. Активно пользуются этой социальной сетью бизнесмены и политики в репутационных целях.

В апреле 2016 года в социальной сети запустили Facebook Live — то есть собственный Periscope.

Социальные сети: эволюция, продажи и принятие - 8
Дизайн Facebook в 2004 году

Социальные сети: эволюция, продажи и принятие - 9
Страница Марка Цукерберга в Facebook в 2006 году

Похожая история у социальной сети Вконтакте, самой популярной в России. 10 октября 2006 года Павел Дуров запустил этот сайт в качестве сети для студентов и выпускников вузов.

По данным на октябрь 2016 года в социальную сеть заходят ежедневно более 80 000 000 пользователей. Из них 65% — из России.

Социальные сети: эволюция, продажи и принятие - 10
Вконтакте: начало

Социальные сети: эволюция, продажи и принятие - 11
Дизайн Вконтакте в 2007 году

Альберт Попков запустил Одноклассники 26 марта 2005 года. До этого Попков уже участвовал в создании подобных проектов в Европе. Всего за восемь месяцев количество зарегистрированных пользователей достигло полутора миллионов человек, в 2007 году этот показатель поднялся до четырёх миллионов.

В 2008 году по аналогии с Classmates была введена платная подписка, только на этот раз — не для дополнительных функций, а на этапе регистрации. Популярность сайта упала, пользователи перетекали Вконтакт, и в 2010 году платную регистрацию отменили. На 2010 год 56% пользователей сети — люди в возрасте 25-44 года.

В 2016 году в социальной сети появилась функция денежных переводов и стриминговых трансляций, компания выпустила приложение «ОК видео» для Smart TV и интегрировалось с Instagram.

Социальные сети: эволюция, продажи и принятие - 12

В 2006 году был запущен Twitter. Это был SMS-сервис для общения с небольшой группой людей. Вопрос «Что ты сейчас делаешь?» был главным с самого начала. Первый твит появился 21 марта 2006 года, его оставил Джек Дорси: «просто настраиваю мой twttr». Сообщения в Twitter несколько лет назад можно было публиковать с обычных телефонов — отправив на нужный номер текст для размещения.

Изначально количество символов было ограничено 140. Чтобы уместить ссылку, начали использовать сокращалки. В 2016 году были сделаны послабления — и сервис перестал учитывать ссылки в ограничении.

Вся суть Twitter — вложить в эти 140 символов мысль, идею, информацию для своих друзей. Краткость — сестра таланта.

Социальные сети: эволюция, продажи и принятие - 13

В 2010 году на сцену вышла социальная сеть, фишка которой — квадратные фотографии, похожие на фото Polaroid, и фильтры. Спустя пять лет после запуска Instagram дал наконец возможность добавлять фотографии и видео любой формы.

В 2012 году Facebook купила Instagram за 300 миллионов долларов денежными средствами и 23 миллиона акций. Общая сумма составила миллиард американских долларов. Сделка у некоторых людей вызвала удивление. Но оказалось, что Instagram стоит в 49 раз дороже, чем за него заплатил Facebook.

Почему Instagram выстрелил? Потому что фотографии — универсальный язык. Пользователям не нужно даже читать подписи, потому что фото, обработанные с помощью фильтров, рассказывают истории сами по себе.
За первые сутки после запуска Instagram в 2010 году в нём зарегистрировались 25 тысяч человек. Учитывая тот факт, что сеть изначально работала только на iOS. В 2012 году глава Facebook Марк Цукерберг заявил о 200-миллионом зарегистрированном пользователе. В декабре 2014 года Instagram по числу пользователей обошёл Twitter. 21 июня 2016 года количество пользователей достигло 500 миллионов человек.

Социальные сети: эволюция, продажи и принятие - 14

В социальных сетях Вконтакте и Facebook люди рассказывают истории и делятся мыслями. Причём авторов, то есть создателей оригинального контента, больше в Facebook. В российском аналоге пользователи предпочитают репосты.

В Twitter мы делимся уже не историями, а короткими замечаниями. Микроблоги учат лаконичности, заставляют укладывать мысли в ограниченное количество символов.

Instagram предполагает общение на визуальном уровне. Иногда проще сделать фото или видео вместо того, чтобы описать что-то подробно. Хотя и в других сетях можно делиться изображениями, узкая направленность контента в Instagram гарантировала ему успех.

Пользователи каждой из этих социальных сетей общаются друг с другом. А рекламодатели, компании и агентства, зарабатывают деньги, таргетируя рекламу релевантных товаров на нужные целевые группы.

Социальные сети для маркетинга

С самого начала истории социальных сетей существуют два способа их монетизации: реклама и платные подписки. Второй вариант показал себя не с лучшей стороны, поэтому сегодня платную регистрацию найти сложно — более того, я не назову ни одной социальной сети, которая бы предлагала оплатить личный аккаунт на этом этапе.

Таргетированная реклама используется активно. Крупнейшие бренды, малый и средний бизнес — огромное количество компаний имеют собственные страницы в социальных сетях. Это помогает общаться с аудиторией на их языке и на тех площадках, которые удобны людям. И создают для них рекламные сообщения — как для огромного количества пользователей на федеральном уровне, так и локальные сообщения — анонсы открытия нового магазина, скидки на товары и услуги в определённом городе или даже на нужной улице.

Вокруг социальных сетей существует большое количество мнений, касающихся аудиторий. Вконтакте — для школьников, в Facebook — только профессионалы, Одноклассники — для пенсионеров. Эти предположения оправданы, но только отчасти.

Стоит сказать, что аудитории социальных сетей сильно пересекаются — на одного человека в среднем приходится 2,5 землекопа социальной сети. И что аудитория беспрерывно взрослеет вместе с сетями.

Ниже — данные исследований TNS. Обратите внимание на долю пользователей 25-34 года. Во всех социальных сетях она составляет от 26% до 35%, и преимущественно люди этого возраста пользуются наиболее популярными социальными сетями, не считая Вконтакте. У Одноклассников выше, чем у остальных, доля людей старшего возраста, а у Вконтакте — очень много пользователей 18-24 лет.

Социальные сети: эволюция, продажи и принятие - 15

Социальные сети: эволюция, продажи и принятие - 16

Социальные сети: эволюция, продажи и принятие - 17

Социальные сети: эволюция, продажи и принятие - 18

Социальные сети: эволюция, продажи и принятие - 19

Зачем в принципе идти в социальные сети для того, чтобы продвигать свой товар? Потому что этот канал позволяет охватить неплохую долю населения. В России аудитория 25-34 года Вконтакте составляет 72% от всех жителей страны. В возрасте 12-24 года этот показатель достигает 84%.

Внутренние инструменты рекламы позволяют таргетировать её по географии пользователя, вплоть до города, по возрасту и полу, интересам, подписке на определённые сообщества или наборот — исключая подписчиков группы. В рекламных кабинетах Facebook и Вконтакте есть «пиксели», которые встраиваются на ваш сайт: это позволяет таргетировать потом рекламу на тех людей, которые зашли на страницу.

Социальные сети: эволюция, продажи и принятие - 20

Отличаются способы использования социальных сетей. Если Вконтакте с десктопов сидят 24% пользователей, но в Facebook этот показатель составляет 53%. И наоборот — со смартфонов Вконтакте пользуются 48% аудитории, а Facebook — 30%. У Facebook, стоит отметить, есть проблема с приложением: оно сильно сажает батарею на Android.

Социальные сети: эволюция, продажи и принятие - 21

Отдельно стоит видеореклама. Чтобы привлечь больше рекламодателей, нужно рассказывать им об огромном количестве просмотров на площадках. Facebook для этого использовал две уловки: автоматическое включение ролика во время прокрутки ленты и завышение времени просмотров видео в собственных отчётах. Марку Цукербергу за второе пришлось извиняться.

Чтобы эффективно продвигать нужную рекламодателю тему, необходимо чётко осознавать, какая именно аудитория является целевой. Мало говорить «мужчины 18-45» — это и студенты, кушающие залитую кипятком лапшу в общежитии, и бизнесмены на автомобилях за несколько миллионов рублей. Нужно понимать поведение целевой аудитории, их достаток, хобби, семейное положение.

Приведу пример из классического маркетинга — из книги «Нейромаркетинг в действии. В незапамятные времена одна американская авиакомпания пыталась понять, как же продавать авиабилеты бизнесменам. В результате опроса выяснили, что мужчины боятся летать не из-за страха высоты, и даже не из-за страха умереть — а из-за боязни оставить жену и ребёнка без кормильца. В результате рекламная кампания была нацелена на женщин: хотите, чтобы ваш муж прилетел из командировки быстрее? Хотите больше времени провести вместе во время отпуска? Летайте на самолётах!

Проникновение

О проникновении социальных сетей выше я приводил слайд, по которому видно, какой процент населения России определённого возраста можно охватить с помощью той или иной сети. Некоторая часть людей, которые сидят в социальных сетях, в опросе могут ответить, что не пользуются интернетом — для них Одноклассники, например, им не являются.

В самом интернете социальные сети интегрированы в огромное количество сайтов. Для входа в личный кабинет конторы, которая отвечает за ЖКХ в моём доме, я использую Вконтакте. На сайтах висят новости из социальных сетей компании, настроена авторизация через сети. Новый инструмент Вконтакте позволяет повесить на сайт кнопку для общения с аккаунтом компании в этой социальной сети — для удобного общения со службой Customer Care (забота о клиентах).

Высокий уровень проникновения сети показывают в реальной жизни. Общение происходит с помощью сообщений Вконтакте вместо SMS. Хотя тут мессенджеры выходят на пердний план — как мессенджеры от соцсетей вроде Facebook Messenger и WhatsApp, а также Telegram, Viber. В исследованиях чаще всего показывают рейтинг социальных сетей и мессенджеров на одних слайдах.

Яркий пример важности социальных сетей — это наследование аккаунтов. В штате Дэлавер оно узаконено в 2014 году. „Вы умерли“ — такую фразу выдаёт с порога адвокат Меган Ип каждому клиенту в её офисе в Сан-Франциско, заставляя проводить инвентаризацию цифрового имущества. Аудитория не только взрослеет, но и умирает, так что на этот случай Facebook и другие ресурсы составили для вас план действий.

Популярности социальных сетей способствует удешевление смартфонов. Сегодня можно купить сносный гаджет тысячи за три рублей — его точно хватит для того, чтобы ставить лайки фотографиям в Instagram.

Потребители могут не звонить на горячую линию, а вместо этого написать производителю или продавцу Вконтакте. Служба Customer Care придёт и даст ответ на вопрос или оформит жалобу — если, конечно, компания заботится о своих клиентах.

Журналисты в поисках горячей темы и информации по уже найденному вопросу рыщут по социальным сетям, различным новостным пабликам, чтобы использовать какие-то фотографии с места ДТП или другого происшествия. Они же следят за аккаунтами управленцев различных компаний, чтобы использовать неаккуратное высказывание против них и их работодателей, поднять волну негодования.

За неаккуратные высказывания могут уволить, оштрафовать, посадить в тюрьму. А легче всего сказать что-то неправильное в социальной сети, особенно — в состоянии алкогольного опьянения.

Высокая доля проникновения также подвергает людей опасности. Перестрелки и драки из-за твитов перестали быть чем-то необычным. Проследить передвижение многих людей можно по чекинам в Swarm и Вконтакте. В 2011 году сын Евгения Касперского был похищен, потому что преступникам был доступен его домашний адрес на странице Вконтакте.

Социальные сети отлично дополняют нашу жизнь. Людям они помогают общаться, компаниям — продавать товары, а исследователям — выявлять поведенческие тренды на основе сообщений. Главное помнить, что это не „виртуальная“ реальность, а именно часть настоящей жизни: за свои поступки и слова придётся отвечать. Но это уже другая история, для будущей статьи.

Автор: ivansychev

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js