11 способов, с помощью которых вы можете попробовать достать деньги на некоммерческий проект (и у вас ничего не получится)

в 20:54, , рубрики: microsoft, архивы, библиотеки, Династия, инвестиции, кейсы, КиберЛенинка, краудфандинг, минкультуры, Михаил Прохоров, наука, рвк, РНФ, РОСНАНО, ФАНО, фрии, яндекс, метки: , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Сейчас стало модно и молодежно рассказывать о своих неудачах, но самобичевание — это не цель. Когда долго делаешь что-то, ты зацикливаешься на своей работе, и может быть очень полезно проанализировать ее и услышать мнение людей, далеких от области твоей деятельности. Вылезти, так сказать, из коробки. А что может привлечь больше внимания, чем небольшой стриптиз? Поэтому мы решили рассказать читателям о том, как можно потратить время и надежды на поиск финансов для некоммерческого проекта.

Наверное, сразу стоит сказать, что все зависит от тематики вашего некоммерческого проекта. Так получилось, что наша тема — это наука. Будучи сами немного «от науки» и понимая, что с научной инфраструктурой у нас в стране «что-то не то», мы однажды решили попробовать все кардинально изменить. Так родилась КиберЛенинка. Вкратце — мы выложили в интернет статьи из отечественных научных журналов. «Делов-то», — скажете вы, но мы попробовали сделать это еще и легально, заключив договор с каждым издателем. Кроме того, мы приложили ряд усилий для того, чтобы эти статьи «увидели» в сети. В мире это называется открытым доступом (Open Access) и является инфраструктурным фундаментом для такого явления, как открытая наука (Open Science). А уже на базе этого фундамента строятся разнообразные сервисы, основанные на открытых научных данных. Среди них наукометрические и аналитические инструменты, в том числе альтметрика; публичное онлайн-рецензирование; аналоги DOI и ORCID; экспертные системы; базы знаний; антиплагиат; карта науки и многое другое.

Очень часто создатели некоммерческих проектов не вполне осознают, что их проект, собственно, никому (кроме них самих) и не нужен. В нашем случае это скорее всего (с вероятностью 93.4%) не так. Кратко о наших достижениях: почти полмиллиона статей, более 500 журналов, из них больше половины — под лицензией CreativeCommons CC-BY. Посещаемость около 80 тыс. человек в день (более двух миллионов за последний месяц). Куча благодарностей в соцсетях, грант от Start Fellows, финал «Серебряного Лучника» (мы проиграли только Сколково с их Startup Village) и даже (!) Премия Рунета (за которую, что удивительно, мы никому и ничего не заносили). Поэтому будем считать, что обществу проект нужен. Теперь попробуем найти на него деньги.

Прежде чем искать деньги, надо понять, есть ли в вашей сфере финансы вообще, и если есть, то где. В нашей — явно есть, и немало. Мы не будем вдаваться в излишне подробный анализ госфинансирования науки и образования. Кому это интересно, — смогут сами справиться. Для сравнения лишь приведем пример: IT-сообщество очень будоражит госпоисковик «Спутник» и затраты на него, а, скажем, Карта российской науки за 90 млн руб. обходит IT медиа-поле стороной. И это лишь мизерный единичный пример. Интересующиеся приглашаются на площадку Экспира для осознания объемов хотя бы в рамках ФЦП.

АСИ

В 2012 году начало свою работу Агентство стратегических инициатив (АСИ). У нас загорелись глаза: «Это все про нас»! И стратегично, и тиражируемо, и проч. и проч. Мы подождали год, набрали вес и решились. В сентябре 2013 года нами была подана заявка в направление «Молодые профессионалы». Название проекта: «КиберЛенинка — Открытый доступ к научным знаниям».

10.09.13 — (автоматическое письмо о принятии проекта к рассмотрению) — Ваш проект успешно зарегистрирован в базе данных на сайте Агентства Стратегических Инициатив и ему присвоен идентификационный номер: 8659.

03.10.13 — (автоматическое письмо: Проект «КиберЛенинка — Открытый доступ к научным знаниям» отклонён.) — Рассмотрев представленные Вами материалы по Проекту, сообщаем, что в поданной заявке имеется несоответствие требованиям к документации, содержится недостаточно информации для анализа проекта на предмет соответствия критериям отбора. В связи с этим Ваш Проект не может быть принят на рассмотрение в Агентстве стратегических инициатив.

Нами было отправлено письмо с вопросом по поводу, что нужно исправить, чтобы удовлетворить требованиям, но ответа не последовало.

Фонд Развития Интернет-Инициатив (ФРИИ)

Мы подавались в первый набор ФРИИ. Название проекта: КиберЛенинка. Описывали сервис микроконсультаций как бизнес-проект. Maven, Zintro, Clarity, вот это все.

01.09.13 — Ваша заявка на участие в программе финансирования и акселерации Фонда ФРИИ принята. Наши специалисты оценят её и сообщат вам о дальнейших действиях через Личный Кабинет на сайте. Оценка может занять достаточно существенное время, вплоть до месяца — мы отсматриваем каждую присланную нам заявку, советуем запастись терпением.

19.09.13 — В первый набор акселератора было подано очень много сильных проектов, но на интервью мы можем пригласить только 100 из них. К сожалению, по результатам экспертной оценки ваш проект не вошел в ТОП-100.

Фонд Прохорова

09.07.13 — Заявка в Фонд Прохорова — ответа не было.

Династия

31.08.13 — Заявка в Фонд Зимина «Династия».

20.09.13 — Здравствуйте, к сожалению, не сможем поддержать проект. Всего доброго,
зам.исполнительного директора фонд Дмитрия Зимина «Династия».

Фонд Посевного Финансирования Microsoft

Заявка подавалась через askcap.ru. Тематика та же, что и в ФРИИ — микроконсультации.

17.10.13 — Сообщаем вам, что, к сожалению, по результатам предварительного экспертного отбора заявок, поданных в Фонд посевного финансирования Microsoft, ваша заявка не прошла на финальный отбор. В связи с большим объемом обрабатываемых заявок мы не можем предоставить комментарии по каждой конкретной заявке.

МинКульт (РГБ, ГПНТБ)

Пытались получить финансовую поддержку проекта от Министерства культуры РФ в лице крупнейших библиотек РГБ и ГПНТБ — не получилось. РГБ на начальном этапе поддержала морально и информационно, что было для нас, кстати, в то время ценно и важно.

Российский научный фонд (РНФ)

В РНФ подавались две заявки по Открытой науке (Приоритетное направление развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, критическая технология: Информационно-телекоммуникационные системы).

1. Название проекта: «Открытая наука: создание виртуальной среды и онлайновой научной инфраструктуры». Конкурс «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами». Заявка подавалась совместно с проектом «Соционет».

2. Название проекта: «Новый подход к модернизации научно-исследовательской деятельности и к оценке ее продуктивности: передовые методы информатики для
совершенствования научного процесса». Конкурс 2014 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований международными научными группами». Заявка подавалась совместно с проектом «Соционет» и международной группой, состоящей из членов euroCRIS.

В обоих случаях нас ждал неуспех.

Федеральное агентство научных организаций (ФАНО)

Мы довольно много общались с представителями ФАНО, членами Комиссии по информатизации, пресс-секретарями. Было выступление на конференции «Технологии создания, агрегации и использования научного и образовательного контента» перед членами комиссии по информатизации и заместителем начальника Управления информационных технологий и защиты информации.

Ни к чему реальному это не привело.

РВК, РосНАНО, Спортлото и др.

Было предложение для этих структур (на самом деле мы писали в кучу крупных госов) организовать для них спецпроекты с продвижением бренда на страницах размещённых в КиберЛенинке научных изданий. Мы называли это «социальные инвестиции». Ответа не последовало.

После попадания проекта в Russian Startup Rating было общение с экспертами РВК, в результате которого поступило предложение поучаствовать в заказной разработке для РВК «с использованием опыта КиберЛенинки». Сам проект интереса не вызвал.

Писали в НАУТЕХ, — там ответили, что социальные проекты интереса не представляют.

Конечно, мы несколько раз писали в МинОбр, разными людям, в том числе и Ливанову, но с таким же успехом можно было бы писать и в Спортлото.

Отдельный маленький абзац про ФЦП. На фоне общего негативного опыта и того объема документации, который необходимо готовить (общение с Экспиром ничего не прояснило в данном вопросе), мы решили, что это утопия. Об этом же свидетельствуют многочисленные отзывы коллег из научной среды.

Донейт, краудфандинг

Изначально отношение к этим инструментам было очень скептическое. Из общения с успешным в этом виде сбора средств Сашей Семеновым было понимание, что для того чтобы эти каналы работали, надо только ими и заниматься. То есть, по сути, надо работать не над проектом, а над упрашиванием окружающих дать на него деньги. И это не единоразовая работа, а постоянный труд. В итоге мы повесили форму доната на сайте и убрали через месяц, набрав 500 рублей. Похоже мы — не Навальный.

Волож не позвонит

Было несколько попыток «подружиться» с Яндексом. Как известно, компания активно интересуется массовыми сервисами в различных областях (достаточно вспомнить покупку Кинопоиска, Авто.ру и др.). Нам казалось, что Яндексу как минимум должны быть небезразличны научно-образовательное направление и проекты, подобные нашему. Но мы не собирались «продаваться», а предлагали совместно поработать над сервисом альтметрики — подсчётом упоминаний научных статей в соцсетях (здесь Яндекс со своими технологическими наработками смог бы нам сильно помочь продвинуться). Помимо этого была идея организовать спецпроект и разместить научные статьи сотрудников Яндекса в КиберЛенинке.

Общение внутри компании через знакомых сотрудников ни к чему не привело. Создалось впечатление, что научная тема совсем не интересна, более того, Яндекс намеренно обходит ее стороной.

Опять же по совету знакомых из Яндекса совсем недавно мы пробовали податься в Tolstoy Yandex Camp, чтобы представить свой проект и пообщаться с профессионалами отрасли. Нас пригласили на собеседование, выяснили наши реальные цели (в кэмп мы не собирались), и общение не завязалось.

Яндекс оказался настолько неприветливым, что даже такие, казалось бы, тривиальные задачи, как «попасть в Яндекс.Каталог» (после переписки из 10 писем вердикт — «проект у вас сырой») или «попасть в РСЯ» (помогла только публикация на Роеме), были обречены.

Уныние

В конечном счете после двух лет мытарств единственным источником средств (на хостинг) стала контекстная реклама, и то не без существенной помощи Роема.

Впечатления от этого марафона не очень приятные. В большинстве случаев все телодвижения отнимают уйму времени на подготовку заявок, документаций, презентаций, медиакитов и прочего балшит-бинго. На старте, когда есть энтузиазм, это делается. Но затем все сложнее и сложнее заставить себя вместо работы над непосредственно проектом тратить время на очередной ни к чему не ведущий документ.

Источник

* - обязательные к заполнению поля