Влияние Китая на мировой рынок мобильных устройств. Часть 1

в 17:00, , рубрики: аналитика, китайские товары, Мобильный веб, метки: ,

Китай это Мекка для тех, кто ищет необычную электронику местного производства или хочет окунуться в необычный мир китайских магнатов и местных производств. На смартфоны в Китае сейчас приходятся порядка 80-90% мирового рынка мобильных устройств. Доля базовых телефонов до $100 в ближайшее время сохранится, причем, причем уровень конкуренции здесь заметно меньше, чем в категории смартфонов до $200, что является показателем широких возможностей для производителей.

image

Китайские производители мобильных устройств имеют главные козыри выживания на мировом рынке – цена, количество и скорость. Копии мировых брендов и попытки обогнать мировых производителей показывают стремление Китая монополизировать рынки мобильной электроники, несмотря на засилье внешних телекоммуникационных интервентов. Российский рынок для китайских мобильных компаний является наиболее привлекательным и масштабным.

image

Многим известные китайские производители Xiaomi, Lenovo, Huawei, ZTE удерживают позиции на рынке мобильных устройств унизительно низкой устройств ценой, несравнимой с iPhone. Последние технологичные новинки с ценой до $500 — Huawei Ascend P6, Huawei Ascend P2, ZTE Grand S Nubia Z5, Xiaomi MI3 с начинкой паритетной iPhone 5 — прямые доказательством этому.

История развития китайского мобильного рынка

Влияние компаний из Поднебесной на мировой рынок мобильных устройств давно уже стало весьма ощутимым. Сегодня оно затрагивает не только сферы OEM- и ODM-соглашений с ведущими мировыми компаниями в мобильном сегменте, но и разработку собственных оригинальных решений. Это можно увидеть на примере влияния компании Xiaomi и Huawei на мировые рынки мобильной электроники, где они являются разрушительной силой. Сегодня китайские вендоры активно ищут выход на международную мобильную арену. Прибыль местных производителей суперфонов Huawei, ZTE зависит от ценовой и административной политики.

image
image
image

Развивающиеся фирмы на китайском рынке при поддержке правительства Поднебесной приобретают мобильные подразделения влиятельных корпораций и сами становятся тем самым более влиятельными на международном рынке мобильных устройств. Подобные сделки позволяют распоряжаться такими раскрученными марками как Alcatel, CEC и Philips. Россия является одним из приоритетных рынков для китайских производителей мобильных устройств.

История развития китайского рынка мобильной электроники берет свое начало со статуса Китая, мировой фабрики высокотехнологичных продуктов. К раннему развитию мобильной индустрии в Китае привел перенос компаниями Nokia, Siemens, Ericsson своих сборочных производств по причине дешевой рабсилы. Рассвет компаний наблюдался в начала 90-х.

image

В 1992 году компания Motorola построила в Китае крупнейшие в Азии производственные мощности по выпуску телефонов. В дальнейшем ее примеру последовали корпорации Siemens, Ericsson (впоследствии — Sony Ericsson), Nokia и другие. Но все это замедляло рост собственных китайский компаний.

image

Первый по-настоящему китайский мобильный телефон стандарта GSM был произведен в КНР лишь в 1996 году. Далее китайские производители мобильных устройств безнадежно проигрывали ведущим мировым компаниям. К 1997 году насчитывалось всего лишь пять собственно китайских компаний. Интервенты мирового мобильного рынка понимали всю перспективность развертывания сетей сотовой связи в стране с огромным быстрорастущим населением и не скупились на инвестиции в производство мобильных устройств. В специальных экономических зонах, таких как Шэньчжень, активно строились заводы и фабрики по производству мобильников.

image

За период с 1999 года по 2002 год зарубежные компании инвестировали свыше 10 млрд. долларов в развитие производства мобильных и технологий на территории КНР. Львиная доля продукции была направлена на экспорт. Внутренний китайский рынок питали местные компании, которые пытались конкурировать с мировыми лидерами ценой и количеством мобильных устройств.

В 2001 году 17 китайские производители мобильных телефонов объединились в альянс China Mobile Communications Association, задачей которого являлось объединение усилий в проведении исследований и разработок в области мобильных технологий, решения вопросов, связанных с логистикой и дистрибуцией. В 2001 году доля телефонов китайских производителей на внутреннем рынке составляла не более 10%. А уже к 2003 году она возросла до 40%.

Не менее интересным является вопрос, связанный со стандартами сотовой связи в Китае. Внутренний рынок Китая начинал рост со стандарта GSM и оставался доминирующим стандартом в течении длительного времени. В то же время местные компании предпринимали попытки развертывания 3G, технологии WCDMA (UMTS) и CDMA2000 опираясь на стандарты американской компании Qualcomm. В сентябре 1998 года был запущен исследовательский институт в области телекоммуникаций Datang Telecom Technology. Он стал ключевым игроком в области мобильной связи стандарта 3G (TD-SCDMA). Это позволило местным компаниям избежать лицензионных отчислений за использование патентов CDMA и UMTS иностранных компаний телекома. Правда, стандарт TD-SCDMA института Datang Telecom Technology уступал существующим решениям на рынке. Поэтому в начале десятилетия развитие стандарта TD-SCDMA начало бурно расти и Datang Telecom Technology удалось создать пул из множества телекоммуникационных компаний Motorola, Nokia, Ericsson, Nortel, NTT DoCoMo, Qualcomm и местных разработчиков Huawei Technologies, Legend, Soutec, China Electronics, ZTE. Немецкая компания Siemens стала стратегическим партнером Datang Telecom Technology, инвестировав в разработку стандарта TD-SCDMA порядка 200 млн. евро. Внедрение сетей сотовой связи 3G оказалось куда более долговременным процессом, чем предполагалось.

В апреле 2007 года Datang обеспечил 36,6% доля первой крупномасштабной компании China Mobile TD-SCDMA. В марте 2012 года Datang Telecom приобрел три ключевых игрока на китайском рынке – компании TD-SCDMA, разработчика чипов Leadcore, Shanghai UniScope – разработчика дизайна телефонов и дочернюю UniScope электроники. На руках Datang оказалось 51% акций в UniScope.

Вместе с Индией Китай является самым быстро растущим мобильным рынком. Очевидно, что обеспечить все эти сотни миллионов абонентов мобильными телефонами главным игрокам рынка Apple, Samsung, LG, не под силу. Последние тенденции в мобильном бизнесе Nokia показали реструктуризацию сотрудников, закрытие фабрик и заводов на внутреннем рынке и перенос производства в Китай. На этом финская корпорация планировала сэкономить почти $2 млрд к концу 2013 года.

Основные тенденции китайского рынка мобильных телефонов

«Иисус любит тебя» — говорит путнику промокшая до нитки девушка на улицах Шеньчженя, одного из самых быстрорастущих мегаполисов мира. Она верит, что путь Иисуса интересен иностранцу, который рассекает толпу в попытках поближе познакомиться с происходящим. Сюрреализма происходящему добавляют европейские лица, взирающие с огромных рекламных плакатов. Ливень размывает их черты и делает неузнаваемыми в темноте.

Китай – мировая фабрика по производству бытовой потребительской электроники, игрушек, автомобилей, хлопчатобумажной продукции. В Китае судьба местных производителей бытовой электроники зависит от собственных усилий, социально-политической активности. Гласс и мировоззрение китайского народа держится на Конфуции, судьба которого зависела от собственных усилий. Чтя законы древнего мыслителя, китайские семьи живут за счет финансирования местных фабрик бытовой электроники. Китайской семье выделяют комнатку, взамен ее члены обязуется отдать лучшие годы своей жизни фабрике Oppo, Foxconn. С разных уголков Китая приезжают бедные китайские семьи в поисках хлеба, который дает им фабрика.

image

В одном из самых густонаселенных уголков мира провинции Шеньчженя создают технологии и подделывают чужие продукты, крадут имена и создают истории, в которые сложно поверить. Скопировать Appe Store не составляет труда — все зависит от того, какое у вас помещение и сколько денежных средств готово выделить вам правительство. Если член вашей семьи является правительственным чиновником, вы автоматически получаете преференции на развитие собственного мобильного бизнеса. Можно сделать красивую витрину и рекламу, а внутри ограничиться банальными копиями мобильных продуктов мировых трендов.

В Поднебесной в отличии от большинства новых предпринимательских инициатив, компании по производству мобильной электроники, представители которых связаны с родственниками чиновников, легко получают финансовую поддержку от госкомпаний, включая таких гигантов по капитализации, как оператор сотовой связи China Mobile. Госкомпании с подозрительной готовностью помогают аффилированным бизнесменам в сфере мобильного бизнеса и некоторым из богатейших азиатских магнатов.

Если местная компания, укравшая очередной флагман Apple, успешно зарекомендует себя на рынке Китая, откроет ритейлерские точки продаж мобильных устройств, присвоив себе имя бренда, правительство Поднебесной непременно окажется ей денежную поддержку. Далее компания может направить финансовые потоки на покупку филиалов крупных компаний в целях расширения своего мобильного бизнеса.

image

Отличительная особенность китайцев на фабриках Foxconn, Oppo – трудолюбие, ответственность, скорость. Производственная сфера бытовой электроники построена по цепочке армейского режима. Компании Foxconn, Oppo не брезгуют брать на работу несовершеннолетних. Несмотря на то, что по закону рабочий день молодого стажера должен длиться не более восьми часов, большинство из них подвергается десятичасовым пыткам и изнурительной работе в ночные смены. Со студентами компании могут не заключать договора в целях экономии на соцобеспечение. В случаи производственных травм стажеры сами оплачивают медицинские расходы. Сотрудникам компаний Foxconn в сборочных цехах по производству iPhone, iPad приходится работать с токсичными веществами, при этом нормы техники безопасности могут не соблюдаться. Работники Foxconn идут на вредные условия труда и очень редко проходят медицинскую проверку.

Несмотря на людские жертвы компании Foxconn, являющейся крупнейшим OEM-подрядчиком компании Apple, обвинениях в жесткой эксплуатации рабочих, члены китайских семей отдают большую часть своей жизни фабрике, которая является для них единственным источником дохода, часть которого они могут разделить со своими близкими.

Заключение

В Китае живет самое большое число пользователей Интернета в мире, это самый крупный в мире рынок ПК и мобильных устройств. Есть у Китая и внутренние проблемы, связанные с низкими доходами населения, растущей закредетованностью, снижением численности рабочих рук.

image

Несмотря на очевидные трудности – пожары и жертвы на Foxconn, отсутствие медицинской поддержки, эксплуатацию рабочих рук, объем IT-рынка в Китае в 2013 году составит $323 млрд. В 2012-м эта цифра равнялась $301 млрд. Мобильные сервисы, облачные технологии, IT-услуги для корпоративного сектора и ERP-системы Китая являются драйверами роста китайского IT-рынка.

Расходы на конечных IT пользователей в Поднебесной выросли в 2012 году на 14%, в 2013-м рост этого сегмента составит 7,3%.

Для тех, кто не знаком с историей быстрорастущего китайского рынка мобильных устройств, стоит съездить в Шеньчжень и поближе познакомиться, увидеть все происходящее своими глазами.

Автор: alex_syritza

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js