Салют-7. Ремонт на орбите

в 3:31, , рубрики: аварии, космонавтика, союз, метки: ,

Несмотря на то, что история космонавтики насчитывает чуть менее 60 лет, чтобы рассказать обо всех мало-мальски не рутинных событиях произошедших в космосе и на Земле не хватит и сотни толстых книг. И сегодня я хотел бы рассказать об одном из таких происшествий, которое на сегодняшний день незаслуженно забыто. И большая доля вины за это лежит на идиотской практике советских секретчиков закрывать и выхолащивать все, что связано с космосом. Во время этого полета ТАСС сообщало, что все идеально. Космонавтов во время режимов телесвязи шедших в эфир просили врать прямо в камеру, о том, что все в порядке, а уже через год, на волне перестройки об этой истории написали в крупном журнале «Наука в СССР».

Орбитальная станция Салют-7, которая была предшественником легендарной станции «Мир» была запущена 19 апреля 1982 года. 11 февраля 1985 года станция, уже несколько месяцев, находившаяся в автономном полете перестала выходить на связь с Землей. После долгих споров было решено предпринять попытку спасти станцию.

Для спасения была разработана сложная схема выведения на орбиту и стыковки в ручном режиме с, в лучшем случае, неориентированным объектом. В худшем станция могла быть закручена вокруг центра масс, могла быть разгерметизирована или по другим причинам непригодна к восстановлению.

Под спасение был задействован переоборудованный корабль «Союз Т-13». Штатное кресло третьего космонавта было демонтировано, вместо него взяли дополнительные запасы и оборудование, в частности лазерный дальномер. Автоматическую систему сближения за ненадобностью сняли. А вот с вопросом кого посадить в первые два кресла, возникла проблема. Вопрос о бортинженере был решен довольно быстро, им стал Виктор Савиных, бывший бортинженером планового старта «Союз Т-13», долго готовившийся к полету, а до этого принимавший участие в проектировании серии станций «Салют», и знавший станцию как свои пять пальцев. Командир корабля «Союз Т-13» Васютин не имел опыта космических полетов, и было решено его заменить. Практический опыт ручной стыковки на орбите на тот момент имели трое: Кизим (он недавно вернулся из длительного полета, а потому должен был пройти послеполетную реабилитацию), Малышев (не готовился по программе выхода в открытый космос и не имел опыта длительной работы на орбите), Джанибеков (летал четырежды, причем дважды на Салют-7, но у него были ограничения от медиков на длительный полет). На место командира один за другим утверждались Березовой, Ляхов и Попов. В конечном итоге, Джанибекову удалось вырваться из цепких лап врачей, и командиром основного экипажа стал он. После многочисленных тренировок, 5 июня 1985 года на заседании Госкомиссии Савиных и Джанибеков были утверждены как основной экипаж, а Попов и Александров – как дублирующий. День старта назначен на 6 июня 1985 года. В 09:39:51.932 по времени Байконура «Памиры» стартовали.

По истечении вторых суток полета станция оказалась на прямой видимости, примерно в 10 километрах от «Союза». При помощи оптических приборов были оценены расстояние до станции и ее скорость. В автоматическом режиме сближение продолжалось до расстояния 2,5 км, когда автоматическое сближение начало выбиваться из графика, после чего экипаж перешел на ручное управление. Когда расстояние по лазерному дальномеру снизилось до 200 м, скорость сближения была погашена до нуля, для визуальной оценки состояния стыковочного узла станции и солнечных батарей.

Станция медленно вращалась, солнечные батареи были повернуты как попало, что значило отсутствие электропитания на станции со всеми сопутствующими неприятностями. Помогло то, что предложенные при тренировках учебные режимы аварийной стыковки оказались гораздо сложнее, нежели то, что было в действительности, и стыковка прошла четко и аккуратно.

Как часто говорят космонавты, самый страшный звук на станции – это тишина. Если какой-то из приборов замолчал – это значит, что он перестал работать. В переходом отсеке «Салюта-7» царили тишина, холод и тьма. На иллюминаторах была ледяная корка. На вопрос Земли о температуре Джанибеков ответил «Колотун, братцы!». Космонавты начали прокачивать воздух из рабочего отсека станции через индикаторные трубки, для исследования состава атмосферы. Когда анализ показал, что состав атмосферы лежит в допустимых пределах, Джанибеков и Савиных одели противогазы и, открыв люк, вошли внутрь рабочего отсека станции. После краткого визуального осмотра космонавты сняли противогазы и приступили к подробному исследованию. Следов пожара или потопа видно не было. Станция напоминала давно заброшенный дом. Аккумуляторы были разряжены. Энергопитание отсутствовало, автоматика, в том числе и система регенерации воздуха, не функционировала. Для начала собрали временную систему вентиляции, запитанную от энергоустановки корабля. Этого было недостаточно для полноценного воздухообмена, и концентрация углекислого газа около космонавтов превышала все допустимые норы, но это было хоть что-то.

При проверке системы электропитания обнаружилось, что два из восьми аккумуляторов от вынужденного простоя пришли в негодность, их исключили из системы энергопитания и решили напрямую подключить к солнечным батареям. Пошел заряд, и наконец-то можно было включить систему радиотелеметрии. Система ориентации солнечных батарей еще не работала и для их ориентации на Солнце использовались система управления и двигатели «Союза Т-13».

Причина исчезновения электропитания оказалась проста. Заряд аккумуляторов контролировался датчиком, который отключал батареи от них, при окончании заряда. Датчик подавал ложный сигнал о том, что батареи полностью заряжены, и блокировал попытки программно-временного устройства начать заряжать батареи. В результате, когда заряд исчерпался, станция тихо уснула.

Космонавты зарядили аккумуляторные батареи, и системы станции просыпались одна за другой. Появился свет, включилось терморегулирование, заработала система регенерации воздуха. В процессе проверки были перебраны все узлы, которые охладились ниже допустимого, прощупали все кабели, сняли внутреннюю обшивку, заменили то, что было возможно заменить, остальное отключили. Но, несмотря на то, что кризис миновал, была срочно необходима подмога с Земли, нужно было доставить воду, топливо, новые аккумуляторы и многое другое. Все это могло быть доставлено на беспилотном грузовом корабле «Прогресс», но надо было проверить систему автоматического сближения, ибо без нее все было бы бессмысленно. Проверка прошла удачно и через пять дней после окончания проверки «Прогресс-24» причалил к «Салюту-7». К этому времени жизнь на станции практически вошла в обычную колею, потом пришел и второй грузовой корабль, единственный из серии «Прогресс» получивший имя «Космос-1669». Из-за возникших на нем неполадок снова взыграла дурная практика скрывать все неудачи в космосе. Проблема была решена, и аппарат штатно пристыковался к «Салюту-7», но так и остался «Космосом».

Экипаж совершил пятичасовой выход в открытый космос и смонтировал дополнительные солнечные батареи доставленные на грузовых кораблях, также было установлено внешнее оборудование для исследований. «Салют-7» окончательно вернулся.

*Рекомендую прочесть книгу Виктора Савиных «Записки с мертвой станции»
**Про эту историю снят невообразимо идиотский документальный фильм. Здесь я вкратце рассказывал о своих претензиях к этому фильму.

Автор: kraamis

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js